Маркетинг образовательных услуг

11.1. Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции

11.2. Объекты маркетинга образовательных услуг и продуктов (ОУП)

11.3. Содержание и маркетинга ОУП

11.1.Субъекты маркетинга образовательных услуг и их функции

Предмет маркетинга в образовании — это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.

Целевой результат маркетинговой деятельности — это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

♦ личности — в образовании (для извлечения доходов);

♦ учебного заведения — в развитии и благосостоянии сотрудников;

♦ фирм — в росте кадрового потенциала;

♦ общества — в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала.

Участниками рыночных маркетинговых отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство.

Особую роль среди субъектов маркетинга играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель.Здесь особенность состоит в том, что он использует полученные знания не только для создания каких-то благ, не только для зарабатывания средств на жизнь, но и еще для себя — для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно он выбирает свою будущую специальность, место обучения, форму оплаты и т.д.

Другим субъектом маркетинга ОУП являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями ОУП. Они формируют спрос OУП и предъявляют его на рынке.

Функции организаций — потребителей ОУП являются:

♦ информирование образовательных учреждений, посредников, и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

♦ установление требований к качеству ОУП, к профессионализму своих будущих сотрудников; предоставление работы выпускникам, обеспечение условий для их эффективного использования;

♦ возмещение затрат на подготовку специалистов.

Следующим субъектом маркетинга ОУП являются образовательные учреждения, которые, формируют товарное предложение образовательных услуг: университеты, академии, институты, колледжи.

К функциям образовательных учреждений относятся:

♦ обучение студентов, т.е. оказание им услуг по приобретению знаний, умений и навыков;

♦ производство и оказание сопутствующих ОУП, воспитание .студентов;

♦ оказание информационно-посреднических услуг абитуриентам, студентам и работодателям, согласование с ними условий будущей работы, источников финансирования ОУП.

Образовательные учреждения играют решающую роль во внедрении маркетинга в сфере образования, так как они заинтересованы в изучении рынков, их прогнозировании, ценообразовании в большей степени, чем другие субъекты маркетинга.

Посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений) способствуют продвижению ОУП на рынке, и маркетинг для них является жизненно важной деятельностью. К их функциям относятся:

♦ накопление, обработка, анализ и продажа информации о рынке ОУП, консалтинговые услуги другим субъектам маркетинга;

♦ рекламная деятельность на рынке ОУП, юридическая поддержка;

♦ формирование каналов сбыта, содействие в заключении сделок;

♦ участие в финансировании и кредитовании участников на рынке ОУП.

И, наконец, одним из субъектов маркетинга ОУП является государство и его органы управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

♦ создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

♦ финансирование государственных образовательных учреждений;

♦ предоставление вузам налоговых льгот;

♦ установление перечней профессий и специальностей;

♦ стандартизация образования;

♦ правовая защита субъектов маркетинга ОУП;

♦ подготовка кадров для системы образования по марке­тингу.

11.2. Объекты маркетинга ОУП

В широком смысле объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом.

Маркетинг ОУП — это маркетинг услуг. Услуги же, как известно, нематериальны, неосязаемы до момента их приобретения. Их приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать параметры услуг и представить их.по возможности наглядно.

В образовании этим целям служат: учебные планы и учебные программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуги, сертификаты, лицензии, дипломы.

Услуги неотделимы от субъектов, оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить отношение к. ОУП.

Услуги непостоянны по качеству, так как зависят даже от настроения преподавателя. Невозможно установить жесткие стандарты «интересности лекции».

Услуги несохраняемы. Для ОУП здесь нужно отметить две стороны:

♦ их нельзя заранее заготовить, спланировать, ожидая спрос. Знания постоянно устаревают;

♦ естественное для человека забывание полученной информации.

Ассортимент ОУП как объект маркетинга весьма обширен.

В условиях рыночной экономики он может существенно изменяться, так как вузы вынуждены учитывать требования рынка.

Существенной разновидностью ОУП являются сопутствующие услуги — информационные, консалтинговые, экспертные, научные исследования, внедрение научных разработок, учебники и учебные пособия, общежития, гостиницы, спортивные сооружения и т.д. Все это требует в современных условиях маркетингового подхода, анализа и прогнозирования рынков, выработки ценовой политики, стратегического и тактического планирования, формирования спроса и стимулирования сбыта.

11.3. Содержание маркетинга ОУП

На развитых рынках в проблемное содержание маркетинга ОУП входят: функции, ассортимент и качество услуг, ценообразование, коммуникации (реклама, паблик рилейшнз, выставочная и ярмарочная деятельность), сбыт и продажи, проблемы персонала. Он функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и воплощения замысла ОУП, их продвижения на рынок и в конечном итоге удовлетворения потребностей выбранных целевых групп потребителей.

