Культура европейского средневековья кратко

Содержание

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи — культуру Ренессанса — от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов — землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V-Xвв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом — моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок — дом — башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали — статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

В конце VIIв.

Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр — стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

Европейская культура эпохи Средневековья.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
— Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X—XI веков);
— Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;
— Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Ранее средневековье характеризовалось унитаризмом и материализмом(право завоевания, право сильного).

С 11 в. начинается взлет Западно-христианского мира. Начинается бурное строительство и широкая экспансия.

Экспансия была как внутренней, так и внешней. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.

Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой.

Средневековые города – центры торговли. Именно в городах зародились буржуа (13 в.). Города являлись родоначальниками университетов (корпораций)(Балония самый древний). Университеты – место появления схоластики.

Сознание средневекового человека определялось чувством страха. Ему хотелось опоры, защищенности. Этой опорой являлась древность (Блаженный Августин — авторитет). Ссылка на авторитеты обязательна. Ссылка на авторитеты древности обеспечивала победу в споре. Ссылка на чудо.

Мышление символами. Знак договора с потусторонним миром (сочетание белого и красного – любимые цвета). Большое значение предавалось цифрам (идеальное число 10). Животные считались греховными. Придавалось огромное значение цветам – цветовая фантосмология (символ спасения). За этой краской человек пытался спрятаться.

Искусство пыталось напугать. Присутствовал культ физической силы (физической красоты, подвигов). От святых требовалась еще и физическая красота.

13 в. считается переломным веком. Тогда началась складываться торговля, чеканиться золотые монеты. Был отменен божий суд. Доступными стали книги – массовое распространение книг. Век схоластики (усиление разума, реалистичности(Фома Аквинский)). Век утонченности. Искусство становится аллегорично. Главной задачей стало не напугать, а научить. Воспеваются внутренние качества. Появляется утонченная любовь.

Европейская культура эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры.Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus — человечный)(Франческо Петрарка- основатель европейской лирики). Появляется новая аристократия – аристократы духа (ума, разума, интеллигенция), замкнутый круг интеллектуалов. Они противопоставляли себя старой родовой аристократии. С одной стороны отрицание старой аристократичности, с другой стороны – аристократичность. Они были консервативны, но они не были способны овладеть массами. Они породили антропоцентризм. Они выделяли 3 понятия: Бог, человек, Дьявол, причел человек является центральной фигурой.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в Новое время наука и техника. Недаром отстаивалась мысль, что идеальный человек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Европейская культура 17 в. Буржуа и дворянин.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника.

17 в. – переходный период от средневековой культуры к буржуазной. С одной стороны рыцарство, дворяне, с другой – буржуа, потомок срединного человека города. Открытый конфликт двух культур: дворянство и буржуа.

Дворянство – манифистация своего «я». Я лучше всех, честь и любовь к себе. Они призирали тех, кто считает деньги. Буржуа – делец, человек дела, который считал каждую копейку. Минимизирует издержки и максимизирует прибыль. Буржуа и дворяне друг друга ненавидели.

17 в. формирование новой чувственности, страстности, складывается гедонизм (ориентация на получение удовольствия).Фоко.

Культура эпохи Просвещения (18 век).

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.

Усиливается антропоцентризм и рационализм, культ разума, но образ Бога сохраняется. Однако Бог исчезает из повседневной жизни. Бог отождествляется с разумом, с Космосом. Отношение к церкви резко отрицательное. Эпоха Просвещения выдвинула на первый план миросозерцание срединного человека, главное которого здравый смысл и практический рассудок. Теория разумного эгоизма.

Культура Просвещения оказалась неспособной понять другие культуры.18 век породил европоцентризм. Эпоха Просвещения дала толчок развитию естественных наук (физика, химия, биология) – при помощи эмпиризма (при помощи опыта). Сориентировала человека на бытовые утилитарные ценности. Она сделала вопросы повседневной организации главными.

18 век стремясь развинчивать мифы средневековые, издеваясь над христианством и церковью, породил новые мифы: миф о прогрессе, о всесилии разума, о демократии. Французкая Буржуазная революция являлась воплощением просвещения и вместе с тем уничтожила как доминанту европейской культуры.

Романтизм начала 19 века.

