Культура вторая природа

Содержание

Тест по философии, по теме «Глобальные проблемы». Тестирование подходит для студентов различных специальностей.

Правильные ответы выделены символом «+».

В науке термин «ноосфера» означает…

-: отношений между государствами

+: утверждение значения разума как космического феномена

-: объединение человечества в единую мировую систему

-: система глобального моделирования окружающей среды

Философия полагает, что человечество может выжить…

+: разумно начав подходить к потреблению природных богатств, и совместно решая глобальные проблемы

-: освоив космос

-: отказавшись от техногенной цивилизации

-: сделав развитие техники своей главной целью

К глобальным экологическим проблемам относится…

-: угроза распространения ВИЧ-инфекции

-: международная преступность

+: современный энергетический кризис

-: преодоление контраста в развитии разных стран

Понятие «глобальные проблемы» появилось:

-: в конце 18 в.

-: в конце 20 в.

-: в конце 19в.

+: во второй половине 20 в.

Понятие «вторая природа» употребляется в научной литературе как синоним понятия…

-: общество

-: государство

+: техника

-: культура

В. Вернадский стал первым использовать понятие «ноосфера» как:

-: следующий за атмосферой слой, окружающий Землю

-: слой биосферы, окружающий населенные планеты

-: синоним тропосферы и стратосферы

+: характеристику нового состояния биосферы, связанного с разумной деятельностью человека

К глобальным проблемам, вызванным техногенной цивилизацией, относятся:

-: проблема эпидемий

-: проблема религиозных войн

-: проблема голода

+: проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования орудия массового уничтожения

К негативным последствиям глобализации можно отнести…

-: рост международной преступности

+: взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

-: исламизацию мировой культуры

-: распространение новых технологий

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)…

-: конце XIX в.

-: XVIII в.

-: начале XX в.

+: второй половине XX в.

Для разрешения глобальных проблем необходимо…

-: снизить темп научно-технического прогресса

-: унифицировать национальные культуры

+: изменить потребительское отношение человека к природе

-: прекратить исследование космоса

Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название «____ клуб».

+: Римский

-: Венский

-: Парижский

-: Гейдельбергский

Установление нового международного экономического порядка на принципах равноправия и взаимной выгоды относятся к следующему разряду глобальных проблем:

-: «Человек-общество»

-: «Человек-человек»

+: «Государство-государство» (международные)

-: «Человек-природа»

Культура как «вторая природа»

Характеристика феномена культуры будет неполной без выяснения соотнесенности природного и культурного. Аналитические исследования культурологов показывают, что культура внебиологична, надприродна, ее нельзя свести к природному; однако и культурное не из чего вывести и построить, кроме как из природного. Поэтому иногда говорят, что отношение природного и культурного антиномично и производит парадоксальное впечатление, что имеется различие и единство природного и культурного.

Культуру часто определяют как «вторую природу». Такое понимание восходит к античной Греции: Демокрит считал культуру «второй натурой». Верно ли такое определение? В самом общем виде его можно принять. Но противостоит ли культура природе?

Культуроведы обычно относят к культуре все рукотворное. Человек в неустанных трудах сотворил «вторую природу», т.е. пространство культуры. В целом это очевидно. Не случайно одна из первых формулировок, выражающих специфику культуры, звучала так: «cultura contra natura». Иными словами, культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не «само по себе», а в результате человеческой деятельности. Вместе с тем культура включает в себя и саму деятельность, и ее продукт.

Однако в таком подходе к проблеме есть некий изъян. Возникает парадоксальный ход мысли: будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает. Не в таком ли воззрении на культурное творчество истоки хищнического, разрушительного отношения к природе? Не ведет ли прославление культуры к принижению природы?