На сегодняшний день эти функции для наших вузов пока непривычны и не освоены ими. Даже в тех вузах, где готовят специалистов по маркетингу, маркетинг не стал пока решающим инструментом управления. Правда, отдельные его эле­менты используются, но надо помнить, что чем меньше комплексность маркетинга, тем меньше его эффектив­ность.

Проблемное содержание маркетинга ОУП можно понять; ответив на следующие вопросы.

1. Кого учить?

3. Сколько времени учить?

4. Где учить?

5. Как учить?

6. Кто будет учить?

7. С помощью чего учить?

С решением этих вопросов связано решение классических вопросов маркетинга в отношении подбора специальностей, ценовой, коммуникационной, коммерческой и кадровой политики.

Маркетинг как философия участников рыночных отношений — это не, философия понятий или учений. Это скорее образ мышления, новое мировоззрение, стиль жизни. Для работников высшего образования — это переход от производственной ориентации к рыночной, маркетинговой ориентации (см. таблицу ).

Таблица 7

Сопоставление производственной и рыночной ориентации образовательных учреждений

Производственная ориентация Рыночная ориентация
1. Оказываются те услуги, которые определены вышестоящей организацией 1. Оказываются только те услуги, которые пользуются спросом
2. Перечень специальностей крайне узок, традиционен. Учебное заведение не заинтересовано в его изменении 2. Перечень специальностей широки постоянно обновляется в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка
3. Цены формируются, исходя из нормативных затрат, из утвержден-ного приема и величины финансирования 3. Цены за ОУП определяются конъюнктурой рынка, действиями конкурентов, величиной спроса
4. Реклама и другие связи с потребителями не развиты, так как распределение выпускников централизовано 4. Коммуникационная политика ведется активно. Продвижение и продажа ОУП децентрализованы
5. Руководят образовательными учреждениями, как правило, специалисты (ученые) какой-то отрасли знаний 5. Руководство образовательными учреждениями должно быть компетентно в бизнесе, в коммерции. Его научные интересы отходят на второй план
6. Научные исследования, как правило, не ориентированы на изучение потребителей ОУП 6. Крен в НИР сделан на изучение конъюнктуры рынка ОУП
7. Руководство коммерческими отношениями возложено на людей далеких от основного профиля учебного заведения 7. Коммерческая работа является прерогативой всего ректората

Основополагающий принцип маркетинга един для всех отраслей — во главу угла ставятся нужды потребителей, путем удовлетворения которых фирма-производитель, получает прибыль. На рынке ОУП выделяют три группы таких принципов. В первую группу входят принципы философского плана (создание ОУП, необходимых потребителям, постоянное повышение их качества, рассмотрение потребностей в широком понимании, стремление к сокращению затрат потребителей, активное формирование потребностей и спроса). Вторая группа относится к выбору маркетинговой стратегии (ориентация на долгосрочную перспективу, непрерывное изучение рынка и его изменений, комплексный подход к решению проблем). И, наконец, третья группа тяготеет к тактическим вопросам маркетинга (использование различных вариантов прогнозов на многофакторной основе, оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления, готовность к изменениям ситуации).

Маркетинг ОУП использует как общенаучные, так и специфические методы: статистические, экономико-математические, социологические, социально-психологические, методы теории управления. Широко используются методы маркетинговых исследований.

Функции и принципы маркетинга образовательных услуг.

На развитых рынках в комплекс маркетинга входят товарная политики (качество, ассортимент, сервис), ценообразование, продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг), сбыт. В услугах важным вопросом является подбор персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование, награждение персонала).

Маркетинг функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и реализация. Основные вопросы маркетинга образовательных услуг:

Кого учить?

Образовательное учреждение оказывается перед очень нелегкой проблемой определения, на какого абитуриента ориентироваться, кого приглашать и отбирать, кто составит контингент обучающихся: те, у кого нет проблем с оплатой образовательных услуг; те, кого легче обучать (в т.ч. как за счет имеющегося запаса знаний или за счет способностей к их восприятию и освоению); те, кто способен быстро «выучить и сдать» пройденный материал? Любая их этих групп не гарантирует способности эффективно использовать, потреблять результаты образовательных услуг .

Зачем и чему учить?

Этот двойной вопрос тесно связан с конкретной структурой потребностей целевых групп клиентов и характеризует выбор целей (поэтому он связан с первым вопросом) и средств образовательного процесса, поиск оптимального соотношения между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

Сколько учить?

Предстоит выбрать, в каких случаях целесообразно уменьшать или увеличивать сроки обучения, использовать принцип экстерна, многоступенчатый подход к образованию.

Где учить?

Имеется в виду выбор типа образовательного учреждения, с учетом места его расположения: в самом образовательном учреждении, в его филиале, в столичном вузе по договору с ним, в зарубежном образовательном учреждении и др.

Как учить?

Хотя технология изготовления товара, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать. Вопрос распадается как минимум на три принципиальных аспекта: форма обучения (очная, заочная, смешанная и др.); технология обучения (традиционная, игровая, деятельностная); технология контроля и оценки (в т. ч. в текущем, поэтапном и результирующем режимах).


Кто будет учить?

Этот вопрос, практически не рассматриваемый в маркетинге товаров, приобретает для маркетинга образовательных услуг особую важность.

Делается выбор: опытный преподаватель, консультант, научный сотрудник, аспирант, специалист-практик, коллега по обучению. Ищутся оптимальные сочетания различных вариантов.

С помощью чего учить?

Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, в т. ч. средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

Параметры услуг образования : характеристики того, кто будет обучаться; цели обучения; длительность и график обучения; тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения; технологии обучения, контроль его результатов; характеристики персонала, оказывающего услуги образования; типы учебно-методических средств и направления их использования; цена обучения; способы набора абитуриентов.

В этих пунктах раскрывается вопросы маркетинга, т.е товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политика. Цель маркетинга образовательных услуг: долгосрочные коммерческие отношения всех субъектов рынка, а также возможность создания благоприятного и широкого социального эффекта в виде воспроизводства национального интеллектуального продукта.

В функции маркетинга входит исследование рынка образовательных услуг, выявление перспективных услуг и необходимости обновления, определение оптимального объема, качества, ассортимента и сервиса, ценообразование, коммуникационная политика, продвижение и сбыт услуг образования, а также их сопровождение в процессе потребления.

Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и собственное воспроизводство и развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании. Т.е это организация различных мероприятий для повышения квалификации сотрудников или набор новых сотрудников.

Специфика маркетинга обуславливается различием образовательных учреждений. Нас наиболее интересует учреждения высшей школы и дополнительное образование. Прежде всего важен их кадровый состав – преподаватели. Особенность в том, что учебные организации во многом зависят от требований и запросов работодателей, которые в последующем принимают на работу студентов.

Принципы маркетинга образовательных услуг следующие.

1) Сосредоточение ресурсов вуза на предоставлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах регионального рынка.

2) Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в ней. Поэтому ненужные услуги не могут быть качественными. Более того, любое качественное отличие данной услуги от другой значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика услуги.

3) Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в т. ч. за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения. Вуз не может ограничиваться предоставлением образовательных услуг одного свойства. Вариации в данном случае жизненно необходимы

4) Удовлетворение потребности в специалистах на данный момент, но и прогнозирование динамики спроса

5) Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу

6) Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка труда региона и его реакциях.

7) Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится как можно ближе к потребителю.

8) Ситуационное управление – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации.

Субъекты маркетинга – преподаватели и учебные организации. Миссия маркетинга в образовании – формирование и реализация стратегии накапливания знания человека.

Далее мы рассмотрим конкретную сферу рынка образовательных услуг, а именно образование специалистов по парикмахерскому искусству и стилистике.

Выводы по первой главе

В данной главе были рассмотрены теоретические основы стратегии продвижения: раскрыто понятие «Бренд» и, определена сущность брендинга, рассмотрены методы разработки стратегии продвижения бренда, а так же рассмотрены особенности рынка услуг и особенности продвижения на рынке услуг. Рассмотрены особенности рынка образовательных услуг, его отличие от других рынков.

Изучены методы разработки веб-сайта. Рассмотрены основные этапы создания сайта. Так же изучены методы продвижение в Интернете. Дана информация об определении эффективности веб-ресурса.

Стратегия продвижения состоит из комплекса мероприятий, которые определяются в ходе анализа рынка и конкурентного анализа. Так же стратегия рассчитана на долгосрочные цели, что обеспечивает развитие компании на рынке.

Маркетинг в сфере образовательных услуг

Под маркетингом образовательных услуг понимается система действий в целях реализации образовательных услуг определенного учреждения. Объектом маркетинговых действий выступает образование. Оно имеет функциональную и целенаправленную форму. Маркетинговая деятельность в сфере образовательных услуг ориентирована только на целенаправленную форму. Целью образования выступает формирование определенных знаний, навыков, способностей, позволяющих выполнять определенную работу.

