Маленький принц проблемы

Проблемы в сказке «Маленький принц»

Литература призвана поднимать и освещать проблемы, которые волнуют общество и человечество в целом. Произведения литературы в той или иной степени способствуют нравственному воспитанию, раскрывая через призму образов основные пороки людей и затрагивая важнейшие философские вопросы.

Многогранная и в то же время глубокая по смыслу сказка «Маленький принц» поднимает множество проблем современного человечества. Антуан де Сент-Экзюпери очень сильно переживал трагические времена Второй мировой войны, переживал о судьбе не только родной Франции, но и о человечестве в целом.

Написанная в 1943 году сказка «Маленький принц» среди прочих, поднимала, прежде всего, проблему человечности и проблему «очерствения» души. Делая проводником своих идей ребенка, автор подчеркивает, что именно дети являются носителями непревзойденной интуиции и мудрости, резонирующими с самой Вселенной. В то же время «мир взрослых» изображается исключительно с негативной стороны – это мир алчных, злых, глупых и просто несчастных людей, потерявших истинный смысл жизни и страдающих от пустоты и одиночества.

Еще одной проблемой, которая вытекает из предыдущей и охватывает всю систему образов произведения, является проблема сущности бытия самого человека. Экзюпери раскрывает ее, проводя своего главного героя через испытание сомнением в собственных силах и приводя к заключению, что все жизнь человека есть путь совершенствования и осознания глубины простых истин.

Автор проводит идею, что достичь этой цели можно исключительно, открыв свою душу другому. Это еще одна проблема, затронутая в произведении – проблема любви и ответственности. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» Подчас осознать свою ответственность за другого человека и принять ее стоит титанических усилий, но именно это усилие помогает избавиться от внутренней пустоты и обрести смысл жизни: «Самое главное — то, чего не увидишь глазами…»

Проблематику сказки дополняет тема дружбы и верности. В лице Лиса, Маленький принц находит истинного и преданного друга, который раскрывает ему одну из самых вжных истин: «Зорко лишь сердце…» Благодаря Лису, Маленький принц преодолевает внутренние сомнения и обретает гармонию понимания. «Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть».

Жизнь как путь и смерть как завершающий этап определенного витка в развитии человеческой души лишь подчеркивают и без того глубокую философскую риторику сущности человеческого бытия.

Характеристика Маленького принца из одноименной сказки А. де Сент-Экзюпери

Мини-сочинение по сказке «Маленький принц»

Анализ сказки «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери

Герои сказки «Маленький принц» – характеристика с цитатами

Сент-Экзюпери написал печальную сказку «Маленький принц» для детей и взрослых. Экзюпери не любит наставлений, как не любят их все дети. Но, рассказывая историю Маленького принца, он вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах.
Маленький мальчик познает мир. И при этом сталкивается с разными существами — беззащитной и капризной Розой, напыщенным Королем, мужественным Фонарщиком, безвольным Пьяницей, не видящим ничего дальше собственного носа Астрономом, озабоченным аварией Летчиком, мудрым Лисом и коварной Змеей. Все, кто обитает на Земле, и те, кто живет на небольших астероидах, на самом деле вращаются вокруг собственных проблем, важных для них. Внутренний мир каждого — замкнутое пространство, в которое нелегко пробиться другому человеку.

Старый Лис научил мальчика постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Слушая звонкий голосок Маленького принца, понимаешь, что в грохоте больших городов и в повседневной суете и заботах отмерла во «взрослых» людях естественная щедрость сердца, исчезли прямота и искренность отношений, хозяйская заботливость о чистоте своей планеты. Они все больше погружаются в мир цифр, «забираются в скорые поезда» и уже сами не понимают, чего ищут. «Они не знают покоя и бросаются то в одну, то в другую сторону». Мир взрослых людей на земле — это мир «королей», «пьяниц», «географов» и «дельцов», которые перестали понимать, «что такое жизнь», «что важно и неважно». Не так надо жить, как живут эти чудаки — взрослые. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других людей и «сушат свои мозги» бесполезными цифрами. Людям многому надо научиться: радоваться закатам и восходам, любоваться красотой полей и песков, ценить воду глубоких колодцев и сияние звезд в небе. Надо думать о маленьких и больших заботах своих соседей по Вселенной. Надо утешить того, кто плачет на твоей планете. Нельзя забывать друзей и «тех, кого ты приручил». Человек должен чувствовать свою ответсвенность за других, за все, что происходит в мире.
Экзюпери смотрит на людей глазами Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость. Писатель верит в победу здравого смысла даже у взрослых людей.