Нельзя не видеть, что деятельность (особенно на ранних этапах развития человечества) органично связана с тем, что природа предлагает в своей первозданности человеку. Прямое воздействие природных факторов (ландшафта, климата, наличия или отсутствия энергетических или вещественных ресурсов и т.п.) может быть четко прослежено по разным направлениям — от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни. Это позволяет говорить, что культурное действительное есть не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой дея­тельностью. Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человека.


Итак, возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает ее единства с природой и не снимает с учета природные факторы в ее развитии. Даже на эм­пирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное (как внешне-природная среда и как имманентно-природное в самом человеке) не безразлично для тех форм, в которых «отливается» и живет культура. Сравнение форм культурного бытия горцев, живущих на Кавказе и в Андах, в Гималаях и Кордильерах, убеждает в том, что особенности ландшафта накладывают печать удивительного сходства на многие черты функционирования культуры. То же можно сказать и о народах, живущих в тропиках или полярных районах, жителях океанических островов или обширных степных просторов. (Такой подход может дать ключ к выяснению этнического своеобразия культур.) Огромное влияние природы на образ жизни человека (его культуру) впервые было выражено теоретически концепцией так называемого географического детерминизма (Ж. Боден, Ш.Л. Монтескье, Ж.Э. Реклю, И.И. Мечников). Именно среда является определяющим фактором общественного культурного развития, причем влияние природы трактуется и материалистически (условия жизни), и идеологически (формирование психического склада, менталитета людей). Сторонники географического детерминизма исходят также из неизменности среды, ее влияния на человека.

Иную позицию занимал в этом вопросе К. Маркс. Он рассматривал природно-Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

географическую среду как естественное условие, предпосылку общественного культурного развития, но предпосылку, изменяемую активной деятельностью людей. Маркс поддерживал идею о разделении природной среды на внешнюю, вовлеченную в хозяйственно-экономическую жизнь людей и определяющую их быт, и внутреннюю, представленную биологической сущностью человека как части живой природы. Выступая по своей сути надприродной деятельностью, культура живет не просто в природе, а природой. Более того, можно сказать, что культурное есть взаимодействие природного с природным, но преобразованным человеческой деятельностью. Это единство природного и собственно культурного обеспечивается прежде всего трудом, в процессе которого ве­ществу и силам природы человек противопоставляет не просто свои физические возможности, а силы самой природы.

Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Как человеческое творение, культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами.

Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это формирование и творчество. Противопоставление природы и культуры не имеет исключительного смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа. Не было и нет чисто природного человека. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», т.е. «человек творящий».

Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу — означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек. Он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир, мир культуры как

высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Более того, его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует о том, что между ними существует отношение не противоречия, а взаимной «дополнительности» в единстве.

Культура — это природа, которую «пересоздает» человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Всякое их противопоставление наносит ущерб достоинству че­ловека. Он — единственное существо, способное к непрестанному новаторству. Человек -уникальный творец культуры, придающий ей смысл через регулярную смену символов. Для человека как такового культура первичнее природы, история первичнее биологии. В отечественной литературе противоречие между природой и культурой преодолевается зачастую через категорию деятельности. Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала возможной только благодаря такой способности человека, как деятельность. В этом смысле культура определяется как результат всей человеческой деятельности в ее историческом развитии.

На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он «преодолевал» в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, в господство культуры над природой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Билет № 9. 1 Понятия «природа», «сущность» человека часто употребляются как синонимы

1. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки.
2. Закон Российской Федерации «О рекламе»: общие требования к форме и содержанию рекламы, особенности рекламы отдельных видов товаров, социальная и спонсорская реклама, ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
3. Фирмы туроператоры, их виды и основные функции.

