Культура в современном мире

Содержание

Традиционная культура в современном мире

(лекция – 2 часа)

План:

1. Подходы к определению понятия «традиционная культура».

2. Компоненты традиционной культуры.

3. Традиционная культура на современном этапе.

Литература:

1. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). – М., Диалог культур, 2006. – 304 с.

2. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы.

Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. — М.: Наука, 2005. — 805 с.

3. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. – СПб.: ИД «Петрополис», 2007. – 174 с.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. — М.: Издательский центр «Академия»»; Высшая школа, 2000. – 304 с.

5. Сайт «Толерантность». URL: http://www.tolerance.ru (дата обращения 12.09.10).

6. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI вв. – М., ИНИОН РАН, 2006. – 176 с.

Подходы к определению понятия «традиционная культура»

Культура является одним из основных понятий курса ОМК. При этом понятие культуры применяется к конкретному народу – её творцу и носителю. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Первое является более узким и включает в себя те уникальные черты культуры, которые отличают один этнос от другого. Второе понятие более широкое, под ним подразумевается оно подразумевает всю культуру, присущую тому или иному народу, включая заимствованные у других народов элементы.

В современной культурной антропологии и этнологии выделяют два типа культур: традиционная и современная, которые вместе присутствуют в культуре каждого этноса. В общем виде их можно различить по территории их распространения. Традиционная культура присуща людям в сельской местности, индустриальная (или современная) – в городах, промышленных центрах, в местах проживания людей, затронутых урбанизацией и модернизацией. Однако, взаимодействие традиционной и индустриальной культур в современном мире значительно сложнее, чем просто соотношение города и деревни. В отдельной стране может быть несколько видов традиционной культуры, находящихся в достаточно сложном взаимодействии с единой индустриальной культурой.

Традиционная сельская культура противопоставляется городской по ряду параметров. Во-первых, это ориентация первой на природу и стремление гармонизировать отношения с ней, тогда как вторая направлена на создание новой, искусственной среды. Во-вторых, отличия лежат в пространственно-временной сфере – сельская культура направлена на сохранение места обитания в неизменности и обращение в прошлое; городская – на постоянную смену места жительства и устремление к будущему. В-третьих, стоит отметить особенности технико-организационной сферы – области организации ежедневного труда.

Прежде чем перейти к понятию «традиционная культура», необходимо обратиться к содержанию понятия «традиция». Не существует единого мнения по этому поводу, но можно выделить четыре основных подхода:

1. Бытовой, согласно которому традиция – это нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность, заслуживающее уважения и сохранения.

2. Этнографический, в рамках которого синонимами понятия «традиция» являются «народная» и «фольклорная». Традиция рассматривается как знаковая система, возникшая в дописьменную эпоху.

3. Философский подход характеризует традицию как явление социальной коммуникации, определённую форму общения людей.

4. Социологический подход определяет традицию как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором их поддержание обосновывается, узаконивается фактом существования в прошлом.

Можно выделить несколько подходов к определению того, что же такое «традиционная культура», которые вытекают из различного понимания традиции:

1. Философско-социологический подход предполагает выделение двух её аспектов – субстанционального (это те элементы социокультурного опыта, которые транслируются) и функционального (учитывающего, каким способом взаимодействия людей осуществляется эта передача внутри между поколениями). Традиционная культура функционирует ради воспроизводства в рамках современной культуры тех элементов, которые прошли испытание временем и опытом ради сохранения единого культурного пространства.

2. Социологический подход исходит из того, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определённой картины мира. В рамках одной культуры существует множество субкультур, каждая из которых создаёт свою картину мира, в первую очередь за счёт искусства. При этом современность в рамках традиционной культуры оценивается через призму прошлого, что делает получившуюся картину мира ретроспективной.

3. Социогуманитарный подход выделяет в традиционной культуре два блока, включающие «нормы-ценности-смыслы-символы», воплощённые в культурных текстах разной знаковой природы и формы их функционирования и передачи в обществе. Наиболее существенные составляющие традиционной культуры в рамках этого подхода: культурный текст в широком смысле; социальный носитель – субъект культуры; социальные механизмы передачи культуры; социальные функции культуры в обществе. В рамках этого подхода очень часто синонимом традиционной культуры выступает понятие «народная культура».