Человек приходит в этот мир один, и уходит из этого мира в одиночку. Но это только два момента из жизни любого человека, а что же между ними? Жизнь! Какой будет она, зависит только от самого человека. Будет зорким сердце, значит, жизнь удалась, а если останется незрячим? Слепое сердце – самое большое зло. К сожалению, сердца многих людей бывают слепыми. Хорошо, если чья-то любовь поможет вернуть им зрение. А если чуда не случится? Остается одно – одиночество.

В наше стремительное время все чаще и чаще люди сталкиваются с одиночеством. Человек может иметь многое в жизни, может быть окружен людьми, но и в этом случае он может столкнуться с одиночеством, но не физическим, а «одиночеством души». В спешке жизни нам некогда поговорить с другом по душам, остановиться и посмотреть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни. И какое же счастье человеку встретить верного друга, который как солнышко озарит его жизнь, наполнит душу светом, заполнит сердце, ибо «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». И как еще «много в мире людей, которым никто не помог пробудиться».

Проблему одиночества отразил в своей замечательной повести-сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель и летчик, которому хорошо было знакомо это чувство.

В юности, когда он заканчивал колледж, его постигла тяжелая утрата, умер товарищ его детских игр – его брат Франсуа. А после смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из его соучеников переросли в дружеские. Юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека.

Жизнь его была полна драматических событий, какой и должна быть жизнь военного летчика.

Но каждое его появление среди друзей было сродни чуду. «Он появлялся в дверях внезапно, закрывая проход своей крупной фигурой. Ростом метр восемьдесят четыре сантиметра, широкоплечий, массивный. Круглое лицо. Широко расставленные глаза. Вздернутый нос. «Смотрите-ка, Сент-Экс!» – восклицал какой-нибудь приятель. «Пожатие его руки, — рассказывал другой, — всегда превращалось в событие. Заметишь его, подойдешь, наберешься новых идей – и ты счастлив». Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца.

«Маленький принц» занимает особое место в его творчестве. Эту философскую сказку он написал в 1943 году, когда ему было 42 года, в перерыве между боями. Но эта сказка написана не только для детей, но и для взрослых. Ведь каждый взрослый был когда-то ребенком, только большинство забыло об этом. Писатель хочет, чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга. Не случайно в пустыне возле его самолета появляется маленький мальчик, прилетевший «с неба», куда рвется душа летчика-писателя.

Антуан де Сент-Экзюпери пишет, вспоминая, как сам был маленьким, и посвящает сказку своему другу Леону Верту, когда и «он был маленьким».

«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», — писал Экзюпери. В своем творчестве, он часто вспоминал о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты, стремиться к этому новому – эти качества были присущи и маленькому мальчику с далекой крошечной планеты, и взрослому человеку — писателю.

В повести-сказке «Маленький принц» писатель пытался ответить на мучавшие его вопросы. В ней он воплотил свои самые заветные идеалы: «Глаза слепы, надо искать сердцем», «единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

При первом знакомстве с Маленьким принцем мы видим мальчика небольшого роста, с золотыми волосами, любознательного и настойчивого, очень хрупкого, с «ускользающей душой». Он, словно Адам, живет один на своей планете величиной с дом, любуется закатами, заботится о своем цветке – красивой, но вместе с тем хвастливой и кокетливой, капризной и обидчивой Розой. Она доставляет принцу слишком много беспокойства и забот. Но он одинок, «ему очень не хватает друга», поэтому герой решается оставить свою Розу. Он отправляется на поиски друга, ухватившись за связку голубей, которые переносят его с одной планеты на другую. Путешествуя, он открывает для себя удивительный мир Вселенной, он рассуждает о важных проблемах.

Маленький принц до определенного момента путешествует бесцельно, не понимая, что гонит его от Розы и чего он ищет. Только самодовольные высказывания географа заставляют его задуматься над тем, что же является вечным, а что эфемерным, заслуживает ли внимания и любви простой цветок, который обречен на увядание, когда в мире есть огромные горы и огромные океаны.

Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям.

