Макаренко а с

Педагогические взгляды и деятельность А.С Макаренко.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — советский педагог и писатель, основоположник теории коллективного воспитания. После окончания Кременчугского городского училища и высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного училища на Украине. В 1914 г, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1917-1918 учебном году был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в г. Крюков, где с увлечением работал. В 1920 г. по поручению Полтавского губернского отдела народного образования организовал вблизи Полтавы «Трудовую колонию имени А.М Горького» для несовершеннолетних правонарушителей и стал ею руководить. Подростки и юноши, принятые в колонию, отличались недисциплинированностью, имели уголовное прошлое, не обладали навыками труда. Макаренко неустанно работал над созданием и воспитательного учреждения, и коллектива воспитанников. Его работа увенчалась настоящим успехом. В 1926 г. в образцовом учреждении, принимая и разделяя требования и правила проживания в колонии, безмерно уважая своего руководителя, воспитывалось 120 человек

В этом же году колония переселилась в поселок Куряж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И этот результат был достигнут.

С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В конце 1928 г. педагог начинает руководить коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания.

Отметим, что А.С. Макаренко отводил трудовому воспитанию важнейшую роль в физическом, психическом, духовном развитии человека. «Участие в коллективном труде, — говорил А.С. Макаренко, — позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А.С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. А.С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах и коммунарах умение заниматься любым видом труда, способствуя тому, чтобы труд постепенно становился источником творчества, предметом гордости и радости.

В колонии имени А.М. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), в коммуне имени Ф’Э, Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей 11 беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами.

В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени А.М. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского — «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), художественно-педагогическое произведение по вопросам семейного воспитания «Книга для родителей» (1937). Он писал крупные произведения, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета».

К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения педагогики. В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.

К своим воспитанникам он подходил, руководствуясь правилом — «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему». А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился «проектировать» в человеке лучшее.

Центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе- «нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». Он разработал законченную теорию организаций и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив, Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, nараллельное действие, которые были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. «Воспитать человека _. значит воспитать у него — говорил А.С. Макаренко, — перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы». Работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий».

Осознанная перспективы движения вперед — важнейшее условие, обеспечивающее сплоченность и развитие коллектива. По достижению поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед обществом. А.С. Макаренко впервые сформулировал и научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко охарактеризовал 3 стадии формирования коллектива.

На первой стадии развития коллективав качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должны выступать единоличные требования-правила педагога к учащимся. Одним из важнейших дел на первом этапе развития коллектива является коллективное планирование содержания различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов воспитанников. Задача педагога в этот период — организационное оформление коллектива, руководящая позиция в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности, оценке результатов. Показателями становления коллектива па первом этапе являются наличие целей и принятие их воспитанниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, перспективы, выделение действующего актива, формирование которого начинается с привлечения ребят, практически сразу принимающих требования педагога.

Вторая стадия развития коллективахарактеризуется тем, что увеличивается численность и значимость актива — воспитанников, которые не только поддерживают требования учителя, но обеспечивают их доведение до коллектива, высказывают свои требования ко всем ребятам на общих собраниях, в своей группе. Так постепенно формируется общественное мнение. На второй стадии развития коллектива члены актива становятся. организаторами деятельности воспитанников, поскольку они входят в различные органы самоуправления (постоянные и временные). Влияние актива в жизни коллектива усиливается. Педагог оказывает активу необходимую помощь и поддержку, он решает следующие задачи: обучение актива, воспитание положительных качеств личности, формирование общественного мнения, закрепление положительных традиций. Вторая стадия развития коллектива считается состоявшейся, если актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, если деятельность для них имеет личностный смысл, если развивается самоуправление, складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками, формируется здоровое общественное мнение.

На третьей стадии развития коллективачлены группы принимают общие требования и нормы, ценности. Требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам, сформировано общественное мнение. Именно на этом этапе развития группы проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков. Это этап, «когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой». В коллективе сложилась система самоуправления, при которой воспитанники наделены реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Главной задачей педагога и всего коллектива на этом этапе и в последующей жизни коллектива становится работа по созданию условий дня личностного роста и развития каждого, для развития способностей.

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Они всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом. Родители должны проявлять К детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет.

А.С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, устрашающий мать и запугивающий детей. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Одним из самых опасных ложных авторитетов А.С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным и резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград.

А.С. Макаренко подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

А.С. Макаренко подчеркивал важнейшее значение игры, которая имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Освещая вопросы методики игры, А.С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте. Говоря о руководстве детскими играми, указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А.С. Макаренко выделял их следующие типы:

— Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т.д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.

— Игрушка полуготовая: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т.д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.

— Самый благодатный игровой элемент — это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко. Не следует заставлять детей повторять только ТО, что делают с игрушкой взрослые, а также «забрасывать» их самыми различными игрушками.

А.С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Его педагогический опыт уникален, как уникален и сам педагог. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. Он один из немногих, кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками.

