Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

ТЕМА 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

план

1. Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца

2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Таблица 5.1 –Характерные черты четырех основных моделей рынка

характерная черта Модель рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Число фирм очень большое число много несколько одна
2.

Тип продукта

стандартизированный (или однородный) дифференцированный стандартизированный или дифференцированный уникальный, нет близких заменителей
3. Контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре значительный
4. Условия вступления в отрасль очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий заблокировано
5. Неценовая конкуренция (различия в качестве, рекламе, стимулировании сбыта) отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т. д. очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями
6. Примеры сельское хозяйство розничная торговля, производство одежды, обуви производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов местные предприятия общественного пользования

Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца

Рассматривая вопрос, мы исходим из того, что в условиях чистой конкуренции в отрасли работает очень большое число фирм, выпускающих однородный (стандартизированный) продукт. Такая маленькая фирма не может проводить самостоятельную ценовую политику.


Рис. 5.1 –Кривая спроса конкурентной фирмы

Так как решения отдельных фирм не влияют на рыночную цену, кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы является горизонтальной линией.

Рис. 5.2 – Отраслевая кривая спроса

Кривая спроса по отрасли показывает, сколько товара купят все потребители по каждой возможной цене.

Рассмотрим несколько определений:

Средний доход для продавца (AR) – цена единицы продукции.


Валовый доход (TR) – общий доход от проданной продукции. Определяется умножением цены единицы продукции на количество проданной продукции.

TR = P×Q

Предельный доход (MR) – добавочный доход, который является результатом продажи ещё одной единицы продукции

Рис. 5.3 – Спрос, предельный доход и валовой доход фирмы в условиях чистой

конкуренции

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене кривая её предельного дохода (MR) совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (d). Кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии.

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде

Сведём вместе данные о доходе и данные об издержках, чтобы определить для фирмы объем производства, максимизирующий прибыли.

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде – два подхода:

1. Сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС).

2. Сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса:

1. Следует ли производить?

Дадим сразу же ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо:

а) экономическую прибыль;

б) нормальную прибыль;

в) убыток, который меньше её постоянных издержек.

2. Какое количество продукции следует производить?

В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объём продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.

3. Какая прибыль (убыток) будут получены?

Рассмотрим три случая определения прибылей и убытков фирмы:


1) случай максимизации прибыли;

2) случай минимизации убытков;

3) случай закрытия.

Модель равновесия производителя и максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = TR — ТС.

Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

· а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

· б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) — это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = MR — МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.


Максимально прибыльное равновесие — это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.

Рис.

26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

· цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

· цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

· цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

· цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Перед производителем стоит задача определения объема производства максимизирующего прибыль или минимизирующего убытки фирмы. Эта задача решается с помощью двух разных подходов.

Первый подход состоит в сравнении валового дохода (T.R.) и валовых издержек T. C. (Total Cost). Второй – в сравнении предельного дохода (M.R.) и предельных издержек (Marginal Cost).

Эти приемы могут быть применены к фирмам, функционирующим во всех моделях рынка.

а) Принцип сопоставления валового дохода и валовых издержек.

Любой производитель решает следующие вопросы:

— Стоит ли производить данный продукт;

— Какое количество продукта следует производить

— Как определить, какая прибыль или какой убыток будут получены при производстве данного объема продукта.

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что в краткосрочном периоде часть издержек фирмы являются переменными T.V.C. (Total Variable Cost), а часть постоянными T.F.C. (Total Fixed Cost) . Даже если фирма ни чего не производит или закрывается, тем не менее, она несет убытки, равные ее постоянным издержкам (рентные платежи, страховка, отчисления на амортизацию зданий и т.п.).

Возможен вариант, когда любой объем производства будет приносить только убытки, однако фирма необходимо продолжать производство такого объема продукции, при котором она понесет убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которыми она столкнется при закрытии.

Ответ на второй вопрос: в краткосрочном периоде фирме следует осуществлять производство такого объема продукта, при котором она получит максимальную прибыль или минимальные убытки.

