Макаренко о коллективе

2. Трудовая биография Макаренко Антона Семёновича

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для
несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921
году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была
переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с
октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской
трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в
которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательнопедагогическую систему. М.Горький интересовался воспитательной и
педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.
Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи
(как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её
дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных
деятелей русской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 года).
С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР,
где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до
ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в
Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под
Киевом.
После переезда в Москву занимался в основном литературной
деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим
активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г.
награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в
феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

3.

Этапы развития коллектива.
Признаки коллектива
Общая цель
Общая деятельность
Общественное
мнение
Органы
самоуправления
Традиции
Взаимоотношения
I этап
II этап
III этап
Ставит
руководитель.
По
требованию
руководителя
включаются всё.
Нет. Его
представляет
руководитель.
Ставят органы
Каждая личность.
самоуправления.
Предлагается и организуется Каждый
может
предложить
органами самоуправления.
организовать общую деятельность.
Назначает
руководитель
(формальные
лидеры).
Не существуют их
может предложить
руководитель.
Складываются
достаточно Каждый может через чередование
самостоятельно
поручений выполнять ту или иную роль,
(неформальные лидеры).
активно участвуя в работе коллектива
Педагог
предъявляет
требования,
регулирует,
пресекает
конфликты.
Актив, совместно с педагогом,
который
контролирует,
организует,
оценивает.
Педагог
доверяет
подопечным, советуется с
ними в решении вопросов для
коллектива.
Формирует актив.
и
Каждый влияет на общественное
мнение, может высказать и дать свою
точку зрения для коллектива.
Актив класса предлагает дела, Традиции существуют, сохраняются,
привлекающие большинство. благодаря эмоциональной
привлекательности и необходимости для
каждого в коллективе.
Все
вопросы
взаимоотношений
решаются коллегиально, совместно; на
лицо сотрудничество и содружество.
Стиль общения — демократический.

Этапы формирования коллектива

А.С.Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, Ф.Г.Мелиховым, И.П.Ивановым и др.) В теории А.С.Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С.Макаренко. Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития. Кроме того, педагог затрагивал вопросы положения ученического коллектива в обществе: «Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами». Учение А.С.Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития коллектива (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов). На этапе сознательного управления воспитанниками А.С.Макаренко лепил коллектив по следующей линии:

требование руководителя -> формирование актива и требование актива -> формирование коллектива и требование коллектива.

На последней стадии, «когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее трудное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб». Рассмотрим эти стадии подробнее. Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организаций. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива.

Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолени­ем противоречий: между коллективом и отдельными ученика­ми, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общи­ми и индивидуальными перспективами; между нормами пове­дения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчерк­нуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Рекомендуемые страницы:

Личность и коллектив в педагогической системе А.С. Макаренко (1888-1939)

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒

В 1920-1928 гг. – заведующий колонией для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой, названную им. А.М. Горького (опыт работы описан в книге «Педагогическая поэма»).

1928-1935 – руководитель коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в Харькове, созданной по типу колонии им. Горького (опыт работы описан в книге «Флаги на башнях»). За это время вышли его книги «Марш 30-го года» в 1932 г. и «Педагогическая поэма» в 1933 г.

Другие труды: «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса».

Макаренко А.С. создал новую концепцию воспитания трудных подростков. Цель воспитания – человек с гражданской направленностью, коллективист и общественник. Ключевая идея воспитания, по Макаренко, — «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Коллектив – главный действующий субъект педагогического процесса.

Жизнь колонии Макаренко старался организовать так, чтобы она выступала в первую очередь как творчество самого детского коллектива. Деятельность же воспитателя не должна быть заметна воспитаннику даже в самой малой степени. Способствуя движению и развитию коллектива, воспитатель тем самым решает и стоящие перед ним воспитательные задачи.

Макаренко А.С. намечает стадии развития коллектива: знать последовательность

I. Руководитель предъявляет ясные решительные требования к еще неорганизованной группе детей. Это самая напряженная для руководителя стадия (должна быть непродолжительной)

II. Вокруг руководителя начинает сплачиваться актив – это группа воспитанников, которые принимают его требования. Через актив воспитатель предъявляет требования другим ребятам.

