Меры пресечения

Меры пресечения в уголовном процессе

Меры процессуального принуждения применяются в качестве способов воздействия на поведение участвующих в уголовном деле лиц. Полностью дать исчерпывающий перечень мер процессуального принуждения очень сложно, но возможно вывести их основные признаки:

· это всегда меры государственного принуждения;

· принуждение всегда осуществляется в рамках возбужденного уголовного дела;

· оно применяется только субъектами уголовного процесса, входящими в первую группу;

· применяются в отношении лиц, которые могут создать препятствия для нормального хода уголовного судопроизводства;

· цели мер процессуального принуждения вытекают из общих задач уголовного процесса;

· меры процессуального принуждения применяются только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом;

· имеют особое содержание и характер, которые заключаются в ограничении в той или иной степени прав и свобод граждан.

Обычно меры процессуального принуждения делят на две большие группы:

– меры пресечения; – иные меры процессуального принуждения.

Меры пресечения четко сформулированы в главе шестой УПК. Основы применения мер пресечения даны в Конституции РФ (ст. 22, 25).

Признаки мер пресечения:

· носят превентивный характер;

· применяются только к обвиняемому или подозреваемому;

· носят длящийся характер;

· ограничивают права граждан на свободу и личную неприкосновенность;

· дают возможность производства предварительного следствия и судебного разбирательства в нормальном порядке, без воздействия со стороны неуполномоченных лиц.

Меры пресечения – это установленные законом меры государственного принуждения, с помощью которых путем ограничения личных прав и свобод обвиняемого и подозреваемого, получения имущественных гарантий, личного или общественного поручительства, а также наблюдения со стороны ответственных лиц устраняется возможность привлекаемого лица скрыться от предварительного расследования и суда, отлучаться без разрешения с места жительства или временного нахождения, пресекается, нейтрализуется и устраняется неправомерное противодействие со стороны обвиняемого установлению истины по делу, а также создается возможность исполнения приговора.

Вопрос о виновности при применении мер пресечения не решается. Эти меры носят предварительный характер. Система мер пресечения включает и более жесткие, и менее строгие меры, что дает возможность применять их индивидуально.

При выборе меры пресечения учитываются следующие обстоятельства:

· тяжесть совершенного преступления;

· юридическая квалификация обвинения;

· род занятий обвиняемого;

· возраст обвиняемого;

· состояние здоровья обвиняемого;

· семейное положение обвиняемого;

· другие обстоятельства, имеющие отношение к преступлению и лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого (наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Основания применения мер пресечения – это достаточные доказательства, подтверждающие вывод о том, что:

· имело место преступление, за которое может быть назначено наказание, предусмотренное УК РФ;

· установлено лицо, в отношение которого выдвинуто обвинение в совершении данного преступления;

· обвиняемый / подозреваемый может скрыться от следствия или суда, воспротивиться действиям по установлению истины или продолжить преступную деятельность;

· применение такой меры необходимо для обеспечения исполнения приговора.

Применение мер пресечения является правом, а не обязанностью органа дознания, следователя, прокурора или суда. О применении меры пресечения выносится мотивированное постановление, а в ряде случаев получается санкция прокурора. О применении меры пресечения суд выносит определение, санкция прокурора в данном случае не требуется. В случае отпадения необходимости применения меры пресечения она может быть изменена или отменена.

Подписка о невыезде– отобрание у обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного пребывания без разрешения органа дознания, следователя, прокурора или суда. Оформляется, во-первых, мотивированным постановлением (санкция прокурора не требуется) и, во-вторых, письменным обязательством.

Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверие лицами в количестве не менее двух письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку по вызову обвиняемого / подозреваемого. В случае нарушения условий данной меры поручители могут быть подвергнуты судебному штрафу в размере до 1 МРОТ.

Поручительство общественной организации представляет собой выдачу ею письменного обязательства о том, что это организация ручается за надлежащее поведение подозреваемого / обвиняемого и явку его по вызову. Оформляется постановление следователя и протоколом общего собрания данной организации.

