Культура древнего Египта кратко

Язык и письменность

Одним из достижений культуры Древнего Египта, кратко говоря, можно считать письменность и развившуюся литературу. До нас дошло множество документов, записанных на папирусах и вытесанных в камне.

Культура Древнего Египта кратко

Язык древних египтян является одним из первых языков, получил письменность — самые древние тексты, которые дошли до нас датируются 4-3 тысячелетие до нашей эры. Египтяне знали и правила арифметики, счетоводы использовали в своих расчетах числа 5,6 и 7 порядков. Благодаря письменности родилась и литература. Ее можно условно разделить на два направления повествовательная и поучительная.

Литература времен древнего Египта включала в себя религиозные гимны, стихи, биографии фараонов и вельмож. Очень интересным, с нашей точки зрения изучения древнего Египта, является «Сказка о дворе царя Хеопса». К литературе, относимой к поучительной можно отнести тексты образовательные, философские.

Изобразительное искусство Древнего Египта

Изобразительное искусство в культуре Древнего Египта появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда же были разработаны принципы изображений, технологии их нанесения. Принцип изображения выразился в простоте изображения, их двумерном виде. Эта простота и создает ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, дворцов, гробниц, статуи. Качество получаемых тогда красок говорит об их качества, до нашего времени дошло много образцов изобразительного искусства древних египтян, практически без потери цвета.

О высотах мастерства скульпторов древнего Египта, можно судить, только глянув на скульптуры царицы Нефертити. Скульптура в древнем Египте, была предназначена в первую очередь, для предания фараону, богам физической формы для всеобщего обозрения в храмах на площадях. Скульптуры выполнялись по методикам определенным еще 3500 лет до нашей эры. Например, бог мертвых Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а бог Гор с головой сокола. За все время существования Древнего Египта, эти правила не изменились.

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного… Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего…” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу.

Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повторяться в художественном творчестве почти всех народов и, прежде всего в “Песне песней”. Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Днакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Пропорция, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами.

Урок- проект по истории Древнего мира в 5-м классе

“Культура и искусство Древнего Египта».

Цели урока:

Предметные: познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.

Метапредметные: извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

Оборудование: учебник Андреевская Т.П. Белкин М.В. Ванина Э.В. М.: Вентана-Граф, презентация, материалы библиотеки Кирилла и Мефодия.

Опережающее задание:

Учащимся необходимо самостоятельно подобрать материал по данной теме.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного. Решение задач.

Задача №1: «Знали ли знаменитые фараоны друг о друге?».

Вы знаете имена двух египетских фараонов – Тутмоса III и Хеопса.

— Подумайте, могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге. Обоснуйте вашу мысль.

Задача № 2. Самая древняя пирамида Джосера была построена около 2612 гг. до н.э., а пирамида Хеопса около 2504 гг. до н.э. Сколько лет прошло с момента постройки самой первой пирамиды . На сколько лет раньше была она построена по отношению к строительству пирамиды Хеопса.

3.Ход урока.

Мотивация к уроку.

— Давайте попробуем решить кроссворд. Угадав слова, мы узнаем о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Учащиеся приходят к выводу, что на уроке мы будем говорить о культуре Древнего Египта. (записываем тему в тетрадь).

— Давайте вспомним, что такое культура?( Культура- достижения людей в разных областях).

Постановка целей.

— Попробуйте сформулировать цели нашего урока- что мы должны узнать на уроке? (учащиеся ставят цели: 1) узнать, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались.

2.Каковы достижения египтян в архитектурном строительстве?

3. Каковы особенности письменности? Какие литературные произведения созданы в Древнем Египте?)

— Ребята, а вы любите путешествовать?

— Есть ли среди вас те, кто побывал в Египте?

Каждый человек, собираясь в путешествие, хочет узнать – какие достопримечательности есть в данной стране и что можно посмотреть интересного.

Представьте себе, что вы сотрудники рекламного отдела туристической фирмы Х. Вам предстоит рассказать о достопримечательностях и культуре Древнего Египта. Итогом работы должен стать рекламный буклет «Удивительный мир Египта», где будет размещена краткая информация о культуре Древнего Египта. А результаты своей работы каждый участник группы оценит в листах самооценки.

Наш рекламный отдел состоит из 3-х подразделений, сотрудники которых расскажут о достопримечательностях Египта.

1 группа. Письменность и литература Древнего Египта.

2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта.

3 группа. Научные знания Древнего Египта.

( Каждая группа получает карточки с заданиями, на которые по истечении некоторого времени должна будет дать ответ. А также группам заранее было предложено найти дополнительный материал по определённым темам. Этот материал необходимо будет представить на уроке)

Слово учителя: Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в мировую сокровищницу.