Для ответа на третий вопрос необходимо рассмотреть три возможных случая, как могут быть рассчитаны прибыли и убытки: случай максимизации прибыли, случай минимизации убытков, случай закрытия.

Случай максимизации прибыли. Валовой доход в условиях чистой конкуренции при реализации каждой следующей единицы продукта увеличивается на одну и туже величину — ее цену. Увеличение производства требует увеличения ресурсов, которые используются в данном производстве, а с увеличением ресурсов растут и валовые издержки производства. Они растут подчиняясь закону убывающей производительности, т.е.

в начале растут уменьшающимися темпами, а через некоторое время начинают увеличиваться возрастающими темпами, в следствие неэффективности, которая сопровождает чрезмерное использование оборудования фирмы. Максимальная прибыль достигается при таком объеме производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной.

Случай минимизации убытков. Бывают случаи, когда любой объем производства приносит только убытки, но фирма не закрывается, потому что продолжая производство она несет значительно меньшие потери по сравнению с потерей постоянных издержек, которые она обязана была бы выплатить при закрытии фирмы. Если совокупные переменные издержки меньше, чем получаемый валовой доход, фирма будет производить продукцию, потому что в этом случае она сможет выплатить не только переменные, но и какую-то часть постоянных издержек. При производстве некоторого объема продукции общая сумма убытка фирмы будет меньше на какую-то величину ее совокупных постоянных издержек.

Случай закрытия. Если при любом объеме производства убытки будут превышать совокупные переменные издержки, то фирма будет минимизировать убытки путем закрытия производства и оплаты постоянных издержек из собственного кармана.

б) Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Сопоставление предельного дохода и предельных издержек так же является способом определения объемов производства, максимизирующего прибыль или минимизирующего убытки фирмы.

Когда предельный доход превышает предельные издержки, продажа каждой дополнительной единицы товара увеличивает общую прибыль фирмы. Когда же предельный доход падает ниже предельных издержек, продажа дополнительной единицы будет понижать общую прибыль. Прибыль от ее реализации будет меньше, чем издержки, затраченные на производство этой единицы продукта.

Отсюда следует вывод: Фирма будет максимизировать прибыли и минимизировать убытки, производя такое количество продукта, при котором предельный доход равен предельным издержкам. ( M.R. = M.C.).

Обычно не бывает выраженного целым числом уровня производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом случае фирма производит последнюю целую единицу продукции, у которой предельный доход превышает предельные издержки.

У правила равенства предельного дохода и предельных издержек есть три отличительные черты:

1. Фирма будет осуществлять производство только в том случае, если предельный доход будет не ниже средних переменных издержек.

2. Это правило применяется не только в условиях чистой конкуренции, но и в других моделях рынка.

3. На чисто конкурентном рынке цена на любую единицу продукта постоянна и поэтому предельный доход равен цене (M.R.= P). Отсюда следует, что для того, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, фирме, действующей в условиях чистой конкуренции, следует производить такой объем продукта, при котором цена равна предельным издержкам (P=M.C.).

При применении правила M.R.(P) = MC, так же как и при сопоставлении валового дохода и валовых издержек, возникают три рыночных ситуации.

Случай максимизации прибыли. Если предельный доход (цена) превышает средние общие издержки данной единицы продукта, то фирма получает максимальную экономическую прибыль.

Случай минимизации убытков. Если предельный доход (цена) меньше средних общих издержек данной единицы продукта, но больше средних переменных издержек, то фирма будет продолжать осуществлять производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки.

Случай закрытия. Если предельный доход (цена) окажется ниже средних переменных издержек, то единственным приемлемым выходом для фирмы станет прекращение производства.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = TR — ТС.

Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

  • а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);
  • б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) — это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = MR — МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие — это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.

Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

  • цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);
  • цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);
  • цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);
  • цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис.

    26.5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Другие материалы по теме Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции

Микроэкономика…

Добавить комментарий

Закрыть меню