III. Активную позицию в коллективе постепенно начинает занимать каждый его член.

Совместная деятельность, ориентация на успех, традиции делают коллектив единым организмом.

IV. Воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каждый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, строит жизненные планы и пр.

Т.о., в системе требований на разных стадиях формирования коллектива заключается первый и главный принцип воспитания в коллективе – принцип параллельного действия.

Благодаря воспитанию через коллектив одновременно воспитывался и коллектив, и личность. Каждый является неповторимой личностью, которую необходимо уважать. Но уважение должно основываться на требовательности: «Чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему». Отношения в коллективе носили характер ответственной зависимости – это второй принцип воспитания в коллективе, по Макаренко. Его признаки: 1) личные интересы согласовывались с интересами коллектива, 2) защищенность каждого члена коллектива от издевательств, лишений, дружественные отношения, 3) каждый воспитанник должен побывать в роли беспрекословного исполнителя требований руководителя и в роли руководителя, чтобы на практике осознать необходимость умения подчиняться и самостоятельно руководить. Это был метод перемены и сочетания ролей в учебно-трудовом коллективе.

3-й принцип – принцип перспективных линий. По Макаренко, перспектива – это практические цели, понятные детям и сплачивающие их. Близкая перспектива – это «завтрашняя» радость, нечто лично интересное. это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры.

Средняя – проект, отсроченный во времени. Она содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона.

Дальняя перспектива – это жизненно важная цель, необходимая и тебе, и коллективу, и обществу. Достижение целей рождает новые перспективы. Смена перспектив обеспечивает движение коллектива вперед. Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны.

Макаренко сформулировал и обосновал важнейший закон жизнедеятельности детского коллектива, без которого не может существовать ни одна демократическая воспитательная система: «единство свободы и ответственности, единство прав и обязанностей личности».

Он категорически отвергал безнаказанность и вседозволенность по отношению к нарушителям. Среди форм воздействия коллектива он называл: беседу в кругу ближайших товарищей, бойкот, обсуждение на общем собрании.

Макаренко отмечал необходимость трудового воспитания (так, в коммуне был организован настоящий производительный труд. Банк выдал коммуне ссуды на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производящий очень сложную для того времени продукцию, напр., фотоаппарат ФЭД).

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Использование корпоративных мероприятий для самообразования сотрудников дошкольного отделения и сплоченности коллектива.

Каждый коллектив состоит из некоторого количества людей, и для того, чтобы эти люди работали сплоченно и с выгодой для всех, в нем должен присутствовать крепкий корпоративный дух. Именно он и является той главной мотивационной составляющей, заставляющей сотрудников работать не только ради личной финансовой выгоды, но и в целом, на результат.

Именно поэтому укрепить корпоративный дух так важно для каждой организации.

Педагогический коллектив сложный. В его основе – состоявшиеся личности, способные творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; среди них есть интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. В коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для самообразования сотрудников.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

— общественно ценные цели;

— совместная деятельность по их достижению;

— отношения взаимной ответственности;

— организация органов самоуправления;

— направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей. Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы его членов и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый сотрудник становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником нравственного поведения, наличия ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая деятельность.

Администрация, педагоги, технический персонал — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Мы стремимся, чтобы это взаимодейтсвие было плодотворным и полезным, являясь сотрудничеством всех членов коллектива.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

Для воспитания коллектива нужны как будничные традиции, так и торжественно — праздничные, побуждающие людей к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности его членов, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

К таким традициям относится коллективное творческое дело.Коллективное творческое дело – совместная деятельность членов коллектива, направленная на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Для укрепления коллектива самым лучшим средством является проведение совместных праздников, так называемых корпоративов. Эта традиция уходит корнями в далёкое прошлое. Если обратиться к литературным и историческим источникам, наши предки часто пировали с группой приближённых лиц. По сути же такой пир тех времён — и есть корпоратив нашего времени.

Корпоративная вечеринка – явление, ставшее очень распространенным в профессиональной сфере совсем недавно. Практика совместного празднования какого-либо события существовала и раньше в организациях, но не имела тогда того функционального значения, которое приобрела сейчас корпоративная вечеринка.

Корпоративная вечеринка – это объединение коллег в профессиональной сфере в нейтральной неформальной атмосфере с целью празднования служебного успеха организации или любого другого праздника.

Корпоративная вечеринка влияет на сплоченность трудового коллектива, дает возможность влиться в трудовой коллектив, познакомиться и узнать поближе коллег, влияет на развитие неформальных отношений и способствует накоплению позитивного совместного опыта профессионального коллектива. А еще корпоративная вечеринка – это возможность заявить о своих талантах и уникальных особенностях.

Самыми распространенными событиями, отмечаемыми сотрудниками одной организации вместе, являются Новый год, 8 марта и 23 февраля, масленица, майские праздники, юбилеи и профессиональные праздники. В нашем дошкольном отделении укрепить корпоративный дух хорошо помогает совместное проведение дней рождений сотрудников.

На собрании трудового коллектива было решено отмечать дни рождения сотрудников по сезонам – осень, зима, весна и лето. Организация таких мероприятий должна быть посвящена какой-то теме, по выбору именинниц. Такие праздники должны укреплять корпоративный дух, они могут содержать в себе некоторые элементы тренингов, ролевых игр, командных состязаний. Именно это позволяет сотрудникам лучше узнавать друг друга и укрепляет дружественные связи между коллегами, которые мало общаются или не общаются вовсе в течение образовательного процесса.

Провести совместное мероприятие так, чтобы укрепить корпоративный дух коллектива, — задача не из легких, но именно от успешной организации праздника зависит, станет ли корпоратив важной ступенькой в формировании общих целей и ценностей всех сотрудников или превратится в просто очередное застолье.

Первым делом назначается дата мероприятия: она должна быть максимальна близка к последнему дню рождения всех именинниц данного сезона. Второй и, пожалуй, самый важный вопрос – это тема корпоратива – ее выбирают именинницы. Это может быть Греция, могут быть русские народные посиделки, а может быть и пиратская вечеринка. После чего они на своем «секретном совете» обсуждают меню праздника, оформление интерьера и программу.

Всем приглашенным (сотрудникам) именинницы вручают пригласительные билеты, оформленные в стиле планируемой вечеринки.

Дальше начинается подготовка к празднику всего коллектива – изучается специализированная литература, сморятся документальные и художественные фильмы, подбирается соответствующая теме музыка, готовится оформление помещения, в котором будет проходить мероприятие, пишется сценарий, придумываются конкурсы и задания (испытания для именинниц), покупаются призы и подарки. Каждый сотрудник готовит себе соответствующий костюм, репетирует роль, разучивает слова песен, сценок.

4 раза за год, каждые 3 месяца, коллектив живет в рамках какой-то выбранной темы, обсуждая и делясь новыми знаниями с коллегами, работая над самообразованием.

Такая совместная деятельность здорово поднимает командный дух и улучшает рабочую атмосферу в коллективе, оставляя о себе долгую память и только приятные впечатления. Тематические Дни Рождения являются самыми любимыми праздниками коллектива, ведь на них присутствует дух сплоченности и понимания – едва ли не самая сильная черта любого дружного коллектива. Они помогают устанавливать и укреплять связи между сотрудниками, вызывая чувство единства со всем коллективом, ощущение собственной значимости в нем, а также воспитывая чувство гордости за свою профессию и организацию. А уж если задачей коллектива является не только приятное времяпрепровождение, но и конечный результат образовательной деятельности, то укрепление взаимопонимания и взаимовыручки в команде становится важным и ответственным вопросом.