Заключение под стражу (арест) – это лишение свободы обвиняемого / подозреваемого в условиях строгой изоляции на период предварительного расследования и суда. Данная мера пресечения оформляется мотивированным постановлением органа дознания или следователя, санкционированным прокурором, если она применяется судом – мотивированным постановлением судьи или определением суда.

Обязательным условием рассматриваемой меры пресечения является то, что она может применяться только к лицам, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Нормы ст. 22 Конституции РФ о том, что заключение под стражу производится только по судебному решению носят перспективный характер и не вступили в законную силу. Право давать санкцию на заключение под стражу предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям, Главному военному прокурору и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и к ним приравненным и их заместителям, прокурорам районов, городов и к ним приравненным.

Срок содержания под стражей ограничен 2 месяцами, но прокурор района по мотивированному постановлению следователя может продлить этот срок до 3 месяцев, прокурор субъекта РФ – до 6 месяцев, Главный военный прокурор и заместители Генерального прокурора – до 12 месяцев, Генеральный прокурор – до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей не производится за исключением случаев, когда это необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела. В этом случае срок может быть продлен судьей суда субъекта РФ еще на 6 месяцев.

Срок содержания под стражей подсудимого не ограничен законом!

Ст. 220 и 220 УПК предусматривают возможность судебной проверки законности и обоснованности содержания под стражей.

При истечении срока содержания под стражей и отсутствии документов о его продлении начальник следственного изолятора вправе своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи.

Залог заключается в том, что в обеспечение явки обвиняемого или подозреваемого эти лица или в их интересах любые другие лица или организации вносят в депозит суда определенную сумму денег или ценностей. Эта мера пресечения также как и заключение под стражу применяется с санкции прокурора. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Сумма определяется по конкретным условиям дела. В случае нарушений условий залога его сумма обращается в доход государства, а к обвиняемому применяется заключение под стражу.

Наблюдение командования воинской части. Спецификой данной меры пресечения является то, что она применяется только к военнослужащим, обвиняемым / подозреваемым в совершении преступления. Наблюдение военного командования состоит в применении к обвиняемому / подозреваемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для обеспечения его надлежащего поведения и явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения за обвиняемым / подозреваемым командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, не направляются в отпуск или командировку.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр или под надзор также является специфической мерой пресечения, так как применяется только к обвиняемым / подозреваемым, являющимся несовершеннолетними. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекуна, попечителя или администрации закрытого детского учреждения состоит в принятии кем-либо из этих лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору или в суд, а также его надлежащем поведении. Указанные лица предупреждаются о характере преступления, в котором подозревается или обвиняется несовершеннолетний, и об их ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 537 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. II. Место компании «А» в процессе создания дисконтной системы
  2. X.

    Координация в процессе обслуживания воздушного движения

  3. XI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  4. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах
  5. А. В процессе плавления. Б. В процессе отвердевания. В. Одинакова в обоих процессах
  6. Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения
  7. Анализ невербального поведения в процессе коммуникации
  8. Апелляция в российском уголовном процессе
  9. Аудио- и видеозапись как средство доказывания в гражданском процессе
  10. Билет 15. Вопрос №1. Понятие и признаки преступления по российскому уголовному праву. Категория малозначительности деяний
  11. Билет 23. Вопрос №1. Причинная связь в уголовном праве: понятие и уголовно-правовое значение. Особенности причинной связи при преступном бездействии
  12. В процессе исследования использовались методы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, сравнения, маркетинговых исследований, экономико-статистический и др


Поиск на сайте:


Характеристика мер пресечения

Согласно ст. 102 Уголовно-процессуального кодексаподписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

