Культура нового времени

Культура Нового времени

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

2 Европейская культура и наука в XVII веке

3 Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века

4 Основные тенденции культуры XIX века

Список использованных источников

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

Новое время – эпоха, охватывающая в европейской истории время с конца XVI в. по начало XX в. – период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 — 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией – главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера; лидером естествознания становится механика как наука о движении тел; важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Основные черты культуры Нового времени:

Доминанта науки. Научная революция, происходившая в XVI – XVII вв., была начата гелиоцентрической теорией Николая Каперника (1473 – 1543), его главный труд «Об обращении небесных тел» был опубликован в года смерти ученого. Гипотеза Коперника о движении Земли вокруг Солнца вызвала протест католической церкви, связывавшей ее с именем Джордано Бруно, осужденного инквизицией. Только в XX в. католическая церковь признала правоту теории Коперника. Иоганн Кеплер (1571-1630) установил, что настоящей формой планетных орбит должны быть эллипсы, причем движение по ним является непрерывным. Галилео Галилей (1564-1642) с помощью изобретенного им телескопа доказал однородность, подобие Земле других небесных тел; а также обосновал концепцию вращения Земли вокруг своей оси. Исаак Ньютон (1643-1727) сформулировал законы движения, ускорения, равного противодействия и закон всемирного тяготения. В научной сфере возникает дифференциация естественнонаучного и гуманитарного знания. Формируется методология; герменевтика (от греч. hermeneia – «разъяснять») — совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов.

На основе достижений математики и механики ученые и философы XVI – XVII вв. пришли к выводу, что во Вселенной царит математический порядок, она однородна. Земной и небесный миры подчиняются одним и тем же механическим законам. Бог предстал в образе Архитектора, Математика, часовщика, который, однажды «завев механизм Вселенной», больше не вмешивается в его существование. Так, сформировалась философская основа нового мировоззрения — деизм, сущность которого заключается в невмешательстве Бога-Творца в созданный им однажды мир. Рационализм становится главным инструментом познания Вселенной.

Развитие философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Ф. Бэкон), «рассуждением о методе» (Р.Декарт). Проблема обоснования науки в Новое время вылилась в форму полемики между двумя лагерями: сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний; а рационалисты считали, что чувства человека бедны и несовершенны – единственный источник знаний – разум. Френсис Бэкон (1561-1626) в своих работах «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон» определяет философию прежде всего как методологию наук. Сделать философию научной означало для него построить философию по образцу экспериментального естествознания. По замыслу французского философа Рене Декарта (1596-1560) философия в идеале должна была стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные последствия. Декарт утверждал, что истинное познание осуществляется лишь посредством интеллектуальной интуиции, т.е. особого акта чистого и внимательно воспринимающего разума, а также через дедукцию, связывающую очевидности между собой. Декарт сичтал, что можно усомниться абсолютно во всем, даже в истинности математических аксиом, так как неоспоримой очевидностью является только одно: я мыслю, следовательно, существую.

Скептицизм (греч. skeptikos – «исследующий») — сомнение в возможности достижения достоверного знания. В эпоху Нового времени — сомнение в истинах веры.

Секуляризм (от лат. saeculum — мирской, светский — общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее областях мыслится автономной, а человеческая жизнь не нуждающейся в общении с Богом, в религиозной вере.

Антиклерикализм — борьба против влияния католической церкви.

Эти явления считаются последствиями Реформации XVI в.

и возникновения буржуазной версии христианства – протестантизма в результате антифеодального и антикатолического движения широких народных масс в Западной Европе. Повод для зарождения протестантизма в Германии в XVI в. была торговля индульгенциями. Первым выступил против католической церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге он прибил 95 тезисов против католического учения о спасении заслугами святых, о чистилище, о посреднической роли духовенства между людьми и Богом т.д. Лютер отверг власть папы, выдвинул требование упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Учение Лютера содержало три основных части: учение о радикальном оправдании человека верой; о непогрешимости Священного Писания как единственного источника истины; доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания. Вождями Реформации в. Швейцарии были Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Влияние религии уменьшается во всех сферах социальной жизни и культуры, происходит отделение церкви от государства, провозглашается свобода совести. Христианство интерпретируется в основном в моральном измерении, с акцентом на нравственные аспекты учения Евангелия.

Прагматизм – стремление к достижению пользы, материального результата. Для буржуазной культуры характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям.

Техногенность – развитие средств воздействия человека на природу. Всплеск приходится на кон. XVIII – нач. XIX в.: машинная техника, станки, паровой двигатель, электромотор и проч.

Сложные, амбивалентные антропологические представления Нового времени. С одной стороны, утверждаются безграничные возможности и свобода человека. Вера в приближение века разума, когда господство человека над природой будет основываться на применении достижений науки и техники (утопические проекты А.К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна). Создаются теории преобразования общества: марксизм, социальное христианство. С другой стороны, растут настроения пессимизма, человек остается одиноким в бессмысленном вакууме безбожия, он больше не считается венцом творения: с точки зрения дарвинизма и других научных теорий XIX в., человек рассматривается как один из животных видов, возникших в результате естественного отбора. Открытие «бессознательного» школой психоанализа показало сложность, расщепленность человеческой природы. Сознающая себя личность («Я») перестало рассматриваться как сущность человека.

Ценность частной, семейной жизни. В культуре Нового времени возрастает интерес к вопросам пола, проявляются эротические тенденции с подчеркнутым культом женского тела. В конце XIX века начинается борьба женщин за эмансипацию, социальное освобождение. В то же время средоточием мира для буржуа является дом, «моя крепость». Любовь становится предварительным мотивом брака. Брачный возраст мужчины из буржуазной среды в конце XIX века – 30 лет, девушки – 25. В воспитании детей проявляется дидактизм, их стремятся воспитать как личностей, влияя на мотивы поведения. Образование становится всеобщим. Практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек.

2 Европейская культура и наука в XVII веке

К XVII в. происходит становление национальных государств и национальных культур, формируются европейские нации. Быстро растут города, в которые перемещается аристократия, составившая элитную придворную среду. Таким центром аристократической культуры во Франции в правление Людовика XIV становится Версаль. На основе протестантских идей профессионального призвания и мирского аскетизма складывается новая этика экономической жизни с акцентом на индивидуализм, соревновательность, личный успех. Центр Европы перемещается из Средиземноморья в Англию и Голландию.

Повышается уровень грамотности, растет число школ. Развиваются коммуникации, созданы условия для наиболее быстрого перемещения людей, товаров и информации. В 1621 г. начинает выходить парижский еженедельник «Gazette» , в 1702 г. – ежедневная лондонская «Daily courant».

XVII в. – период Ренессанса окончательно завершается и начинается период барокко.

Культурная система барокко.

Тема 10. Материальная культура Новейшего времени.

Тема 1. Введение в историю материальной культуры.

Понятие «культура», его многогранность.

Функции культуры. Материальная культура в структуре культуры.

Общие понятия и теоретические основы истории материальной культуры. Круг объектов, изучаемых в рамках дисциплины: орудия труда, предметы быта, оружие, одежда, строительная техника и архитектура и т. д.

Специфика памятников материальной культуры: соединение в них прикладной функции и духовного начала.

Тема 2. Материальная культура первобытного общества.

Периодизация. Становление человека как физического существа и первые формы организации человеческого общества.

Возникновение первых орудий труда, их развитие и совершенствование.

Появление форм производящего хозяйства: скотоводства и земледелия. Влияние различных типов хозяйственной деятельности на характер культуры в целом и на развитие материальной культуры в частности.

Первичные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), и возникновение памятников, связанных с культом. Зарождение строительной деятельности.

Тема 3. Материальная культура древних цивилизаций.

Понятие «цивилизация». Хронология.

Древний Восток как колыбель человеческой цивилизации.

Роль природно – географического фактора в развитии древневосточных цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия и т. д.).

Хозяйственная деятельность и формирование орудий труда определенного типа.

Социальная дифференциация общества и формирование различных типов костюма. Развитие домашней утвари.

Оружие и военная техника. Строительное дело и архитектура. Возникновение и развитие письменности.

Тема 4. Материальная культура Античности.

Понятие «античный мир». Периодизация.

Формы хозяйственной деятельности и формирование орудий труда.

Развитие ремесла и торговли. Интенсификация торговых и культурных контактов с другими государствами и возникновение в связи с этим судоходства и судостроения.


Разнообразие предметов быта. Развитие костюма.

Строительное дело и архитектура в Древней Греции и вДревнем Риме.

Развитие оружия и военной техники.

Тема 5. Материальная культура стран Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения.

Периодизация. Мировоззренческие установки эпохи Средневековья. Роль христианской церкви в духовной жизни общества. Формирование комплекса памятников материальной культуры, связанных с религиозным культом.

Монастыри как крупнейшие центры создания памятников материальной культуры, связанных с культом и как центры развития письменности.

Средневековый замок. Средневековый город. Интенсивное развитие ремесла. Быт. Костюм представителей различных сословий. Оружие.

Мировоззренческие установки эпохи Возрождения. Секуляризация культуры и влияние этого процесса на характер памятников материальной культуры.

Новации в костюме. Утверждение гражданской архитектуры.

Тема 6. Материальная культура стран Западной Европы Нового времени.

Просвещение, его роль в развитии европейской культуры Нового времени и влияние на сферу материального производства.

Переход к светскому мировоззрению. Утверждение научного познания и развитие комплекса памятников материальной культуры, связанных с образованием и научной деятельностью.

Европейский костюм периода Нового времени.

Новации в строительной технике и в архитектуре. Развитие оружия и военной техники.

Тема 7. Материальная культура Древней Руси.

Периодизация. География расселения древних славян и роль природно – географического фактора в утверждении системы хозяйствования.

Формирование орудий труда и домашней утвари древних славян.

Особенности создания одежды и украшений древних славян.

Тема 8. Материальная культура русского Средневековья.

Принятие христианства как государственной религии и влияние византийских традиций на уклад жизни и быт.

Заимствование византийского костюма в одежде русской аристократии. Появление азбуки и развитие письменности.

Предметная среда русского Средневековья.

Тема 9. Отечественная материальная культура Нового времени.

Ориентация на западноевропейский культурный опыт в сфере материального производства.

Коренное изменение уклада жизни по европейскому образцу в придворно–аристократической среде.

Введение европейского костюма. Предметная среда.

Развитие научного познания и появление комплекса памятников материальной культуры, связанных с образовательной и научной деятельностью.

Совершенствование оружия и военной техники. Интенсификация контактов с другими странами и развитие торгового и военного флота.

Тема 10. Материальная культура Новейшего времени.

Научно – технический прогресс. Его влияние на культуру в целом и на материальную культуру, в частности.

Развитие средств коммуникации и появление принципиально новых типов вещей.

Развитие дизайна, в том числе, промышленного дизайна. Новая роль вещи в искусстве модернизма и постмодернизма.

Приложение 2

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра теории и истории искусств и художественного мастерства

Контрольная работа

По дисциплине «История материальной культуры»

Тема_____

Выполнил:

Студент гр. ЗИД-111 И. И. Петрова

Проверил:

канд. соц. наук, доцент Н. А. Фатеева

Екатеринбург 2012

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Булавина Л. Феномен советской культуры : / Л.Булавина. — М.: Культурная революция, 2008.- 288 с.

2. Мировая художественная культура. В 2-х т. Т.1. : учебн. пособие / Б.А. Эренгросс, Е.А.Ботвинник, В.П.Комаров и др.: под ред. Б.А.Эренгросс. — М.: Высшая школа, 2009.- 487 с.: ил.

3. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России : учебн. пособие для вузов / Л.А.Рапацкая. — М.: Академия, 2008.- 384 с.

Дополнительная:

1. Алексеев В.П. Становление человечества : / В.П.Алексеев.– М.: Политиздат, 1984.- 630 с.

2. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Изд. 2-е : / П.И. Борисковский.– Л.: Наука, 1979.- 250 с.

3. Буровик К.А. Родословная вещей : / К.А.Буровик.– М.: Знание, 1991.- 232 с.

4. Вайс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Классическая древность (до 4 в.). Т. 1 : / Г.Вайс. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-752 с.

5. Вайс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь:Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. «Темные века и Средневековье (4-14 вв.). Т. 2. : / Г.Вайс. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-600 с.

6. Вайс Г.

История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Новое время (15-19 вв.). Т.3. : / Г.Вайс . — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.-768 с.

7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции : / Б.Р.Виппер. – М.: Искусство, 1872. – 290 с.

8. Гилексон Б.А. Литература и культура древнего мира. : учебн. пособие / Б.А.Гилексон. — М.: Академия, 2008.- 320 с.: ил.

