Лицензирование и аккредитация

Нормативная и методическая основы аттестации и аккредитации

Общий порядок проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений установлен Законом РФ «Об образовании» <1> и Положением N 1327 <2>. Так же как и при лицензировании, порядок аттестации и аккредитации учреждений образования в зависимости от их типа и вида регламентируется отдельными законодательными актами. В частности, показатели деятельности и критерии аккредитации установлены:

  • для учреждений среднего специального образования — Положением N 2574 <3>;
  • для образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, — Положением N 113 <4>;
  • для общеобразовательных учреждений — Положением N 1075 <5>;
  • для высших образовательных учреждений — Федеральным законом N 125-ФЗ <6>, Приказом N 2578 <7>, Положением N 1323 <8>, а также Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (далее — Приказ N 1938).

<1> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
<2> Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утв. Приказом Минобразования России от 22.05.1998 N 1327.
<3> Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утв. Приказом Минобразования России от 02.07.2001 N 2574.
<4> Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утв. Приказом Минобразования России от 23.09.1996 N 113.
<5> Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 03.12.1999 N 1075.
<6> Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
<7> Порядок рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. Приказом Минобразования России от 03.07.2001 N 2578.
<8> Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.1999 N 1323.

Что же такое аттестация и аккредитация? Можно ли их избежать — иметь, допустим, только лицензию на право осуществления образовательной деятельности?

Кто проводит аттестацию и аккредитацию?

Аттестацию и аккредитацию учреждений образования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. В ее компетенцию в области образования входят как лицензирование, так и аттестация и государственная аккредитация федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по реализуемым ими образовательным программам. С 01.01.2006 субъекты РФ уполномочены проводить лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений всех видов и типов, которые находятся в их ведении (Письмо Минобразования России от 26.01.2006 N 01-30/05-01).

Рособрнадзор или органы, которые уполномочены проводить аттестацию образовательного учреждения, могут:

  • осуществлять аттестацию по заявлению образовательного учреждения (п. 5 Положения N 1327);
  • в ходе аттестации устанавливать соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
  • производить аттестацию образовательного учреждения только в случае положительных результатов итоговой аттестации выпускников (не менее чем половины) в течение предшествующих трех лет подряд.

Решением органа (службы), в компетенцию которого(ой) входит проведение аттестации, создается специальная комиссия. В ее состав включаются представители образовательных и научных учреждений, методических служб и т.д., за исключением лиц, которые связаны с аттестуемым учреждением трудовыми отношениями. Также им утверждается порядок работы комиссии и сроки прохождения аттестации. Как указано в Распоряжении Минобразования России от 09.11.2004 N 385-05 «О продолжительности работы и составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации образовательных учреждений», по лицензионной экспертизе при лицензировании образовательной деятельности и комплексной оценке деятельности образовательных учреждений комиссия работает 1 день, а по аттестационной экспертизе при аттестации и комплексной оценке деятельности образовательных учреждений — 2 дня. Состав комиссии — не более 10 человек.

Сначала аттестация

Аттестация является формой государственно-общественного контроля над качеством обучения в образовательных учреждениях. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов (п. 3 Положения N 1327).

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования — начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее (п. 3 Положения N 1327).

На основании п. п. 19 — 23 ст. 33 Закона «Об образовании» образовательное учреждение вправе:

  • требовать проведения аттестации один раз в 5 лет;
  • обжаловать в суд заключение органа, проводившего аттестацию, в части процедуры аттестации;
  • требовать повторной аттестации в случае отказа в аккредитации через 12 месяцев с момента отказа.

Проведение аттестации сопряжено с определенными затратами, которые несет образовательное учреждение. Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливает орган (служба), проводящий аттестацию. Приказом Минобразования России от 09.12.1999 N 1134 «О порядке оплаты за проведение Минобразованием России аттестации образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования» утверждена Временная инструкция о порядке оплаты учреждением образования проведения аттестации, согласно разд. II ст. 1 которой затраты на проведение аттестации образовательного учреждения складываются из:

стоимости работы членов аттестационной комиссии;

стоимости работ по экспертизе уровня освоения образовательных программ (в случае привлечения для проведения экспертизы специализированных организаций или экспертов, не входящих в состав аттестационной комиссии);

материально-технических затрат;

накладных расходов.

Документы для аттестации

В соответствии с п. 9 Положения N 1327 учреждения образования в целях аттестации представляют:

  • заявление;
  • копию устава;
  • копию лицензии;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • гарантийное письмо об оплате проведения аттестации;
  • данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет.

Дополнительно оно может представить другие документы, отражающие специфику его образовательной деятельности.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, на основании которого в двухнедельный срок издается приказ о признании образовательного учреждения аттестованным либо не прошедшим аттестацию по соответствующим образовательным программам. Приказ и копия заключения в течение двух недель выдаются (высылаются) руководителю учебного заведения и его учредителям (п.

п. 11, 12 Положения N 1327).

Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения государственной аккредитации. Если в аттестации отказано, то образовательное учреждение, уже имеющее государственную аккредитацию, может ее лишиться.

Отказ в аттестации лишает образовательное учреждение государственной аккредитации (п. 23 ст. 33 Закона «Об образовании»), а также права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации (п. 16 ст. 33 Закона «Об образовании»). Кроме того, оно теряет государственный статус (например, исключается из схемы централизованного финансирования) как минимум на один год (п. 21 ст. 33 Закона «Об образовании»). Поэтому учреждению образования необходимо позаботиться об обеспечении прав учащихся, которые в результате его снятия с финансирования могут понести убытки.

Согласно п. 15 Положения N 1327 на каждое образовательное учреждение, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело, состоящее из: документов, представляемых образовательным учреждением на аттестацию; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о создании аттестационной комиссии; заключения аттестационной комиссии; приказа органа (службы), проводящего аттестацию, о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным и других документов, связанных с проведением аттестации.

Аттестационное дело хранится в органе (службе), проводившем аттестацию, до следующего срока прохождения аттестации образовательным учреждением.

Потом аккредитация

Согласно п. 6 ст. 12 Закона «Об образовании» государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) (п. 17 Положения N 1327).

Поэтому целями государственной аккредитации являются:

  • установление государственного статуса образовательного учреждения;
  • защита прав граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, на получение ими новых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, в объеме и в сроки, предусмотренные договором на обучение, и государственными образовательными стандартами.

Государственная аккредитация образовательного учреждения, имеющего лицензию, проводится на основании аттестационного заключения по заявлению учреждения образования, и в случае положительного решения ему выдается свидетельство о государственной аккредитации установленного образца.

Однако орган управления образованием может и отказать образовательному учреждению в аккредитации, если уровень реализуемых им образовательных программ, содержание и качество подготовки его выпускников не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта (п. 25 Положения N 1327).

В результате аккредитации образовательное учреждение приобретает право на:

  • включение в схему централизованного государственного финансирования (для общеобразовательного учреждения);
  • выдачу выпускникам документа государственного образца;
  • пользование печатью с изображением Государственного герба РФ.

Документы для аккредитации

Как установлено ст. 20 Положения N 1327, в целях проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения (Положение об Аккредитационной коллегии Минобразования России, утвержденное Приказом Минобразования России от 22.10.2003 N 4000).

Для получения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в создаваемую аккредитационную комиссию (коллегию):

  • заявление;
  • копии документов об аттестации;
  • копию лицензии.

Кроме того, учреждению образования необходимо представить сведения, установленные п. 22 Положения N 1327:

  1. уровень реализуемых образовательных программ — на основании заключения аттестационной комиссии;
  2. направленность реализуемых образовательных программ — на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;
  3. структуру классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);
  4. качество подготовки выпускников — на основе заключения аттестационной комиссии;
  5. кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников — при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;
  6. информационно-техническое оснащение образовательного процесса — при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;
  7. медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса — при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии — в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

В ходе аккредитации комиссия (коллегия) устанавливает тип, вид и категорию образовательного учреждения.

Обратите внимание: с 01.01.2006 изменены показатели деятельности и критерии аккредитации вузов, утвержденные Приказом Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938. Если ранее аккредитация по типу «высшее учебное заведение» проводилась по шести показателям, то теперь по трем:

  1. Содержание и уровень подготовки.
  2. Качество подготовки выпускников.
  3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения.

Для того чтобы определить вид вуза (институт, академия, университет), как и раньше, используют пять показателей:

  1. Спектр реализуемых основных образовательных программ.
  2. Возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.
  3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результаты.
  4. Методическая работа.
  5. Квалификация педагогических работников.

При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу. Бланки свидетельств о государственной аккредитации изготавливаются по форме, установленной Положением N 1327.

Аккредитация структурных подразделений

Организованные на базе государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования структурные подразделения дополнительного профессионального образования (факультеты, курсы повышения квалификации, отделения переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами) проходят государственную аккредитацию в составе данных образовательных учреждений. Согласно ст. ст. 20, 21 Приказа Минобразования России от 25.09.2000 N 2749 «Об утверждении Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.

Слушателям, успешно завершившим обучение, выдаются документы государственного образца.

Общественная аккредитация

В силу п. 25 ст. 33 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут пройти общественную аккредитацию. Это признание уровня деятельности образовательного учреждения отвечающим критериям и требованиям общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет финансовых или иных обязательств со стороны государства.

Т.Николаева

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Что такое управление качеством и что такое система управления качеством?

Что такое стандарты качества и рекомендации?

Что такое аккредитация?

Аккредитация – это признание качества и компетентности лаборатории. Лаборатория может получить аккредитацию тогда, когда у нее будет система управления качеством, соответствующая требованиям стандарта качества ИСО 15189. Для получения аккредитации независимый уполномоченный орган по аккредитации оценивает лабораторию, для того чтобы сформировать мнение о том, функционирует ли надлежащим образом система управления качеством и соответствует ли эта система стандарту качества.

Орган по аккредитации сам следует стандарту (ИСО/МЭК 17011) и является (присоединенным) членом Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий (International Laboratory Accreditation Cooperation, ILAC, ИЛАК).

Аккредитацию часто рассматривают как основную цель. Но такое отношение совершенно неправильно; аккредитация – это только начало. Сертификат об аккредитации выдают обычно на срок в 4-5 лет. В этот период лабораторию регулярно повторно оценивают. Таким образом, работа не заканчивается в момент получения аккредитации. Чтобы обеспечивать качество и сохранять аккредитацию, систему управления качеством необходимо постоянно поддерживать и улучшать.

В чем разница между аккредитацией и сертификацией?

Иногда термины «аккредитация» и «сертификация» путают.

  • При сертификации организацию оценивают только с формальной точки зрения. Эксперты, проводящие оценку, ищут ответ на следующий вопрос: «Задокументированы ли в рамках системы управления качеством процедуры исследований?»
  • При аккредитации также оценивается компетентность организации. В этом случае эксперты, проводящие оценку, ищут ответы на следующие вопросы: «Правильно ли выполняются задокументированные в рамках системы управления качеством процедуры исследований? Выполняются ли они лицами, продемонстрировавшими свою компетентность в выполнении этих процедур?»

В чем заключается разница между аккредитацией и лицензированием?

Иногда путают аккредитацию с лицензированием. Однако между этими понятиями имеется существенная разница. Во многих странах лицензирование лабораторий проводят национальные или региональные государственные органы. Правительство обычно учреждает систему лицензирования, обязательную для лабораторий. Таким образом обеспечивается определенный уровень качества лабораторий путем установления минимальных требований, которым лаборатория должна соответствовать прежде, чем ей разрешено будет называть себя лабораторией.


Лицензия и аккредитация: на что обращать внимание?

Лицензия – документ, подтверждающий право высшего учебного заведения на образовательную деятельность. Лицензия выдается Министерством образования Российской Федерации (ст. 24, Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ; ст. 10, Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ).

Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование самостоятельно (ст. 8, Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ).

Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии, которая устанавливает соответствие государственным требованиям условий осуществления образовательного процесса в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся и срок действия этой лицензии (ст. 33, Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ).

Свидетельство о государственной аккредитации вуза подтверждает уровень реализуемых образовательных программ (высшее профессиональное образование), соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, т.е. постоянный контроль за качеством образовательных услуг законодательно обеспечен только в аккредитованных вузах (ст. 33, Закона Российской Федерацией «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ). Вузы аккредитуются на срок не более 5 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации вуза без приложения недействительно. В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.

Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.

Ни в коем случае не стоит путать лицензирование вуза и его аккредитацию – это разные вещи! Государственный статус образовательное учреждение (уже имеющее лицензию!) приобретает только после его государственной аккредитации, которая проводится федеральным органом управления высшим профессиональным образованием и подтверждается свидетельством. С этого момента образовательное учреждение приобретает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем образовании с государственной символикой Российской Федерации.
А негосударственные и муниципальные вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают документ о высшем образовании, который государственным не является.

Абитуриентам-юношам следует обратить внимание и на тот факт, что в соответствии со статьей 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» на очном отделении в негосударственных вузах, не имеющих государственную аккредитацию, не предоставляется отсрочка от службы в армии.

Негосударственные вузы обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии и государственной аккредитации. Однако обязанности не всегда выполняются. Поэтому абитуриенты сами должны проявлять инициативу и интересоваться наличием лицензии и аккредитации в выбранных высших учебных заведениях.

Ольга Ковалева

Добавить комментарий

Закрыть меню