Легитимность власти в России

Содержание

Политическая власть: формы и процедуры легитимации политической власти в современной России.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деят-ть и поведение др. людей даже вопреки сопротивлению.

Политич. власть — способность реализации общих интересов и общих целей, как средство регулирования общественных отношений, как важнейший фактор упр-я об-вом. ПВ — способность определённой соц. группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деят-ть др. соц-ных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политич. власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфич. средства. Наиболее сильным элементом политич. власти является гос-во и система гос. органов, реализующих гос. власть.

Одним из видов политич. власти является гос. власть, которая реализует наиболее общие интересы определенного территориального сообщества (об-ва страны) и служит цели развития данного политич. сообщества (гос-ва) как единой системы. Гос. власть имеет свои особенности: суверенна, т.к. является «высшей» властью на территории гос-ва, самостоятельна и независима от чьего-либо вмешательства, и универсальна, т.к. регулирует все сферы жизнедеят-ти об-ва.

Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимация политич. власти представляет собой взаи­мообусловленный процесс, с одной стороны, «самооправдания» и ра­ционального обоснования собственной власти со стороны «управляю­щих», с другой — «оправдания» и признания этой власти со стороны «управляемых». Легитимация — достижение легитимности, обоснование права политич. власти на принятие политич. решений и осуществление политич. поступков и действий, в том числе опирающихся на насилие (аппарат принуждения). Легитимацией наз. юр.

обоснование этих действий существующими в гос-ве законами (легальность), а также достижение признания общественным сознанием уместности таких действий в смысле их соответствия духу существующей правовой системы (легитимность).

В об-ве всегда есть соц-ные груп­пы, не согласные с действующей властью, поэтому легитимность гос. власти не может носить всеоб­щего хар-тера. Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. хар-тер и степень поддержки политич. власти, поэтому мож­но говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается та­кое падение реальной поддержки ОГВ или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и ф-ций. Причины делегитимации: невозможность органов власти осуществлять свои ф-ции или присутствие в политич. пространстве нелегитимного насилия; наличие военных конфликтов и гражданских войн; невозможность правительства адаптироваться к изменяющим­ся условиям; разрушение конституционного порядка.

В большей мере легитимность политич. власти в современ­ной России приобретена благодаря легальному способу формирова­ния властных институтов. Таковыми стали президентские выборы, выборы в Госдуму, в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя. Другое направление легитимации связано не столько с постанов­кой и обоснованием «великих целей», сколько с поиском эффектив­ных способов решения насущных проблем рос. общества. Предпринятые политич. властью меры, связанные с реализацией нац-ных проектов, преодолением бедности, борьбой с коррупцией чиновников, повышением эффективности работы гос. аппарата, способствуют восстановлению ее легитимности.

Негос-ная и гос-ная политич. власть имеют разные формы и механизмы своего осуществления. Политич. власть народа, его политич. воля проявляются, напр., при осуществлении различных форм непосредственной демократии (выборы, референдум). Гос. власть формализована, реализуется специализированным гос-ным аппаратом (парламент, правительство, суды). Она использует в качестве своих важнейших инструментов правовое регулирование и возможность легального и легитимного принуждения.

Одно из основных специфич. свойств политич. власти — легитимность (форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо гос-вом в целом, либо его отдельными структурами и институтами).

Легитимность и законность не являются синонимами. Т.к. политич. власть не всегда основывается на праве и з-нах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, хар-зующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юр-ком, законодат-но обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом.

В кач-ве основных источников легитимности, как правило, рассматриваются 3 субъекта: население, правит-во и внешнеполитич. структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политич. режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политич. и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей, определенной орг-цией гос-ва и об-ва.

4х элемента, обеспечивающих легитимность гос. власти:
— установление и осуществление власти народом через референдумы, путем выборов депутатов и т.д.;
— систему согласованных и распределяемых в об-ве и в гос-ве властей;
— правовые способы регулирования соц-ных конфликтов;
— постоянное проведение социологич. исследований, опросов общественного мнения, результаты которых обязательно учитываются в процессе осуществления власти.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политич. нормативного порядка преобладает в об-ве, принято выделять следующие формы легитимности (Вебер):

— традиционная — основана на вере в священный хар-тер норм, обычаев, традиций, кот. рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой упр-я и послушания в об-ве, ибо так принято. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные об-ва статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Была хар-на для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай) для средневековой Европы. Как считал Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет гос-ва многовековыми традициями почитания власти.

