Материя и бытие

Понятие бытия и материи в философии

12345678910Следующая ⇒

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия–мировоззренческая форма сознания. философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Предмет философии– рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Назначение философии –поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философскоймудрости состоит в ее нацеленности на смыслы мак­симально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии:

1.Регулятивные и организующие(методология) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)

2.Объяснителная (когнитивная)

3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Грек Платонв своих ди­алогах «Федон» и «Федр» вкладывает в уста Сократаразмышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек «становится подлинно совершенным». Француз Монтенъвидит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббссчитает, что недостаток философии причиняет много страданий, «назначение философии заключа­ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ». Немец Гуссерльформулирует бесконечную задачу философии как «функ­цию свободной и универсальной теоретической рефлексии, ох-шггмвающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е.

универ-<:ум всех норм». Русский В.С.Соловъеввидит назначение философии в стремлении «к духовной цельности человеческого существования». С ним согласен другой наш соотечественник Н.А.Бердяев:философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как «творческий прорыв к смыслу бытия». Немецкий мыслитель Хайдеггерхарактеризует философию как «последнее выговаривание и последний спор человека, захваты­вающие его целиком и постоянно».

Философия и мировоззрение

Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

— Жизненно-практический уровень базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Характерно присутствие предрассудков.

— Теоретический — Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей.

Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном восприятии. Определяет эмоциональный настрой. 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Основной вопрос философии

Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Эта большая многоплановая проблема «мир — человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к материальному.

В философском понимании идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими. В связи с этим выделяют две стороны философии: онтологическую (что первично — материя или сознание?) и гносеологическую (познаваем ли мир?).

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Отношение к этой стороне основного вопроса философии делит философов на материалистов и идеалистов.

Материализм ( «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

Идеализм — (от греч. idеa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Гносеологическая (от греч. «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании) сторона основного вопроса философии занимается изучением вопроса: познаваем ли мир?

понятие бытия и материи в философии

Бытие — одна из главных философских категорий. Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.Основные формы бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком; 2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа; 3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность; 4. Бытиё общества или иначе, социальное бытие.

Природное бытие — есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия.

Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» — это, не что иное, как предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью..

Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап — этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап — этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости . Третий этап — философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли предположения о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов — разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия «поля» описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум (или типы материальных систем: неорганическую, органическую и социальную).

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2942 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Существует более сотни определений. Но наиболее глубокое дал Ленин: «Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Можно сказать, что материя – объективная реальность, независимая от конкретного человека. Это определение позволяет сблизить позиции объективных идеалистов и материалистов. Оба считают, что материя существует объективно. Но идеалисты считают, что она возникла высшими силами, а материалисты считают, что она была вечно, никем не создана. Материя не нуждается ни в чем, кроме себя. Материя как субстанция представляет собой целостную систему атрибутов, такими всеобщими атрибутами материи являются объективность существования, т.е независимость от чего бы то ни было, структурность, несотворимость и не уничтножимость, вечность и бесконечность, отражение, движение, пространство и время, самоорганизация, детерминизм, дискретность и непрерывность. Естественным свойством высокоорганизованной материи, т.е мозга, является сознание, т.о образом сознание – это свойство высоко организованной материи, его материальным носителем являются физиологические и биохимические процессы в полушариях. Объективная действительность — совокупность атрибутов материи, которые присущи всем материальным объектам. По отношению к каждому конкретному материальному объекту материя является субстратом. Субстрат – то, из чего состоит предмет. Как субстанция материя вечна и бесконечна, а как субстрат материя есть каждое конкретное материальное образование, которое конечно, ограничено. Структура материи включает в себя две разновидности: прерывные, вещественные формы и непрерывные, невещественные фомры.