На первом астероиде он встречает короля, который в каждом видит подданного и не может прожить и минуты, не издавая приказов. Предел его мечтаний — неограниченная власть и беспрекословное повиновение. Король считает, что правит всем, но он один на всей планете. И выходит, что его могущество мнимо.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным, самым красивым, нарядным, богатым и умным. Но и на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые очень странные люди». Так писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.

Житель третьей планеты — горький пьяница — поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

Встречает в своих странствиях Маленький принц и «делового человека», который занят бессмысленным подсчетом звезд. Он пытается превратить удивительную красоту вселенной в собственность, упрятав ее в свой личный сейф. Этот человек кажется малышу ничтожеством.

Делец, по мнению героя, занимающийся бессмысленным подсчетом цифр, не может быть человеком, он груб, потому что «за свою жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никого никогда не любил.

Никогда ничего не делал».

На каждой планете Маленький принц встречает людей, которые олицетворяют какой-то порок, грех: властолюбца, тщеславного человека, пьяницу, делового человека, мечтающего быть богатым только для того, чтобы покупать еще и еще. Светлый мир детства болезненно сталкивается с царящим везде бесчеловечием.

Общество бесчеловечных отношений и обесцененных ценностей писатель считал принадлежностью только мира взрослых, которые утратили свою непосредственность. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете. За цифрами доходов, честолюбием, алчностью взрослые забыли о своем призвании. Именно в детях видит писатель самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Так как только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». Поэтому герой его сказки и говорит: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном, никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает у него отец?» И после этого воображают, что они узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом, он стоит сто тысяч франков», и тогда они воскликнут: «Какая красота!»

В своей сказке Сент-Экзюпери как бы заставляет читателей изменить угол зрения на привычные явления

На пятой планете Маленький принц встречается с фонарщиком, работа которого вызывает у него восхищение: «Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Из всех людей, которых встретил малыш на своем пути, только фонарщик, который беспрерывно то зажигал, то гасил фонарь, потому что «такой уговор», симпатичен Маленькому принцу. Только один фонарщик нравится ему все больше и больше, так как он один остается верен данному им слову, он работает и вопреки лени и трудностям освещает свою планету. Нравится за то, что он «думает не только о себе».

Фонарщик один не выглядит смешным, хотя его стали презирать и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. Малыш мечтает подружиться с фонарщиком, «но его планета уж очень крохотная. Там нет места для двоих»

Обитающий на шестой планете ученый-географ сначала тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот, пишет свои толстенные книги, «не выходя из кабинета», а обо всем интересном вокруг узнает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «слишком важным лицом и ему некогда разгуливать». И герой понимает, что без любви все лишается смысла – будь то власть, совесть или честь, наука или труд, и даже капитал. Но именно географ советует мальчику посетить планету Земля, у которой «неплохая репутация». Это была седьмая по счету планета – символическое число.

Первой, кого увидел маленький путешественник на Земле, была змея. Маленький принц попал в пустыню, потом в горы, и решил, что планета безлюдна. Ему стало одиноко и грустно без цветка, который он оставил на родной планете.

Путешествие приводит героя почти к отчаянию, когда принц увидел сад с многочисленными розами, выходит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.

И в трудную минуту, когда «он лег в траву и заплакал», перед ним появляется Лис. Он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца, учит истинному пониманию любви и дружбы, о которых люди забыли в сутолоке деловой жизни и потому лишились друзей. Бич современной жизни – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь. Некогда поговорить с другом по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью.

Грустью веет от слов принца, сказанных в ответ на просьбу Лиса приручить его: «Я рад но у меня так мало времени». В возражении Лиса («узнать можно только те вещи, которые приручишь надо запастись терпением») заключена большая мудрость. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавать самое дорогое – свое время («Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни»). В словах Лиса мы слышим веру самого Экзюпери: познать что-либо можно лишь приручая; «приручение состоит в создании уз: человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как мы нуждаемся в ней, — мы ведь в ответе за всех, кого приручили». И даже, если случайный прохожий скажет теперь принцу, что его Роза похожа на любую из пяти тысяч растущих в саду роз, малыш уже твердо знает: его Роза – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит его сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.

Ненавязчиво и мудро утверждается в сказке мысль, что каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» — вот секрет, открытый Лисом Маленькому принцу, который повторяет эти слова, «чтобы лучше запомнить» их. Сент-Экзюпери показывает, как важно запомнить эти слова и не пройти мимо главного: надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, ведь каждый в ответе не только за свою судьбу.