— легальная (рационально-правовая) — основывается на признании юр. норм, конституции, которые регулируют отношения упр-я и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные з-ном процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодат-ву, кот. предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политич. сил, действующих в рамках з-на, ограничение сферы деят-ти гос-ва. Хар-на для демократич. государств. Предполагает строгое соблюдение з-нов всеми структурами об-ва, в том числе и гос. органами, доступ к политич. институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству гос-ва, а не к отдельным лидерам, подчинение з-нам, а не личности руководителя. Этот тип предполагает высокую политич. культуру населения, определенное дистанцирование гос-ва от об-ва.

— харизматическая — в модернизирующемся об-ве, еще не освоившем демократич. тип упр-я, распространен харизматич. тип властвования. Харизма — особый дар, призвание, кот. обладает лидер.Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Гитлера. Исторически харизматич. власть существовала в разных политич. системах: Рим. имп. при Ю.Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Этот тип развивается в условиях, где нет свободы, в революцион. условиях. Харизматич. авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые кач-ва вождя, от их преклонения перед ним. Эта власть является относительно нестабильной по сравнению с традиц. и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Разновидностью этого типа является вождизм, хар-ный для нединамич., авторит. и тоталит. обществ. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономич. и соц. развитии.

Признаки падения легитимности власти: Рост степени принуждения; Огранич. прав и свобод; Запрещение политич. партий и независимой прессы; Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; Низкая экономич. эф-ть власти (понижение ур. жизни различных групп населения).

Процедуры:
— выборы и референдум — главная и основная процедура в современном мире;
— конституция, конституционный акт, закон.
— власть легитимизируется посредством революций (большевики), успешных реформ (Екатерина 2).

Выборы – демократич. процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (гос-ва, орг-ции). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого). 2 вида избират. систем: мажоритарная (избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента) и пропорциональная (места в парламенте распределяются между политич. партиями в соответствии с кол-вом набранных голосов; не проходят партии, набравшие менее определённого % голосов. В России 7 %).

Похожие главы из других работ:

Внешняя политика

3.Особенности внешней политики России на современном этапе.

Для нас, российских граждан, особо стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе в настоящее время. Дискуссионным остается вопрос о том, остается ли Россия после распада СССР великой державой…

Внешняя политика России на современном этапе

Глава 2. Проблемы и направления внешней политики Российской Федерации на современном этапе

Исламский экстремизм: роль в мировой политике

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ ПОДЪЕМА ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства

3.

Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе…

Корни и генезис идеологии Белорусского государства

4. Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе…

Международная безопасность и глобальные политические процессы

3. Глобализация политических процессов на современном этапе

Феномен глобализации сегодня охватывает уже не только экономику, сферу предпринимательской деятельности, но и политическую и социальную сферы. Глобализация — это не только одна из основных тенденций мирового развития…

Политический режим в современной России

3.2. Легитимность и делегитимация государственной власти в России

Государственная власть в выполнении своих функций может ос-новываться на силе или легитимности. В первом случае «управляю-щие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «уп-равляемых», во втором, наоборот…

Политический режим в современной России

3.3. Легитимность государственной власти в современной России

В начале 90-х гг. перспектива «стать собственником», в кратчай-шие сроки «повысить жизненный уровень», обрести «долгожданную свободу и справедливость» была настолько заманчивой…

Религия и национальная безопасность Казахстана

1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе

В Основном Законе Республики Казахстан провозглашена светским государством, в котором наивысшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы, в том числе свобода совести, которые могут ограничиваться лишь в случае…

Современные геополитические теории и школы Запада

1.3 Трансформация геополитической мысли на современном этапе

Современная геополитика ведет свой отсчет с окончания Второй мировой войны и послевоенного переустройства мира. Эти исторические события не только послужили коренной перестройке мира и геополитической парадигмы…

