Малый бизнес в РФ

малого бизнеса в России…………………………………………………………4

1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России………………….4

1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……………………………7

Глава 2. Современные проблемы развития

малого и среднего бизнеса в России………………………………………….10

Глава 3. Основные направления государственной
поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации…………….13
Заключение……………………………………………………………………..16

Список используемой литературы…………………………………………….19

Введение

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России

1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России

Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное управление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций в развитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/

К 80-м годам двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

в оптовой торговле – 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. /2/

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. /2/

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость.

А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Малый бизнес – это очень важный сектор экономики. Он будет нужен всегда, так как людям всегда нужны будут различные товары и услуги, а именно предприятия малого бизнеса позволяют максимально приблизить их к потребителю.

К малому бизнесу в России относятся предприятия, занятость в которых составляет:

  • не более 100 человек, если это промышленное, транспортное или строительное предприятие;
  • не более 60 человек, если это предприятие сельскохозяйственное или научно-техническое;
  • не более 50 человек, если это предприятие оптовой торговли;
  • не более 30 человек, если в области розничной торговли или обслуживании населения;
  • не более 50 человек в других областях деятельности.

В силу своих особенностей малый бизнес всегда будет занимать важное место в экономике России.

Предприятия малого бизнеса легче приспосабливаются к изменяющимся условиям. Перестроить малое предприятие намного проще, чем крупное. Малый бизнес России участвует в формировании бюджета не только за счет отчислений от доходов, а и за счет увеличения доходов занятого в нем населения.

Увеличение занятости и снижение уровня безработицы тоже во многом заслуга малого и среднего бизнеса. По статистическим данным, в 2010 году на малый и средний бизнес приходилось почти 40 млн. замещенных рабочих мест. Это очень большая величина для России.

Плюсы и минусы малого бизнеса

Малый бизнес имеет свои преимущества и недостатки. К «плюсам» относятся его гибкость, способность быстрее перестраиваться, приспосабливаться к изменившейся конъюнктуре рынка. Также очень важна экономичность, что для начала своего дела обычно не требуется слишком много капиталовложений, меньше расходов на организацию своего дела. Малый бизнес имеет узкую специализацию, в результате он более близок к потребителю, лучше удовлетворяет запросы данного конкретного клиента.

Развитие системы малых предприятий позволяет сбалансировать региональные и местные рынки труда, обеспечивая людей работой там, где они живут, сокращая трудовые миграции населения. К тому же на предприятиях малого бизнеса больше всего заняты представители социально неустойчивых слоев населения: молодежь без опыта работы, женщины с детьми, которых не очень хотят принимать на работу на крупные предприятия. Так малый бизнес помогает еще и снятию социального напряжения.

Если рассматривать недостатки малого бизнеса, то отметим следующие:

  1. Большая часть предприятий малого бизнеса предпочитают занижать прибыль, выплачивать «серые» зарплаты. Бюджет России при этом недополучает большие суммы. Решение этого вопроса очень сложно.
  2. Основными сферами действия малого бизнеса стали торговля и оказание бытовых услуг. А в новых наукоемких отраслях такие предприятия задействованы очень слабо.
  3. Малый бизнес в России постоянно страдает от нехватки денег. Такое случается потому, что капитал весь уходит в оборот. Из-за несовпадения времени обращения денег с производственным циклом возникает необходимость в кредитах, а проценты на кредиты для малых предприятий, которым нужны не самые большие суммы, выше.
  4. В результате малый бизнес становится неустойчивым, несмотря на все свои преимущества. Почти каждое четвертое предприятие становится банкротом еще в первый год.

Популярные формы малого бизнеса

Наиболее распространенными формами малого бизнеса являются домашний и семейный бизнес и франчайзинг. Домашний и семейный бизнес привлекателен тем, что здесь нет чужих людей. Все участники – родственники, они могут полностью доверять друг другу, поддержат в трудные моменты. Решения принимаются самостоятельно, без указаний сверху, доходами также распоряжаются сами.

Франчайзинг — это покупка у правообладателя права производить товары под известной маркой. Не надо заниматься личной рекламой продукции, она уже известна и пользуется спросом.

Фермерство – уже опробованный вид малого предпринимательства. Если есть агрономическое или ветеринарное образование, навыки ведения сельского хозяйства, создание фермерского хозяйства – самое подходящее дело для сельской местности. В последнее время интерес к нему возрождается в связи с возросшим спросом на экологически чистую продукцию.

Трудности индивидуального предпринимательства заключаются в том, что трудно соблюдать нормирование рабочего дня. Проще говоря, работать придется от зари до зари и часто без выходных.

Необходимо иметь знания в области бухгалтерии и экономики, налогообложения. То, что в большой фирме распределено между разными специалистами, приходится делать одному человеку. Доходы также могут быть намного ниже, а в первое время их может не быть совсем.

Несмотря на все трудности, малый бизнес в России развивается. Если посмотреть в цифрах, в 2010 году число малых предприятий в России составило 4 с половиной миллиона, произведено было товаров и услуг на сумму 23,3 трлн. руб. Наиболее развит был малый бизнес в Калининградской области, Республике Алтай и Якутии. 30% выручки от реализации товаров и услуг приходилось на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Наиболее распространенными в России стали виды бизнеса по оказанию бытовых услуг, производству сельскохозяйственной продукции, ремонтным работам и др. Оправдывает себя предпринимательство по поддержанию красоты (прически, макияж, маникюр, ателье, фитнесс-клубы и т.п.) и здоровья (массажные кабинеты, тренажерные залы, продажа БАДов и пр.).