Заключение

Тема одиночества – тема космополитическая. Одиночество не имеет границ. Одиночество не имеет национальности. Эта проблема общечеловеческая.

И каждый решает ее по-своему: кто-то борется, кто-то смиряется, кто-то лишает себя жизни.

Антуан де Сент-Экзюпери нашел свой способ преодоления одиночества через мужество, через умение дружить, через преодоление страха, через ответственность за всю планету.

Одиноко на своей крохотной планете Маленькому принцу. «Ему очень не хватает друга». Одиноко и Лису, живущему на Земле. Поэтому каждый из них ищет себе верного друга.

Миллиарды человек, живя на нашей прекрасной планете, остаются чужими друг другу. Поэтому великое счастье в жизни – Человеку встретить Человека. Ведь самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Человек одинок, если он не в ответе за друзей, за людей вообще. «Жизнь имеет смыл, если есть ради кого умереть. Если ты готов отдать жизнь за друга, планету, свой дом».

Даже в самые трудные минуты жизни нельзя терять веру в торжество добра. Нельзя, чтобы будничные дела заслонили от тебя судьбы мира, заставили забыть о маленьких и больших заботах твоих соседей по вселенной.

Остановись, Человек! Поговори по душам с другом, загляни внутрь своей души, задумайся над смыслом жизни. И помни всегда о том, что «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».

Литература призвана поднимать и освещать проблемы, которые волнуют общество и человечество в целом. Произведения литературы в той или иной степени способствуют нравственному воспитанию, раскрывая через призму образов основные пороки людей и затрагивая важнейшие философские вопросы.

Многогранная и в то же время глубокая по смыслу сказка “Маленький принц” поднимает множество проблем современного человечества. Антуан де Сент-Экзюпери очень сильно переживал трагические времена Второй мировой войны, переживал о судьбе не только родной Франции, но и о человечестве в целом.

Написанная в 1943 году сказка “Маленький принц” среди прочих, поднимала, прежде всего, проблему человечности и проблему “очерствения” души. Делая проводником своих идей ребенка, автор подчеркивает, что именно дети являются носителями непревзойденной интуиции и мудрости, резонирующими с самой Вселенной. В то же время “мир взрослых” изображается исключительно с негативной стороны – это мир алчных, злых, глупых и просто несчастных людей, потерявших истинный смысл жизни и страдающих

от пустоты и одиночества.

Еще одной проблемой, которая вытекает из предыдущей и охватывает всю систему образов произведения, является проблема сущности бытия самого человека. Экзюпери раскрывает ее, проводя своего главного героя через испытание сомнением в собственных силах и приводя к заключению, что все жизнь человека есть путь совершенствования и осознания глубины простых истин.

Автор проводит идею, что достичь этой цели можно исключительно, открыв свою душу другому. Это еще одна проблема, затронутая в произведении – проблема любви и ответственности. “Мы в ответе за тех, кого приручили…” Подчас осознать свою ответственность за другого человека и принять ее стоит титанических усилий, но именно это усилие помогает избавиться от внутренней пустоты и обрести смысл жизни: “Самое главное — то, чего не увидишь глазами…”

Проблематику сказки дополняет тема дружбы и верности. В лице Лиса, Маленький принц находит истинного и преданного друга, который раскрывает ему одну из самых вжных истин: “Зорко лишь сердце…” Благодаря Лису, Маленький принц преодолевает внутренние сомнения и обретает гармонию понимания. “Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть”.

Жизнь как путь и смерть как завершающий этап определенного витка в развитии человеческой души лишь подчеркивают и без того глубокую философскую риторику сущности человеческого бытия.

/ Сочинения / Экзюпери А. / Маленький принц / Философская проблематика повести-сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Философская проблематика повести-сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”. Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя
Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?
“Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.
“Маленький принц” – это в первую очередь, философская сказка. И, следовательно, казалось бы, простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
В сказке сильны романтические традиции.
Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. То, что “Маленький принц” — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.
Сент-Экзюпери показывает, что человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.
Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” — заклинает писатель.
Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника — терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми…”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными к злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”.
Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей — прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, — и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Другая ключевая философская тема сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. Душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.
Маленький принц не сразу постигает эту мудрость.

Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу… Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить — значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить — значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.
Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы.
О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, — говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, — скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и, спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.
Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Добавил: Chipyshk

Беру!

70444 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Добавить комментарий

Закрыть меню