Современные демократические проблемы России

3. Проблемы российской демократии на современном этапе

Уже почти пятнадцать лет минуло после краха тоталитарного режима в России. Внутри этого периода можно наметить несколько этапов. Первый этап, между 1989 и 1991 годами, был временем протодемократии…

Соотношение политической системы и политического режима в современной России

Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот…

Соотношение политической системы и политического режима в современной России

В начале 90-х гг. перспектива «стать собственником», в кратчайшие сроки «повысить жизненный уровень», обрести «долгожданную свободу и справедливость» была настолько заманчивой…

Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Теории бюрократии

1. Назовите причины изменения в представлениях о бюрократии на современном этапе

Бюрократия, как выясняется, в состоянии соединять в себе несводимые друг с другом качества: силу бюрократического господства и неэффективность, некомпетентность и коррумпированность, формальное право и иррациональные отношения…

Современные особенности легитимности власти в России

Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия «легитимность». Выделяются и описываются характерные особенности легитимности власти в России.

Сконцентрировано внимание на нравственной составляющей легитимации. Выявлена и обоснована необходимость создания крупных социальных, экономических и политических проектов. Сделан вывод о том, что легитимность власти будет обеспечиваться добросовестным исполнением руководящих структур своих государственных полномочий.

В современной политологии понятие «легитимности власти» рассматривается в большинстве случаев как категория исторического, политического, правового и экономического пространства.

Процесс утверждения законности и правомочности власти в рамках общества базируется на принципах, которые соответствуют правовым и нравственным нормам государственности, политическим взглядам и убеждениям большинства граждан. Политические силы будут признаны общественными массами только в том случае, когда методы и результаты их деятельности не будут идти в разрез с интересами населения. И, несмотря на то, что понятие «легитимность» не имеет строгого юридического содержания и не закреплено в Конституции, всенародное признание правомерности институтов государственной власти является фундаментальной основой политического устройства нашей страны .

Несомненно, что благодаря политике В. В. Путина, Россия закрепила свои позиции на международной арене – в вопросах противодействия терроризму, экологической безопасности, преодоления энергетического кризиса, развития военно-промышленного комплекса и освоения космоса наши достижения получили высокую оценку в мировом сообществе. Наша страна стала инвестиционно привлекательной для зарубежных партнеров и зарекомендовала себя как надежный субъект для сотрудничества. Российские политики, ученые и общественные деятели отстаивают интересы нашего государства на всех рубежах и во всех отраслях экономики. Большинство россиян внимательной следят за их деятельностью, дают оценку событиям, происходящим как внутри страны, так и на внешнеполитическом и внешнеэкономическом поле. Возрос уровень патриотизма среди взрослого населения и, что немаловажно, среди молодежи и подрастающего поколения. А это подтверждает тот факт, что наше общество признает действующую власть и поддерживает выбранную ей стратегию развития государства .

Однако, уровень жизни большинства россиян, повсеместное недовольство работой таких важных сфер как медицина, образование и ЖКХ порождает политическая пассивность масс во время выборных кампаний. Невольно возникает вопрос: будет ли в дальнейшем наш народ поддерживать действующую власть.

В контексте доверия-недоверия власти мне хотелось бы сконцентрировать взгляд читателей на нравственной составляющей легитимации. Согласитесь, чтобы гражданин поддержал ту или иную политическую силу, он должен поверить в неё. Казалось бы, что тут сложного – средства массовой информации доступны каждому, и «сделать правильный выбор» не составит труда. Но! Правда и достоверность информации, излагаемая СМИ, бывает весьма противоречивой и далеко не всегда красиво описанные проекты и благотворительные жесты политиков соответствуют действительности. А во что превратились политические дебаты? Взаимные претензии, оскорбления, даже нецензурные высказывания слышат избиратели во время теле- и радиоэфиров. Разве должен потенциальный «слуга народа» таким способом добиваться доверия?

