Макро и микроэкономика

Макроэкономика — часть экономической теории, исследую­щая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны как единого целого.

В отличие от микроэкономики, макроэкономика не занима­ется изучением проблем функционирования отдельных рынков, особенностей ценообразования в условиях совершенной и не совершенной конкуренции, не рассматривает механизм взаи­модействия спроса и предложения на рынках факторов произ­водства, оставляет за рамками анализа мотивацию поведения отдельного потребителя или отдельного производителя на рын­ке. Макроэкономический анализ требует абстрагирования от различий между отдельными рынками и обнаружения ключе­вых моментов функционирования целостной экономической системы.

Макроэкономический подход к исследованию имеет ряд особенностей.

1. В отличие от микроэкономики макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, например показа­тель ВВП (валовой внутренний продукт), а не выпуск продукции отдельной фирмы; уровень цен в экономике, а не цены на кон­кретные товары; рыночную ставку процента, а не ставку процен­та отдельного банка и т. п. В агрегированные совокупности объ­единяются и основные субъекты национальной экономики — производители и потребители.

2. Макроэкономика оставляет за рамками своего анализа, поведение отдельных экономических агентов — домохозяйств и фирм. При микроэкономическом анализе решения производите­лей и потребителей (домохозяйств) исследуются как независи­мые, а макроэкономический анализ призван учитывать взаимо­действия между производителями и домохозяйства ми через сис­тему взаимосвязанных рынков — товарных и ресурсных.

3. При макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов. Сюда помимо производителей и потребителей включают государство, а при анализе экономики как открытой системы учитывают (тоже в виде агрегированных совокупностей) иностранных производителей и потребителей, а также правительства других стран. При микроанализе влияние внешнеэкономических факторов на поведение отдельных потребителей, производителей и ситуацию на локальных рынках обычно не учитывают.

Макроэкономика занимается изучением проблем эффективного функционирования национальной экономики как целост­ной системы. Объектом макроэкономического анализа становятся условия, факторы и результаты развития целостной экономии ческой системы, изучение крупномасштабных экономических проблем.

Итак, макроэкономика отражает целостность всего нацио­нального хозяйства. Эта целостность проявляется не только во взаимосвязи и взаимодействии экономических субъектов через систему рынков, но и в специфических закономерностях, взаи­мосвязях и фактах.

1. Макроэкономика — не просто общая механическая сумма всех элементов национального хозяйства — различных локальных отраслевых, региональных, ресурсных рынков, сумма множества потребителей и производителей. Макроэкономика — совокупность экономических связей, которые объединяют и соединяют все отдельные элементы национальной экономики в единую целостность. Эта целостность проявляется:

• в наличии общего разделения труда межу крупными сферами производства, как в рамках всей экономики, так и по регионам;

• существовании кооперации труда, обеспечивающей эконо­мическую и производственную взаимозависимость между структурными подразделениями экономики;

• существовании национального рынка, представляющего собой единое экономическое пространство страны.

2. Материальным фундаментом макроэкономики является материальное богатство, под которым в широком смысле следует понимать совокупность всех ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства благ и обеспечения жизни людей.

К сведению. Накопленные и имеющиеся в распоряжении об­щества в каждый данный момент времени активы в форме средств производства и предметов потребления, а также природ­ные ресурсы составляют национальное богатство общества. В национальном богатстве выделяют две составляющие — мате­риальное и нематериальное национальное богатство. Матери­альное национальное богатство — созданное трудом и накоплен­ное рядом поколений общественное богатство и естественное богатство, включающее в себя природные ресурсы общества. Не­материальное богатство — часть национального богатства, вклю­чающая накопленные духовные ценности общества — достиже­ния науки, культуры, образования, искусства. Экономическое развитие и прогресс предполагает, что одновременно накаплива­ются и совершенствуются как материальные, так и нематериаль­ные предпосылки производства в экономике.

3. Макроэкономика предполагает наличие специфической экономической базы, призванной обеспечить общенациональ­ные потребности и интересы: производство общественных благ и организацию их коллективного потребления; наличие общена­циональной инфраструктуры (производственной и социальной); проведение государством экономической политики в интересах всего общества — одного из важнейших проявлений целостно­сти национального хозяйства.

Экономическая теория изучает закономерности поведения субъектов экономики — домохозяйств, деловых предприятий (фирм) и государства в мире ограниченных ресурсов. Она выполняет, прежде всего, познавательную функцию, будучи нацеленной на раскрытие тех закономерностей, по которым развивается экономическая система.