Учреждения образования предоставляет обществу услуги определенного вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты и одновременно представляют результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации. Эта двойственная природа деятельности образовательных учреждений значительно усложняет определение продукта, потребителей, а, следовательно, и проведение сегментирования и выявления целевых рынков.

В связи с этим, целесообразно определить, что же понимается под образовательной услугой.

Образовательная услуга как товар обладает рядом особенностей:

≡она нацелена на преобразование личности потребителя услуг, то есть, получая дополнительные знания, расширяется кругозор и могут измениться личные ценности;

≡в процессе обучения потребитель услуг, как правило, находится в тесном контакте с преподавателями и воспринимает их идеалы, взгляды;

≡качество полученных знаний приобретенных навыков, умений сложно проверить в момент принятия на работу, они как правило, проявляются не сразу;

≡на проявление профессионализма влияет сложность решаемых задач и условия труда, а также техническая база.

Для более полного описания образовательной услуги в маркетинге вводится понятие образовательной программы. Это комплекс образовательных услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Именно с этим продуктом выходит на рынок любое образовательное учреждение. Например, предлагая образовательную программу по информационным технологиям необходимо наличие специалистов и оборудованных компьютерных аудиторий.

Образовательные программы могут классифицироваться по следующим признакам:

· по уровню образования: довузовские, бакалаврские, магистерские, аспирантские, программы повышения квалификации;

· по характеру специальности: маркетинг, менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, товароведение и т.д.;

· по форме обучения: дневные, вечерние, заочные, дистанционные и т.д.;

· по наличию дополнительных услуг: обучение по программе зарубежного учреждения, факультативный иностранный язык.

В маркетинге образовательных услуг необходимо определить является ли образование услугой или продуктом.

С одной стороны, образование выступает как услуга — это различные образовательные программы, курсы, семинары, конференции. С другой стороны, образование выступает как продукт — это обучающие системы, видео-, аудиокассеты и т.д.

Издание учебных пособий, учебников, практикумов предназначается для того, чтобы продать образование как продукт. Поэтому эти понятия сложно отделить друг от друга, то есть образование является одновременно услугой и продуктом, аналогично информационным услугам и продуктам.

Специфичность образовательных услуг определяет и особенности жизненного цикла услуги. Знаниям свойственно старение и это необходимо учитывать при разработке образовательных программ. В большей степени устаревают знания в области экономики, информационных технологий, в меньшей — в области математики, физики и т.д.

Анализируя жизненный цикл услуг образования можно определить критерии выживаемости образовательных программ:

· востребованность обществом;

· востребованность рынком;

· престижность специальности;

· широкий выбор специализаций;

· фундаментальность подготовки;

· степень практической направленности;

· длительность подготовки;

· материальная обеспеченность после получения образовательных услуг.

Помимо этого, необходимо учитывать, что предлагая клиентам одну и ту же образовательную программу, учреждение образования выпускают различных специалистов.

Отличатся они степенью усвоения знаний, их качеством, что связано в большей степени с личными характеристиками как преподавателей, так и обучаемых.

Кто же выступает основными клиентами при приобретении образовательных услуг?

К ним относятся:

· потребитель — это непосредственно получатель продуктов и услуг образования. В этой группе выделяют предприятия, организации, принимающие на работу выпускников, а также самих студентов, учащихся;

· покупатель — это тот, кто принимает решение о приобретении образовательных услуг. Обычно это родители, учащиеся, выбирающие данное учреждение, фирма, оплачивающая обучение, государственные органы, заказывающие обучение по определенной специальности.

Качество образовательных услуг потребителями оценивается по параметрам:

· научный потенциал и квалификационный состав преподавателей;

· материально-техническими условиями обучения;

· имиджем образовательного учреждения;

· бытовыми условиями обучающихся;

· рыночной востребованностью.

Ценовая политика в сфере образовательных услуг зависит от позиции образовательного учреждения. Кроме этого, важно, как воспринимается услуга, как «общедоступная», «элитарная», «с оптимальным сочетанием качества». Учитываются также наличие дополнительных услуг.

Реализуя коммуникационную политику учреждение образования может использовать множество форм и методов продвижения услуг, информации о предоставляемых услугах, их качестве, квалификации преподавателей. При продвижении образовательных услуг используются газетные, журнальные публикации, телерадиовещание, издаются брошюры. Целесообразно использовать различные юбилеи, встречи выпускников, конференции и т.д.