Еще один пример. Говоря о некоторых чиновниках или депутатах, сложно сориентироваться то ли они из бизнеса пришли во власть, то ли, находясь у власти, строят свой бизнес? И здесь опять я акцентирую внимание на деятельности информационно-коммуникационных служб, которые работают на имидж определенного кандидата. Разовые акции, поставленные фотографии и «проплаченные» отзывы в одних изданиях противоречат сообщениям из новостных лент и хроникам о чрезвычайных происшествиях. Достоянием общественности стала личная жизнь народных избранников и управленцев. Журналисты и многочисленные ток-шоу безгранично муссируют всевозможные сенсации, защищают сначала одну сторону, затем приносят извинения оппонентам и отстаивают уже противоположную точку зрения. Для чего? Преимущественно для рейтинга, а не для установления истины и привлечения виновных к ответственности. На смену политическим технологиям приходят PR-технологии. Разве может настоящий «слуга народа» таким образом оправдывать оказанное ему доверие?

Мы постоянно говорим о том, что современная Россия – демократическая страна. С этим не поспоришь, но в этой российской демократии успешно закрепились «политика правящей партии», сокращение политической конкуренции, сужение многопартийной системы и коррумпированность правящей элиты, недоверие бизнеса государству, а также ревизия и устранение некоторых элементов прямой демократии. Все это говорит о том, что в политической жизни государства усиливаются авторитарные тенденции, что «подогревает» патерналистические настроения и содействует персонификации власти. Такого рода власть, как показывает мировой опыт, нуждается в крупных политических, экономических и социальных проектах. Безусловно, прямые телемосты президента с народом, общероссийские масштабные акции, международные форумы, конференции и фестивали во многом объединяют народ и поддерживают положительный имидж страны, но для реальной политики, основанной на «ручном управлении», они являются лишь ширмой.

На фоне растущих мегаполисов, строящихся комбинатов и таких мега-проектов как Валдай, Селигер, Олимпиада-2014, Фестиваль студентов и молодежи, предстоящий чемпионат мира по футболу, в нашей стране угасают деревни и хутора, растет наркомания и алкоголизм, а, следовательно, и преступность. «По-прежнему весьма существенны проблемы, связанные с коррупцией, ростом цен, неудовлетворительным состоянием здравоохранения и образования, миграционной политики и т. д. Откладывание решения этих и других проблем постепенно будет подтачивать основание политической власти и актуализировать проблему долгосрочности нынешнего политического режима. Следовательно, невозможность удовлетворения потребностей народа может привести политическую власть к потере легитимности…» .

К сожалению, понятие «чиновники» в народе стало ассоциироваться с «бюрократами» и «взяточниками». Заседания в Думе стали больше напоминать шоу, а готовящиеся законопроекты и обещания депутатов избиратели объективно считают предвыборными «приманками». Волна недоверия стала проявляться в протестных акциях и митингах в поддержку оппозиционных политических структур. В сложившихся условиях гарантом экономисткой и политической стабильности вновь выступает наш президент. В. В. Путин постоянно проявляет твердость в своих решениях и публично доказывает российской и международной общественности эффективность своей деятельности. Конечно, авторитет российского лидера подтверждается доверием и поддержкой большинства сограждан, но социально-экономическое положение Российской Федерации, его стабильность и рост во многом зависит и от так называемой «команды президента», от руководящих структур в регионах и муниципалитетах, ото всех, кто реализует государственные полномочия и вопросы местного значения. Работоспособность, честность и порядочность этих управленцев обеспечит легитимность власти и убережет страну от кризиса политической власти.

Список литературы

  1. Григорьева Е. Б. Политические эффекты авторитарного синдрома в современном политическом процессе России // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 46-54.
  2. Понявина М. Б. Политика в сфере образования в CCCР и современной России (политологический анализ). М. : ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник», 2017. 126 с.
  3. Керимов А. А. Легитимность политической власти в современной России: основания и перспективы // Власть. 2015. № 3. С. 121-123.