Второй функцией данной науки является функция практическая, реализация которой связана с использованием на практике знаний, добытых в ходе предшествующего теоретического исследования. При этом особую роль в осуществлении практической функции экономической теории отводится выработке прогноза, в соответствии с которым вероятнее всего будет развиваться в обозримом будущем экономическая система на основе присущих ей закономерностей. И, наконец, третьей функцией экономической теории выступает методологическая, поскольку эта наука выступает научным фундаментом всей совокупности более конкретных экономических наук, изучающих специфику реализации выявленных ею закономерностей в особых отраслях и сферах экономики, на определенных этапах ее развития.

В экономической теории существуют два уровня анализа. Микроэкономический анализ направлен на изучение поведения конкретных экономических единиц, он ориентируется на детальное исследование отношений, складывающихся между различными предпринимателями (отношений конкуренции), между предпринимателями и наемными рабочими, между продавцами и покупателями на отдельных рынках. Как бы «под микроскопом» рассматриваются отдельные фирмы, домохозяйства. Типичные термины микроэкономики: объем производства или цена конкретного продукта, издержки его производства, численность работников на определенном предприятии. Образно говоря, изучается не весь «лес», а лишь отдельные «деревья» — элементы экономической системы.

Макроэкономический анализ имеет дело с поведением либо экономики как целого, либо таких составляющих ее подразделений, как государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и другие агрегаты. Тем самым рисуется общая картина, структура экономики, связи между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Это — анализ общего объема производства, общего уровня занятости, общего уровня цен. Макроэкономическая теория рассматривает изменение этих важнейших показателей как в долгосрочной перспективе (при рассмотрении проблем экономического роста), так и их краткосрочные колебания, которые образуют цикл деловой активности. То есть изучаются уже не «деревья», а «лес», анализируется экономика «с высоты птичьего полета». Такой анализ позволяет в дальнейшем — в рамках прикладной макроэкономики — рассмотреть закономерности экономической политики государства, тех регулирующих действий государства, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества. А цель нашего курса состоит не только в изложении теории макроэкономики, но и в раскрытии ее практической значимости и возможных приложений в области экономической политики.

Деление экономической теории на микро- и макроэкономику относительно. Многие разделы экономической теории входят в обе эти сферы. Так, еще совсем недавно безработица считалась сугубо макроэкономической проблемой. Теперь же она анализируется и на микроуровне. Так как явления и процессы, изучаемые в макроэкономике, складываются, в конечном счете, в результате взаимодействия множества домохозяйств и фирм, макро- и микроэкономика тесно связаны друг с другом. Изучая экономику в целом, необходимо учитывать решения отдельных экономических субъектов. Например, анализируя факторы совокупного потребления, необходимо принимать во внимание решения домохозяйств относительно сегодняшних потребительских расходов в их соотношении со сбережениями. Общий объем инвестиций будет расти только в случае улучшения инвестиционного климата для множества отдельных фирм. Следовательно, основы макроэкономики закладываются на микроуровне.

Микроэкономическим исследованиям столько же лет, сколько самой экономической науке. Осознание же необходимости макроэкономического анализа пришло гораздо позже. Ф. Кенэ, К. Маркс одними из первых обратили внимание на взаимосвязь различных сфер экономики и определили количественные соотношения между ними (потом их назвали условиями макроэкономического равновесия). В начале ХХ века интерес к макроэкономике несколько ослаб. Однако Великая депрессия 1929-1933 гг. показала ограниченность микроэкономического анализа при рассмотрении способов выхода из кризиса, доказала необходимость анализа и прогнозирования конъюнктуры на макроуровне.

Выход в 1936 г. работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» ознаменовал собой действительное рождение макроэкономики как особого раздела экономической теории. Кейнс доказывал, что рыночная экономика не может быть представлена самой себе. Проводя экономическую политику, государство должно осуществлять макроэкономическое регулирование. Воздействуя на такие переменные, как склонность к потреблению, уровень инвестиционной активности, ставку процента за кредит и т.п., правительство способно либо затормозить, либо ускорить развитие национальной экономики. «Кейнсианская революция» в экономической науке предопределила усиление интереса к макроэкономике, реализованное в последующих трудах Дж. Хикса, Дж. Бьюкенена, Э. Филлипса, П. Самуэльсона, М. Фридмена, А. Лаффера и других выдающихся экономистов ХХ века, относящихся к самым различным научным школам. Бурное развитие макроэкономики в этих условиях привело к тому, что микроэкономика на некоторое время отошла на второй план. Однако вскоре стало очевидным, что без знания закономерностей микроуровня невозможно понять и макроэкономические зависимости — подобно тому, как нельзя изучить двигатель автомобиля без знания составляющих его деталей. Различные направления современной экономической теории делают акцент и на микро, — и на макроуровень анализа. Существуют между ними и другие линии разногласий. Не вдаваясь пока в детали сохраняющихся сегодня различий в научных школах экономической теории, отметим, что в данном курсе делается попытка реализовать некий синтетический, в известном смысле эклектический подход к макроэкономике и использовать широкую, открытую для развития макроэкономическую теорию в целях научного изучения реальных явлений и процессов в современном мире. Одной из своих ключевых задач при этом автор курса видит в том, чтобы, не пропуская весьма сложных проблем, вместе с тем излишне не усложнять их анализ и использовать максимально простой язык и стиль изложения материала.

Изучающим данный курс следует осознать то очевидное обстоятельство, что макроэкономика является весьма «молодой» наукой, а значит, не может претендовать на некую законченность и системную стройность. И по сей день в ней продолжаются острые дискуссии по ключевым вопросам, как-то: следует ли для преодоления инфляции максимально сжимать денежную массу в обращении; стоит ли правительству активно бороться с безработицей или под влиянием рыночных сил она исчезнет сама собой и т.п. В то же время факт незаконченности, подвижности данной научной дисциплины не нужно преувеличивать: к настоящему времени при всех разногласиях монетаристов, кейнсианцев, теоретиков «экономики предложения» и других научных школ сложился некий основной массив макроэкономической теории, на постижение которого студентами делается основной акцент в данном курсе.

Микро Рынок: понятие, структура.

  1. I. Микроэкономика
  2. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  3. I.

    Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы

  4. III. Изменения микроглии (клетки системы мононуклеарных фагоцитов).
  5. R микросреды посредников
  6. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  7. V2: Расстройства периферического кровообращения и микроциркуляции
  8. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
  9. Админ.таможенные правонарушения: понятие, виды
  10. Административно-восстановительные меры: понятие, виды, основания применения

Микро Характеристика рынков факторов производства.

Рынки факторов производства – это рынки особого товара, ресурса или фактора производства. Они противоположны рынкам потребительских товаров. Факторы производства –это блага, которые необходимы для производства других благ.

К факторам производства относится труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

Труд – это совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им при производстве новых благ. Капитал- это накопленный запас средств производства, с помощью которых человек изменяет сырье, материалы, чтобы преобразовать их в продукты труда. Земля- это не только почва, но и все , что есть на ней, а именно: недра, леса, вода, воздух все, что пригодно для производства новых благ. Предпринимательство – это ресурс, который соединяет все вышеуказанные ресурсы.

К теоретическим аспектам исследования относится следующие моменты:

1. Редкость или ограниченность ресурсов. Первым эту идею выдвинул Д. Мальтус, затем Д. Риккардо.

2 2. Убывающая доходность факторов производства. Риккардо относил это к земле, а Д. Кларк перевел это на капитал и землю.

3. Теория факторных доходов. Каждый фактор производства обеспечивает его хозяину доход от его продажи или использования: труд- эар.плату, земля –ренту, капитал –процент, а предпринимательство- прибыль.

4. Особенности спроса на факторы производства:

А) спрос на ресурс производен от спроса на продукт;

Б) спрос на ресурс предъявляют предприниматели;

В) спрос на ресурс зависит от цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары.

5. Особенности предложения факторов производства.

Факторы производства ограничены , причем отдельные факторы производства более воспроизводимы, а другие менее воспроизводимы, например земля.

6.Каждый фактор производства образует отдельный рынок: рынок земли, труда, капитала, на каждом из них есть свои особенности спроса и предложения, каждый из них предполагает свои равновесные параметры:цену равновесия-факторный доход, равновесное количество.

микро Рынок: понятие, структура.