Личное поручительство. В соответствии со ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных правилами соблюдения подписки о невыезде в соответствии с п. 2 и 3 ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса. Избрание личного поручительства осуществляется по письменному ходатайству поручителя с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Наблюдение командования воинской части. Согласно ст. 104 Уголовно-процессуального кодекса наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных правилами соблюдения подписки о невыезде в соответствии с п. 2 и 3 ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Согласно ст. 105 Уголовно-процессуального кодекса присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного ст. 102 Уголовно-процессуального кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

Согласно ст. 106 Уголовно-процессуального кодексазалог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя. Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Введение

Под мерами пресечения в уголовном процессе понимают способы принудительного воздействия на обвиняемого, а в исключительных случаях и на подозреваемого, с тем, чтобы не допустить такого их поведения, которое препятствовало бы достижению задач уголовного судопроизводства.

Мера пресечения представляет собой инструмент допустимой реакции государственной власти, уголовно – правовое средство в отношении лица, совершившего преступление. Но чтобы применить меру принуждения надо установить обстоятельства, являющиеся основаниями для такого применения, а так же предусмотреть: кто, с помощью каких средств вправе и обязан проводить действия, имеющие в виду достижение указанных целей в строгом соответствии с уголовным и уголовно – процессуальным законами.

Применение мер пресечения регламентируется УПК РФ, Постановлениями Пленума ВС РФ, Постановлениями КС РФ, нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ, федеральными законами.

Необходимо отметить, что закрепленная в УПК процедура избрания меры пресечения в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей на основании решений о заключении их под стражу на досудебной стадии уголовного производства после поступления дела в суд с обвинительным заключением (актом), а также в отношении подсудимых в процессе рассмотрения дела в суде неоднократно подвергалась анализу КС РФ.

По мнению некоторых авторов (Колоколов Н.А., Савченко А.Н., Синельщиков Ю.П.) требуется внесение изменений и дополнений в регулирование порядка и сроков заключения под стражу в качестве меры пресечения на стадиях судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования. Также возникают вопросы о круге лиц, имеющих право на обжалование решения суда об отказе в избрании меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого).

Цель работы – охарактеризовать меры пресечения, применяющиеся в российском уголовном процессе.

Данная цель предполагает выполнение нескольких задач. Рассмотрим виды мер пресечения, основания и условия их применения, дадим характеристику правового положения подозреваемого (обвиняемого) при применении к нему какой-либо меры пресечения; проанализируем материалы судебной практики в отношении некоторых спорных вопросов о применении мер пресечения.

1. Меры пресечения в российском уголовном процессе

1.1. Понятие меры пресечения. Основания и условия применения мер пресечения

Под мерами пресечения в уголовном процессе понимают способы принудительного воздействия на обвиняемого, а в исключительных случаях и на подозреваемого, с тем, чтобы не допустить такого их поведения, которое препятствовало бы достижению задач уголовного судопроизводства.

Цели мер пресечения – предотвратить сокрытие обвиняемого (подозреваемого) от дознания, предварительного следствия и суда; не допустить, чтобы обвиняемый (подозреваемый) препятствовал установлению истины; пресечь дальнейшую преступную деятельность обвиняемого (подозреваемого); обеспечить возможность исполнения приговора.

Изложенные цели могут быть представлены и как подлежащие доказыванию обстоятельства, являющиеся основанием для избрания меры пресечения. Необходимо доказать, что обвиняемый может скрыться от дознания, следствия, суда или избежать исполнения приговора, что он может помешать установлению истины или продолжать преступную деятельность. Для избрания меры пресечения достаточно доказать вероятность хотя бы одного из перечисленных вариантов нежелательного поведения обвиняемого.

Одна только тяжесть совершенного преступления и серьезность грозящего наказания не является основанием применения меры пресечения.

К доказательствам, подтверждающим вывод, что обвиняемый может скрыться, помешать установлению истины или продолжать преступную деятельность, не могут быть отнесены фактические данные, полученные оперативным путем, так как они не фигурируют в уголовном деле и их нельзя оценить и проверить 1.