1 Понятия «природа», «сущность» человека часто употребляются как синонимы. Однако между ними можно провести концептуальное разграничение. В марксистской системе рассуждения понятие «природы» соотносилось обычно с биологическим естеством человека, в то время как «сущность» человека усматривалась в его социальности, в его общественной природе. Разумеется, этот взгляд не является общепринятым в современной философии. В принципе под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выразить человеческую природу. Перечисляя те или иные качества, присущие человеку, философы приходят к выводу, что среди них есть определяющие, принципиально значимые. Например, разумность свойственна только человеку. Он овладел также искусством общественного труда, освоил сложные формы социальной жизни, создал мир культуры. У хомосапиенс, стало быть, есть постоянные и специфические признаки. Многие философы убеждены, что человек не имеет собственной фиксированной природы. Люди рождаются пластичными и в процессе социализации оказываются предельно разными. Биологически унаследованные задатки могут развиваться в самых неожиданных направлениях. Представление о том, что человеческую природу можно радикально изменить, складывалось и в религиозном сознании. Уже в христианстве возникло воззрение, согласно которому в результате нравственных усилий можно создать «нового человека». Человек – двойственное существо. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, вызванных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, перемещаться. Его духовность, разумность, социальность предполагают наличие множества потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний, социальной обусловленности. Человек должен общаться, получать признание других, развиваться как личность, самореализовываться. Причём каждый человек не просто ощущает объективную неудовлетворённость относительно каких-то важных аспектов поддержания биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и сам в процессе саморазвития порождает свои новые потребности. Скажем, хорошее образование делает нас более требовательными к качеству общения, а приобретённая сложная профессия создаёт потребность творческой реализации в труде. Получение более высоких доходов вызывает потребность в повышении качества жизни, а первые самостоятельные достижения — потребность в уважении и признании окружающих. Итак, потребности человека побуждают его к активности. Однако она может быть различной. Скажем, голодный может украсть пищу, попросить милостыню или же заработать. В зависимости от того, насколько приемлемыми для общества средствами человек удовлетворяет свои потребности, определяется уровень его личностной социализации и культуры. Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он — творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах — для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

2 Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

3 Фирмы туроператоры, их виды и основные функции.Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Туроператор, разработав туристский продукт, передает его турагенту на реализацию. Туроператор – это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов.

Виды туроператоров. По виду деятельности: 1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового туризма.2. Специализированные операторы– это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь они могут быть:а) туроператорами специального интереса, в зависимости от целей туров; б) туроператорами специального места назначения;

в) туроператорами определенной клиентуры; г) туроператорами специальных мест размещения; д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта.

В этом же аспекте, в зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на: 1. монопрофильных(практикуют деятельность в опр. географ. направлении и предлагают туры 1 вида); 2. многопрофильные (одновременно работают с несколькими направлениями и видами туров).

По месту деятельности (основываясь на географии туроперейтинга): 1. Местные (внутренние) туроператоры. Вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт – т.е. туры по территории своей страны для своих граждан.

2. Выездные туроператоры ориентируют турпакеты на зарубежные страны, специализируются на организации туристских поездок граждан своей страны за границу. 3. Туроператоры на приеме. Функция туроператоров на приеме – разработка, продвижение и организация туров на территории собственной страны для иностранных граждан.

Кроме того, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры – ТО, отправляющие туристов за рубеж или другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) ТО или напрямую с тур предприятиями. Рецептивные туроператоры это ТО на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг.

Функции туроператора:1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе с: гостиницами; предприятиями питания; транспортными предприятиями; экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями; фирмами, оказывающими различные бытовые услуги; администрацией спортивных сооружений; менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий; дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств; местными муниципальными властями – на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и окружающую его среду.4. Расчет стоимости тура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.

5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем. 6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания. 7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям. 8. Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств. 9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания. 10. Постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ № 1

1. Выберите правильное высказывание:

а) Культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной деятельности людей;

б) Культурология – система наук о природе и обществе;

в) Культурология – область естественнонаучного знания;

г) Культурология – область гуманитарного знания.

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

Какая из функций характеризует культуру как систему ценностей?

а) трансляционная;

б) гносеологическая;

в) семиотическая;

г) аксиологическая.

Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели?

