Культурно досуговое учреждение

22. Культурно-досуговые учреждения. Понятие и назн

Спанген Спанген

Культурно-досуговое учреждение — это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.
Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Направления деятельности учреждений культуры:
1. Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.
2. Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.
3. Деятельность, связанная с дополнительным образованием.
4. Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.
5. Деятельность, связанная с рекреационной функцией.
6. Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.
7. Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.
Назначение КДУ
1. культурное просветительство,
2. художественное творчество,
3. развитие эстетических чувств,
4. отдых,
5. развлечение.
В туризме наиболее популярны следующие типы учреждений культуры.
1. Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.
Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:
— создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга — концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;
— проникновение индустрии досуга в музеи — открытие магазинов, сувенирных лотков, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;
— использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий
Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:
— организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;
— организация выставок живописи, истории, архитектуры;
— создание медиатек;
— систематические трансляции художественных радио- и телепередач;
— совершенствование маркетинговой деятельности музеев;
— активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;
— реализация образовательных и культурных программ для взрослых;
— создание условий для доступа к музейных ценностей инвалидов — предоставление системы льгот для волонтеров
2. Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность осно-вана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом.

Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.
3. Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изда-ний, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, рай-онные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создается новый библиотечно-информационный комплекс столицы.
Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.
4. Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.
Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохране-ние и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художест-венного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.
5. Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.
6. Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
7. Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учрежде-ний культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.
8. Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.
9. Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для ор-ганизации досуга и отдыха молодежи.
10. Культурно-развлекательные комплексы (магазины, кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр, салоны красоты, детские площадки и т.д).
Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Введение

В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.

В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы – это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.

Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.

Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Все более заметную роль в культурной жизни играет Российский творческий союз работников культуры.

Анализ ценностных ориентаций, программ деятельности учреждений культуры, наличие контактов между ними и государственными структурами позволят компетентнее оценивать состояние культуры и существенным образом повлиять на ее развитие.

В последнее время активизировалась деятельность культурных объединений, создающихся при общественных фондах. Проводимые ими акции, нередко имеющие международный характер, создают широкий общественный резонанс. При этом фонды, ассоциации вкладывают значительные средства для финансирования отдельных культурных программ.

Особое значение в условиях обострения межнациональных противоречий имеет деятельность национально-культурных центров. Многие из них считают культурную деятельность своей главной задачей.

Об объединениях, фондах, союзах, ассоциациях в области культуры, действующих на территории Российской Федерации, и данные о неформальных объединениях представлены в виде справок-визиток с краткой информацией об их деятельности в различных справочниках, подготовленных государственной ассоциацией «Россия» и выходящих в издательстве «Культура».

1. Клубные учреждения

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры общения людей.

Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие – в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб.

Районный Дом культуры, расположенный в районном административном центре, наряду с проведением широкой культурно-досуговой деятельности среди населения ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры, расположенным на территории района.

Районный Дом культуры имеет свой самостоятельный бюджет, текущий и расчетный счета в банке. Он имеет два источника финансирования: из местного бюджета и из заработанных финансовых средств через спецсчет.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

На предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в совхозах, учреждениях, учебных заведениях пока еще действуют преимущественно профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. По своей подчиненности они подразделяются на три группы: клубы, дома и дворцы культуры, обслуживающие работающих одного предприятия, учреждения или учебного заведения и находящиеся в непосредственном подчинении ФЗМК.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.

2. Парки культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха создавались и создаются для оптимального использования природных условий в интересах укрепления здоровья, культурного развития трудящихся и организации их досуга на открытом воздухе.

Первые парки были задуманы как универсальные комбинаты культуры и отдыха трудящихся, соединяя культурно-просветительный и физкультурно-оздоровительный виды деятельности.

В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

В деятельности парков культуры и отдыха появилось много нового как по содержанию, так и по форме.

На современном этапе в деятельности парков культуры и отдыха особенно возрастает значение экологической функции, его роли в формировании экологического сознания населения. Это явление связано с уже упоминавшейся тенденцией известного отрыва горожан от природы, ослабления контактов современных жителей городов с миром природы.

Другая особенность деятельности современных парков культуры и отдыха состоит в том, что происходят изменения в содержании отдыха посетителей, поэтому возрастает значение рекреационной функции. Рекреационная функция связана сегодня с самоценностью отдыха в природном окружении, с тем, что в условиях природы человеку легче сменить привычную среду окружения, темпы и ритмы поведения, нормы его деятельности в сфере производства, быта, образования.

Их деятельность опирается на платные основы, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3. Библиотеки

Это широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями.

По составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на две основные группы: массовые с универсальными книжными фондами и специальные с фондами книг по определенным видам научной, учебной, производственной деятельности.

Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек являются сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.

Сельские библиотеки, помимо выдачи книг, организуют передвижные библиотеки, пункты выдачи книг на производственных объектах и книгоношество по домам.

Районная библиотека находится в ведении отдела культуры. У нее есть отдел выдачи книг на дом (абонемент), читальный зал с подсобным книжным фондом, передвижной фонд и детское отделение (при отсутствии самостоятельной детской библиотеки). Наряду с обслуживанием литературой населения, местных учреждений и организаций, проведением широкой массовой работы районная библиотека помогает отделу культуры в руководстве библиотечными учреждениями, в координации их деятельности, составлении единых межведомственных планов библиотечного обслуживания населения с целью доведения книги до каждой семьи. Она организует справочно-библиографическую и консультационную работу, занятия для работников и общественного актива библиотек района.

Областная (краевая) библиотека – хранилище произведений печати, научно-методический и библиографический центр. Ее типовую структуру составляют отделы: обслуживания (с секторами абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента), научно-методический и библиографический, фондов и каталогов (с секторами комплектования и книгохранения), спецхранения, административно-хозяйственный.

Важнейшей задачей областной (краевой) библиотеки является разработка теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками и контроля за их работой.

Новый вид составляют хозрасчетные библиотеки, получившие в последние годы широкое развитие.

Они создаются в местах, где нет поблизости государственных библиотек. Открываются такие библиотеки при наличии небольшого количества книг. Открытие платной библиотеки оформляется соответствующими документами.

К специальным библиотекам относятся: библиотеки отраслевых академий, республиканских академий, библиотеки научных учреждений, научно-исследовательских институтов, театральные, музейные, музыкально-нотные, военно-технические, учебных заведений, научно-технические (технические), библиотеки промышленных предприятий. Они комплектуются специальной литературой соответственно профилю предприятия, учреждения.

О нас

Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный культурно-досуговый центр»

Сокращенное наименование: МАУ «МКДЦ».

Учредитель: Администрация города Сургута.

Куратор: Комитет культуры и туризма Администрации города.

Директор: Гурова Лариса Николаевна.

Учреждение создано на основании распоряжения Администрации города Сургута от 02.09.1997 №2386 «О создании муниципального учреждения «Художественная студия «Ракурс», в 2011 году учреждение переименовано в муниципальное автономное учреждение «Художественная студия имени Виталия Горды».

В 2013 году с присоединением структурного подразделения Культурный центр «Порт», учреждение переименовали в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный культурно-досуговый центр».

В 2016 году в состав учреждения на основании распоряжения Администрации города от 02.10.2015 № 2379 вошла Галерея современного искусства «Стерх».

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и Уставом. Предметом деятельности учреждения является оказание услуг в сфере культуры.

Основными целями деятельности учреждения являются:

— обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и культурных благ;

— организация культурного досуга жителей муниципального образования городской округ город Сургут;

— обеспечение жителей муниципального образования городской округ город Сургут услугами в сфере культуры;

— создание условий для занятий творчеством, реализации творческих инициатив различных социовозрастных групп населения города, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— материально-техническое обеспечение предоставления услуг.

Режим работы учреждения

Художественная студия имени Виталия Горды

В 1997 году известные в Сургуте художники Виталий и Наталья Горда создали художественную студию «Ракурс». В 2011 году студия была переименована в художественную студию им. Виталия Горды.

Занятия в студии пользуются огромной популярностью у горожан.

Одни приходят с целью подготовиться к поступлению в художественные учебные заведения, других приводит в студию сокровенная мечта прикоснуться к магии рождения живописных и графических образов.

Цели и задачи у выпускников разные, но объединяет их одно – любовь и преданность искусству. Искра творчества не оставит их до конца жизни. Из стен студии выходит, прежде всего, грамотный зритель, обогащённый духовно. Часто студию посещают целыми семьями.

Многим выпускникам студия открыла дорогу в различные ВУЗы страны: Тюменская архитектурная академия, Ханты-Мансийский институт дизайна, МАРХИ, МГАХИ им. Сурикова, ВГИК, Национальный институт Моды, Волгоградский архитектурный институт, Белгородский институт конструирования и моделирования, Архитектурно-художественная академия в Екатеринбурге, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Культурный центр «Порт»

Это уникальная площадка, основной задачей которой является объединение творческих людей для совместной работы и реализации новых идей, проектов, программ и решений в сфере культуры и досуга города Сургута.

Ресурсы «Порта» способны удовлетворить запросы для реализации, как творческих начинаний, так и серьезных проектов.

Основные направления деятельности культурного центра «Порт» — дизайнерские выставки, творческие встречи, музыкальные фестивали, фото-экспозиции, арт-перфомансы, кинопоказы, акции, современное искусство, продюссирование, лекции и дискуссии.