Г. Р. Хусаинова

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ: ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ

Исходя их того, что под легитимностью понимают признание населением данной власти, ее права управлять, можно более конкретно определить, в чем же состоит вся суть легитимации. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им, так, думается, считает большинство. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Но все-таки, легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

«Для того, чтобы политическая власть была успешной, она должна быть легитимной» . Автор в данном высказывании, на мой взгляд, хотел заявить о легитимности, как о наиболее важной составляющей политической власти. Власть легитимна в том случае, если «управляемые» признают за ней право управлять. Перед нами открывается спорный вопрос о том, что «управляемые» подчиняются законам посредством так называемого страха. Здесь же, в этом поклонении власти скрыт и первоначальный страх перед силой, чье действие выглядит иной раз как обещание насилия. Сегодняшняя социальная апатия, которой обладают наши сограждане, ослабляет власть, сдерживает процесс ее дальнейшей легитимации в глазах общества. Но в этой апатии есть и положительные для многих людей элементы, а точнее — политическая и экономическая свобода, то есть безразличие к действию самой власти, так как область частных экономических интересов граждан не пересекается с интересами власти. Если не принимается решений, которые бы возвращали общество к «первоначальному страху» перед властью, то и сама власть, естественно, перестает быть общественно значимым событием. Чем сильнее гражданское общество и чем лучше живут граждане, тем хуже они знают в лицо своих политиков и президентов. Власть интересна, когда она угрожает, требует, прибегает к силе или тотальному контролю над обществом, но неинтересна именно тогда, когда пытается сохранить, «немного подморозить» предыдущее состояние общества. И уж совсем неинтересна, когда находится под полным контролем со стороны гражданского общества, то есть всегда оказывается средством, а не целью, чем-то относительным и неглавным. Можно утверждать, что отчасти население России испытывает страх перед руководством. В меньшей степени она исходит из патриотических убеждений налаживать порядок в стране и признавать существующую власть справедливой.

Следует отметить, что первоначально рассмотрение проблем легитимного состояния власти начинают с анализа концепции выдающегося немецкого политического теоретика Макса Вебера. Действительно, им был подробно сформулирован и определен позитивистско — социологический подход к пониманию существа легитимной власти и проведена не утратившая до сих пор своей научной ценности классификация типов легитимности. М. Вебер выделял традиционную, харизматическую и легальную легитимность. Не останавливаясь подробно на этой достаточно известной классификации, стоит отметить, что, по мнению автора, рациональная легитимность является более слабой, поскольку любое ее установление может быть априорно подвергнуто критике. Дело в том, что для традиционной и харизматичной легитимности характерна направленность либо на сложившиеся в массовом сознании традиции, либо на исключительные способности и возможности политического лидера. На нашем этапе развития, мы склоняемся к мнению, что глава государства посредством популярности и постоянному высокому рейтингу легитимирует всю политическую систему.

Есть мнение, что «от высшего управленческого персонала России многое зависит в реальном легитимационном положении в обществе политической власти» . Однако следует считать, что не все зависит от управляющей элиты. Например, новая российская элита могла бы пойти на определённые идеологические уступки для того, чтобы сохранить завоёванные командные высоты в экономике и политике. Однако проблема в том, что легитимность нажитого имущества, капитала зиждется на заверениях в том, что у нас «всё, как на Западе, как в цивилизованных странах». Но именно западная система ценностей не приемлема для подавляющего большинства россиян в качестве источника легитимности российской элиты. Тем самым любой идеологический отход от данной системы означал бы шаг в направлении разрушения этой единственной опоры легитимности, неминуемо поднимал бы вопрос о том, по какому праву современная российская элита является элитой, владеет собственностью, которая создавалась трудом многих поколений всего народа. Большая часть состояния наших миллиардеров – это капитализация находящихся в их собственности акций предприятий, построенных еще во времена СССР, другая часть – деньги и ценные бумаги, лежащие на счетах в «западных» банках. Одним движение руки, просто снижая рейтинги соответствующих отраслей или предприятий, не говоря уже об открытии дел об «отмывании капитала», «Запад» может лишить практически любого представителя нашей элиты значительной части его состояния. В рамках такой системы рассчитывать на то, что капиталистическая элита страны сможет оказаться от апелляции к «Западу» достаточно наивно. Прежде всего, нужно отметить, что никакие ссылки на традицию сегодня не пройдут, так как традиция, призванная закрепить легитимность российской элиты, не сформировалась. И она едва ли сформируется, так как общество не настроено на закрепление ситуации глубокого социального раскола. Вместе с тем легитимность элиты и, соответственно, стабильность и эффективность функционирования общества не должны покоиться лишь на харизматичности лидера. Это делает общество слишком зависимым от интеллектуального, психологического, физического состояния конкретного человека, которое, как известно, с течением времени меняется не в лучшую сторону.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних. Можно считать, что легитимность, в основе которой лежит революция, для современной России не приемлема. Прежде всего, потому, что любая революция – игра с непредсказуемым исходом, она может оказаться для страны разрушительной. Не в последнюю очередь по этой причине в российском обществе сегодня нет запроса на неё. «Люди устали от революций, экспериментов, потрясений, на очередной штурм во имя светлого будущего они не настроены» . Об этом красноречиво свидетельствует немногочисленность демонстраций, шествий, митингов и малое количество их участников, практическое отсутствие крупномасштабных забастовок, иных акций экономического, социального, политического протеста. Не случайно ни одна влиятельная политическая сила России, ни одна ответственная партия не выступает с революционными лозунгами.