а) элитарная культура;

б) народная культура;

в) молодежная культура;

г) массовая культура.

Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?

а) аккультурация;

б) антропоморфизм;

в) антропопатизм;

г) антропосоциогенез.

6. Выберите правильное высказывание:

а) техника – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;

б) техника – совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве.

в) оба высказывания правильны;

г) оба высказывания неправильны.

Какие проблемы являются глобальными?

а) экологическая и демографическая;

б) утрата людьми здоровья;

в) угроза ядерной войны

г) все перечисленные.

8. Выберите правильное высказывание:

а) кич – синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;

б) кич – высшая форма проявления художественности в искусстве;

в) кич – одна из наиболее агрессивных тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве;

г) всё перечисленное правильно, кроме «б».

Какие черты творческого мышления вы можете выделить?

а) способность находить и формулировать проблемы;

б) гибкость мышления;

в) способность к анализу и синтезу;

г) способность к логическим мыслительным операциям.

Наука о знаках и знаковых системах – это

а) семиотика;

б) аксиология;

в) гносеология;

г) праксиология.

Как называется переданное из поколения в поколение культурное наследие?

а) нравы;

б) обычаи;

в) регулятивы;

г) традиции.


Как называются знаки, которые не только изображают некоторые объекты, но и несут добавочный смысл, выражают некие общие идеи?

а) индексы;

б) символы;

в) артефакты;

г) законы.

Какому понятию соответствует процесс изменения материальной культуры, обычаев, верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных культур?

а) инкультурация;

б) аккультурация;

в) интеграция;

г) ассимиляция.

Какая из перечисленных является ведущей функцией культуры, согласно Фрейду?

а) проективная;

б) репрессивная;

в) адаптивная;

г) познавательная.

Как называется религиозное объединение верующих, имеющее свое учение, культ, церковную организацию?

а) мистика;

б) секта;

в) орден;

г) конфессия.

Какому понятию соответствует вера в существование душ и духов как причина явлений природы, вера в одушевленность всей природы у примитивных народов?

а) анимизму;

б) фетишизму;

в) шаманизму;

г) тотемизму.

17. Искусственные предметы, вещи, сделанные руками человека –

а) объекты;

б) артефакты;

в) амулеты;

г) фетиши.

Как К.Г. Юнг назвал психический первосмысл в чистом виде, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души?

а) бессознательное;

б) архетип;

в) символ;

г) знак.

Каково название ведущей концепции А. Тойнби?

а) Привет-и-ответ;

б) Вопрос-и-ответ;

в) Вызов-и-ответ;

г) Вызов-и-отзыв.

Каким понятием обозначается политика одного народа, направленная на уничтожение какого-либо другого народа?

а) ассимиляция;

б) депривация;

в) маргинализация;

г) геноцид.

Как называется исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры?

а) западничество;

б) антропоцентризм;

в) социоцентризм;

г) европоцентризм.

Кто является автором концепции «пассионарности»?

а) А. Тойнби;

б) Ф. Ницше;

в) П. Тейяр де Шарден;


г) Л. Гумилев.

Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?

а) Н. Бердяев;

б) Э. Тейлор;

в) О.

Шпенглер;

г) все перечисленные.

Как называл П. Сорокин тип искусства, описанный в данном отрывке: «Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу»?

а) чувственное искусство;

б) идеациональное искусство;

в) идеалистическое искусство;

г) эклектичное искусство.

Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

а) Г. Спенсер;

б) О. Шпенглер;

в) 3. Фрейд;

г) И. Хейзинга.

Кто изобрёл микроскоп?

а) А. Левенгук;

б) Г. Галилей;

в) Ф. Бэкон;

г) Р. Декарт.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ № 1

1. Выберите правильное высказывание:

а) Культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной деятельности людей;

б) Культурология – система наук о природе и обществе;

в) Культурология – область естественнонаучного знания;

г) Культурология – область гуманитарного знания.