Последователями Макаренко являются многие прогрессивные педагоги мира.

Рекомендуемые страницы:

Антон Макаренко

Антон Семёнович Макаренко. Родился 1 (13) марта 1888 года в Белополье (ныне Сумская область, Украина) — умер 1 апреля 1939 года в Голицыно Московской области. Советский педагог и писатель.

Антон Макаренко родился 1 (13 по новому стилю) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.

По национальности русский. Об этом писал в своей книге его брат Виталий в своей книге «Мой брат Антон Семёнович»: «несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».

Брат Виталий (1895—1983) — поручик царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой. Позже некоторое время помогал А. С. Макаренко — именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата. После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 г. разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания.

Была младшая сестра, умерла в детстве.

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 году переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

Член Союза советских писателей с 1934 года.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Цитаты Антона Макаренко:

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?».

«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».

«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

«Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми.

Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…».

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

«С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

«Книги — это переплетённые люди».

«Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

Антон Макаренко (документальный фильм)

Личная жизнь Антона Макаренко:

Жена — Галина Стахиевна Макаренко (Салько) (1891—1962).

Приёмная дочь (дочь брата Виталия) — Олимпиада Витальевна Макаренко (7.08.1920 — 22.07.1983).

Приёмный сын — Лев Михайлович Салько.

Внучатая племянница А. С. Макаренко — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Внучатый племянник — Антон Сергеевич Васильев-Макаренко (р. 15 июня 1953 года) — кинорежиссёр, сценарист, поэт.

Библиография Антона Макаренко:

«Мажор» (1932; пьеса);
«Марш 30 года» (1932);
«ФД—1» (1932; очерк);
«Педагогическая поэма» (1925—1935);
«Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение);
«Честь» (1937—1938; повесть);
«Флаги на башнях» (1938);
«Флаги на башнях»;
«Методика организации воспитательного процесса»;
«Лекции о воспитании детей»

Экранизации произведений Антона Макаренко:

1955 — Педагогическая поэма
1958 — Флаги на башнях
1963 — Большие и маленькие

«Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны… Они будут творить историю» – писал А.С.Макаренко.
2013 год является юбилейным годом для Антона Семеновича Макаренко. В этом году мир празднует 125 лет со дня рождения выдающегося педагога.
30 мая в Музее жизни и творчества семьи Рерихов Кременчугского Рериховского общества состоялась встреча, посвященная этой памятной дате.
Макаренко А.С. родился 13 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Позже семья переезжает в Крюков. (Кременчуг) Педагогическая деятельность начинается в 1905 году в Крюковском двухклассном железнодорожном училище.
Работая учителем, Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают труды А.И.Пирогова, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К.Д.Ушинского.

После 9 лет педагогической деятельности Антон Семенович поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает с отличными оценками по всем предметам. За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А.С.Макаренко получает золотую медаль.
После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой — впоследствии Детской трудовой колонией имени А.М.Горького.
А.С.Макаренко называют великим педагогом-гуманистом XX века. Свидетельством международного признания А.С.Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это— Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. В Украине, России, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Германии и на Кубе существуют школы и высшие учебные заведения его имени. Почти в 30 городах Украины и России есть улицы имени Макаренко.
У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили:
«Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?»
«Феномена не было, — ответила она. — Воспитывал он, как и жил — сердцем».
Именно педагогика СЕРДЦА дала тот поразительный результат, который удивляет всех исследователей педагогической деятельности А.С.Макаренко. Около 4000 тысяч воспитанников, бывших правонарушителей, прошли школу воспитания у Антона Семёновича, и из них только менее 10 человек вернулись обратно в криминальную среду.
Макаренко принципиально не хотел знать криминальное прошлое каждого из подростков, он умел своей сердечной энергией пробудить лучшее в каждом из воспитанников, зажечь, раскрыть горизонты будущей жизни, дать веру в свои силы и силу коллектива.
» … Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного, – писал А.С.Макаренко.

— истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни, доставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.
Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, сегодняшним обедом, именно сегодняшним, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.
Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».
Антон Семёнович прожил всего 51 год. Но осталось жить его СЕРДЦЕ в его делах, в его воспитанниках, в его литературных трудах.
«Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение Антона Семеновича Макаренко, «самая дорогая» его книга, как он называл ее в письмах к А.М.Горькому. «Педагогическая поэма»,— писал он,— это поэма всей моей жизни, которая хоть и слабо отражается в моем рассказе, тем не менее представляется мне чем-то «священным» (письмо к А.М. Горькому, февраль 1935 года).
Созданию этого произведения Макаренко отдал десять лет своей жизни, десять лет упорного труда (1925—1935 гг.).
Огромную роль в том, что книга А. С. Макаренко увидела свет, сыграл А.М.Горький, который внимательнейшим образом следил за работой писателя, подбадривал его в минуты сомнений, помогал добрым советом. Понимая всю важность книги и как художественного произведения и как своего рода «учебника» для многих сотен советских педагогов, Горький в многочисленных письмах к Макаренко высказывает постоянную озабоченность состоянием его работы, требует ее продолжения, торопит с ее окончанием, дает ей самые высокие оценки.
Так, в письме от 25 сентября 1933 года, Горький, получивший от А.С.Макаренко первую часть книги, пишет: «…на мой взгляд «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее «сюжета», об интереснейшем мате¬риале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой, искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш — уместен как нельзя более… Рукопись нужно издавать».
По поводу заключительной части книги Горький пишет: «…третья часть «Поэмы» кажется мне еще более ценной, чем первые две… Хорошую Вы себе «душу» нажили, отлично, умело она любит и ненавидит… Ну — что же? Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю» (8 октября 1935 года).
Первая часть «Педагогической поэмы» была впервые опубликована в 1933 году, вторая и третья часть — в 1935 году. В 1937 году книга впервые вышла в составе трёх частей. Это было последнее прижизненное издание «Педагогической поэмы».