«Порт» – это также и медиацентр, организовывающий различные семинары, открытые лекции, бизнес-тренинги, мастер-классы и консультации.

Галерея современного искусства «Стерх»

Галерея «Стерх» — основная площадка современного искусства в Сургуте и Югре, где ежегодно проходят более 20 выставок современного искусства разного характера и уровня, как местных художников, так российских и зарубежных, групповые и персональные.

Название «Стерх» галерея приобрела в 2005 году. Стерх – это сибирский белый журавль, занесенный в Красную книгу и находящийся на грани исчезновения.

Галерея не только активно принимает участие в общероссийских, региональных и городских музейных проектах, но и сама выступает автором и организатором собственных выставочных проектов («Северная пальмира», «Внутренняя Азия. Северная версия», «Фото-графика. АНИМА», «Про живопись», «Рельефы цвета», «Стерхфест», «Стерхиада»), некоторые из которых уже стали брендом города.

В галерее осуществляется экскурсионное обслуживание.

Определение «Клубные учреждения» по БСЭ:

Клубные учреждения — в социалистических странах, массовые культурно-просветительные учреждения, организующиедосуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию,самообразованию,развитию творческих способностей. К К. у. в СССР относятся Дворцы и дома культуры, клубы, избы-читальни и т.п.
Начало созданию сети К. у. в СССР положено в ноябре 1920, когда декретом Совнаркома в системе Наркомпроса РСФСР был образован Главполитпросвет. В резолюции 10-го съезда РКП (б) (март 1921) отмечалось: «Для успешного выполнения основной своей задачи, массовой коммунистической пропаганды и агитации, Главполитпросвет долженприобрестигибкость партийного аппарата, чуткость к запросам масс, подвижность,соединяя эти качества с систематичностью,точностью,быстротой и работой по известному плану». В 1922 В. И. Ленин в письме к рабочим и служащим Государственной электрической станции «Электропередача» писал о необходимости «… превратить клуб в одну из важнейших позиций для просвещения рабочих» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 271). Первыйнарком просвещения А. В. Луначарский отмечал:
«Громадное значение имеет клубная работа. Клуб должен быть кусочком социализма, местом и обучения, и отдыха, и распространениясреди окружающих основных начал нового социалистического понимания жизни и социалистического строительства» («Десятилетие революции и культура», 1927, с. 12-13).
В 1913 в России (в современных границах СССР) насчитывалось всего 237 клубов и народных домов, большинство которых находилось под постоянным надзором полиции. За годы Советской власти в ходе осуществлениякультурной революции К. у. получили широкое развитие. В 1922 имелось 12,2 тыс. К. у., в 1940 — 118 тыс., а в 1970 — св. 134 тыс. (в том числе 2,3 тыс. клубов, работающих на общественных началах). По ведомственной принадлежности К. у. в СССР подразделяются на государственные, профсоюзные,колхозные и др.

Рост сети клубных учреждений в СССР (по видам и ведомственной принадлежности)

1950 1970
Всего клубных учреждений 125419 13402041
Клубные учреждения министерства культуры СССР 80141 90161
в том числе:
районные дома культуры 4506 3060
городские дома культуры и клубы 356 2064
сельские клубы и дома культуры 34795 79350
избы-читальни и другие клубные учреждения 40484 5687І
Клубы колхозов 32116 16555
Клубы профсоюзных организаций 10335 21639
Клубы других ведомств и организаций 2827 3404

1Общественные клубы по видам и ведомственной принадлежности не распределены.
ІУменьшение численности изб-читален объясняется их преобразованием в более совершенный тип К. у. — сельский дом культуры.
Основными направлениями деятельности К. у. являются: массово-политическая работа, трудовое, военно-патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, научно-атеистическая пропаганда, спортивно-массовая работа и художественная самодеятельность. Содержание,формы и методы работы К. у.