Сегодня мы вынуждены констатировать факт, что социологи, политологи, культурологи и другие гуманитарии не являются монополистами в производстве легитимного видения социально-политического мира, им противостоят и с ними конкурируют и побеждают “властители дум”. В роли последних выступают те политики, литераторы, философы, журналисты и политологи, которые доминируют на телеэкранах и благодаря своему экранному существованию получают возможность “продуцировать смыслы” . Это означает, что именно телевидение сегодня приобретает монополию на легитимное видение общественно-политических событий и самих политиков. Нередко даже новости, которые мы привыкли видеть в экранах телевизоров дают нам ложные знания о существующем положении страны.

Также важно отметить, что проблему легитимности власти можно рассматривать с нравственной позиции. В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой. Ряд обстоятельств побуждает людей рассматривать политическую власть сквозь призму нравственных ценностей. Самыми значимыми из них порой являются: «низкий жизненный уровень значительной части населения, вызывающий дискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическая власть утрачивает способность что-либо изменить «сверху»; убежденность общества в непричастности к «бедам» и «неурядицам» в стране; наличие в обществе демагогических политических сил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти» . Следствием является то, что значительная часть населения в нашей стране начинает поворачиваться к идее «честности» власти как единственно возможному средству наладить жизнь и навести порядок в стране.

Представляется, что основной причиной неспособности власти выполнять свои общественные функции, является разрыв между властью и народом. Наверно каждый из нас ощущает этот разрыв на себе. Но этот разрыв происходит не только по причине власти, что является свидетельством одностороннего подхода. Власть становится такой, какой ее делает человек, исходя из своих потребностей, понимания сущности власти и соответствующих ожиданий от нее. Власть должна управлять адекватно тем требованиям, которые предъявляются к ней в соответствии с динамичными и качественными изменениями современного мира. На мой взгляд, Россия переходит к новому этапу социальной самоорганизации, с возросшими требованиями к личности, государственным и общественным институтам. Вследствие новых задач, система власти должна быть построена таким образом, чтобы не подавлять многообразие интересов в обществе, стремиться к согласию и солидарности всех его членов, а граждане должны проявлять толерантность друг к другу и взаимопонимание.

Как ни смотреть, но «легитимность политической власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента» . Установление политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти – вот основные требования нашего народа к власти. Если государство начнет прислушиваться к зову граждан, пускай и не сильно волнующемуся за будущее страны, но все-таки только таким способом мы можем достигнуть справедливой и общепризнанной власти. То есть сделаем ее легитимной для каждого человека. Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для признания со стороны граждан России права власти руководить государством.

Хотелось бы отметить в заключении, что власть боится именно того, что вы лишите ее легитимности.

