М ауэзов

Биография

Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область).

Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был зятем Ауэза, женившись на его сестре Нурганым. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.

Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устраивает мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 учебном году Мухтар с отличием заканчивает первый класс учительской семинарии, а завершает обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью.

Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш».

В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.

Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.

Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи. Но и этот брак вскоре распался.

В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издают в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в партию большевиков и продвигается впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге, одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.

Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской Автономной ССР, и поступает вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничает в журнале «Шолпан».

Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».

В октябре 1923 году поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там происходит знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, его третьей супругой. Но после первого курса он возвращается в Казахстан. Осенью 1925 года снова едет в Ленинград и заканчивает университет в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переезжает в Ташкент, здесь он поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподает. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.

Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Через переводы Абая Мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Крылова – и героев их произведений. Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай, до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием “Путь Абая”. В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в.

Он дает сведения об истории, экономике, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Человекской премии – “Путь Абая” и Государственной премии – “Абай”. Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность. В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу “Енлик-Кебек” (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра).

В этом произведении автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель считался старшим родичем – “отцом” всех многочисленных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насильника, посвящен и первый рассказ Мухтара Ауэзова “Сиротская доля”, написанный им после поездки по Семипалатинской области.

В большинстве ранних произведений писателя звучит тема раскрепощения женщины (“Кто виноват?”, “В тени прошлого”, “Красавица в трауре”). Особое место в его творчестве занимают образы русских революционеров, помогавших героям Мухтара Ауэзова найти свое место в борьбе с угнетателями. И в последнем, напечатанном уже посмертно произведении Ауэзова “Племя младое”, посвященном нашей современности, борьбу за новую жизнь против пережитков патриархальности возглавляет русский коммунист.

В 1928 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Человекградского университета, а затем аспирантуру при Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте. Он преподавал в вузах, занимался научной работой. Им создан первый курс истории казахской литературы и курс абаеведения, опубликовано первое научное исследование киргизского эпоса “Манас”. Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской РЕСПУБЛИКИ.

Он вел большую литературоведческую работу.

В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды – двадцать пьес, оригинальных и переводных. Наиболее значительные из них – драма “Зарницы” о восстании казахов в 1916 г. против царизма и поэма “Абай”, написанная в соавторстве с русским писателем Л.

Соболевым. Пьесы Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в развитии реализма в казахской литературе. Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и мировую классику, образы фольклора многих народов нашей страны, Ауэзов боролся за высокую идейность и мастерство всего советского многонационального искусства. Творческая и общественная деятельность Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской РЕСПУБЛИКИ, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Президиуме Союза писателей РОСИИИ и Комитете по Человекским премиям, была посвящена сближению и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества.

Ауэзов Мухтар Омархан-улы — писатель, общественный деятель, академик АН КазССР, первый доктор филологических наук в Казахстане, профессор, заслуженный деятель науки КазССР. Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Абаевский район, Семипалатинская область). Умер в 1961 году.

Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьей Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауез был другом и почитателем творчества Абая. Образование Мухтар Ауэзов получил в русской школе, учительской семинарии, на филологическом факультете Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета, в аспирантуре Среднеазиатского университета.