Большое значение для продвижения образовательных услуг имеет формирование благотворительного имиджа учреждения образования. Он определяется показателями:

· общая известность;

· репутация;

· скорость реагирования на запросы рынка;

· скорость реагирования на запросы потребителей;

· престижность специальностей;

· инновационный потенциал и его реализация;

· финансовая обеспеченность;

· уровень зарубежных связей;

· конкурентный статус.

Важным аспектом маркетинга образовательных услуг выступают требования к персоналу, и прежде всего, к преподавательскому составу. В качестве основных требований выступают научный потенциал, квалификация, профессионализм преподавателей. Однако, с точки зрения маркетинга, не менее важно их поведение во внеаудиторное время, стиль общения с учащимися.

Майкова С.Э., Баляева Р.Р.

Особенности маркетинга образовательных услуг

Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг – это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность по их распределению и продвижению; философия образовательного бизнеса. Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг.

Участниками маркетинговых отношений выступают образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, предприятия и организации, государство), посредники, а также общественные структуры, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке.

Важную роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность самого студента, так как он является материальным носителем образовательных услуг, а также их конечным потребителем.

Основными объектами маркетинга образовательных услуг являются товары и услуги, также это могут быть учреждения, территории и отдельные личности. Можно отметить, что в большинстве объектом маркетинга образовательных услуг является любой объект, предлагаемый на рынке для обмена.

Объекты маркетинга образовательных услуг активно взаимодействуют между собой. Для учащихся важно место расположения образовательного учреждения, и какими возможностями для их проживания оно располагает, в данной ситуации особое внимание уделяется такому объекту маркетинга образовательных услуг как территория.

Можно выделить следующие особенности образовательных услуг:

— образовательные услуги не вещественны и не осязаемы до момента их приобретения;

— образовательные услуги неотделимы от субъектов их оказывающих, производятся и потребляются одновременно;

— непостоянство качества образовательных услуг. Качество образовательных услуг влияет на развитие общества в целом, и отсюда вытекает необходимость соответствия качества образовательных услуг требованиям государственного контроля;

— значительная протяженность образовательной услуги во времени;

— несохраняемость образовательной услуги.

Целью маркетинга образовательных услуг является формирование условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы образования в условиях рынка.

Особая роль в маркетинге в сфере образования отдается государству. Оно осуществляет правовую защиту субъектов маркетинговых отношений от монополизма, а также от недобросовестности в бизнесе и рекламе.

Государство устанавливает перечни профессий и специальностей, по которым ведется образование, формирует базовый ассортимент образовательных услуг. Оно проводит аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений, т.е. выступает гарантом качества образовательных услуг, его соответствия образовательным стандартам.

Для определения сущности маркетинга образовательных услуг следует обратиться к его функциям.

С точки зрения маркетинга в функции образовательного учреждения входит:

— оказание обучающимся образовательных услуг, передача необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);

— производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

— оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др.

Центральное место в маркетинге сферы образования занимает разработка комплекса маркетинга, в который входит:

1. Услуга как товар: ассортимент образовательных услуг является достаточно широким, постоянно и интенсивно обновляется, учитывая требования клиентов, общества, научно-технического прогресса. Процессы и технологии оказания образовательных услуг являются достаточно гибкими и легко переналаживаемы.

2. Цена услуги: цены на образовательные услуги формируются под воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса, цена может использоваться также для позиционирования услуги.

3. Каналы распределения услуг: совокупность независимых организаций, вовлеченных в процессе удовлетворения спроса на услуги и делающие их доступными для потребителей.

4. Система продвижения услуг на рынок: деятельность по продвижению направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, на возможных посредников. К основным инструментам системы продвижения на рынке образовательных услуг относятся реклама – любая оплаченная форма неличного представления и продвижения образовательных услуг четко определенным рекламодателем; стимулирование сбыта – система кратковременных побудительных мер и приемов поощрения покупки или продажи образовательной услуги; персональные продажи – устное представление образовательных услуг в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения их продажи; связи с общественностью – планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание отношений образовательного учреждения с различными слоями общественности.

Таким образом, маркетинг образовательных услуг имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой самой услуги и сферы образования в целом. К ним можно отнести: активную роль конечного потребителя образовательных услуг; отсроченный характер выявления результатов оказания образовательных услуг; приоритет сотрудничества и ограничение эффективности конкуренции производителей образовательных услуг; особую роль и значимость государства в образовательной сфере, а также необходимость его участия в развитии образования.

Литература:

1. Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика». Электронный ресурс: http://multidollar.ru/marketing/ pankrukhin_a_p_marketing_obrazovatel’nykh_uslug_metodologija_teorija_i_ praktika_m_2003_159_s.html

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: «Ростинтэр», 1996. — 704 с.

Добавить комментарий

Закрыть меню