Марксизм кратко философия

Конспект лекций по философии

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX — первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в.

— Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

3.Главными произведениями основателей марксизма являются:

• «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;

• «Капитал» К. Маркса;

• «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;

• «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

• «Диалектика природы» Ф. Энгельса;

• «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;

• «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;

• «Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва» Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов — диалектического ма­териализма и исторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

• способ производства — особая общественно-экономическая фор­мация, экономика которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей — земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства — уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, — так называемая «рабочая сила».

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар — средства производства — сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика — преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

Основные идеи и принципы философии марксизма

Цель занятия: понять значение и роль философских идей марксизма.

Вопросы и задания

1.Социально-экономические, политические и духовные предпосылки возникновения философии марксизма.

2. К. Маркс об отчуждении труда.

3. Материалистическая диалектика как метод познания.

4. Практика как фундаментальная субстанциальная абстракция.

5. Материалистическое понимание истории.

6. Марксизм и современность.

Изучив данную тему, студент должен:

  • знать содержание основных идей и принципов философии марксизма;
  • уметь определять значение марксистской философии для решения современных философских проблем, правильно оценивать все ее достоинства и недостатки;
  • приобрести навыки формулирования и правильного использования в рассуждениях следующих понятий: практика, диалектический материализм, материалистическая диалектика, отчуждение, отчуждение труда, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, коммунизм, способ производства, производительные силы, производственные отношения, закон определяющей роли способа производства, социальная революция.

Рекомендуемая литература

Учебники:

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М.., Культурная революция,.2007

Первоисточники:

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 86-99, 113-127.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 1-4.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С. 6-7.

Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С.43-93, 188-197.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.16-27 (Общие замечания).

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 300-317. (Гл. IV).

Энгельс Ф. Письма об историческом материализме //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения. Т. 6. С. 508-510, 512-520, 530-532.

Монографии:

Андерсен П. Размышление о западном марксизме. М., 1991.


Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 141-152, 156-170, 276-308, 366-368.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса //Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

Освобождение духа. М., 1991. Гл.IV

Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе К.Маркса //Соловьев Э.Ю.

Прошлое толкует нас. М., 1991.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. 2-е изд. М., 1985. Гл. 7.

Статьи:

Буртин Ю. Ахиллесова пята исторической теории К.Маркса //Октябрь. 1990. №№ 11-12.

Маркович М. Маркс об отчуждении //Вопросы философии. 1989. № 9.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается подход Маркса к проблеме отчуждения от гегелевского?

2. В чем, по Марксу, проявляется отчуждение труда?

3. Какие пути преодоления отчуждения предлагает Маркс?

4. В чем значение категории практики в ее марксистском понимании?

5. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». (К. Маркс). Как Вы понимаете этот тезис Маркса?

6. В чем отличие марксистской диалектики от гегелевской?

7. Какую роль отводит марксизм сознанию?

8. » Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую». – Раскройте смысл данного положения Ф.Энгельса.

9. » Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественноисторический процесс». – Как Вы понимаете это положение К.Маркса? В чем его значение?

10. Выделите достоинства и ограниченности материалистического понимания общества.

11. Какие идеи Маркса оказали наибольшее влияние на развитие мировой философской мысли? Почему?

Темы рефератов и докладов

1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

2. Кант: различие между рассудком и разумом.

3. Основные идеи этики Канта.

4. Смысл и содержание исторического процесса в философии Гегеля.

5. Гегель о конкретном и абстрактном мышлении.

6. Анализ сущности религии в философии Фейербаха.

7. Учение Маркса о человеке.

8. Судьбы марксизма.

Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

Пояснительная записка

По учебному плану в 3 семестре студенты сдают экзамен, который проводится в

традиционной форме – собеседования. Вопросы к экзамену и тесты выдаются студентам

в начале семестра, в течение которого они самостоятельно прорабатывают содержание

тестовых материалов. Во время экзаменационного собеседования студенты сначала отвечают на один из вариантов теста, в результате чего оценивается способность ориентироваться во всем курсе философии. Затем они отвечают на два вопроса, один из которых относится к разделу истории философии, другой – к систематическому (теоретическому) курсу философии.

Вопросы к экзамену по философии

1. Мировоззрение, его структура и функции.

2. Мифология как тип мировоззрения.

3. Религия как тип мировоззрения.

4. Философия как тип мировоззрения. Философия как тип знания. Природа философских проблем. Значение философии.

5. Основная проблематика первых философских школ Древней Греции.

6. Сократ, его роль в античной философии.

7. Философия Платона.

8. Философия Аристотеля.

9. Мировоззренческие типы античной философии (кинизм, эпикурейство, скептицизм, стоицизм).

10. Средневековая философия: возникновение, характерные черты.

11. Проблема веры и разума в средневековой философии (От Августина до Ф. Аквинского).

12. Истоки и характерные черты философии Возрождения.

13. Ф. Бэкон о природе, науке, путях и методах познания.

14. Философия Т. Гоббса.

15. Философский рационализм: Декарт и его учение о методе.

16. Субъективный идеализм Дж. Беркли.

17. Философский скептицизм Д. Юма.

18. Философия Просвещения: учения о природе и ее познании.

19. Философия Просвещения о человеке и обществе.

20. Философия Канта.

21. Философия Гегеля.

22. Философия Фейербаха.

23. Основные принципы и идеи марксистской философии.

24. Русская философия XIX — I пол. XX в.в. (Общая характеристика и учение одного из философов – по выбору студента).

25. Иррационализм в постклассической философии (Шопенгауэр, Кьеркегор).

26. Позитивизм: основная проблематика и этапы эволюции.

27. Философия жизни (Ф. Ницше).

28. Феноменология Э. Гуссерля.

29. Основные положения и течения философии экзистенциализма в ХХ веке.

30. Философия психоанализа.

31. Западная философия II пол. XX века. (Общая характеристика и анализ одного из направлений: герменевтика, философия науки, структурализм, постмодернизм).

32. Философия о сущности мира. Категория бытия. Основные формы бытия.

33. Категории материи, движения, пространства и времени.

34. Идея развития. Диалектика.

35. Познание как деятельность.

36. Проблема истины в философии.

37. Наука как деятельность, знание и социальный институт. Специфика социально-гуманитарного знания.

38. Наука и техника. Проблемы философии техники.

39. Методология научного познания. Диалектика как философский метод познания.

40. Понятие общества. Различные конструкции в объяснении общественной жизни. Идеализм в понимании общества.

41. Сущность материалистического понимания общества. Общество как система.

42. Культура как общественное явление.

43. Проблема периодизации общественного процесса.

44. Формации, культуры, цивилизации. Закономерности культурно-цивилизационного процесса.

45. Сознание как философская проблема. Сознание и самосознание. Проблема идеального.

46. Философия о природе человека: различные подходы.

47. Проблема социального и биологического.

48. Ценностный мир личности. Понятие ценности. Классификация ценностей. Этические, религиозные и эстетические ценности.

49. Философия о смерти и бессмертии человека, смысле человеческого бытия.

50. Проблема свободы личности. Свобода и ответственность.

Основные черты марксистской философии

Марксизм возник в середине 40-х гг. 19 века. Классиками диалектического материализма и марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс родился 5 мая 1818, а Энгельс — 28 ноября 1820 г. Три составные части марксизма — политическая экономия, философия и научный коммунизм. Философия сводится к двум составным частям: диалектическому материализму и историческому материализму.

Основные условия возникновения марксизма:

1. Происходило развитие промышленного капитала и формирование класса наемных рабочих, пролетариата.

2. Уничтожались сословные, феодальные привилегии, вводились демократические свободы и гражданские права.

Возрастал рост противоречий: между буржуазией и пролетариатом; возрастала рол интенсификации труда, увеличение продолжительности рабочего дня при сохранении низкой зарплаты; низкий уровень культуры и образования, характерный для полной массы людей, которые переселялись из деревни в город, и происходил процесс урбанизации; возникают кризисы, связанные с технологическими новациями, происходит рост безработицы. Первый экономический кризис произошел в 1825 г.

4. В Германии возникают революционные пролетарские организации «Союз коммунистов». В 1848 г. Макс и Энгельс по поручению второго Конгресса Союза Коммунистов разработали программу «Манифест коммунистической партии». В результате борьба пролетариата приобрела интернациональный характер.

Теоретические источники марксизма – немецкая классическая философия, английская политическая экономия, критический утопический социализм.

Черты марксистской философии:

1. Общественное бытие определяет общественное сознание. Этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу «несознание людей определяет их общественное бытие, и наоборот, общественное бытие определяет их сознание»

2. Диалектический метод рассматривается в единстве материалистических принципов. Мировое развитие связано с материальным производством, оно первично, что составляет базис общества. Сознание, наука, политика, искусство, мораль – вторично и составляет надстройку общества.

3. Материалистическое понимание истории позволило Марксу обнаружить повторяющиеся черты в экономическом базисе ряда стран и прийти к определенным общественно-экономическим формациям. Каждая их общественно-экономических формации состоит из базиса и надстройки. Маркс и Энгельс выявили 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.


4. Задачей марксистской философии является не только объяснение мира, но и его преобразование. Преобразование мира происходит в результате классовой борьбы, высший этап которой революция, «революция – локомотив, двигатель».

5. Марксистская философия считается выражением интересов пролетариата, которые совпадают с потребностями общественного развития, где действуют принципы: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех; от каждого по способностям, каждому по труду. При переходе к коммунистическому обществу от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Согласно Марксу практика – критерий истины. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотре­ния реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Прак­тика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Билет № 22

Билет № 23

3. Основные истори­ческие формы позитивистской философии.

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм пережил три основные этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль «науки наук».


Основоположник позитивизма О. Конт обосновал свою концепцию науки 3 основными законами:

1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира: теологической стадии, где человек объясняет мир с помощью сверхъестественных сил Бога; метафизической стадии, где мир объясняется с помощью первоначал, первосущностей; позитивной стадии развития познания, где ведущая роль принадлежит науке. Их последующая смена определяет прогресс человечества.