непрерывно совершенствуются. Наряду с использованием традиционных форм (лекции, доклады, тематическиевечера, концерты и т.д.) К. у. осваивают и внедряют такие новые формы политико-воспитательной и культурно-массовой работы, как Народные университеты (экономических знаний, права, культуры, здоровья и т.п.), любительскиеобъединения по интересам (технические, искусствоведческие, спортивные и др.), создают хозрасчетные курсымашинописи, кройки и шитья, вязания, художественной вышивки, художественно-оформительские мастерские и т.п. Лучшим постоянно действующим коллективам художественной самодеятельности К. у., имеющим сложившийсясостав,полноценный в идейном и художественном отношениирепертуар, присваивается почётноезвание Народных (см., например, Народный театр).
Проявляя постоянную заботу о развитии культурно-просветительской работы, Коммунистическая партия ставит ближайшей задачей совершенствование системы культурного обслуживаниянаселения,повышение роли К. у. в общественно-политической жизни и организации досуга населения.
Опыт СССР по созданию и развитию системы К. у. успешно используется странами социалистического содружества. Так, в ПНР массово-политическую и культурно-просветительскую работу среди населения проводят воеводские (областные) дворцы культуры, повитовые (районные) дома культуры и сельские клубы. основной тип культурно-просветительских учреждений в НРБ — народные читалища, которые имеют вековую историю: это и клуб, и библиотека, и музыкально-художественная школа, и место отдыха трудящихся. Аналогичные К. у., служащие делу коммунистического воспитания трудящихся, созданы и в других социалистических странах. См. также Культурно-просветительная работа.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 398-400, т. 44, с. 155-75.
Л. Н. Тюпшков, П. П. Харланов.

Поиск Лекций

Учреждения и организации культурно-досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.

Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать условия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.

За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. За последние 15 лет почти на 25% сократилась численность основных типов организаций: клубов, библиотек, парков культуры и отдыха (см. таблицу 1). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.

Таблица 1.

Число учреждений культуры культурно-досугового типа — всего, тысяча единиц, Российская Федерация, значение показателя за год

всего 63,7 61,3 59,9 58,6 57,4 56,1 55,1 54,8 54,8 54,2 53,6 52,9 51,4 49,5 49,5

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Наряду с традиционными Домами и Дворцами культуры, появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки, ночные клубы и др.).

Ресурсной базой культурно-досуговых учреждений являются:

1) Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении (учредительные документы, правила, инструкции, приказы).

2) Материально-технический ресурс:

— недвижимый – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и закрепленный земельный участок.

— движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

3) Финансовый ресурс – бюджетное финансирование и (или) другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству (благотворительные, спонсорские средства со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской деятельности).

4) Кадровый ресурс – руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, необходимые для бесперебойной работы учреждения (технический состав).

К наиболее популярным учреждениям досуговой сферы относятся социально-культурные комплексы и центры досуга, клубы, парки, музеи, библиотеки, театральные, концертные и кинозалы, спортивные и игорные заведения. Рассмотрим некоторые из этих организаций.

Реально действующей, динамично развивающейся структурой являются современные социально-культурные комплексы (СКК) и центры досуга.

Они действуют в каждом районе города, сельском поселении и предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации клубов по интересам, художественного, прикладного, технического творчества, группового общения и отдыха жителей социума. Это разнообразные Дома и Дворцы Культуры, спортивно-оздоровительные центры и т.п. Большинство из них является государственными учреждениями культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы.

СКК и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

2. Физкультурно-оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

3. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

4. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

5. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

Также СКК и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

По основному профилю деятельности они подразделяются на полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, научно-технические.

По социальной ориентации СКК и центры досуга могут являться дошкольными, детскими, подростковыми, студенческими, семейными и т.п.

Отдельно взятые институты (клуб, библиотека, музей, кинотеатр) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Несмотря на различия в содержании и подходах, социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья – дети», «дети – подростки – взрослые» и т.п. Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы и состязания. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов, самодеятельных ансамблей, мастерских прикладного творчества. В г. Ярославле к подобным центрам досуга относятся, например, Дворец культуры им. Добрынина, Дворец культуры Нефтяник, Дом культуры «Гамма» и др. Наряду с государственными в настоящее время функционируют и социально-культурные центры и на частной основе.

Так, современный культурно-спортивный комплекс «Арена-2000», являющийся открытым акционерным обществом, предлагает услуги по организации концертов и выставок, на его базе действует каток, проводятся новогодние елки для детей, семейные обеды выходного дня и т.п.

Одними из самых массовых организаций досуговой деятельности в настоящее время являются клубы. Клуб – это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие предприятия и объединения, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны (городские, сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства (матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ)). Наконец, многие активно развивающиеся в последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб деловых людей, ночной клуб, казино).

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, принятый собранием граждан желающих организовать клуб. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам; школы прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях:

1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).

3. Городские ПКиО.

4. Сельские ПКиО.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. — 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так и учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровождающие культурно-досуговую деятельность людей.

2. Какие требования предъявляются к материально-техническим средствам, используемым в досуговой деятельности?

3. Назовите основные подходы к классификации коллективных организаторов досуга.

4. Как изменилось количество культурно-досуговых учреждений за последние пятнадцать лет?

5. Какие функции выполняют социально-культурные комплексы и центры досуга?

6. Что является ресурсной базой культурно-досуговых учреждений?

7. Какие парки называют аттрактивными?

Добавить комментарий

Закрыть меню