Машины для строительства

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ЭКСКАВАТОРЫ

Основное назначение экскаваторов — копание и перемещение грунта посредством ковша или механизма непрерывного действия (цепного или роторного)

Экскаваторы подразделяют на одноковшовые, периодического действия, и на экскаваторы непрерывного действия.

Основными частями строительных экскаваторов являются ходовая часть (колесная или гусеничная), поворотная платформа с силовой установкой и сменное рабочее оборудование.

Одноковшовый гидравлический экскаватор с шарнирно-рычажной подвеской рабочего оборудования: 1 — опорно-поворотный механизм; 2 — ходовое устройство; 3 — выносная опора, 4 — поворотная платформа; 5 — двигатель; 6, 8, 9 — гидроприводы; 10 — рукоять; 11 — ковш (обратная лопата); 12 — бульдозерный отвал; 13 — кабина машиниста

Возможные оснащения экскаваторов с канатными полиспастами: А — оснащение подвеской драглайна; Б — оснащение крановым оборудованием; В — оснащение грейдерным оборудованием

Экскаваторы могут быть оснащены гидромолотами вместо ковша

Оборудование экскаватора гидромолотом: 1 — стрела; 2, 3, 6 — гидроцилиндры; 4 — рукоять; 5 – гидромолот

Отдельной группой стоят траншейные экскаваторы. Их главное назначение — подготовка подземных коммуникаций открытым способом. Производительность траншейных экскаваторов выше, чем одноковшовых. Это и понятно: они постоянно передвигаются в рабочем режиме.

Состоят траншейные экскаваторы из трех базовых частей: тягача, рабочего оборудования и оборудования для регулировки положения всех рабочих частей.

Экскаватор скребковый одноцепной: 1 — гидроподъемный механизм; 2 — приводной вал; 3 — дополнительная рама; 4 — наклонная рама; 5 — сменный консольный зачистной башмак; 6 — втулочно-роликовая цепь; 7 — шнек винтового конвейера; 8 — трехступенчатый редуктор; 9 — гидромеханический замедлитель хода; 10 — вал отбора мощности; 11 – отвал

Экскаватор траншейный двухцепной: 1 — гидроцилиндр; 2 — рычаг; 3 — поперечный ленточный конвейер; 4 — ведущие звездочки цепей; 5 — пластинчатые цепи; 6 — режущие ножи; 7 — наклонная рама; 8 — натяжные звездочки цепей; 9 — промежуточные ролики.

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ

Основная цель этих машин и механизмов — работы по перемещению различных грузов. Обычно это самоходные универсальные машины на базе, как правило, колесных транспортных средств. В них тоже применяются быстросъемные рабочие приспособления — захваты, ковши, крановое навесное оборудование и т.д.

Подразделяются погрузчики на ковшовые, вилочные и многоковшовые (непрерывного действия).

Фронтальный погрузчик: 1 — кабина; 2 — двигатель; 3 — редуктор отбора мощности; 4 — ведущие мосты; 5 — шасси с шарнирно сочлененной рамой; 6 — гидроцилиндр стрелы; 7 — стрела; 8 — ковш; 9 — коромысло; 10 — гидроцилиндр поворота ковша; 11 – тяги

Бульдозер-погрузчик: 1 — ковш; 2 — устройство смены рабочих органов; 3 — стрела; 4, 5 — гидроцилиндры; 6 — базовый трактор; 7 — отвал-планировщик; 8 — тяги; 9 — несущая рама

Малогабаритный универсальный погрузчик: 1 — суппорт; 2 — стрела; 3 — гидроцилиндры поворота суппорта; 4 — рычаги; 5 — тяги; 6 — гидроцилиндры подъема; 7 — полупортал

Бульдозер-погрузчик наряду с погрузочно-разгрузочными работами может осуществлять планировку площадок, засыпку ям, снесение небольших холмов.

В качестве основного сменного оборудования используется гидроуправляемый отвал и ковш объемом 0, 38 м3 или 0,5 м3.

Малогабаритные погрузчики предназначены для выполнения работ в особо стесненных условиях. Они имеют большой выбор сменного оборудования и успешно применяют зачистной ковш, обратную лопату, грузовую стрелу, вилы, гидромолот, бур, бульдозерный отвал, траншеекопатель.

Погрузчик может совершить разворот на месте на 180° при ширине зоны до 4 метров, не более.

МАШИНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С БЕТОНАМИ И РАСТВОРАМИ

По своему функциональному назначению эти машины и механизмы бывают трех видов: первые готовят бетонные и растворные смеси, вторые доставляют растворы на стройплощадку, третьи — укладывают и уплотняют смеси и растворы.

К первому виду относится смесители различных модификаций. Наиболее современным и мобильным представителем этого вида машин является автобетоносмеситель. Он готовит бетонную смесь в пути следования к объекту, непосредственно на объекте и, будучи уже загруженным качественной смесью, активирует (перемешивает) ее в пути следования.