9. Готтенрот Ф. История материальной культуры : / Ф.Готтенрот. — М.: Полигон, 2001.- 850 с.

10. Горелов А.А. История мировой культуры : учебн. пособие / А.А.Горелов. — М.: Флинта: МПСИ, 2007.- 512 с.

11. Греков Б.Л. Из истории культуры Древней Руси : / Б.Л.Греков.– М.: Искусство, 1944.- 320 с.

12. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : учебн. пособие / Н.А.Дмитриева. — М.: Искусство, 2001.- 640 с.: ил.

13. Зезина М.Р. История русской культуры : учебн. пособие / М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. — М.: Искусство, 1990.- 425 с.

14. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины: учебное пособие / Под редакцией Ю.В. Бромлей – М.: Наука, 1986.- 430 c.

15. История мировых культур (мировых цивилизаций) : / под ред. д.филос.н. Г.В.Драча. – Ростов н /Д.: Феникс, 2008.- 533 с.

16. Культурология : учебное пособие / Под редакцией А.А. Радугина – М.: Центр, 2000.- 300 c.

17. Ривош Я.Н. Время и вещи : очерки по истории материальной культуры в России начала ХХ века: / Я.Н.Ривош – М.: Искусство, 1990.- 304 c.

Задания к контрольным работам

и методические указания для их выполнения

по дисциплине «История материальной культуры»

Особенности культуры Нового времени

Культура Нового времени охватывает сравнительно небольшой временной промежуток – с XVII по XVIII вв. Её начало знаменуется английской буржуазной революцией 1640–1653 гг. Завершается период Нового времени окончанием Первой Мировой войны в 1918 г. Это совсем небольшой отрезок времени по сравнению, например, с культурой античного мира, берущей начало от микенской культуры и заканчивающейся падением Рима, тем самым вбирающей в себя полтора тысячелетия; или с культурой средних веков, которая начала своё становление во время зарождения христианства. В отличие от этих периодов культурного развития, европейское общество в Новое время жило в более быстром, напряжённом жизненном ритме, более пёстром потоке жизненных явлений. Одно десятилетие Нового времени вбирало в себя гораздо больше событий, чем, например, в античности. С одной стороны, это было обусловлено наследием культуры Ренессанса; с другой стороны – промышленно-техническим ростом, развитием путей сообщения. Значительную роль в культурном развитии Европы сыграло расширение представлений об иных народах. В это время ряд государств, имеющих культурные традиции, отличные от европейских, начинают развивать достаточно тесные отношения со странами Европы. Например, с XVIII века европейцы более подробно знакомятся с культурой России, а сама Россия перенимает некоторые черты европейской культуры. Однако были и трудности в культурном взаимоотношении России и Европы. В основном, эти трудности были связаны с крепостничеством в Российской империи, которое приняло наиболее жестокую форму в годы правления Екатерины II.

Вместе с тем во время заграничных походов русской армии в период семилетней войны 1756–1763 годов и кампании против армии Наполеона в 1813 году европейцы обратили особое внимание на высокую духовность русских солдат, которые являлись поистине воинами-освободителями, защитниками справедливости, чести всех людей и каждого человека, были проводниками великой веры в Бога. Русская армия во время походов в Европу не знала борьбы с партизанами, ибо русские воины вели себя в соответствии с принципами чести. И в Берлине в 1760 году, и в Париже в 1813 году русские солдаты всегда помнили о своём долге – защите человеческой жизни и чести.

Характеризуя общую картину европейского региона, следует сказать, что в начале XVII столетия население Европы насчитывало не более 95 миллионов человек, но в 1700 г. оно составило от 170 до 180 млн. Большинство населения жило в деревне; города с населением более 100 тыс. человек были редкостью. Доля городского населения составляла 12%. В России эта цифра была в несколько раз меньше. Вместе с тем в XVII в. наблюдались и демографические спады, связанные с войнами, эпидемиями. Например, чума в Болонье в 1630 г. унесла жизни 45 % населения этого города. В итоге 30-летней войны в Чехии из 2 млн. человек осталось примерно 500 тыс. Средняя продолжительность жизни составляла в разных регионах Европы 40–50 лет.