Кроме оснований, указанных в ст. 89 УПК, необходимо учитывать при избрании мер пресечения и обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК, а именно: тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.

Закон требует, чтобы постановление (определение) об избрании меры пресечения было мотивированным и чтобы в нем было указано основание применения данной меры. Мотивировка означает обоснование, доказывание того, что подлежит применению именно данная мера пресечения, с приведением соответствующих доводов.

Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда правовых условий.

Во-первых, мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу. Это важная гарантия неприкосновенности личности, защищающая ее от необоснованных, произвольных арестов и других мер принуждения.

Во-вторых, мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание. При изменении юридической стороны обвинения на следствии или в суде необходимо всякий раз обсуждать вопрос и об изменении меры пресечения.

В третьих, условием применения меры пресечения любого вида является привлечение лица в качестве обвиняемого. Исключение из этого правила – избрание меры пресечения в отношении подозреваемого до предъявления обвинения на срок до 10 дней, а согласно ФЗ от 22 апреля 2004 г. на срок до 30 дней в отношении ряда опасных преступлений, указанных в ч. 2 ст. 100 УПК 2.

Все действующие на сегодняшний день меры пресечения могут быть разделены на две группы: фактически ограничивающие личную свободу граждан, включая свободу передвижения (заключение под стражу, подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест, наблюдение командования воинской части); действующие только психологически, в том числе имущественные (залог) либо неимущественные (отдача несовершеннолетнего под присмотр, личное поручительство).

В УПК меры пресечения перечислены в порядке возрастания их строгости 3.

Необходимо отметить, что из многочисленных мер пресечения, предусмотренных законом, реально применяются только две – подписка о невыезде и заключение под стражу (а по делам военнослужащих – и наблюдение командования воинской части), а иногда и залог.

Право избирать, изменять и отменять меры пресечения принадлежит строго определенному законом кругу должностных лиц и органов. К их числу закон относит лицо, производящее дознание, орган дознания, следователя, прокурора и суд.

Дознаватель по общему праву имеет право своим постановлением избрать, изменить и отменить любую меру пресечения по находящемуся в его производстве уголовному делу, однако в предусмотренных законом случаях такое постановление утверждается прокурором или требует судебного решения. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания лишь возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия, к которым избрание меры пресечения не отнесено.

Следователь избирает меры пресечения по находящимся в его производстве уголовным делам или отдельным поручениям. При этом соблюдаются правила подследственности.

Территориальные и транспортные органы прокуратуры и органы милиции не вправе избирать меры пресечения в отношении военнослужащих. после задержания военнослужащего они обязаны немедленно передать дело военному органу дознания, военному следователю или военному прокурору.

Военные следователи (а равно и военные прокуроры и военные органы дознания) вправе избирать меры пресечения в отношении военнослужащих, военнообязанных при прохождении ими учебных сборов, рабочих и служащих Вооруженных Сил, совершивших преступления в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, военного учреждения. Кроме того, они вправе избирать меры пресечения в отношении штатских лиц, совершивших преступление в соучастии с военнослужащим.

Указания начальника следственного отдела об избрании, отмене или изменении меры пресечения обязательны для следователя, хотя он может обжаловать их прокурору.

Прокурор вправе избрать, изменить и отменить любую меру пресечения, однако ряд таких решений прокурора (о заключении под стражу, домашнем аресте) требуют судебного решения. Ходатайства дознавателя и следователя об избрании таких мер пресечения не могут быть направлены в суд без получения согласия прокурора.

Указания прокурора следователю об избрании, отмене, изменении меры пресечения, а также отказ прокурора ходатайствовать о выдаче судебного решения на право применения меры пресечения могут быть обжалованы вышестоящему прокурору 4.