Вещественные формы материи. Вещество – вид материи обладающие массой покоя. Это элементарные частицы, атомы, молекулы, радикалы, ионы. комплексы, макромолекулы, планеты, звезды, звездные системы, галактики и т.д. Все, что состоит из элементарных частиц, массы которых малы, оказываются во вселенной, концентрация этих частиц во вселенной составляет около 5% всей тяготеющей массы вселенной, но существует известные частицы, которые обеспечивают 5% полной энергии вселенной. Большая часть энергии связана с так называемой темной материей, она дает 20-25% энергии. Темная материя состоит из новых и неизвестных науке частиц, в них достаточная большая величина их массы, они не имеют энергетического заряда, слабо взаимодействуют с веществом. Мы можем о ней судить только по гравитационному воздействию. Существенная доля вещества галактики находится в невидимом состоянии. Поэтому мы не знаем, устройства вселенной, мы знаем не больше 25%.

Невещественные формы. Это разные виды полей, это непрерывные формы материи, они связывают реальные частицы материи.

Вакуум – непрерывная форма материи, это материальная среда, но она отлична от вещества, в ней отсутствуют реальные частицы, но вакуум обладает минимальной плотностью энергии, согласно современной инфляционной теории вакуум… концентрация плотности энергии в вакууме колеблется в широком интервале величин. Вакуум базовое состояние материи в нашем мире, он служил первоисточником в рпоцессах создания вселенной. Современные физики вводят понятие темной энергии. Она доминирует в мире, это энергия физического вакуума, она равномерно распространена во вселенной, но эа темная энергия пока не обнаружена, о ней судят только по гравитационным аномалиям, но является составной частью вакуума, связана с антигравитационными свойствами. О темной энергии можно сказать: 1) в нашем мире существует кроме вещества некая несущественная субстанция, которая создает колоссальное гравитационное воздействие, на темную энергию приходится 70-75% возможности вснеленной 2) невещественный характер позволяет считать ее частью вакуума

Пока принцип этой энергии и характер взаимодействия с веществом не ясен. К элементам материального мира можно отнести те, которые вводит наука для понимания процессов происходящих в мире, они находятся как бы в виртуальном мире. Уровни матрерии: неживая и живая. Живая материя имеет два уровня: биологический и социальный. Социальный уровень – различные сообщества людей, различные отношения между людьми. Важнейшим атрибутом материи является неуничтожимость, физика открыла общую превращаемость всех веществ, что является доказательством постулата.

Лекция 2.

Самоорганизация и системность материи.

В 70 г прошлого века возникла наука по самоорганизации материи – синергетика (совместно или согласновано действующий). Синергетика исходит из признания материи субстанцией, это то, что себя определяет, способно к самоорганизации. Самоорганизация – это процесс возникновения и углубления порядка. Самоорганизация ваыступает в качетсве движущей силы благодаря которой развитие в нашем мире имеет определенное направление от хаоса к упорядоченности. Этот процесс самоорганизации характеризует систему, которая является открытой неравновесной и нелинейной. Во вселенной все системы этим характеризуется, и только в искусственных специально созданных средах, системы могут быть равновесными, линейными и закрытыми.

Открытая система – это такая система, которая обменивается энергией, веществом или информацией с окружающей средой. Благодаря открытости эти системы способны эволюционировать от простого к сложному, способны разворачивать заложенную в них программу развития. Неравновесная система – это возбужденная система, система, которая находится в несбалансированном взаимодействии с окружающей средой. Эта система чрезвычайно чувтствительна к воздействию извне, даже слабыве воздействия могут порождать значительные последствия, приводить к неожиданным результатам.

Нелинейная система – это система, имеющая определенный набор вариантов своего развития, т.е она многомерна и может иметь различные векторы развития, которые практически невозможно предсказать.

Научные данные свидетельствуют, что вселенная развивается от исходного хаоса к нарастающей степени упорядоченности. Во вселенной наблюдаются и разрушительные процессы, но вместе с тем следует признать, что господствует созидательная тенденция. Развитие самоорганизации систем характеризуется двумя разными этапами циклически сменяющими друг друга.

1 этап – относительно длинный эволюционный процесс, при котором постоянно происходящие количественные изменения под воздействием внешних или внутренних факторов не изменяют качественное состояние системы. Синергетика видит причину этого в гомеостазе. Т.е способности системы поддерживать программу функционирвоания системы в некторых рамках, позволяющих ей, системе, следовать к своей цели. Гомеостаз являетя важнейшим принципом бытия. Цель развития системы как бы притягивает к себе эту систему в процессе ее развития, ориентирует развитие системы на себя и все возможные варианты развития системы ориентированы на эту цель. Эта способность системы как бы ставить цель и ориентироваться в процессе развития на нее в синергетике называется оттрактор. Основной целью системы, а цель и прорамма развития системы, закладывается в прцоессе ее возникновения под воздействием внешних условий и внутренних факторов, основной целью системы является ее самосохранение. Согласно Винеру всякая система телеологична (наука о цели), т.е имеет цель своего существования и развития. От этой цели система получает регулирующие сигналы, которые не позволяют ей сбиться в своем развитии с пути. Эта корректировка осуществляется за счет отрицательных обратных связей, которые подавляют любое отклонение в программе поведения. Эти отклонения возможны под воздействием внешних факторов, но программа пытается подавить эти отклонения. Так ведут себя большую часть времени все живые системы. Теплокровные организмы поддерживают температуру тела постоянной относительно изменчивости окружающей среды.

2. этап – революционный. Он начинается из-за нарастания количественных изменений во внешней среде или из-за обострения внутренних противоречий системы. Усиливающийся флуктацией (возбуждение) переводят систему в неравновесное состояние, она теряет устойчивость. Точка в которой возникает эта ситуация называется точкой бифуркации. В этой точке бифуркации возникают и усиливаются многочисленные и разнонаправленные флуктации. Система переходит в состояние хаоса. Хаос заключается в том, что различные элементы и части системы перестают взаимодействовать друг с другом и работать на систему в целом. Работают только на себя.

Становятся автономными. Каждый элемент как бы независимы друг от друга и от системы в целом.

Бифуркация обозначает состояние системы, которое находится перед выбором возможных вариантов своего развития. Это критическая точка, это переломный момент развития системы. В этой точке одно из многочисленных флуктационных воздействий может сыграть роковую роль. Развитие системы может кардинально изменить свое дальнейшие развитие. О системе, которая находится в точке бифуркации принципиально нельзя сказать, в каком направлении будет происходить ее дальнейшее развитие. Все зависит от случайного стечения обстоятельств. Может сколь угодно слабое флуктационное воздействие оказать решающее влияние на дальнейшее развитие системы. В точке бифуркции, если эти внешние воздействия пересилят заложенную программу развития системы, окажутся сильнее ее, то система разрушается. Если цель развития системы будет достаточно сильной, то система переходит на новый уровень упорядоченного развития, на более высокий уровень. Система которая в процессе своей эволюции переходит на более высокий уровень упорядоченности, называется диссипативной. Диссипация означает рассеяние энергии балгодяря этому процессу система выводится из состояния равновесия и становится синергитической, т.е различные ее части и элементы, которые до этого находились в хаотическом состоянии начинают взаимодействовать. Элементы этой системы начинают действовать согласовано, начинают взаимообусловливать друг друга, активно взаимодействовать, благодаря чему, система выходит из состояния хаоса и переходит на более высокий уровень упорядоченности, при этом изменения во внешней среде порождают в ней процесс формирования и отбора различных направлений развития. Одно из которых в силу случайных обстоятельств побеждает. Это и есть процесс самоорганизации системы. Система переходитв новое качественное развитие. После перехода системы в новое устойчивое положения, возврата назад быть не может. В силу закона термодинамики, энергия рассеялась и от менее нагретого тела она не может перейти к более нагретому, всегда однонаправленность развития. Энергия рассеялась. Например, переболевший организм не возвращается в случае выздоровления к своему исходному состоянию, он преобретает новые характеристики. То же самое в обществе, если произошел определенный выбор, народ выплеснул энергию и она рассеялась и общество уже неспособно перейти в прежнее состояние, оно выдохлось. Синергетический подход позволяет рассматривать материальные системы как фомры адаптации системы к внешним условиям. Поэтому можно сказать, что первыми синергетиками были Кант, Лаплас, которые построили модель упорядоченного развития солнечной системы из хаотической первичной туманности. Вторым был Дарвин, установивший механизм возникновения и развития упорядоченной биосферы из хаотической случайной изменчивости. Действием закона самоорганизации объясняется направленный характер развития как вселенной в целом, так и отдельных ее частей. Сенергетический подход позволяет понять почему вопреки действию закона возрастания энтропии окружающий нас мир, тем не менее демонстрирует высокую степень организации и порядка. Т.о чтобы понять основную причину действия самоорганизации, нужно видимо учесть важность в развитии всего существующего информации. Каждая система имеет или заключает в себе информационную модель будущего, которое определяет возможности определенных вариантов развития системы. Пока науке удалось расшифровать информационную модель развития живого, генный механизм, который определяет биологическое развитие всех живых организмов. Другой информационной моделью развития системы — общества, является культура. Видимо, существуют определенные признаки развития информационной культуры и в других системах, но сейчас это не вызывает уже вопросов.

Бытие, материя, сознание как категории философии

Лекторий

План
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
4. Выводы.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Среди бытия также выделяются:
1. Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» — вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.
2. Феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существуют следующие ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МАТЕРИИ:
1. Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
2. Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
3. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущее явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
5. В современной российской науке, философии ( как и советской ) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия- дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения.

ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую — идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
1. Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
1. ФИЗИКАЛИЗМ — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
4. Выводы.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
— Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время — это атрибуты материи.
— Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

© Copyright: Лекторий, 2014
Свидетельство о публикации №214060100229

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Лекторий

Рецензии

Написать рецензию

Благодарю.
Ноумен — это не «реальное», а «умопостигаемое».
С «материей» тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов «философская категория». А затем, после ОР, следует интересная фраза «данная в ощущениях».
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь «сравнение» необходимое «действие» для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя — уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.
«- Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том»
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов «индицируется» ВЕРОЙ, от которой родится «уверенность» в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.
Владимир Пе 19.09.2017 23:29 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген «из бочки».
Лекторий 22.09.2017 13:50 Заявить о нарушении

Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её «кажущейся новизной».
Вопрос о «новизне реальной»)))
Владимир Пе 22.09.2017 17:15 Заявить о нарушении

Развеселили…
Лекторий 01.10.2017 23:32 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Лекторий

Все темы данного раздела:

Н. А. Бердяев
Философия – это особая форма познания, система обобщенных знаний и представлений о мире и существовании человека в нем. Философия как система взглядов зароди

Гераклит
Философия дает возможность разобраться в смысле жизни. Философия помогает человеку понять, что такое «ДОБРО» и «ЗЛО», «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Она дает возможность мыслить /с греч, «любовь к мудрости» /

БУДДИЗМ – идея «нирваны», стремление к ней (6 в. до н.э.)
1. Жизнь – это страдание 2. Источник страданий — желания человека 3. Нужно ограничивать эти желания 4.Стремиться к конечной цели – нирване (освобождению).

«Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззренческих систем»
1. Исторические типы философии. 2. Понятие мировоззрения. 3. Исторические типы мировоззрения и мировоззренческих систем. 1.1.

Лекция №3
Тема: » Философия Древней Индии и Китая» 1. Религиозно – философские источники культуры Древней Индии. 2. Система индийской йоги.

Древнекитайская религиозная философии
Книги китайской мудрости возникли в первой половине 1 – го тыс. до н.э. Они содержат поэзию, историю, законы, философию. 1. Книга песен – сборник древнейшей народной поэзии.

Инь – женское, а Ян — мужское
— Мужское начало (Ян) ассоциировалось с Солнцем, со всем светлым, ярким, сильным. Оно считалось положительным. — Женское (Инь) было связано с Луной, со всем темным, мрачным, слабым (считал

Как достичь бессмертия
1. Ограничение в еде вначале от мяса и вина, потом от любой грубой и пряной пищи, затем от овощей и зерна. Употреблять только легкие фруктовые суфле, пилюли и микстуры из орехов, корицы, р

Лекция №4
Тема: «Философия Древней Греции и Рима» 1. Досократовская философия. 2. Античная философия классического периода. 3. Эллинистическая философия 4.

Гераклит из Эфеса
Гром возникает путем столкновение ветра и туч. — Основа всего сущего – огонь, мир возникает из вращающегося огня и опять сгорает в определенные периоды. — центральное место в его

Этика Эпикура
Большое внимание уделял этике. Человек является чувственным существом и его чувства должен быть основными критериями морали. — Высшее благо – блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит

Философская мысль средневековой Европы». От геоцентризма средневековья к антропоцентризму Возрождения
1.

Основные черты средневековой мысли. Представители философии средневековья. 2. Арабская философия. 3. Философия Возрождения. 1.1. Средн

Основные черты философии средневековья
1.1.Библия являлась главным источником любых теорий философии. В ней содержалась идея единого уникального Бога, находящегося в запредельном мире.

Формирование философского мышления Нового времени
1. Английская философия XVII в. 2. Рационализм европейской философии 17в. 3. Субъективно – идеалистическая философия Западной Европы. 1. 1.

Лекция №8
Тема: «Русская религиозная философия » 1. Формирование русской философии. 2. Философия В.С.Соловьева, Н.А. Бердяева. &nbs

Лекция № 9
Тема: «Философское осмысление проблемы бытия» 1.Сущность и проблема бытия. 2.Структура и уровни прояв

Г. Хакен, И. Пригожин
— явления самоорганизации распространяются на все материальные системы. Традиционная наука делает акцент на замкнутых системах, которым свойственныустойчивость, порядок, однородность.

Уровень живой природы

«Основные проблемы философской антропологии»
1. Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Содержание понятий «человек», «индивид», «личность». 2. Биологическое, психологическое и социальное в человек. 3. Про

Лекция № 13
Тема: «Происхождение и сущность сознания» План: 1. Определение сознания. Категория сознания в истории философии. 2. Взаимосвязь материи

Источники сознания
1. Материя – сознание, как свойство высокоорганизованной материи. 2. Социокультурная среда – социальные идеалы, правовые нормы, этические и эсте

Лекция №14
Тема: » Познание» План: 1. Место теории познания в системе философского знания. Агностицизм и его формы. 2. Объект и субъект познания. Чу

Кант «То, в чем вещь является для нас и то, что она представляет сама по себе, принципиально различно»
Одной из форм агностицизма является скептицизм – признает познаваемость мира, но выражает сомнение в достоверности знаний. Теория познания в современных условиях об

Формы рационального познания
а. Понятие – отражение внутренних сторон и свойств объекта. б. Суждение — мысль, в которой, что — либо утверждается или отрицается об объекте. в. Умозаключение

Вопросы к семинару
1. Происхождение и сущность сознания. 2. Роль туда и языка в формировании и в развитии сознания. 3. Основные источники сознания. 4. Структура сознания. 5. Сознат

Лекция №15
ТЕМА: «Понятие и структура диалектики» ПЛАН: 1. Понятие диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. 2. Идея разви

Признаки развития
1. Необратимость(возврат к уже пройденным состояниям невозможен). Нельзя вернуться в прошлый этап жизни. Невозможно движение организма от старости к молодости. 2.

Гераклит: «Все течет, все меняется»
Любой объект рано или поздно погибнет, а на его месте возникнет новый. Демокрит и Эпикур только атомы считали постоянными и не изменяющимися. В средние века: ограниченность естественно – н

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
В какой же форме происходит развитие ? — Кратил идёт дальше Гераклита: «Нельзя войти в одну воду не только дважды, но и однажды». — Всем явлениям окружающего мира свойст

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – в основе лежит утверждение о постоянном отрицании старого и возникновении нового через уничтожения старого при сохранении его лучших черт. Например: развитие общества, р

П Л А Н
1. Возникновение общества. 2. Природная среда – естественное условие жизни общества. 3. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения. В истории в

Периодизация первобытного общества
Ранний палеолит Средний палеолит – доледниковый период и послеледниковый Поздний палеолит Мезолит – меднокаменный век Неолит –

Добавить комментарий

Закрыть меню