Местное самоуправление во Франции

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Франция является унитарным государством,делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена, кроме округов, считаются территориальными коллективами и поэтому имеют выборные органы самоуправления. Административным округом управляет назначенный сверху субпрефект.

Историко-географические единицы – кантоныиспользуются исключительно в качестве округов для выборов в советы департаментов, самостоятельных органов управления не имеют.

Особое положение занимает являющаяся политической автономией Корсика.Там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна(община). Крупные города тоже имеют статус общины с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет (9-69 человек) по мажоритарной системе, из которого избирается мэр и его заместитель. Каждая коммуна имеет свой устав, основанный на типовом (1984 г).

В департаментах(96 во Франции и 3 заморских) избирается генеральный (департаментский) совет по мажоритарной системе на 6 лет Исполнительным ограном является председатель совета.

В регионах,объединяющих 3–8 департаментов (22 региона в метрополии и 4 заморских), тоже избирается региональный совет, имеющий разветвленную систему служб и комитетов, выполняющий консультативные функции. Исполнительный орган – председатель и бюро.Центральная власть представлена префектами, назначаемыми Советом министров. Они имеют право контроля за местным самоуправлением с точки зрения соблюдения законности.

Местное самоуправление во Франции имеет давнюю историю, а законы о децентрализации от 1982-1983гг. отметили рождение современной французской системы местного самоуправления. Эти законы позволили провести настоящую децентрализацию: местные органы самоуправления стали независимыми от государства, контроль которого осуществляется теперь в форме юридического контроля, также они получили расширенные полномочия.

По Конституции 1958г. «территориальными образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с особым статусом и заморские территории». Сегодня во Франции насчитывается
22 региона, 100 департаментов и 36 600 коммун.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности, в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:

· Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.

· Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.

· Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный Центр Социальной Помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.

Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.

· Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.

· Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.

· Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.

· Культура: оборудование культурного и спортивного назначения (музеи, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, бассейны, катки…); муниципальные музыкальные школы; досуговые центры.

· Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.

· Муниципальные архивы.

· В некоторых коммунах: международная деятельность.

Департаменты объединяют территорию, где находятся несколько коммун. В их компетенцию входит:

· Социальная помощь: социальные пособия, помощь детству, которое включает ведение процедуры усыновления и поддержку семьям, находящимся в тяжелой финансовой ситуации; помощь пожилым людям, в частности строительство и содержание домов престарелых и выдача персональных пособий для оплаты услуг помощи на дому; помощь инвалидам через департаментские центры помощи инвалидам, помощь для адаптации в обществе; помощь для оплаты жилья; в качестве эксперимента в некоторых департаментах юридическая защита молодежи. Для улучшения эффективности социальной помощи во многих департаментах созданы местные отделения, иногда называемые территориальными единицами.

· Санитарный контроль: санитарная защита семей, в частности детей.

· Обустройство и содержание территории: содержание и инвестиции в дороги департаментского значения и частично в дороги национального значения;организация школьного транспорта и междугородних коллективных перевозок в пределвх департамента; обустройство, содержание и эксплуатация водных источников, озер и водных поверхностей, которые переданы в его ведение; защита, управление и эксплуатация естественных территорий, подверженных риску; содержание департаментских зданий.

· Образование: строительство, содержание и оборудование коллежей; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом коллежей; определение мест размещения коллежей.

· Культура: централизованные библиотеки, архивы и музеи департаментского подчинения, содержание и управление некоторыми памятниками, переданными в их ведение; управление финансовыми средствами для охраны исторического наследия.

· Поддержка экономики, сельского хозяйства и туризма.

· Помощь коммунам (софинансирование).

· В некоторых случаях: международная деятельность.

Регионы включают в себя территорию нескольких департаментов. В их кометенции входит следующее:

· Экономическое развитие (основная область работы): экономическая помощь, поддержка исследований и развития, разработка и согласование с коммунами, сообществами коммун и департаментами региональной схемы экономического развития на пятилетку.

· Развитие территории: основной субъект диалога с государством, ведение совместных проектов (см. плановый контракт между государством и регионом); разработка регионального плана обустройства и развития территории.

· Транспорт: разработка регионального плана инфраструктуры и транспорта; организация регионального железнодорожного сообщения.

· Образование: строительство, содержание и оборудование лицеев; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом лицеев; участие в финансировании университетов, хотя эта функция и относится к компетенции государства.

