Личные качества тренера

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

5.6. Психологические особенности личности тренера

В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество…

Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера.

Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером.

Как любой педагог, учитель физкультуры, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых.

Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности.

В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции:

  1. управленческую;
  2. формирующую;
  3. гностическую;
  4. регулирующую;
  5. воспитательную.

Управленческая функция тренера необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.

Тренер осуществляет управление при информационном взаимодействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т.п. – это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, тренер принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, являются существенной помощью спортсмену.

Приняв решение, тренер должен прогнозировать эффективность его реализации и возможность принимать следующие решения. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется.

Различают три типа состояний спортсмена:

  • этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности и т.п.);
  • текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);
  • оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:

  1. сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение, отношение к работе и т.д.);
  2. сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.д.);
  3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой);
  4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности).

Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности:

  1. компоненты соревновательной деятельности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш);
  2. интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость);
  3. функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем и т.п.);
  4. частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких и т.д.).

Еще несколько лет назад профессии тренер, коуч в академической школе не существовало, получить диплом бизнес тренера вообще было нереально, но благодаря интенсивному развитию активных методов обучения ситуация изменилась в корне. Для каждой профессии, и тренер не исключение, есть профессионально важные качества. Одни, возможно, дарованы вам природой, а другие необходимо вырабатывать.

Высокая судьба человека – родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен. (Р. Эмерсон).

Профессионально важные качества – понятие, которое возникло вначале ХХ века благодаря исследованию психологии труда.

Исследователи пришли к выводу, что для профессиональной деятельности важны качества, часть из которых плохо тренируемы, а часть можно успешно развивать. Таким образом, для осуществления успешной деятельности в любой профессии, важно обладать системой профессионально важных качеств, по ним составляются психограммы и профессиограммы профессии.

Как стать тренером? Хорошим тренером? Быть профессионалом без определенных качеств, практически невозможно. Вот, например, рассмотрим профессию «психолог, ведущий психологических тренингов», сложно себе представить в этой профессии человека неинтелектуального и необщительного. О чем он будет говорить, как он будет вести группу? Думаю, комментарии излишни. Такой «специалист» рано или поздно должен или измениться, или поменять профессию. А вот профессионал своего дела быстро найдет себе высокоплачиваемую работу в сфере тренингов, предложений на рынке огромное количество.

Кстати, посмотреть свежие вакансии на рынке тренингов вы всегда можете в разделе вакансий портала Тренерская.ру.
И, зарегистрировавшись на нашем портале, вы всегда можете разместить свое резюме, которое увидит множество работодателей и заказчиков.

Но вернемся к теме нашей статьи и рассмотрим основные профессионально важные качества тренера:

Ответственность – позиция автора. Надо уметь самому отвечать за происходящее в жизни, а также научить этому участников тренинга;
Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире. Фрэнк Крэйн

Интеллектуальность – для работы тренером необходимо много знать, постоянно развиваться, требуется немало знаний, чтобы сделать тренинг интересным, познавательным, на тренинги ходят интеллектуальные люди.
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.Уильям Норман Беркетт

Знания в области психологии – работать с людьми надо, зная психологические особенности человека, группы, техники тренинга, упражнения для тренинга, методы и приемы обучения.
Можно говорить глупости, но не торжественным тоном. Юлиан Тувим

Креативность – без креативного подхода тренер будет создавать заурядные тренинги, а это ни кому не интересно.
Креативные личности и инноваторы верят. Они верят в себя и в свои решения, и предают забвению тех, кто не разделяет их точки зрения. Они демонстрируют такую уверенность в своих идеях, что страх перед поражением, преследующий других людей, отступает. Джин Ландрам.

Эмпатия – тренеру необходимо чувствовать участников тренинга.
Эмпатия — понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание. Никифорова А.С. Полный толковый словарь.

Хорошие ораторские качества – Отсутствие страха публичных выступлений. Для тренера важно держать внимание аудитории, быть убедительным.
Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Поль Клодель.

Самоконтроль – необходим для реальной оценки ситуации. При возникновении нештатных случаев. Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями

Быстрота реакции – проявляется в умении разработать и оперативно применить различные вариации методы ведения тренинга, в зависимости от развития процесса, от состава группы.
Всегда есть выбор: ты можешь реагировать на то, что сказано, на то, что хотели сказать или на то, что ты хотел услышать. Алексей Анненсков.

Доброжелательность – это необходимое условие для построения профессиональных отношений с людьми. Проявляя доброжелательность,тренер создает доверительные отношения с группой, дает возможность раскрыться участникам тренинговой группы и, как следствие, получить максимальный эффект от работы на тренинге.
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж.Гюйо.

Но какими бы профессионально важными качествами ни обладал, тренер, без образования и без получения сертификата тренера, о его профессионализме говорить нельзя.

Автор статьи: Галина Богданова – талантливый бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

Сейчас довольно популярными становятся психологические тренинги, которые помогают многому научиться, посмотреть на себя со стороны, развить уверенность в себе и обрести новые эмоциональные силы. Следовательно, об эффективности качественного психологического тренинга даже и не стоит сомневаться. Но вот эффективность этих тренингов зависит, в первую очередь, от тренера-психолога, его профессиональных и личностных качеств.

В чём заключается работа тренера-психолога и для чего он нужен? Он регулирует работу тренинговых групп, обеспечивает эффективность их работы, создаёт благоприятную психологическую обстановку для того, чтобы участники группы смогли свободно выражать свои мысли, раскрывать эмоции и достигать цели, ради которой они посещают психологический тренинг.

Тренер-психолог должен организовать работу группы таким образом, чтоб каждый её участник смог получить обратную связь, быть услышанным, получить необходимую ему поддержку и получить уверенность в себе.

Тренер Ольга Ермакова – это тот человек, который поможет Вам понять себя, увидеть свои возможности и способности. Опытный психолог подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации, подтолкнёт Вас к самостоятельному принятию правильного решения. Поговорив с тренером и еще несколькими участниками тренинга, Вы сможете увидеть себя в глазах окружающих людей, Вы услышите мнения и мысли людей с похожими проблемами и сможете увидеть и услышать, как они планируют с ними справляться. Это, несомненно, поможет Вам решить то, что раньше казалось неразрешимым.

Итак, тренер-психолог должен быть, прежде всего, профессионалом с определённым опытом работы, или опытом участия в разных психологических тренингах.

Хороший тренер не должен останавливаться на достигнутом, должен читать много специализированной литературы и интересоваться новейшими открытиями в сфере психологии. В то же время, быть просто начитанным – это недостаточно для профессионального тренера. Он должен обладать определёнными личностными качествами, которые помогают располагать к себе людей, должен вызывать доверие, быть искренним и уметь сопереживать.

Тренер-психолог – это не просто работа, это призвание. Для того, чтобы быть хорошим тренером, нужно постоянно работать над собой, уметь ладить с людьми и учиться понимать окружающих.

Добавить комментарий

Закрыть меню