С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.
Значительным вкладом в литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках — «Племя младое».
М. Ауэзов пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя. Уже известная и освоенная тема — жизнь и быт дореволюционного казахского аула, судьба беззащитного человека и его протест — освещены у М. Ауэзова новым внутренним светом.
Национальная проза и драматургия переживали в начале ХХ в. процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приемов создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 1920-х годов — не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов персонажей.
В эти годы М. Ауэзов создает такое объемное произведение, как «Серый Лютый». Рассказ-символ как бы вбирает в себя общественные и личные проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым, неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом жарких споров критиков.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты которого бы сбылись. Пока существует стена социально-нравственного отчуждения между людьми, не будет справедливости. Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или черными красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых характеристик, острые жизненные конфликты — вот его стихия.
Первым и самым ранним произведением Ауэзова была пьеса «Енлик-Кебек», основанная на народном предании о трагической судьбе двух молодых людей, осмелившихся поставить свои чувства выше родовых распрей.
С ноября 1919 года, с установлением советской власти в Семипалатинской области, М. Ауэзов принял самое активное участие в общественно-политической жизни края, его революционных преобразованиях. Он работал в Губревкоме, Губисполкоме, ГубОНО, в редакции газеты «Казак тiлi», в суде, Семипалатинском подотделе Русского Географического Общества. Ауэзов издавал журнал «Абай», помогал и содействовал работе культурно-просветительского кружка «Ес-аймак», преподавал в Казпедтехникуме и совпартшколе, принимал участие в подготовке и проведении курсов переподготовки учителей.
Мухтару Ауэзову выпало пережить немало тягот и страданий, выслушать политические обвинения в национализме, связанные с его творчеством 1920-х, преследовавшие его до середины 1950-х годов.
Переломными в его судьбе стали 1930-е годы, когда он два года находился в заключении по обвинению в национализме. Вынужденное признание несуществующей вины, отказ от своих лучших произведений той поры были условием выхода на свободу.

Лишь в 1960-е годы впервые были переизданы его ранние рассказы и повести в сборнике «Караш-Караш», а публикация его повести «Лихая година» на русском и казахском языках приходится на 1970-е годы, пьесы «Хан Кене» — на начало 1980-х. Эти его ранние произведения, находившиеся долгое время под запретом или осуждавшиеся, стали признанной казахской классикой.
С ростом жизненного опыта и художественного мастерства у Ауэзова постепенно вызревал огромный по масштабу замысел – создать большое эпическое произведение, в котором через многоплановое изображение центрального образа Абая и широкой социальной панорамы рассказать правду о жизни народа, о целой эпохе. Замысел этот был не случайным. К творчеству Абая он проявлял пристальный интерес с 1920-х годов: собирал и изучал материалы о жизни и творчестве великого поэта и мыслителя, писал о нем статьи, печатал отдельные его стихи, написал биографию Абая, дополненную найденными им материалами, которая вошла в издание сочинений Абая 1933 года. Можно сказать, что Мухтар Ауэзов всей жизнью и своим творческим опытом был подготовлен к созданию крупного эпического повествования об Абае. Уже первая книга — «Абай», изданная на казахском языке в 1942 году и вскоре увидевшая свет в русском переводе, поразила всех своей удивительной жизненностью, художественным новаторством, неповторимыми творческими решениями. С публикацией в 1947 году второй книги романа «Абай», в которой с большой полнотой раскрывается необыкновенная способность Абая к духовному росту, активному действию и его близость к народу, популярность писателя возрастает.
Активно участвуя в литературной, культурной и общественной жизни, писатель и ученый неустанно боролся с ошибочными, однобокими взглядами, представлениями, подвергая их критике с высоких гражданских и научных позиций. Так было, например, в 1951–1952 годах, когда вокруг творческого наследия Абая, его поэтической школы, происходили острые дискуссии. Мухтаром Ауэзовым были написаны 3-я и 4-я книги. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая».
После того, как эпопея «Путь Абая» была полностью опубликована на казахском и русском языках, появились переводы на многие иностранные языки. Роман стал одним из немногих произведений мировой литературы, главные герои которого вошли в сознание миллионов читателей.
Художественный талант Мухтара Ауэзова был универсален. Он внес огромный вклад в развитие казахской драматургии и театрального искусства. Исключительной популярностью пользовались его лекции и выступления. Ауэзов заложил основы абаеведения — отрасли литературоведения, исследующей жизнь и творчество Абая. Творчество Мухтара Омархановича явилось ценнейшим вкладом не только в казахскую литературу, но и в сокровищницу мировой культуры. Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века.

Добавить комментарий

Закрыть меню