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

Культура как «Вторая природа»

В свое время немецкий философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) назвал мир, в котором мы живем, «второй природой». Речь шла о том, что современный человек отнюдь не Робинзон и живет он не в первозданной природе. «Над первой природой, — пишет Шеллинг в своей работе «Система трансцендентального идеализма», — должна быть как бы воздвигнута вторая, и высшая, в которой господствует закон природы, но совсем иной, чем в зримой природе, а именно закон, необходимый для свободы»1.

Следует уточнить, что Шеллинг имел в виду прежде всего правовые законы, которые действуют в мире культуры как среде обитания человека. Тем не менее, «вторая природа», по убеждению идеалиста Шеллинга, в силу своей законосообразности внутренне связана с «первой природой». И это позволило в дальнейшем придать мысли Шеллинга о культуре как «второй природе» дополнительный новый смысл.

В наши дни понятие «вторая природа» широко используется в социальной науке и позволяет видеть в культуре результат преобразующией деятельности человека. Мир, в котором живут люди, есть окультуренная человеком природа, и эта среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для «братьев наших меньших». Действительно, растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, приспосабливая себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции живого, стал преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам. В результате на Земле появилось нечто, подобное «второй природе», в которой, по верному замечанию Шеллинга, тоже действуют законы, только иначе, чем в «первой» природе.

Каким же образом законы природы действуют в произведениях культуры? И как нужно преобразовывать предмет, чтобы он переместился из «первой природы» во «вторую»?

Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуемся мыслью другого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) о «хитрости разума». Немецкий философ Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой прослеживается развитие природы, истории и духовной культуры как порождений Абсолютного духа. Абсолютный дух в учении Гегеля, безусловно, является разумным началом мироздания. Что касается истории, то он, согласно Гегелю, действует в ней не прямо, а косвенно, а именно провоцируя людей на действия определенного рода.

Хитрость Мирового духа, таким образом, состоит в том, что он руководит людьми опосредованно, не ущемляя свободы воли человека. Так же действует Бог, осуществляя провидение. И точно так же, считает Гегель, поступают люди в отношении природы. Их хитрость, по Гегелю, заключается в том, что люди вынуждают одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из этого взаимодействия собственную пользу. А это означает, что в мире культуры действуют те же природные законы, но таким образом и в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку.

Как мы видим, идеалист Гегель высказал верную догадку о характере человеческого труда как основе взаимоотношений человека и природы. Ведь суть труда как преобразующей деятельности — это не просто насильственное приспособление природы к нашим нуждам, а это своеобразное управление природным миром на основе все более точных знаний о его законах. И действительно, уже в глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, а затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в кармане — хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки — это окультуренная сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. У людей, к примеру, огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Только у людей огонь превратился в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали совершать магические действия, ему поклонялись и воспевали в произведениях искусства.

Итак, еще раз повторим, что человек изобрел не сам огонь, а очаг, спички и зажигалку, в которых сила природы действует особым образом под контролем человека. Подобно этому, любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение. За счет этого, как известно, движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела. Но превращение тепловой энергии в механическое движение мы наблюдаем и при извержении вулкана, когда камни несутся с горы под действием силы пара. Следовательно, паровую машину можно признать «усмиренным вулканом», который с XVIII в. служит человеку.

Итак, в телах культуры, которые в связи с их искусственным происхождением принято называть артефактами, законы природы действуют в особых условиях, когда это действие регулируется человеком. А если говорить на языке классической философии, то мир культуры основан на природе, но природа присутствует в мире культуры «в снятом виде» так как действию законов природы человек придает новый смысл и направленность.

В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить в преобразуемом предмете его основные качества, его «чистую форму». Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки и занимаются градостроительством, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. И в этой упорядоченности — существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. А в результате не только процесс обучения, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии. Человек способен на очень многое в преобразовании природных тел. К примеру, в первозданной природе железо не летает. Впрочем, в природе чистого железа вообще не существует, а есть руда, из которой его выплавляют. И надо сказать, что только человек, опираясь на законы аэродинамики, заставил летать металлические конструкции.