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл заключается в том, чтобы гипотезы опирались на опыт и имели положительную проверку.

3. Энциклопедический закон проявился в классификации основных наук. О. Конт разработал учение об обществе, социологию. Классический позитивизм развивал науки, определил методологические идеалы: необходимость опоры на опыт; описательную трактовку знаний; индукция как способ мышления; тенденцию к объединению знания и классификацию наук.

Принципы позитивизма:

1. Философское знание должно бать точным и достоверным.

2. При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения науки.

3. Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение.

4. Философия должна исследовать факты, а не причины.

5. Философия должна прекратить диктат другим наукам.

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний и отвергла ответ, предлагавшийся Контом. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм,(Э. Мах, Р. Авенариус). Главные принципы эмпириокритицизма:

1. Принцип «корреляции», или «координации», т.е. соотношение связи субъекта и объекта в процессе познания. Научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, где необходимо ограничить научное знание эмпирическим материалом.

Постпозитивизм. Наиболее яркими представителями являются К. Поппер – концепция критического реализма, И. Лакотос – концепция научно-исследовательских программ, Т. Кун – теория исторической динамики науки.К. Поппер основатель постпозитивизма. Работа «Логика научного исследования» предложил заменить принцип верификации принципом фальсификации.Т. Кун в работе «Структура научных революций» раскрывает концепцию исторической динамики научных знаний и вводит в научный оборот понятии парадигма.

Основные принципы постпозитивизма:

Наука не только система научных знаний, но и дает различным научным сообществам, группам ученых, обладающих сходной научной подготовкой, признающих общий фундамент, единство в понимании идеалов, норм и целей научного исследования.

2. Методологической основой профессиональной деятельности научного сообщества выступает парадигма – особая система научнотеоретических, методологических, философских, базисных знаний, объединяемых учеными в то или иное сообщество.

3. Эволюция науки представляет собой чередование двух основных этапов «нормальной науки» и «научной революции». На первом этапе в науке господствует определенная парадигма, которая подтверждается фактами. Рано или поздно в эмпирическом исследовании появляются аномальные факторы, которые не укладываются в теоретическую схему действия парадигмы и тогда происходит научная революция, которая приводит к смене прежних идеалов.

Билет № 24

1. Религиозная философия: неотомизм.

Одним из основных направлений философской мысли современ­ности является религиозная философия. Следует различать предметное поле религиозной философии и философии религии. Предметом философии религии является осмысление религии на ряду с такими феноменами культуры как наука, искусство и постижение религии с помощью разума. Предметом религиозной философии выступает Священное Писание, где приоритетным началом выступает вера, а не разум.

Неотомизм — течение в современной католической философии, в основе которого учение Фомы Аквинского (1227-1274). Получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879г. Неотомизм формирует религиозно-нравственные ценности общества:

1. Человек непросто орудие производства, а личность, где приоритет отдается общечеловеческим ценностям.

2. Труд – средство самовыражения личности, поэтому проблема преодоления безработицы актуальна для общества.

3. реализация развития человечества по «3-му пути» лежащему между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским» коллективизмом движение человека к внутренне присущей ему цели.

4. Человек высшая ценность, поэтому идеи солидарности единения всех рас и культур к справедливости одна из целей религиозной политики неотомизма.

Социальные и теологические идеи неотомизма развивал Папа Римский, который за свою религиозную и социальную деятельность признан человеком тысячелетия.

Социальная концепция Иоанна Павла II:

1. Личность – уникальное творение, нужно уважать ее индивидуальность.

2. Общество может изменяться только вместе с изменением личности, важно обеспечить ей свободу.

3. Материальные ценности должны быть подчинены духовным.

4. Причины воин и конфликтов в материальных претензиях государств.

5. Образцы общества – это африканская цивилизация и христианский образ жизни, где нет больших материальных претензий, развито чувство братства.

6. Сторонник экуменизма – сближение всех христианских церквей и диалог с атеистами.

7. Публично извинился за жертвы инквизиции и варварство крестовых походов, осудил существование индульгенции в истории католицизма.

Возрождение философии неотомизма может послужить преодолением противостояния между поклонениям науке и религиозным противостоянием и будет способствовать единению человечества.

Одним из важных направлений в современной религиозной мысли является неопротестантизм. Основными формами является:

1. Теология кризиса К. Барта.

2. Экзистенциональная теология П. Теллиха.

3. Демифологизация Р. Бультмана

4. Теология «мертвого Бога», протестантский авангардизм Т. Альтера и Дж. Робинсона.

Идеи неопротестантизма:

1. Все попытки овладения религией через интеллектуальные или культурные формы безнадежны.

2. Религия – это свод законов общения с Богом, а вера – внутреннее состояние человека. Они должны быть противопоставлены.

3. Познание религии и Бога – это путь самопознания человека, вера – это путь освобождения от страха жизни.

4. Бог – первооснова мира, где задача неопротестантизма – создание теологии, которая должна с позиции веры объяснить все явления жизни.

БИЛЕТ 25

Добавить комментарий

Закрыть меню