Важно учесть, что в новое время государство становится более весомой и централизованной формой общественного устройства. Ещё в XVI веке в Генуе и Барселоне образуются государственные банки, а в XVII столетии они появляются в Амстердаме, Лондоне. Несмотря на то, что к XV в. феодализм сошёл на нет, сохранялись формы феодальной зависимости, выражавшейся в уплате сеньору поземельной денежной ренты. В этом случае крестьянин выступал в роли арендатора. Однако крестьянам приходилось платить налог государству, налог с имущества, содержать за свой счёт армию, расквартировавшуюся в их домах. В России укрепление государства проходило на фоне усиления крепостной зависимости крестьян.

В XVIII в. западноевропейское общество росло более интенсивно, чем в предшествующем столетии. В 1750 г. европейское население составило 144 млн. человек, а в 1800 г. – 211 млн. Именно в XVIII веке в Европе происходит существенный отток людей из сёл в города, население некоторых из которых составляло более 500 тыс. человек.

В брак вступали поздно: девушки – в 25-27 лет, мужчины – в 28-30 лет.

В семьях в среднем было от 16 до 18 детей, но выживало 5–7. В России молодые люди скрепляли себя брачными узами в более раннем возрасте, что было обусловлено сохранением родовых установок и более очевидным аграрным укладом жизни.

В развитии индустрии существенную роль играло машинно-техническое развитие. Так, в 1765 г. была изобретена механическая прялка, а в 1785 г. – механический ткацкий станок. Научно-техническое развитие удешевляло продукцию, делала её более массовой. В России также был сделан ряд уникальных технических изобретений, но недостаточная развитость промышленности не позволила их реализовать.

Также период Нового времени характеризуется интенсивным развитием гуманитарной мысли, в частности философской. К XVIII столетию стало очивидным то, что истинная ценность культуры раскрывается не в том, что человек может взять от природы, а в том, каким образом он сможет преобразить себя и окружающий мир.

Культура Нового Времени. Основные черты и этапы. (17 -19 века.)

Эпоха капитализма:

XVII век открыл новую эпоху – эпоху капитализма. В это же время протестантизм дал мощный импульс к рационализации всех видов деятельности и созданию науки Нового времени – опытного знания. Он освящал рациональную предприимчивость свободного индивида и в конечном итоге стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, рыночных отношений, правового государства.
Победа Английской буржуазной, первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в начале классического периода в истории капиталистической мануфактуры, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка.
В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировоззрения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому.

Развитие европейской науки:

Под влиянием успехов математического естествознания складывалась новая философия. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Рене Декарт, считавший конечной целью науки практическую пользу.
Научная революция завершилась трудами И.Ньютона, который открыл закон всемирного тяготения и создал классическую механику. Объяснение мироздания отныне стало причинно-следственным (до этого оно носило телеологический характер).
Важный вклад в развитие европейской науки XVII в. внес уроженец белорусских земель Казимир Семенович – выдающийся ученый, теоретик артиллерии и пиротехники. Он первым в новой истории ракетостроения разработал идею многоступенчатой ракеты, которая на современном уровне начала реализоваться в ХХ ст. и сейчас является основным носителем всех космических аппаратов.
В начале XVII в. витебский ученый И.Копиевич, работавший в то время директором типографии в Амстердаме, реформировал восточнославянский алфавит («белорусские литеры»). Его шрифт сейчас используется всеми народами, в основе письменности которых – кириллица (белорусы, русские, украинцы, болгары, сербы).
В славянскую культуру вошел М.Смотрицкий, написавший одну из первых грамматик в истории славянского языковедения. В XVII в. на белорусских землях широкое распространение имели православные братские школы, где изучались разные предметы в т.ч. белорусский, русский и польский языки. В одной из них преподавал С.Полоцкий, затем переселившийся в Москву, где был воспитателем будущего императора России Петра I.


Развитие просветительского движения:

В конце XVII- н. XVIII вв. в европейской культуре возникла идеология Просвещения, проповедовавшая приоритет науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека.
Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения достигли во Франции. Французское Просвещение XVIII в. явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критики социально-экономические и политические отношения феодализма, монархическую власть. Французское Просвещение явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса.
Известно, что французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений.
Так, представители старшего поколения просветителей – Монтескье, Вольтер, – тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества путем всевозможных компромиссов, рассчитывая на «разумное сочетание» интересов буржуазии и феодалов.
Идеологи дореволюционной французской буржуазии – Дидро, Гельвеций, Гольбах – в принципе отрицали феодальную собственность, деспотическую монархическую власть, выступая при этом, за просвещенный абсолютизм. Отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали атеизм.
Значительно острее в политическом плане выступали идеологи низов. Один из них – Жан Мелье – отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность. Сторонник бескомпромиссного материализма и атеизма.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении было руссоянство. Выражая интересы городской и деревенской мелкой буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного равноправия, программу мер по коренному улучшению жизни народа. В вопросах философии и религии Руссо не придерживался материализма и атеизма. Мощное просветительское движение XVIII ст., охватившее все страны Европы, взаимообогащало культуры различных государств. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, публицистике.
С развитием просветительского движения, вызванного не только влиянием передовых западноевропейских стран, но и результатами петровских преобразований, Россия подключалась к единому мировому процессу. Ее духовная и в целом, культурная жизнь начала XVIII в. была пестрой и противоречивой: смесь старого и нового, консервативного и передового, «своего» и «чужого».
Развивается отечественная наука. В 1724 г. учреждена Петербургская Академия наук, изначально носившая светский характер, в 1783 г. – Российская Академия наук. В 1755 г. был основан Московский университет – первое светское высшее учебное заведение. Науку XVIII в. в России олицетворял М.В.Ломоносов, внесший неоценимый вклад практически во все разделы опытного естествознания. Ему также принадлежат труды по философии, истории, риторике, поэтические произведения.
В XVIII в. в России была создана система светского школьного образования, начала создаваться государственная система народного образования и педагогические науки.
Идет дальнейшее развитие художественной культуры. XVIII в. – «золотой» век театра.
Во второй половине XVIII в. была создана и балетная труппа, которая по количеству (более 30-ти человек) и по профессионализму приближалась к танцевальным коллективам Западной Европы и России.
В эту эпоху основными художественными стилями стали барокко и рококо.
Барокко (вычурный, причудливый) выражал мощь абсолютистских государств – летние, зимние императорские дворцы в России, Версальский дворец и многие др.
Поредением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль рококо (в переводе с французского – раковина), получивший наибольшее воплощение в области прикладного искусства (стиль Людовика XV).

Во второй половине XVIII – нач. XIX ст. просветительские идеи распространились и на белорусских землях, были тесно связаны с французским, русским, польским, украинским и литовским Просвещением.
Особый интерес в Беларуси вызвало философское и литературное творчество Вольтера. Популярности его произведений содействовало и то, что он затрагивал местную тематику.
Широко известны были также произведения Руссо, Монтескье, Делиля и других французских просветителей.
Значительное влияние на интеллектуальную жизнь Беларуси оказала русская и польская мысль. В белорусских библиотеках были произведения Ломоносова, Фонвизина, Аничкова, Сташица и др.
Философская и социологическая мысль нашла отражение в творчестве Б.Добшевича, А.Довгирда, Л.Боровского. Ее особенность – связь с передовыми естественнонаучными тенденциями.
Исторические взгляды развивались в русле просветительской теории «естественного права», изложенной в работе Т.Млоцкого. Исходя из теории Руссо, защищался принцип равенства людей.
Специфической чертой Просвещения в Беларуси была его ориентация на решение крестьянской проблемы: необходимость уничтожения крепостничества, уравнивание крестьян в политических правах с другими сословиями, создание системы образования для крестьянских детей.
Свое дальнейшее развитие продолжала и художественная культура. Завершилось формирование стиля барокко.
Развивается также архитектура белорусского классицизма. Расцветает садово-парковое искусство, практически не сохранившееся из-за множества войн, социальных катаклизмов. Значительное развитие получает жанр парадного портрета.
Изучая контакты белорусской культуры с другими, надо помнить о том, что развитие просветительских идей в Беларуси было вызвано, прежде всего, местными потребностями, а влияние других культур лишь стимулировало их рост.
Таким образом, эпоха Просвещения явилась важным поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим на все сферы социально-политической и культурной жизни. Культурное наследие поражает разнообразием, глубиной постижения человеческих страстей, оптимизмом, верой в человека и его разум.