Автобетоносмеситель (готовый замес — 4 м3): 1 — шасси КАМАЗа; 2 — дозировочно-промывочный бак; 3 — механизм вращения барабана; 4 — смесительный барабан; 5 — загрузочная воронка; 6 — разгрузочная воронка; 7 — складной лоток; 8 — поворотное устройство; 9 — рама смесителя; 10, 12 — рычаги управления оборудованием; 11 — контрольно-измерительные приборы.

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СВАЙНЫХ РАБОТ

Рассказывая об экскаваторах в строительных процессах, мы касались возможности применения навесного оборудования для использования экскаваторов в свайных работах. Но для этого существует и специальные установки.

При монтаже фундаментов применяется два вида свай — готовые (забивные) и буронабивные, устройство которых осуществляется в скважинах непосредственно на стройплощадке. В обоих случаях

задействуются копровые и сваебойные установки. На них навешивается сменное оборудование: свайные молоты, вибромолоты, вибропогружатели. Копровые и сваебойные установки монтируются на базе самоходных машин (тех же экскаваторов).

Гидравлический копер: 1 — нижняя опора; 2 — сваи; 3 — шнековый бур; 4 — привод для бурения; 5 — лебедка; 6 — гидромолот; 7 — решетчатая стрела; 8 — копровая мачта; 9 — грузовая лебедка; 10 — крюковая подвеска; 11 — оголовок; 12 — гидроцилиндры; 13 — гидравлический экскаватор; 14 — гидроцилиндр установки мачты

Сваебойная установка на базе крана-экскаватора: 1 — базовая машина; 2 — стрела; 3 — мачта; 4 — рабочий инструмент; 5 — забиваемая свая

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Классификация. В строительном производстве используется большое число строительных машин и механизмов, различающихся между собой по различным признакам, в том числе: по назначению, конструкции, принципу действия, размерам, рабочим параметрам и др.

Основы классификации современных строительных машин и оборудования.

По назначению, т.е. технологическому признаку, машины подразделяются на:

— транспортные;- — транспортирующие; — погрузочно-разгрузочные; — грузоподъемные; — землеройные; — для свайных работ; — для приготовления, транспортирования, укладки и уплотнения бетонных и растворных смесей; — для уплотнения грунтов; — для ремонта и содержания дорог; — для отделочных работ; — ручные машины.

Каждая из этих групп машин делится на подгруппы, например, в составе машин для земляных работ можно выделить экскаваторы, бульдозеры, скреперы, грейдеры и др. В свою очередь, внутри подгрупп машин отдельные их типы различаются конструкцией узлов или машин в целом (экскаваторы одноковшовые и многоковшовые, причем первые могут быть с прямой и обратной лопатой, грейфером, драглайном, погрузчиком, а многоковшовые — роторными или цепными, с продольным или поперечным копанием и т.п.). Каждый тип машины имеет ряд типоразмеров (моделей или марок), близких по конструкции, но отличающихся по отдельным параметрам, например, по вместимости ковша, радиусу или глубине копания, размерам, массе, мощности, производительности. При изготовлении машин одного типоразмера широко используются стандартные детали, узлы и унифицированные сборочные единицы.

По режиму работы, или принципу действия, различают — машины периодического (цикличного) и непрерывного действия. К первым относятся машины, выполняющие свою работу посредством периодического и многократного повторения одних и тех же рабочих и холостых операций с цикличной выдачей продукции. К ним относятся экскаваторы, бульдозеры, скреперы, монтажные краны и др. Машины непрерывного действия выполняют рабочие операции непрерывно (без холостых операций) и выдают или транспортируют продукцию непрерывным потоком, К ним относятся многоковшовые цепные и роторные экскаваторы, землесосные снаряды, бетононасосы, растворонасосы, конвейеры и др. Машины цикличного действия отличаются универсальностью и приспособленностью к работе в различных производственных условиях, а машины непрерывного действия — высокой производительностью.

По степени подвижности машин они делятся на переносные, стационарные и передвижные, в том числе прицепные, полуприцепные и самоходные.

По типу ходового устройства — машины на гусеничном, автомобильном, рельсовом ходу, шагающие и комбинированные.

По виду силового оборудования машины бывают работающие от электрических и двигателей внутреннего сгорания. Электрические всегда готовы к работе, но для них требуются источники электроэнергии, двигатели внутреннего сгорания при наличии топлива (бензинового или дизельного) являются полностью автономными и не зависят от источников энергии, в чем их определенное преимущество. Многие строительные машины имеют комбинированный привод с использованием гидравлических и пневматических двигателей.

К таким относятся дизель-электрические, дизель-гидравлические или пневматические, электрогидравлические, электропневматические и др.

По количеству двигателей машины бывают одномоторные, когда все механизмы работают от одного двигателя, и многомоторные, когда для каждого из них предусмотрен свой двигатель.

По системам управления различают машины с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным управлением посредством соответствующих устройств.

По степени универсальности выпускаются машины универсальные, т.е. многоцелевого назначения, оснащенные различными видами съемного рабочего оборудования, и имеющие только один вид такого оборудования. К многоцелевым, например, относятся универсальные одноковшовые экскаваторы, имеющие различные виды съемных, рабочих органов (прямая лопата, обратная, драглайн, грейфер, кран и т.п.), а к одноцелевым — дробильные машины, бетоно — и растворонасосы.

По степени автоматизации различают машины с механизированным управлением, с автоматизированным управлением, с автоматизированным управлением при помощи микропроцессоров и мини-ЭВМ. В последние годы появились строительные манипуляторы и работы, а также роботизированные машины и комплексы.

ИНДЕКСАЦИЯ

На все выпускаемые строительные машины имеется единая система индексации, в соответствии с которой каждой машине присваивается свой индекс или марка, включающие буквенные и цифровые обозначения. Это облегчает выбор машин на практике. Буквенная часть индекса указывает на вид машин, а цифровая — на технические их характеристики. Например:

ЭО — экскаватор одноковшовый; ЭТР — экскаватор траншейный роторный; ЭТЦ — экскаватор траншейный цепной; ДЗ — землеройно-транспортная машина; ДП — машина для подготовительных работ и разработки мерзлых грунтов; КС — кран стреловой; КБ — кран башенный; СП — оборудование для погружения свай; БМ — машина бурильная; СО — машина для отделочных работ; ТЛ — лебедка; ТМ — погрузчик многоковшовый; ТО — погрузчик одноковшовый; ТП — подъемник; ТК — конвейер, питатель; КО — машина для уборки и очистки городов; ИЭ — машина ручная электрическая; ИП — машина ручная пневматическая; ИВ — вибратор

и т. д.

После цифровой части индекса, указывающей на техническую характеристику машины, могут быть также приведены дополнительные буквы, обозначающие вид ее специального исполнения, а также порядковую модернизацию машины и другие дополнительные сведения.

Устройство строительных машин

Строительная техника состоит из ДВС, трансмиссии, ходовой части или ходовой системы, рабочего оборудования. Она оборудована одним или несколькими рабочими органами (рабочим оборудованием) и системой управления для выполнения технологических операций при строительстве, а также при дорожном строительстве в соответствии с назначением и областью применения машины.

На строительную технику также может устанавливаться сменное рабочее оборудование для расширения области применения спецтехники.

К параметрам строительных машин относятся: масса; габариты; рабочие и транспортные скорости; технические характеристики рабочих органов. Дорожно-строительные машины по характеру работы подразделяются на машины «непрерывного» и «цикличного» действия. Машины «непрерывного» действия, например, катки, совершают рабочий процесс непрерывно, а у машин «цикличного» действия, например, экскаваторов, рабочий процесс состоит из повторяющихся циклов, которые включают в себя несколько различных операций. При выполнении рабочего процесса дорожно-строительными машинами существуют два режима рабочий и транспортный. Рабочий режим характеризуется более высокими суммарными сопротивлениями, малыми скоростями и при нем наиболее полно используются тяговые качества дорожно-строительной машины. Дорожно-строительные машины обычно классифицируются по технологическому принципу (по назначению выполняемых функций) на группы.

Например, на подготовительные машины (для подготовительных дорожно-строительных работ – корчеватели, рыхлители и др.), земляные машины для возведения земляного полотна (бульдозеры, автогрейдеры и др.), машины для строительства искусственных сооружений (молоты, копры и др.), машины для уплотнения грунтов дорожных оснований и покрытий, а также по назначению выполняемых функций и на другие группы дорожно-строительных машин. Следует отметить, что существуют три вида производительности дорожно-строительных машин.

Во-первых, это конструктивная производительность, которая характеризуется конструктивными параметрами и свойствами среды.

Во-вторых, это техническая производительность, которая определяется умножением конструктивной производительности на ряд коэффициентов, учитывающих соответствующие потери (мощности, скорости и др.), степень использования рабочего оборудования (перекрытие проходов машины, коэффициенты наполнения ковша и др.).

В-третьих, это эксплуатационная производительность, которая определяется умножением технической производительности на коэффициент использования машины во времени и на коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста.

В соответствии с производственными требованиями перед выполнением работ по строительству или дорожному строительству сначала предварительно выбирается, какая дорожно-строительная машина должна применяться с учетом назначения машины. Выбираются наиболее рациональные режимы работы ДСМ. При этом учитываются категории грунтов в месте производства работ.

Добавить комментарий

Закрыть меню