Судья, действующий единолично в стадии подготовки дела к слушанию, обязан принять решение о мере пресечения (п. 1 ст. 228 УПК). Этот же вопрос решается на предварительном слушании. Если судья согласен с избранной на предварительном следствии мерой пресечения, то он должен подтвердить ее в своем постановлении. Если же не согласен, то он вправе отменить или изменить ее (ст. 89 УПК).

В стадии судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить и отменить любую меру пресечения. Это возможно в подготовительной судебного заседания, в ходе судебного следствия и при постановлении приговора5.

В обвинительном приговоре мера пресечения может быть оставлена прежней, отменена или изменена.

При вынесении оправдательного приговора, освобождении подсудимого от наказания, а также в случаях, когда подсудимый осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы, суд освобождает его из-под стражи немедленно в зале судебного заседания (ст. 311 УПК).

Суд избирает (оставляет) меру пресечения до вступления приговора в законную силу и обращением его к исполнению (трое суток)- ч. 4 ст. 390 УПК.

Отменяя приговор с прекращением дела по любым основаниям, кассационная инстанция обязана отменить и меру пресечения. Если осужденный подлежит освобождению из-под стражи, то копию определения кассационной инстанции необходимо немедленно направить непосредственно администрации места заключения для исполнения.

Кассационная инстанция в определении об отмене приговора должна указать, какая мера пресечения применяется при новом рассмотрении дела в суде.

Отменяя оправдательный приговор, кассационная инстанция не вправе избрать в отношении подсудимого меру пресечения.

Надзорная инстанция обладает правом избрания меры пресечения в случае отмены обвинительного приговора и возвращения дела для нового судебного рассмотрения.

В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания 6.

Принимая решение о заключении и обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 7.

Части первую и вторую статьи 7 УПК Российской Федерации, устанавливающие приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не подразумевают разрешение возможных коллизий между данным Кодексом и какими бы то ни было федеральными конституционными законами и распространяются лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат УПК РФ 8.

Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, принятые до 1 июля 2002 года, действуют в пределах того процессуального срока, на который были избраны указанные меры процессуального принуждения 9.

Рассмотрим существующие меры пресечения.

Меры пресечения — особая группа мер процессуального принуждения, представляющая собой процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях — подозреваемого с целью предупреждения попыток скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность либо обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения составляют особую группу потому, что, во-первых, они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; во-вторых, специфичны цели их применения — пресечение действий, препятствующих производству по делу; в-третьих, они обладают особыми основаниями их применения; в-четвертых, они имеют личный характер, то есть ограничивают личную свободу или права обвиняемого или подозреваемого.
К мерам пресечения уголовно-процессуальный закон относит:

  1. подписку о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог;
  6. наблюдение командования воинской части;
  7. отдачу несовершеннолетнего под присмотр.

Настоящие меры пресечения классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от распространения действия меры пресеченияможно подразделить на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. заключение под стражу;
  5. залог.

Специальными мерами пресечения считаются:

  1. наблюдение командования воинской части, применяемое к военнослужащим;
  2. отдача под присмотр, применяемая к несовершеннолетним.

В зависимости от места нахождения обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения можно выделить меры пресечения, связанные с помещением в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением в специальные учреждения.
В первую группу входят:

  1. заключение под стражу;
  2. наблюдение командования воинской части.

Вторую группу составляют:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. поручительство общественных объединений;
  4. отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  5. залог.

По степени нарастания строгости и правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

  1. подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных объединений, залог, отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  2. наблюдение командования воинской части;
  3. заключение под стражу.

По общему правилу меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу органом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, то есть лиц, в отношении которых вынесено постановление о привлечении их в качестве обвиняемых. В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений, показаний. При этом предъявление им обвинения должно последовать не позднее 10 суток с момента задержания или применения меры пресечения (ст. 90 УПК).

Кроме общих процессуальных условий существуют условия для применения отдельных видов мер пресечения.

Основания избрания меры пресечения сформулированы в ст. 89 УПК. Ими являются достаточные данные полагать, что обвиняемый скроется от органов расследования и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего.

Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, то есть прогностически. Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий должен базироваться на конкретных фактических данных, а не на «голых» догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении. При отсутствии оснований к избранию мер пресечения у обвиняемого следует отбирать обязательство являться по вызову и сообщать о перемене места жительства.
В соответствии со ст. 91 УПК при избрании меры пресечения необходимо учитывать основания ее применения, тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. Эти обстоятельства играют роль факторов, индивидуализирующих применение мер пресечения.

О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, судья выносят мотивированное постановление, а суд — определение. Как и всякое решение, это постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

В описательной части обязательно должны быть изложены фактические обстоятельства преступления, условия, основания и цели применения меры пресечения со ссылками на нормы уголовно-процессуального законодательства. Эти документы объявляются лицу с одновременным разъяснением ему порядка их обжалования. Копия постановления или определения немедленно вручается обвиняемому или подозреваемому. Кроме того, при применении мер пресечения составляются подписки, обязательства, протоколы.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или изменяется на более строгую или мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением или определением. Отмена или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с его санкции (ст. 101 УПК).

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК) — отобрание от подозреваемого или обвиняемого подписки о выполнении им соответствующих обязанностей.
Личное поручительство (ст. 94 УПК) — принятие на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Поручительство общественного объединения (ст. 95 УПК) — дача письменного обязательства о том, что общественное объединение обеспечит выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Залог (ст. 99 УПК) — внесение подозреваемым, обвиняемым, другим физическим или юридическим лицом в депозит суда денег или иных ценностей, включая ценные бумаги и объекты недвижимого имущества, в обеспечение выполнения подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей. Минимальная сумма залога не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда. В случае изменения меры пресечения в виде залога на заключение под стражу, если это не связано с ненадлежащим поведением подозреваемого или обвиняемого, залог возвращается залогодателю.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК) — принятие на себя родителями, другими лицами, указанными в законе, администрацией специального детского учреждения письменного обязательства о том, что они обеспечат выполнение подозреваемым или обвиняемым соответствующих обязанностей.

Применение перечисленных мер пресечения предполагает выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих обязанностей:

  1. являться по вызовам;
  2. вести себя надлежащим образом (законопослушно);
  3. сообщать о перемене места жительства;
  4. не покидать место расследования или судебного разбирательства без разрешения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) — принятие к подозреваемому или обвиняемому мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, с целью обеспечения надлежащего их поведения и явки по вызову. Нередко наблюдение обеспечивается путем помещения этих лиц на гауптвахту.

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор).

Заключение под стражу применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет. В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, указанная мера пресечения может быть применена, если подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на территории России или личность его не установлена.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу может быть применено в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть к нему применена за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами дела и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего — во всех случаях.

Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи в порядке ст. 2202 УПК возможно лишь при открытии новых обстоятельств, делающих заключение под стражу необходимым.
Лицо или орган, в производстве которых находится дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места содержания его под стражей.

Принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных и администрации мест предварительного заключения, основания и порядок освобождения заключенных и другие положения детально урегулированы законом РФ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В некоторых случаях для применения меры пресечения в виде заключения под стражу требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности. Вопрос о задержании, заключении под стражу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решается соответствующими палатами по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ). Судья не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. И эта мера пресечения в отношении судьи допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ (лица, исполняющего его обязанности) либо по решению суда (ст. 16 закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более 2 месяцев. Этот срок может быть продлен районным прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения — до 3 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено только ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ — до 6 месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ — до одного года и Генеральным прокурором РФ — до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, а содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Однако из этого правила существует изъятие.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ вправе не позднее 5 суток до истечения срока возбудить ходатайство перед судьей суда областного звена о продлении этого срока.

Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

  1. о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на 6 месяцев;
  2. об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи.

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ст. 97 УПК).

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, предусмотренных ст. 97 УПК.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности.

Добавить комментарий

Закрыть меню