Но сначала давайте с вами повторим правила групповой работы.

(Внимание детей переключается на доску, где написаны правила групповой работы. Дети читают вслух эти правила.)

4. Работа в группах.

1 группа. Письменность и литература Древнего Египта (материал для подготовки- & 10 п. 1, 3, дополнительный материал, который дети искали самостоятельно).

Карточка с заданиями:

— Кто из богов по преданию даровал письмо древним египтянам?

— Когда зародилась письменность и сколько знаков содержало иероглифическое письмо ?

— Какие особенности египетского письма вы отметили?

— Кто имел возможность получить образование в древнеегипетской школе?

— Где находились школы в Древнем Египте и чему там учили?

— Какой материал использовали для письма?

— Назовите древнеегипетские литературные произведения и дайте им краткую характеристику.

— Оформите страничку в буклете согласно вашей теме.Отметьте свою работу в листах самооценки.

После выступления 1-ой группы проводится физминутка.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

2 группа. Пирамиды и храмы Древнего Египта (материал для подготовки: & 10 п. 4 и дополнительный материал, который готовили учащиеся).

Карточка с заданиями:

— Назовите самые известные пирамиды Египта. Когда они были построены?

Расскажите как, кто и с какой целью строили пирамиды?

— Расскажите что вам известно о сфинксах.

— Перечислите известные храмы Древнего Египта. Когда и при каком фараоне они были построены?

— Дайте описание храма (изнутри и снаружи).

— Из чего изготавливали краски для росписи пирамид и храмов?

— Каковы особенности изображения фараонов ?

— Расскажите о самых известных статуях фараонов, возведённых в храмах Древнего Египта.

— Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.

3 группа. Научные знания Древнего Египта (материал для подготовки : & 10 п. 2, 3 и дополнительный материал, который готовили учащиеся)

Карточка с заданиями:

— Какие науки имели развитие в Древнем Египте?

— Назовите достижения египтян в математике, медицине, астрономии.

— Что из достижений древних египтян используется в наше время?

— Оформите страничку в буклете согласно вашей теме. Отметьте свою работу в листах самооценки.

Даётся время на подготовку. Затем учащиеся представляют свою работу. Учитель может дополнить рассказы учащихся. После выступления учащиеся оформляют страничку буклета в соответствии со своей темой и заполняют листы самооценки.По окончании выступлений групп представляется буклет «Удивительный мир Египта».

5.Закрепление изученного.

Рефлексия.

— Дополните предложения. Сегодня на уроке я…

— научился…

— было интересно…

— было трудно…

— мои ощущения….

— больше всего мне понравилось…

— Какой материал урока был вам уже известен? Что нового вы узнали на уроке? А хотелось бы ещё узнать что- то по этой теме?

6. Выставление оценок за работу. (используем листы самооценки)

  • 1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта
  • 2. Религия
  • 3. Образование и наука. Литература
  • 4. Музыка, живопись
  • 5. Архитектура
  • 6. Скульптура
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Культура Древнего Египта

    1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта

    Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:

    1) додинастический период (IV тыс., 33–30 вв. до н. э.);

    2) древнее царство (XXX–XXIII вв. до н. э.);

    3) среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.);

    4) новое царство (XVI–XI вв. до н. э.);

    5) позднее время (XI—332 г. до н. э.).

    Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В традиционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения.

    Характерными чертами древнеегипетской культуры были сознание силы, желание ее сохранить и преумножить, жажда бессмертия. Искусство в целом имело монументальный характер, подавлявший зрителя.

    2. Религия

    Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.

    Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии, и страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

    Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве усыпальницы для тела.

    3. Образование и наука. Литература

    Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи, но и строители. В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов.

    Важной частью египетской культуры являлась наука: без научных знаний невозможно было ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной. Под влиянием практических потребностей развивалась математика. Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдениях за небесными светилами.

    Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, благодаря которому жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне установили связь между повреждениями головного мозга и расстройством функций частей тела. Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные.

    Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты. Накапливались и исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования.

    Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследство. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы является ее неразрывная связь с религией и непременная традиционность древних сюжетов. Большая часть литературных произведений являлась художественной формой мифов. Литература выполняла функцию объяснения вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях и т. д. Многие из этих произведений наряду с отражением реальности содержат и элементы фантастики.

    4. Музыка, живопись

    Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем и литературой. Ей приписывалась магическая сила. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Играли на:

    1) лире;

    2) барабане;

    3) двойной флейте;

    4) арфе.