Особый разговор о той уродливой форме, в которой происходит преобразование природы на ступени индустриального производства. Индустриальное производство, безусловно, калечит природу, но оно же создает предпосылки для ее оздоровления на стадии постиндустриального развития. К сожалению, разграбление и уничтожение богатств природы в ХVII-ХХ вв. оказалось той ценой, которую человечество заплатило за теперешние достижения в культурно-историческом развитии.

Итак, в окружающем нас мире есть множество предметов, которые, безусловно, принадлежат культуре. Именно о них шла речь до сих пор. Это книги и произведения искусства, здания и технические устройства.

Но сложнее с растениями и животными, которые находятся рядом с нами. Еще сложнее с самим человеком, поведение которого иногда подобно поведению животного. Где тут граница между культурой и натурой? И каким образом ее следует проводить?

К. Маркс (1818-1883) был не только идеологом революционно настроенного пролетариата. У него большое теоретическое наследие, которому принадлежит целый ряд экономических и философских работ. Что касается философии, то ею Маркс увлекался в молодые годы, уточняя свои теоретические позиции. Так, в частности, в одной из ранних работ Маркс высказывает на первый взгляд парадоксальную мысль о том, что у овец нет истории, но зато есть история у овцеводства. В данном случае он имел в виду, что породы овец, с которыми имеет дело современный человек, выведены им самим. А потому сегодняшняя овца — такой же продукт человеческой культуры, как и плодовое дерево, и декоративный цветок. Так из парадоксального примера Маркса можно сделать далеко идущие философские выводы.

Конечно, люди культивируют растения и животных с различными целями. Ведь даже породы собак различаются тем, что у одних человек развивает качества, необходимые для охоты, у других — для охраны, а третьих использует для развлечения как декоративные породы. При этом окультуренное растение или животное требует постоянной заботы со стороны человека. На примере заброшенных садов и беспризорных животных мы видим, что их быстро побеждают и вытесняют представители дикой природы. Но и так называемые «сорняки» и «вредители» испытывают воздействие человека. Их свойства человек меняет не прямо, а косвенно в борьбе с ними при помощи химикатов, ловушек и многого другого.

Таким образом, в мир культуры мы должны включить не только то, что прямо или косвенно преобразуется человеком, а и то, что каким-либо способом вовлекается в поле его деятельности и интересов. Так, еще в древности мореходы прокладывали путь, ориентируясь по звездам. Положением звезд и Солнца интересовались египетские жрецы. А это значит, что уже на ранней ступени цивилизации «звездное небо над нами» было вовлечено в круг человеческих интересов. Затем появились телескопы, что вызвало прорыв в астрономических исследованиях. И только в XX в. человечество стало практически осваивать космическое пространство с помощью различных летательных аппаратов.

Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и использует особенности этих уровней бытия для создания технических устройств. Но граница между миром культуры и природы не только подвижна, но и двойственна. Ведь одно дело — природное пространство, освоенное практической деятельностью человека, и другое дело — мир, освоенный и охваченный человеческой мыслью. Что касается второго, то в науке, философии и искусстве человечество уже давным давно общается с «космосом», «универсумом», «Вселенной». А это означает, что в качестве Homo Faber, что в переводе с латыни значит «Человек Умелый», «Человек Производящий», мы включили в мир культуры почти всю поверхность Земли и околоземное пространство, а в качестве Homo Sapiens («Человек Разумный») мы вовлекли в мир культуры уже все мироздание.

Однако, сознавая всю сложность проблемы, исследователи уже давно интересовались границей между культурой и натурой не только в пространстве, но и во времени. А ее можно установить в том случае, если мы рассмотрим, когда и как сам человек выделился из «животного царства».

Добавить комментарий

Закрыть меню