Широко распространились предприятия по авторемонту, ремонту дома, услуги по клинингу. Появилась такая необычная для России специальность как «муж на час» — выполнение различных мужских работ по дому. Новое развитие получили традиционные художественные ремесла.

Как выбрать вид малого бизнеса?

Самое главное при принятии решения о создании своего бизнеса – это правильно выбрать вид деятельности. Необходимо найти свою нишу на рынке труда, именно то направление, когда бизнес сможет активно развиваться. Лучше всего, если в этом деле пока нет конкурентов, т.е. деятельность должна быть новинкой хотя бы в конкретной местности.

Также хорошо идет бизнес по оказанию модных услуг или производству модных товаров. Или производство должно быть очень затребовано в обществе. При этом если продукция дорогая, она должна быть рассчитана на узкий круг людей с высоким доходом. А если расчет идет на массовое потребление товара или услуги, то они должны быть недорогими и доступными.

Интересные статьи об малом бизнесе, определяют в качестве основного фактора этого вида предпринимательства инновационную составляющую. Именно этот фактор, обеспечивает успешное функционирование любого предприятия. Особо актуален этот момент для малого бизнеса, вынужденного удерживаться на плаву при жёсткой конкуренции. Получение прибыли предпринимателем, может завесить от любого конкурентного преимущества, помогающего ему выбиться из одноликой массы компаний конкурентов. Статьи о малом и среднем бизнесе в России, помогают отследить ключевую роль инноваций во многих аспектах малых предприятий. Это может быть, предложение уникального товара, услуг, экономия на издержках, посредством внедрения новых технологий в производство или современных инжиниринговых методов, способных увеличить эффективность работы предприятий и мотивацию персонала, для более полного понимания проблемы необходимо читать статьи про средний и малый бизнес.

Степень развитости малого предпринимательства и активность бизнесменов, определяет степень демократизации государства и открытость его экономики.

Новые статьи про малый бизнес в России, выявляют зависимость между уровнем поддержки малых предприятий государством и решением общих проблем связанных с улучшением благосостояния людей и увеличением населения с уровнем дохода выше среднего. В эту же корзину, можно сложить налоговые поступления от сферы малого предпринимательства, что весьма способствует наполнению бюджета. Вторят такой зависимости в экономике, статьи о малом и среднем бизнесе читать в них приходится о повышении социальной ответственности, инициативы, и осведомлённости населения отдельно взятых государств. Ещё одним положительным элементом при развитой системе малого предпринимательства, является конкуренция.

Это основное условие работы небольших предприятий позволяющее сдерживать возрастание цен на услуги и товары. Статьи по тайм менеджменту утверждают, что такое положение дел, вынуждает предпринимателей безостановочно повышать качество товаров и внедрять инновационные технологии. Малое предпринимательство частично способствует снижению безработицы в государстве, в странах с сильной экономикой, как утверждают популярные статьи по тайм менеджменту, от 50 — 90% населения работают в этой сфере. Тяжело переоценить роль малого предпринимательства в экономической системе, так как, предпринимательство представляет собой конструктивную единицу рыночного хозяйства. Читать статьи про малый бизнес, безусловно, актуально, так как, там представлены базисные положения этого рода деятельности.

Развитие малого бизнеса в России: стране важен каждый, а государству?

Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации и открытость экономики нашего государства. Именно за счёт поддержки данного сегмента предпринимательства правительство должно решать общие проблемы повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка.

Кроме того, развитие малого предпринимательства в России способствует пополнению бюджета за счёт налоговых поступлений. Именно по этим причинам процветание данного вида бизнеса является очень важным элементом для экономически развитого и успешного государства.

В последнее время многие высокопоставленные чиновники всё чаще говорят о том, что развитие малого и среднего бизнеса крайне важно для общего развития экономики современной России. На сегодняшний день в этих сферах занято около 16,5 млн. россиян, что в процентном соотношении измеряется 25-ю % от всего работающего населения.

Естественно, для того, чтобы развитие малого бизнеса в России отличалось стабильностью, необходима постоянная поддержка со стороны государства.

Тем не менее, на небольшие предприятия приходятся жалкие 4,4% инвестиций в основную долю капитала. Даже прибавляя инвестиции предприятий «среднего класса», показатель вырастает лишь до 7,2%. В общих чертах, развитию малого бизнеса в России мешают определённые трудности с отраслевой структурой. К примеру, в секторе обрабатывающего производства лишь одно предприятие из 10 относится к малым. Актуальным остаётся вопрос доступа предпринимателей к ресурсам финансово-кредитного плана, а также к производственным площадкам.

В этом году развитие малого и среднего бизнеса может столкнуться с усилением налогового бремени, которое на деле окажется сильнодействующим сдерживающим фактором. В свою очередь, повышение социальных выплат, введенных с 1 января 2011-го, может вновь загнать в «тень» заработные платы и вынудить предпринимателей отложить реализацию планов по развитию своего бизнеса.

Добавить комментарий

Закрыть меню