Формы бытия традиционной культуры отличаются в различных регионах земного шара, но наиболее значительная её черта – сохранение традиций, консерватизм в противовес бесконечной технологической модернизации – является всеобщей.

Общество без традиции не существует, иллюзию бестрадиционности создаёт ускоренный темп развития современного человечества. В условиях урбанизации и понижения роли старшего поколения в передаче культуры эта иллюзия всё больше упрочняется. Однако правильнее говорить не об исчезновении традиции, а об изменении формы её передачи и функционирования. О сохранении традиции свидетельствует постоянный интерес к стилю ретро, регулярное обращение к опыту предыдущих поколений в риторике и действиях.

Похожие главы из других работ:

История философии

7.

Культура как объект философского исследования. Культура и цивилизация. Культура как система. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Культура как объект философского исследования: Философия не может и не должна разрабатывать ни общую теорию культуры в целом, ни тем более теории отдельных ее видов, ибо это очевидно составляет прерогативу культурологии…

Осмысление понятия «смысловой матрицы культуры» на материале философии В.С. Стёпина

РАЗДЕЛ 2. Состояние «смысловой матрицы» на современном этапе развития европейской цивилизации

В.С.Стёпин утверждает, что вмешательство в категориальный строй данной матрицы ведёт к коренным преобразованиям характера социальной жизни. Осмысляя это положение, можно прийти к пониманию причин кризиса…

Основной вопрос философии

1. Традиционная трактовка основного вопроса философии

Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф…

Основные этапы развития техники

1. Современная техника и современное общество

Непосредственно обращаясь к отдельным техническим достижениям, трудно и практически невозможно показать качественные изменения техники вообще . Техническая модернизация происходит постоянно…

Предмет философии. Герменевтика. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии

8. Информационно техническое-общество: проблемы и перспективы

Техника, как особая сфера человеческой деятельности, всегда привлекала внимание мыслителей. Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 г…

Пространство и время — формы бытия

2.1 Сущность социально-экономического пространства и времени и их особенности на современном этапе

Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протяженности общественных систем…

Психоанализ и его философский смысл

2. Человек, общество и культура в философии психоанализа

философия психоанализ личность общество Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, однако после того, как в 1938 году Австрия была захвачена фашистами, Фрейду пришлось эмигрировать в Великобританию. Таким образом…

Пути гармонизации отношений человека и природы

1. Сущность отношений человека и природы. Современное потребительское общество

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество»…

Свобода человека

2.4 Современное общество

Двадцатый век, который был веком необычайно быстрого, по сравнению со всей предшествующей историей, научно-технического прогресса, развития материальной, но, увы, не духовной стороны жизни…

Теория Д. Локка о гражданском обществе

1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ

Гражданское общество возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства…

Традиционная культура в современном мире

1. Традиционная культура в философии

Философский подход к рассмотрению традиционной культуры предполагает выделение двух ее аспектов — субстанционального (это те элементы социокультурного опыта, которые транслируются) и функционального (учитывающего…

Традиционная культура в современном мире

2. Традиционная культура в социологии

Весьма содержательную трактовку народной культуры в рамках социологического подхода предлагает К. Б. Соколов. Исследователь исходит из того, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира…

Традиционная культура в современном мире

3. Традиционная культура: социогуманитарный подход

«Социогуманитарный» подход доминирует в коллективной монографии, посвященной особенностям функционирования традиционной культуры в современных условиях. Авторы выделяют в традиционной культуре два блока…

Философские аспекты риска и безопасности

3. Общество риска и культура безопасности

Некоторые авторы подчеркивают, что современное общество переживает в настоящем свое будущее в форме риска, что риск становится способом «колонизации будущего» . При этом настоящее может пониматься как точка зрения наблюдателя…

Философское обоснование современных представлений о религии

2. Философская методология в развитии религиоведения на современном этапе

Современное культурное пространство, обусловленное процессами глобализации, предполагает адекватное осознание личностью многовекторности, поливарианстности религиозных представлений, установок и ценностей этого глобализированного мира…

Добавить комментарий

Закрыть меню