Рынок – достаточно сложная и многоплановая категория, так как в экономической литературе его характеристика базируется на самых различных концепциях. Во-первых, сохраняется марксистская методология, в соответствии с которой рынок определяется как система отношений в сфере обмена, как способ связи производства и потребления на основе децентрализованного, ценового механизма.(уч. Шишкина, Чепурина.) Во –вторых, существует свой подход в Экономикс. В нем важным методологическим моментом является рассмотрение рынка на макро- и микроуровнях. На макроуровне рынок рассматривается как рыночная система. Рыночная система – это такая модель экономики, которая на вопросы, что, как, сколько производить отвечает исходя из категорий прибыльности, выгоды и эффективности. В западной литературе определение рынка всегда связано с микроуровнем, с куплей-продажей одного товара.

Так, рынок – это либо институт, механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельного товара, либо место, где покупается и продается отдельный товар. Поэтому в экономикс примером рынка является автозаправочная станция, магазин обуви, фондовая биржа. В российской литературе термины «рыночная система» и «рынок » часто подменяются, например, переход к рынку, хотя речь идет о макро-, а не о микроуровне.

Концептуальные основы рыночных отношений были заложены экономистами классического направления и развиты неолиберальным направлением экономической мысли.

1. Идея экономического либерализма – пусть все идет своим ходом, государство не должно вмешиваться в экономику, тогда рынок сам справиться со всеми проблемами экономики.

2. Закон «невидимой руки» А.Смита, который состоит в том, что реализация личного интнреса ведет к реализации общественных интересов, например, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к необходимости совершенствовать средства производства, организацию производства и т. д.

3. Ж.Б. Сэй доказал способность рынка осуществлять бескризисное развитие без безработицы.

Рынок состоит из множества структурных компонентов. Классификация рынков осуществляется по следующим критериям:

1. по объекту купли-продажи –рынок услуг, рынок товаров, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг и т.д. Эта классификация является главной, рынки в данном аспекте рассмотрения являются динамичными и данная структура прошла свою сложную эволюцию.

2. по охвату рыночного пространства. – мировой, внутренний, местный.

3. по способам продажи – в кредит, по наличному, безналичному расчету.

4. по степени регулируемости: чистый рынок, государственно регулируемый рынок.

5. по степени конкурентности: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

6 по официальности: теневой и светловая часть рынка (официальная).

4. микро Спрос и предложение как базовые характеристики рыночной системы.

Рыночный механизм включает в себя такие компоненты как цена, спрос и предложение. Изменение данных компонентов, их взаимосвязь и взаимозависимость определяют гибкость рыночного механизма.

Спрос – это различные количества продукта, которые потребитель готов и в состоянии

Купить при разных возможных ценах. Особенности спроса:

1. Спрос выражается рядом альтернативных возможностей: либо1кг бананов по цене 60 рублей, либо 2кг бананов по цене 40 рублей.

2. Спрос должен подкрепляться определенным количеством денег, то есть быть платежеспособным.

3. спрос всегда конкретен, то есть он формируется в определенном периоде времени и при определенной цене.

4. Спрос имеет смысл при определенном предложении. Предложение – это разные количества продукта, которые продавец желает и готов предложить при разных возможных уровнях цен . Так, если продукт вообще не производится, то нет смысла говорить спросе на него.

Между ценой и спросом существует зависимость, которую А.Маршалл сформулировал как закон спроса.: » При неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот, повышение цены – к уменьшению величины спроса.»

Закон спроса доказывается рядом положений:

1. маржиналистская концепция об убывании предельной полезности, согласно которой по мере потребления каждая последующая единица приносит все меньше удовлетворения, то есть теряет ценность.

2. эффект дохода: снижение цены увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он может купить большее количество продукта на те же деньги.

3. эффект замещения: при снижении цены появляется стимул увеличивать покупки более дешевых товаров вместо более дорогих, тем самым увеличивая объем покупок.

Закон предложения: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением – падает , при неизменности всех прочих параметров.

Кроме ценовых параметров на спрос и предложение влияют и неценовые параметры.

Неценовые параметры спроса.:

1. потребительские вкусы.

2. доход : его рост увеличивает спрос на товары нормальные и уменьшает спрос на низшие блага

3. цены на сопряженные товары: цены на товары взаимозаменяемые и товары заменители движутся в одном направлении (чай-кофе)

4. ожидания инфляции, дефицита, изменения дохода.

5. количество покупателей.

Неценовые факторы предложения:

1. цены на ресурсы.

2. технологии

3. налоги и дотации.

4. цены на другие товары.

5. ожидания.

6. количество продавцов.

Добавить комментарий

Закрыть меню