И это в наших силах. Это не простой путь. Это не просто бойкот: остался дома, ничего не делаю. Это сознательная позиция, подразумевающая объяснение людям — не нашим единомышленникам, не потенциальным сегодняшним союзникам, а миллионам российских граждан — того, что нас ждет. Что от каждого из них зависит, в какой стране мы будем жить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арбатова Н. Общее политическое пространство между Россией и ЕС / Н. Арбатова // Мировая экономика и международные отношения. 2006. – №12. – С. 3-12.
  2. Левандовский А. Оружие мифа: Миф как средство легитимации власти в России / А. Левандовский // Свободная мысль. 2001. — №2. – С. 102-118.
  3. Савельева И. М. «Социальная реальность»: личность, общество, культура / И. М. Савельева // Человек – Культура – История. – М. 2002. – С. 107-155.
  4. Уфимцев А. В. Легитимация политической власти в современной России / А. В. Уфимцев // Социально – гуманитарные знания. 2007. — №4. – С. 248-254.
  5. Уфимцев А. В. Факторы легитимации политической власти / А. В. Уфимцев // Социум и власть. 2007. — №3. – С. 53-60.
  6. Хлопин А. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность / А. Хлопин // Proet Contra. 2002. Т.4. — №1. – С. 120-144.

Власть относится к числу наиболее актуальных вопросов политики, которой отводится ключевая роль в политической науке. В связи с этим, чтобы хорошо разбираться в современных политических реалиях, важно уяснить суть этой категории, знать, почему обществу требуется политическая власть, почему она должна быть легитимной, какими она располагает ресурсами и какие задачи выполняет. Зная, что представляет собой политическая власть в современной России, как именно она реализуется, можно оценить современное состояние страны.

Политическая власть в современной России

Политическая власть — специальный вид социального взаимодействия, в котором принимают участие политические субъекты. В то же время она выступает и особой формой социальной коммуникации, возникающей между субъектами и объектами политической деятельности, целью которой является получение, хранение, воспроизводство и переработка политических данных, чтобы выработать на их основе решения, учитывающие или не принимающие во внимание политические ценности.

Политическая власть в современной России включает в себя классические черты.

На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И, рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Легитимность и делегитимация политической власти в России

Успешной политическая власть может быть только при условии ее легитимности. О ее легитимности можно говорить лишь тогда, когда «управляемые» соглашаются с тем, что она наделена правом управления ими.

Власть должна быть легальной, что достигается за счет ее законности, имеющей юридически правовые основания. В любом случае принципы политической власти должны также браться во внимание.

Чтобы сделать власть легитимной, можно прибегнуть к двум путям:

  • Принуждение и насилие;
  • Убеждение и влияние.

Когда выбирается первый вариант, «управляющие» воплощают в жизнь свои решения, невзирая на сопротивление им со стороны «управляемых».

Если используется второй вариант, то принятые решения реализуются за счет добровольного согласия или солидарности.

Чем отличается кризис легитимности государственной власти в России, так это лишением национально-государственной идеи или же тем, что идея уже не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. В данном случае речь идет о:

  • способности оказывать социально-интегрирующее воздействие;
  • способности представлять текущий политический режим и социальный порядок с лучшей стороны;
  • способности определять консолидирующие цели общества.

Легитимность политической власти в современной России

В течение последних двух десятилетий в стране простились с властью, существовавшей в советскую эпоху, идея которой была «мыслить от имени народа и для народа», а ее место заняла новая, в которой главный принцип звучал как «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции». Иными словами, власть уже приобретает статус самостоятельного фактора, а народ лишается роли единого социального субъекта, приобретая облик гражданского общества.

Если рассматривать кризис легитимности политической власти в нашей стране с позиции цивилизации, то основными причинами его зарождения стал кризис этатизма и патернализма, на которых строится нормативно-ценностный порядок, объединяющийся в реалиях нашей страны с государственностью. На это указывают изменившиеся субъекты политической власти и иные ее элементы.

Если оценивать кризис легитимности политической власти с социальной точки зрения, то в качестве главных факторов следует назвать скептицизм и сильное разочарование большей части населения деятельностью государственной власти, а также и политических партий, которые в своей основе являются группами по интересам. В то же время этому способствовала и слабость власти, отсутствие у нее возможностей, чтобы эффективно справляться с наиболее острыми проблемами, возникающими на современном этапе развития страны.

Обрести статус легитимной политическая власть в России способна при условии, что будет обеспечено в определенной степени соответствие разным культурным типам: архаическому — древнерусскому народному типу; традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному — либерально-западному типу культуры.

Добавить комментарий

Закрыть меню