МАКАРЕНКО Антон Семёнович

1 (13) марта 1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. — 1 апреля 1939, ст. Голицыно Белорусско-Балтийской ж/д Московской обл.

Российский и советский педагог, писатель

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское училище Кременчуга (1904), затем годичные учительские курсы при нём. Был учителем русского языка, рисования и черчения железнодорожных училищ пос. Крюкова (1905—1911) и на ст. Долинская (1911—1914) на Украине; принимал участие в организации съезда учителей Южных железных дорог (1905). В 1914—1917 учился в Полтавском учительском институте (в 1916—1917 в армии, демобилизован из-за плохого зрения), по окончании которого заведовал железнодорожным училищем Крюкова (1917—1919) и городским училищем в Полтаве (1919—1920), одновременно был членом губернского правления Союза работников просвещения Полтавы.

С 1920 по 1928 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьковом (с 1921 колония им. М. Горького, с которым с 1925 состоял в переписке). В 1922 краткое время учился в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса, вынужден был оставить учёбу из-за сложности её совмещения с работой в колонии. Одновременно в 1927—1935 по приглашению ГПУ УССР работал в детской трудовой Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом (с 1928 заведующий коммуной, с 1932 начальник педагогической части). В 1935 начальник, в 1937 заместитель начальника Отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву, посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Член Союза советских писателей СССР (1934). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Создал систему воспитания, которую рассматривал как отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения — теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений коллектива с личностью и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие; суть воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Считал, что воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей, а социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, — социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад внёс в исправительно-трудовую педагогику — педагогический опыт позволил в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты действия по организации трудового воспитания, укреплены кадры воспитателей, введены некоторые начала самоуправления. Выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

В 1920—1930-е гг. некоторые аспекты деятельности Макаренко подверглись критике со стороны официальной педагогики (обвинение в педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, нарушении принципов трудового воспитания, введении самоуправления и др.). В то же время в официальной педагогической теории СССР образ Макаренко был канонизирован с приданием ему схоластических черт классика марксистской педагогики; в научной литературе его творчество представлялось односторонне, эксперименты механически переносились в практику массовой советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений, а издания трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии к ним носили ярко выраженный идеологический характер.

Основные труды

• Проблемы школьного советского воспитания. М., 1949.

• Собрание сочинений. Т. 1—7. М., 1959—1960.

• Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1983.

• Педагогические сочинения. Т. 2. М., 1983.

• Педагогические сочинения. Т. 3. М., 1984.

• Педагогические сочинения. Т. 4. М., 1984.

• Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1985.

• Педагогические сочинения. Т. 6. М., 1985.

• Педагогические сочинения. Т. 7. М., 1986.

• Педагогические сочинения. Т. 8. М., 1986.

Библиография

▫ А. С. Макаренко. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности. М., 1988.

Литература

◦ Воспоминания о Макаренко. Л., 1960.

◦ Жураковский Г. Е. Педагогические идеи А. С. Макаренко. М., 1963.

◦ Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980.

◦ Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А. С. Макаренко. Марбург, 1987.

◦ Ермолин А. Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия Макаренко // Народное образование. 2005. № 2.

◦ Багреева Е. Г. Возвращение к Макаренко. М., 2006.

◦ Гриценко Л.

И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2.

◦ Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939—2005 гг., критический анализ). Н. Новгород, 2006.

◦ Богуславский М. В. Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко // Народное образование. 2008. № 6.

◦ Гликман И. Е. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую науку // Народное образование. 2008. № 6.

◦ Гликман И. Е. Классик мировой педагогики // Педагогика. 2008. № 5.

◦ Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко. Н. Новгород, 2010.

Архивы

≡ Коллекция документов о жизни и деятельности А.С. Макаренко, собранная Е.С. Долгиным. Научный архив РАО, ф. 131, 1911—1978 гг.

≡ Российский гос. архив литературы и искусства. Личный фонд А.С. Макаренко, ф. 332, 113 ед. хр., 1882—1962 гг.

Ссылки

► Педагогический музей А. С. Макаренко.

Добавить комментарий

Закрыть меню