Развитие науки в XIX веке:

X1Xвек – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые научные лаборатории, работавшие на промышленность. Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др.
Промышленный переворот классического буржуазного типа произошел ранее всего в Англии, а к середине XIX – в большинстве стран Европы и Северной Америки. Произошел качественно новый скачек в развитии науки и техники – создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и др., что имело громадное историческое значение.
Начался невиданный пространственно-временной рост цивилизации и одновременно возникли новые способы преодоления времени и пространства: техника, средства связи.
Важные изменения происходили и в социально-политической сфере. Образование Североамериканских Штатов (1776 г.) свидетельствовало о кризисе политики, основанной на европоцентризме, капитализм стал превращаться в мировую систему. Отныне история становится всемирной, формируется мировая культура как целое, как единство многообразия – национальных культур, художественных течений и т.д.

XIX век на повестку дня поставил важную проблему соотношения идеала и действительности, так как обещанное просветителями «Царство разума» не воплотилось в жизнь. Это противоречие – идеала и действительности – стало движущим мотивом социокультурного развития общества в XIX в.

Развитие искусства и архитектуры:

Великие сдвиги в развитии науки и техники оказали огромное влияние на художественную культуру. Определяющими художественными направлениями становятся классицизм, романтизм, критический реализм и др.
Классицизм складывается во Франции в революционные годы, получает распространение и в других странах. Он основывался на идеях рационализма, стремления к выражению героических и нравственных идеалов. Но ему были присущи и черты утопизма, идеализации, отвлеченности.
В 20-е годы XIX в.

утверждается романтизм, отразивший бунт молодого поколения, неудовлетворенность широких общественных кругов результатами буржуазных революций. Его родина – Германия. Романтизм не просто стиль, а широкое общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления. В архитектуре романтизм не создал своей собственной школы. В 30-40-е годы XIX в. в художественной литературе и изобразительном искусстве утверждался реализм и к середине века становится господствующим направлением. Реалисты объективно отражали действительность, обличали социальное неравенство. По идейной направленности он становится критическим реализмом.
Во второй половине XIX в. критическая направленность обретает иные формы выражения: незаинтересованное отношение к действительности переоценка ценностей, идеалов. Это характерно для культуры декаданса.
В XIX в. возникает новая идейно-психологическая ориентация (акцент на автономию, свободу, самореализацию), в формирование которой существенный вклад внес либерализм.
Уже в XVIII в. либерализм играл решающую роль в разработке принципов демократии, но только в XIX в. провел их в жизнь, в практику государственного строительства, деятельность либеральных партий. В политике – это принцип разделения властей, в экономике – защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции и др., в социальной сфере – принцип равенства возможностей, отстаивание самоценности индивида.
Но «право силы» пробивало себе дорогу в иных формах: демократия выражалась в «диктатуру большинства», конкуренцию побивает монополия и др.
Своеобразные изменения происходят в сфере морали. Формируется идеал человека, который всем обязан не наследуемым привилегиям, а самому себе, своему труду, личным заслугам. Каждый может быть счастливым, если будет добродетельным, а добродетель зависит от обогащения, так как оно дает независимость.
Товарно-денежные отношения способствуют «обмирщению» искусства – снижение доли религиозного и увеличение светского. Светское искусство утверждает ведущую роль человека, личностного начала. Развивается портрет, пейзаж, бытовой, исторический жанр.
Возникают принципиально новые способы художественного творчества – фотография, кино, реклама.

Культура новейшего времени

XX в. – новейшее время в культуре.

Для ХХ в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни.
Еще один характерный для ХХ в. показатель – постоянное стремление к объединению, интернационализации.
Глобальные изменения в жизни людей, связанные с переходом к новому виду общества – капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения – появление новых культурных форм.
Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:
1) набизм (от французского nabis– «пороки» и от древнееврейского наби – «пророк»);
2) фовизм (от французского fauve– «дикий»);
3) кубизм (от французского cubismeicube– «куб»).
Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870–1943), Пьер Боннар (1867–1947) и др.
Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм.
С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи – фовизм. Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869–1954), Альберт Марке (1875–1947), Жорж Руо (1871 – 1958), Рауль Дюфи (1877–1953), Морис де Вламинк (1876–1958). Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изображения, динамичность и цветовая интенсивность.
В первой четверти ХХ в во Франции начинается расцвет кубизма, который позже появился и в других странах. Наиболее известный его представитель – Пабло Пикассо (1881–1973). В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882–1963) создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства.
Сюрреализм (от французского surrealisme – «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу подсознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сновидения и галлюцинации.
На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904–1989).

Добавить комментарий

Закрыть меню