· Профессиональное образование: формирование и реализация региональной политики профессиональной подготовки и начального профессионального художественного образования

· Культура и спорт: региональные музеи, региональное спортивное оборудование, общая инвентаризация культурного наследия, содержание и управление некоторыми памятниками, преданными в их ведение

· Здравоохранение: вакцинация, борьба с туберкулезом, проказой и СПИДом…, а также участие в финансировании и производстве санитарного оборудования.

· Помощь коммунам и департаментам (совместное финансирование).

· В большинстве случаев: международные отношения.

Межкоммунные отношения объединяют все формы соотрудничества между коммунами. В 1992 и 1999гг. межкоммунное сотрудничество было усилено принятием законов, направленных на лучшую его организацию и на его стимуляцию, в ситуации раздробленности коммун. По отношению к территориальным образованиям (коммунам, департаментам, регионам) межкоммунное сотрудничество имеет ограниченную компетенцию (по принципу специализации). Коммуны решают, какие компетенции ему передать. Эти компетенции больше не являются компетенциями коммун (принцип эксклюзивности).

Органы местного самоуправления — неотъемлемая часть графств, округов и других административных единиц Великобритании.

Местное самоуправление — выборный орган. Он обладает полномочиями, наложенными на него парламентом, если же он превышает данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в суд.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Поиск Лекций

Французская (континентальная) муниципальная система

Англосаксонская муниципальная система

Исторически сложилась первой, основными характеристиками ее являются:

— отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти;

— основной единицей местного самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек;

— система местного самоуправления включает представительные органы – советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников избирается председатель. Исполнительно-распорядительные органы формируются советом и подотчетны ему;

— основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами.

В США сформировались две основные разновидности муниципальных систем:

а) “мэр-совет” или “совет-мэр”, в зависимости от того, каким образом избирается мэр: при всеобщем избрании мэра обеспечивается его доминирование во взаимоотношениях с советом, в случае выбора мэра советом из своего состава, последний приобретает приоритет в решении основных вопросов; мэр является главным должностным лицом города и обладает значительными полномочиями, формирует администрацию, составляет местный бюджет;

б) “совет-менеджер”. При этой системе население избирает совет, который, в свою очередь, из своего состава избирает председателя – мэра и назначает главу исполнительно-распорядительного органа – менеджера. Менеджер работает по контракту, в котором регламентируются взаимоотношения, обязательства сторон. Ему предоставляются достаточные полномочия в формировании администрации, определении основных направлений, составлении и исполнении местного бюджета.

Наряду с этими встречается и особая комиссионная система. В небольших городах население избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительного, так и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Французская (континентальная) муниципальная система

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны, которых насчитывается более 36 тысяч. 90% коммун имеют менее 2000 жителей. Население избирает муниципальный совет сроком на 6 лет. В компетенцию совета входит все за исключением полномочий мэра.

Решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.

Муниципальный совет избирает мэра. Он является председателем коммуны, готовит сессии совета и исполняет его решения, управляет имуществом коммуны, исполняет акты администрации и имеет право подписания договоров. Как глава администрации, он назначает служащих на вакантные места. Он по положению председательствует в административных комиссиях или административном совете коммунальных учреждений ( в больницах, приютах, бюро социальной помощи, кассах взаимопомощи, учебных заведениях). Он уполномочен обеспечивать правопорядок, безопасность, спокойствие и общественное благо и принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест.

Мэр является одновременно с этим и уполномоченным государства и в этом качестве занимается такими гражданскими делами, как: регистрация браков, рождения, смерти, подтверждает отцовство и материнство, регистрирует все гражданские акты, относящиеся к компетенции мэрии. Мэр, как и его заместители, является должностным лицом судебной полиции и в этом качестве констатирует нарушения уголовного законодательства, собирает доказательства, осуществляет оперативно-розыскные действия и передает соответствующие материалы в органы правосудия.

На мэра возложена обязанность по организации выборов, как председателя избирательной комиссии. Он контролирует соблюдение законодательства об образовании. Мэр ведет учет призывников для прохождения службы.

Наряду с коммунами, местное самоуправление во Франции действует также на уровне департаментов и регионов. Население департаментов избирают Генеральный совет в составе 13-70 человек, который из своего состава избирает председателя и членов бюро для осуществления текущей работы. В компетенции Генерального совета находятся – обсуждение и решение таких вопросов, как финансовая поддержка коммун для их оснащения и обеспечения, разработка программ по созданию инфраструктуры в рамках департамента (дороги, электричество, транспорта, спортивная, культурная деятельность и др.).

Региональный совет избирается прямым голосованием сроком на 6 лет. Его основной задачей является координация усилий по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научному развитию региона.

Добавить комментарий

Закрыть меню