Романтизм являлся ответом на исчерпанность просвещения. Он явился полной противоположностью просвещения. Просвещение: прозаично; мир можно изучить при помощи науки; рационалистично; антирелигиозно; реалистично, приземленно; непонимание прошлого. Романтизм являлся ответом на рамки Просвещения: поэтично; мир – живущий организм; преобладание идеалов чувственности и иррациональности; религия как художественная форма (обращение к потустороннему); символичен; историчен (обращение к прошому ради поэтической метафоры).

С романтизма началось понимание других культур и прошлого. Он пытался воспарить к чему-то нереальному, не существующему, с тем, чтобы спрятаться от скучной, прозаической повседневности. Проблема романтика заключалась в том, что решая по сути религиозные задачи (витание в облаках), романтики оставались атеистами, так как романтизм являлся детищем Просвещения. Центральная тема – любовь к женщинам (обожествляли женщину). Идея одинокого героя, всеми непонятого. В романтических произведениях он обязательно должен быть исключительно красив и идеален, либо внешне ужасен.

Краткая характеристика культуры Средневековья

Средневековье — период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века). Основные черты культуры средних веков:

— Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. Церкви же приписывается роль единственного посредника между людьми и Богом.

— Духовное, божественное противопоставляется телесному, «низкому», бренному. Античная культура не знала этого раскола. Средневековая же культура в этом расколе однозначно выбирает духовное.

— Потеряно много достижений античности.

Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.

В феодальной среде возникает рыцарская культура. Рыцарский кодекс отражен в жанрах литературы, возникающие в средние века. Эти жанры создают культ Прекрасной Дамы, высоких чувств, благородства, воинской доблести. Это рыцарские или «куртуазные» романы, лирическая поэзия трубадуров, которая исполнялась странствующими певцами и простым, народным языком. Популярные сюжеты поэзии трубадуров — о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола», рыцаре Ланселота, Тристане и Изольде.

Впервые в западной культуре возникает высшее образование — первые европейские университеты.

Большим достижением средневековья стала также готическая архитектура (собор Парижской Богоматери). Главная особенность готической архитектуры — направленность здания вверх, к небесам, легкость, «оторванность» от земли.

В рамках развития национальных культур были составлены бесценные образцы героического эпоса европейских народов: «Песня о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Песнь о моем Сиде».

Выдающиеся представители культуры средневековья: Микеланджело Буонаротти, Иероним Босх, Лоренцо Бернини, Андрей Рублев, Джефри Чосер, Фома Аквинский (философ), Джованни Боккаччо, Данте Алигьери и другие.

Краткая характеристика барокко в искусстве и литературе

Гуманистические идеи эпохи Возрождения

Основные черты романтизма в литературе

Античность кратко: колыбель европейской цивилизации

Похожие главы из других работ:

Европейская культура эпохи Нового времени

1. Характерные особенности культуры эпохи Нового времени

Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма…

Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии

1. Европейская культура эпохи Средневековья. Особенности культуры Византии

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в…

Костюм эпохи средневековья и современность

2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи

В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров — германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в…

Культура Беларуси эпохи Средневековья

1. Культура Беларуси эпохи средневековья

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX-XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности…

Культура европейского Средневековья

4. Русская культура эпохи Средневековья

Начальный период русской и украинской культуры своими истоками уходит в глубь веков, когда наши предки восточные славяне, жили родоплеменным строем, исповедовали многобожие…

Культура Запада и Востока: типологические черты

2. Особенности становления и развития культуры Запада

Зампад — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. Кравченко А.И. Культурология М. 2005. Основные части западной цивилизации…

Культура западноевропейского Средневековья

I. Особенности культуры западноевропейского Средневековья

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями…

Культура Западной Европы в Средние века

2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Раннее Средневековье (V-X вв.).

Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства — франков, готов и др. Племенные вожди стали королями…

Культура России XVIII века

1.2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке

Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия. Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру»…

Культура средневековой Европы

1. Основные периоды развития эпохи Средневековья

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г…

Особенности русской культуры

Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России

Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция…

Русское искусство ХХ века

4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им…

Средневековье как специфическая культурная эпоха

1. Общая оценка эпохи средневековья

Членение исторического процесса на Древность, Средние Века и Новое время сложилось, как известно, к концу Эпохи Возрождения. Термином Medium Aevum гуманисты обозначали период, ознаменовавший упадок классической латыни…

Средневековье как специфическая культурная эпоха

2. Оценка эпохи средневековья

Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее…

Украинская культура: развитие и современное состояние

3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке

В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался…

Добавить комментарий

Закрыть меню