1. педагог как субъект управления.
2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.
3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза. Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.
2. стадия дифференциации. Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.
3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы:

1. нравственная направленность группы : групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.
2. подготовленность группы — это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.
3. организационное единство группы — это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.
4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :
интеллектуальное
эмоциональное
волевое единство — способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :
1. номинальная группа. Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.
2. ассоциация. Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое , поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.
3. кооперация. Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.
4. корпорация. Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков : имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.
5. коллектив.
По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств “мы”.
Петровский выделяет следующее :
Коллектив — это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
1. диффузия.
Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.
2. ассоциация.
На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.
3. корпорация.
На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.
4. коллектив.
Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива:

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)
2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.
3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях — перевоспитание.
4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

— позиция — это то положение, которое занимает индивид в группе,
— статус — престижность позиции,
— роль — это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль — органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.
выделяют отношения :
по горизонтали (субординация)
по вертикали (равенство)
официальные (формальные) — это должностные, служебные отношения.
неофициальные (неформальные) — из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные) отношения могут быть деловыми и эмоциональными.

Основные признаки развитого коллектива :
1. идейная общность,
2. сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности,
3. взаимная требовательность и ответственность,
4. управляемость. Коллектив как самоуправляемая система,
5. устойчивость,
6. взаимопомощь,
7. обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива.

59. Психолого-педагогическая проблема коммуникации.

Сюда же: ЭРИК БЕРН и манипуляции!!!! Все, что помните, это про коммуникацию.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с людьми, — политикам, бизнесменам, учителям и т.д. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним нужно каждому. В работе учителя это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.
Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этнология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, связана с его вездесущностью. В тоже время, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель и средства.
— информация, которая передается от одного человека к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, разнообразно по своему внутреннему содержанию.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цель общения представляет собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: биологических, социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

К средствам общения относятся:

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, (иметь закрепленные за ними значения), так и экспрессивными (служить для большей выразительности речи).
5. Расстояние, на котором общаются собеседники (зависит от степени доверия, культурных и национальных традиций).

Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру. Здесь можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между людьми;
2) интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми;
3) перцептивная сторона общения предполагает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, выделение их осуществляется лишь в целях анализа. Обозначенные здесь цели общения выделяются лишь в условиях непосредственного контакта между людьми

В деятельности учителя общение выступает:

* как средство решения учебных задач;
* как система социально психологического обеспечения воспитательного процесса;
* как способ организации взаимоотношений преподавателя и учеников;
* как процесс, вне которого невозможно развитие индивидуальности школьника.

Таким образом, под педагогическоим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива .
На необходимость овладения техникой педагогического общения указывали многие выдающиеся педагоги. Это возможно лишь в случае четкого представления механизма педагогического взаимодействия.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации .
Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную (речевую) и невербальную (неречевую) коммуникации, следовательно, педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального.

Вербальная коммуникация (от лат. verbalis — словесный) — общение, осуществляемое с помощью слов. В качестве системы знаков здесь выступает речь (знак = слово). Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода знаний, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников. По этой причине здесь большое внимание уделяется значению и смыслу слов, фраз (разум человека проявляется в ясности его речи). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие:

1. Кинесика — общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима).
2. Проксемика. Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.
3. Визуальное общение — контакт глаз.

Отдельно следует остановиться на паралингвистике и экстралингвистике. Они представляют собой «добавки» к вербальному общению, но носит невербальный характер. Паралингвистика — выразительные качества голоса: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса. Также сюда относятся ритм, тембр, интонация и дикция. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашливания смеха.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для эмоционального дополнения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20%-40% информации передается с помощью вербальных .

В педагогическом общении важны как вербальный, так и невербальный виды коммуникации, так как они всегда существуют вместе, дополняя друг друга.
Умелое, мастерское педагогическое общение — главное условие успешной педагогической деятельности. Оно должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом. Каковы же слагаемые оптимального педагогического взаимодействия?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников — это любовь к учителю. Любовь воспитанников к своему воспитателю — не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Часто говорят и пишут о такой любви, как о награде мастеру, но это еще и могучие средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.
Второе условие успешности педагогического общения — знание психологии и владение приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. Общение с людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включается этика и психология общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов общения. К сожалению, в нашей стране, даже в педагогических вузах эта подготовка оставляет желать лучшего.
И, наконец, третье составляющее успеха — это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике сначала называют умением, а потом – мастерством.

60. Основные психотерапевтические подходы и технологии.

Добавить комментарий

Закрыть меню