    Весьма распространена в Древнем Египте была и живопись. Большинство росписей древности не сохранилось, зато дошло много образцов Среднего царства. Склепы этого периода разрисовывались фресками внутри. На них изображались сцены из жизни, быта людей, природа на берегах Нила. Слуги изображались очень маленькими. В усыпальницах царей и вельмож были найдены так называемые «ушебти» – многочисленные статуэтки рабов, музыкантов, поваров в свободных, раскованных позах, отличающихся эмоциональностью и движением.

    С течением времени сюжеты становятся более разнообразными, сцены – более динамичными. Мягче и богаче становится цветовая гамма. Настенные изображения Нового царства претерпели значительные изменения. В храмовых рельефах и росписях динамичные, сложные композиции сменили плавные, неторопливые сюжеты. Мы видим стремительно мчащиеся колесницы великого завоевателя Тутмоса III, рассказы о великих путешествиях, сцены охоты и великолепных пиров. Колорит росписей обогащается теплыми розовыми, золотистыми полутонами, передающими оттенки человеческой кожи.

    5. Архитектура

    Важной особенностью древнеегипетской культуры было строительство пирамид. К появлению таких сооружений, как пирамиды привели поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти. В XXVIII в. до н. э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся ступеней (число 7 – священное, высота 70 м). Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемый классического типа, с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков.

    Особенно интересен своей архитектурой период Нового царства. Фараоны XVIII династии завоевали большие территории (Судан, Палестина, часть Турции и т. д.), так как там были сосредоточены значительные ресурсы: золото, смолы. Несметные богатства позволяли правителям Египта украшать страну и столицу – Фивы – великолепными храмами. Особое значение приобретает культ верховного божества Амона-Ра.

    Основным типом архитектурного сооружения в период Нового царства становится храм. В столице Египта Фивах были созданы два прославленных храмовых комплекса в Карнаке и Луксоре, посвященные культу Амона-Ра. Если усыпальницы фараонов превратились в тайные захоронения, то тем большее значение для прославления царей получило строительство заупокойных храмов. Особое место среди заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут (XV в. до н. э.).

    Наметившиеся тенденции в изобразительном искусстве обусловили его необычайный подъем, который вошел в историю под названием Амарнского периода (начало XIV в. до н. э.). Этому предшествовали серьезные потрясения в политической и религиозной жизни Египта (см. начало лекции, реформа Эхнатона). Найденные в гробнице фараона Тутанхамона произведения искусства также выполнены в традициях амарнского стиля.

    В конце XIII–XI вв. до н. э. начинается период затяжного упадка. Прекращается строительство крупных сооружений, утрачиваются навыки мастеров пластики и живописи.

    6. Скульптура

    Архитектура Египта была неразрывно связана со скульптурой, а скульптура связывалась в первую очередь с представлениями о загробной жизни. Человек изображался в статичных позах. Ваятели стремились создать впечатление монументальности. Статуи окрашены в традиционные тона.

    1. Мужские – в красно-коричневый.

    2. Женские – в желтый цвет.

    Использовалась инкрустация из драгоценных камней и металлов.

    Рядом с пирамидой фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя.

    Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м. Задача сфинкса – охранять дорогу Восхождения, по которой тащили саркофаг с телом фараона. Портретные черты сфинкса совпадают с чертами фараона Хефрена.

    Классическими образцами пластики Древнего царства могут служить статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет. В период расцвета Среднего царства в пластике Египта формируется новое направление. Мастера начинают уделять больше внимания индивидуальным особенностям личности. С помощью тщательно проработанных деталей они стремятся показать характер человека, его возраст, настроение.

    Новый стиль гармонии и красоты проявляется и в изобразительном искусстве и скульптуре Нового царства. Так, тронные портреты Хатшепсут изображают женщину-фараона в полном царском уборе и даже с искусственной бородой – таков канон. Но есть и другие изображения царицы, где она предстает во всем обаянии женской мягкости и красоты.

    Наиболее значительные достижения Амарнского периода связаны с развитием нового стиля пластических форм, с новой трактовкой изображения человека. Искусство шло по пути сближения с реальной жизнью, по пути раскрытия подлинного внутреннего мира человека.

    Вершиной пластического искусства рассматриваемого периода являются портретные бюсты прекрасной супруги Эхнатона царицы Нефертити. Прекрасная голова Нефертити на длинной и гибкой шее увенчана царской короной. Впечатление усиливают теплые телесные тона покрытия в сочетании с роскошным ожерельем и ярко-синей короной царицы.

    Не только в трактовке образов, но и в сюжетной канве изображаемого появляется много нового. В рельефах и росписях стен Ахетатона появляются бытовые и даже интимные сюжеты. Фараон изображается в окружении семьи с любимой супругой и играющими детьми.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню