Литература первой половины 20 века

Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста – появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти.

Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Золотой век русской литературы: русская классическая литература XIX века
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманистические традиции литературы XIX века в прозе начала XX

Литературу 20 века можно разделить на 2 этапа: 1918-1945 года и с 1945 года по сегодняшний день. В этот период можно отметить два ведущих направления или как принято сегодня называть, тенденции Реализм и Модернизм.

Модернизм стал современным искусством, который использовал новые и необычные формы, цели и методы выражения в противовес «старомодному», но несущего влиятельную роль искусству, которое осталось в прошлом, но на нём многое базировалось. Он ярко, чётко и как не странно впечатляюще отразил кризисные периоды, явления и моменты в жизни современного общества, современных стремлений каждого человека, показал процесс дегуманизации общества, невозможность человека устоять перед надвигающимися на него враждебных сил, что представлено в произведении, позже пьесе Франца Кафка «Превращение».

В произведениях модернизма раскрывается душа человека, внутренний процесс мира человека, как живого существа мысли, страдания, переживания. Авторы брали за основу знания психологов, современные, научные достижения и открытия. Модернисты ввели и предложили ряд новых и на первый взгляд непонятных приёмов: «поток сознания», жанр притчи, философские иносказания. (М. Пруст «Кукла», «Улисс» Джема Джойса и другие). Таким образом, во Франции появился новый роман и «антироман», которые отразили новый характер современного, несовершенного мира, пессимистическое миропонимание, человек в этом мире хауса и абсурда беспомощен.

Наш 20 век дал и подал примеры героизма каждому читателю, каждому желающему проникнуть в свой внутренний мир, творческий взлёт. Новое литературное течение Реализм (противостоит модернизму). Реализм носит жизнеутверждающий характер со всеми трудностями можно справиться, переступить через них, что можно заметить в произведениях Теодора Драйзера и Эрнеста Хименгуэя. Он подразумевает богатство форм, жанров романов: социальный, философский, политический, детективный и др.

Особое значение в литературе отразила антивоенная тема (Ремарк, Хименгуэй, Драйзер).

Уже в начале 20-х годов проявилась симпатия к России. Многие авторы верили в светлый идеал нового мира, но жестокие методы строения социализма стали разочаровывать их. В целом 20 век был насыщенным, трагедийным; пессимизм дал скачок к более цивилизованному обществу, что крайне отразилось на искусстве современного мира.

  • — Скульптура XX века

    Контрольные вопросы Вопрос Вопрос Контрольные вопросы Контрольные… .

  • — ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к… .

  • — Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади…. .

  • — Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ… .

  • — XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное… .

  • — XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ… .

  • — XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как… .

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1.

    Русский язык конца ХХ — XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика… .

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается… .

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается… .

  • Критический реализм, который видоизменяется, модернизм, авангардизм – три базовых направления.

    Критический реализм. В реализме остается попытка просмотреть зависимость человека от обстоятельств. По-прежнему человек становится предметом особого интереса, он обыкновенный. Но реалистический мир обращается к некоему случаю из жизни героя, где герой пытается предстать в неком единичном случае, он оказывается в ситуации выбора. Причем выбор очень часто связан исключительно с его личной позицией. В этой лит-ре показана беспомощность героя перед мощными силами истории, законов общества, и он ищет опору исключительно в себе самом.

    Очень часто герой терпит крах. Он всœегда балансирует на грани жизни и смерти, он даже тяготеет к смерти. иногда он жаждет превратиться во что-то. Между героем и миром устанавливаются абсурдные отношения, где правила и законы не укладываются в понятие нормы. При этом писатели сохраняют надежду на то, что еще не всœе потеряно (Хемингуэй).

    Модернизм. Это ведущее направление первой половины 20 века. Он зарождается где-то в 90-е гᴦ. 20 века. Он появляется в Вене, Париже, Берлинœе, Британии. Его формирование завершается в 10 гᴦ. Далее новый толчок дает первая мировая волна. В модернизме заложено бунтарство, взятое от романтизма. Это эстеты, неоромантики, декоданты. Их бунт против буржуазной жизни, лит-ры, скуки. С помощью слов нужно создать альтернативную реальность, другой мир.
    Модернисты сохранили в себе веру в возможности литературы. Модернисты очень часто использовали многие достижения реалистической лит-ры (научную обоснованность, общие закономерности), но они стремились к драматическому изображению персонажей и событий. Οʜᴎ никогда не формулировали свои мировоззренческие позиции, они очень спонтанно проникали в процесс чтения. Очень часто в пределах творчества одного писателя позиция менялась. Эта проза кажется простой. Но это мнимая простота (рассказы Джойса, Лоренса). Как правило, в модернистском произведении очень важное значение приобретают проблемы личности. Романы становятся центростремительными (Затонский). Такой роман протоколирует проблемы души героя, практически автор предъявляет обвинœение обществу о том, что происходит с человеком. Роман у модернистов — ϶ᴛᴏ эксперимент с формой. Разрушается традиц-ное представление о романе. Но при этом это основной жанр в другой форме. Роман отражает мысль о распаде целостности мира и в связи с этим прибегает в приему – фрагментарности. Внешняя фабула перестает играть важную роль, и центр тяжести переходит на психологический сюжет. Описывается всœе что происходит в сознании героя. Прием – поток сознания – раньше использовался чтобы показать работу сознания в период крайнего перенапряжения, теперь он подчеркивает случайность работы сознания, ассоциативность. Поток сознания строится на переплетении некоторых фиксаций внешних действий с внутренним строем его мыслей. Поток сознания дает возможность глубоко погрузиться и понять рациональное и бессознательное одновременно. Человек раскрывается подробнее и интимнее чем в реализме. Появился новый герой – он не просто средний человек, а усредненный, заурядный, человек с улицы. Читатель может сравнить себя с этим героем. Внутренний мир должна быть как у героя романтизма, уникальный. Герой перестает ловить зло вокруг, возникает тяготение к абстракции, обобщенности, исчезает смысл.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню