Кто управляет государственной собственностью

Правовые основы управления государственной собственностью

В советское время была одна форма собственности – государственная. В СССР был впервые принят закон о собственности, в нем появилось понятие собственность граждан, коллективная, государственная, до этого были социалистическая, общая, народная. Понятие частной собственности тогда еще не было.

В конце 90-х г. был принят закон о собственности в РСФСР, в нем впервые появилось понятие частной собственности. Кроме того были названы формы собственности – государственная и муниципальная. Уже тогда государственная собственность определялась как собственность федеральная и собственность субфедеральная. Была введена собственность общественных организаций. Впоследствии эти формы были закреплены в Конституции РФ. При решении вопросов приватизации, решались вопросы какие объекты собственности к какому уровню власти относить. Постановление Верховного Совета «О разграничении собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную».

Закон «О госсобственности Рязанской области» был принят в 1996 г. Все последующие вопросы, которые мы будем рассматривать, основаны на этом законе.

Цель закона – определение порядка управления госсобственностью Рязанской области. Собственность Рязанской области является государственной собственностью.

Органы власти, которые осуществляют правомочие собственника – Рязанская областная дума, Администрация Рязанской области. Кроме того есть структурные подразделения уполномоченные – УГИ, Рязанский областной фонд имущества, Финансовое управление администрации Рязанской области и иные организации (Управление лесного хозяйства, управление ЖКХ и др.).

Состав областной собственности:

1.земля, лесные, водные – природные ресурсы на территории области;

2.унитарные предприятия, которые являются областными (приносят прибыль);

3.унитарные учреждения – образования, здравоохранения (смета затрат);

4.жилой фонд в собственности области;

5.нежилой фонд в областной собственности;

6.финансовые активы:

  • бюджет, внебюджетные фонды;
  • доли, паи, акции других предприятий.

7.иное имущество (например, объекты интеллектуальной собственности).

Областная собственность закрепляется за унитарными предприятиями или унитарными учреждениями:

— за унитарными предприятиями, на праве хозяйственного ведения;

— за унитарными учреждениями, на праве оперативного управления.

Хозяйственное ведение предусматривает большую свободу действий, так как унитарное предприятие должно приносить прибыль. Есть имущество, которое невозможно закрепить за кем – либо, такое имущество составляет областную казну. По определению это имущество незакрепленное, и составляет бюджет и внебюджетные фонды.

Они подлежат учету, существует порядок и реестр учета, они разрабатываются Администрацией области (исполнительная власть). Осуществление учета этого имущества возлагается на уполномоченные органы.

Формирование и отчуждение областной собственности может происходить по тем операциям и механизмам, которые оговорены в ГК.

Купля – продажа, приватизация, т.е. обращение в частную собственность, перед этим его следует включить в программу приватизации; аренда (операция отчуждения), залог, производство продукции, она автоматически становится собственностью. Изменение состава собственности области – по решению суда.

Наш закон предусматривает страхование областной собственности; выбор страховщика должно осуществляться исключительно на конкурсной основе, расходы по страхованию возлагается на правоприобретателя.

Собственность области государственная и муниципальная по итогам 2001 г.:

Всего 24777 организаций, из них:

983 – в госсобственности;

более 4000 – в муниципальной собственности;

≈ 17 тысяч в частной;

все остальное – в собственности иностранных лиц, смешанные, юридические лица и т.д.

Российская Федерация представляет собой федеративное государство, и потому экономическое положение российских регионов — залог экономического процветания всего государства в целом.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством. При этом территориальная организация таких крупных субъектов Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности.

Между тем, государственная собственность и ее эффективное использование имеет важное значение для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации. В этой связи эффективное управление государственным имуществом субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Органы регионального управления делятся на две основные группы:

. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы по управлению государственной собственностью, территориальные органы по антимонопольной политике и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств).

Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Таким образом, управление государственной собственностью на региональном уровне представлено, с одной стороны, территориальными органами Росимущества, а с другой — органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации.

Территориальные управления Росимущества осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на его территории, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.


Общим кругом вопросов в сфере управления государственной собственностью в субъектах РФ наделены высшие органы государственной власти субъекта Федерации, который в рамках действующего законодательства:

управляет и распоряжается субфедеральной собственностью;

принимает в соответствии с законодательством решения о приобретении имущества в собственность субъекта Федерации и об отчуждении государственного имущества;

вносит в соответствующие федеральные органы государственной власти предложения о передаче объектов федеральной собственности в субфедеральную;

принимает решения о создании государственных унитарных предприятий и некоммерческих организаций области;

определяет размер и форму внесения имущественного вклада;

разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации программу приватизации и программу использования государственной собственности субъекта Федерации, обеспечивает их выполнение;

распоряжается имуществом, закрепленным за субъектом Федерации.

В рамках системы органов исполнительной власти во всех субъектах РФ, организуются специально уполномоченные органы по управлению государственным имуществом, определяемые законодательством соответствующего субъекта РФ (министерство, комитет, департамент по управлению государственным имуществом и т.д.). Как правило, данный орган именуется уполномоченным органом по управлению имуществом, либо подчеркивается, что он является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.


Так, например, в соответствии с Законом Красноярского края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» права владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности Красноярского края осуществляет администрация Красноярского края. А функциональным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере управления государственным имуществом является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Таким образом, государственная собственность характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступает как Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), так и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Управление государственным имуществом субъектов Федерации представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции по принятию решений, исполнению решений и контролю за их исполнением в сфере реализации полномочий собственника в отношении:

государственного имущества закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

имущества, составляющего казну субъекта РФ;

имущественных прав субъектов РФ, вытекающих из участия в деятельности юридических лиц.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества .

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает как нормы гражданского права, так и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и прочих, то есть представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы .

Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует правовое положение государственной собственности. Нормативными актами предусматривается ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Субъектами права государственной собственности выступают соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края области и так далее .

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще, но вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Что касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида отношений, в которых они призваны участвовать. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ, которое вправе делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

Основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом и специализированное учреждение по продаже федерального имущества .

Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций) правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ .

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами- предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перейти на страницу: 1 234

Другие статьи …

Создание салона красоты в Ленинском округе г. Комсомольска-на-Амуре
Цель данной курсовой работы заключается в составлении бизнес-плана организации, специализирующейся на оказании косметических и парикмахерских услуг населению и гостям города, т.е. салона красоты (рабочее название «Сан & Сити»). …

Государственная и муниципальная форма собственности
Собственность принадлежит к числу понятий, вокруг которых на протяжении многих веков ведется борьба не только в теоретическом плане, но и путем социальных потрясений, которые одной из главных своих причин имеют в конечном счете попытки …

2.1. Цели и принципы управления собственностью

Основные цели управления государственной и муниципальной собственностью

Процесс управления собственностью направлен на достижение совокупности целей. В разные периоды времени эти цели будут различны, так как условия управления изменяется. Основными целями управления собственностью являются обеспечение стабильного роста экономики страны и создание и поддержание конкурентной среды.

Системы рыночных отношений в нашей стране пока еще далека от совершенства, нестабильна и подвержена инфляционным процессам, сильным колебаниям коньюктуры и отраслевым диспропорциям. В связи с этим перед государством стоит задача стабилизации долгосрочных циклических колебаний, недопущение финансовых кризисов и обеспечение постоянного ускоренного экономического роста. Рыночный механизм, как показала семнадцатилетняя практика функционирования рыночной экономики, в нашей стране сам с этой задачей не справляется. Обеспечение финансовой экономической стабильности в целом означает, что государство несет ответственность за постоянный экономический рост, поддержание оптимальной структуры экономики, устойчивость национальной валюты, занятость и внешнеэкономическое равновесие.

Усиление роли государства в регулировании экономики в последние годы не следует понимать как экстенсивное развитие (т. е. наращивание количества объектов государственной собственности).

Сегодня, после почти двух десятилетий хаоса, ощущается объективная необходимость в создании стройной экономически выверенной системы управления государственной собственностью. Её целями являются:

· Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

· Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микро- уровнях) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

· Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

· Повышение конкурентоспособных коммерческих организаций путем содействия внутренним преобразованиям в них;

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

· полная инвентаризация объектов государственной собственности разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

· повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

· классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

· оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

· определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

· обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

· обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

· обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Эти задачи являются приоритетными для всех федеральных органов власти.

В основу управления государственной собственностью положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих задач:

Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

Выбор способа достижения цели

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерии является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Обеспечение профессионализма управления

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных общества и товариществ, федеральная недвижимость , в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

Существует и другая совокупность принципов управления собственностью ( на наш взгляд более адекватная):

1. Принцип целостности системы управления госсобственностью

Управление государственной и муниципальной собственностью должно строиться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая целостная система, охватывающая:

· весь состав объектов государственной муниципальной собственности, включая землю, недра, водные ресурсы, леса, имущественные комплексы предприятий, государственные ценные бумаги, в том числе государственные и муниципальные пакеты акций, объекты жилой и нежилой недвижимости, нематериальные объекты (интеллектуальная собственность, товарные знаки, программные продукты), имущественная казна государства;

· полный набор способов управления государственной и муниципальной собственностью: разграничение и создание новых объектов государственной и муниципальной собственности, безвозмездное пользование, аренда, концессия, залог, доверительное управление, приватизация, национализация, банкротство;

· все обеспечивающие инструменты системы управления государственным и муниципальным имуществом: учетно-информационное обеспечение, оценка объектов государственной и муниципальной собственности, законодательно-нормативное обеспечение, кадровое обеспечение, контроль за использованием и распоряжением государственной собственностью.

Порядок управления государственной собственностью. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. До 1 января 1995 г. управление собственностью регламентировалось Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»*(530). В настоящее время общего закона о собственности в стране нет и отношения, возникающие в ходе управления государственной и муниципальной собственностью, регулируются нормами ГК РФ. Однако, как уже отмечалось, указанным актом установлены лишь основные положения относительно понятия, содержания, оснований приобретения, прекращения и порядка защиты собственности. Реальные механизмы управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, порядок их использования в предпринимательской деятельности определены в подзаконных нормативных актах.

В соответствии с п. «г» подп. 1 ст. 114 Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г.

N 443*(531) и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере имущественных отношений.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(532), Росимущество реализует, в частности, следующие полномочия:

— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

— осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

— осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

— проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;

— организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества и др.

Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации Российский фонд федерального имущества*(533) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, учитываются в Реестре федерального имущества*(534). Учет государственного имущества включает описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Государственные органы ведут учет государственного имущества на документированной основе с регистрацией объектов в реестре. Рассмотрим порядок документированного учета.

Для учета государственного имущества, находящегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Росимущества или в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ заявление на получение Свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, прилагая к заявлению необходимые документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство — не позднее пяти дней с даты его присвоения. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Реестр федерального имущества представляет собой федеральную информационную систему — совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных. Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и сведений о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Сведения об объектах учета, исключаемые из базы данных, переносятся в архив.

Порядок ведения государственных баз данных федерального имущества утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В частности, такой порядок в отношении федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, которые зарегистрированы на территории России, утвержден распоряжением Мингосимущества РФ от 30 июля 1998 г. N 800-р*(535).

Для сопоставления реального наличия федерального имущества с данными реестра Росимущество проводит инвентаризацию объектов федерального имущества*(536).

Объекты федерального недвижимого имущества заносятся в базу данных инвентаризации*(537). К таким объектам принадлежат здания, строения и помещения федеральной собственности, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за государственными учреждениями и казенными предприятиями, а также находящиеся на балансе хозяйственных обществ и товариществ, но не вошедшие в их уставные капиталы, либо находящиеся в пользовании общественных объединений. Данные об имуществе для занесения в базу данных представляются балансодержателем по месту нахождения объектов. При смене балансодержателя объекта, изменении его технических характеристик и т.п. в базе данных проводится корректировка. При отчуждении объектов недвижимого имущества из федеральной собственности они удаляются из базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»*(538) права на государственное недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок оформления прав на это имущество детализирован в постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»*(539). В частности, установлено, что:

а) при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество от имени РФ выступает Росимущество;

б) заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на недвижимое имущество подается организацией, за которой оно закреплено. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация указывается как собственник имущества.

Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления федеральным государственным имуществом определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ*(540). Во исполнение задач, намеченных Концепцией (главная из них — повышение эффективности использования государственного имущества), приняты специальные нормативные акты и созданы специальные комиссии*(541).

Вопросы управления государственной собственностью в субъектах РФ определяются актами соответствующих государственных органов. Рассмотрим данный вопрос на примере города Москвы.

Уставом города Москвы*(542) определены: состав имущества города Москвы (ст. 20), объекты собственности города Москвы, не подлежащие отчуждению (ст. 21), объекты собственности муниципальных образований в городе Москве (ст. 22), основы разграничения собственности на территории города Москвы (ст. 23) и др.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 5 июня 2001 г. N 502-ПП*(543) в Москве создан и ведется Единый реестр собственности города Москвы, который представляет собой совокупность четырех составляющих:

— Реестр государственных унитарных, казенных предприятий Москвы;

— Реестр государственных учреждений Москвы;

— Реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием Москвы;

— Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы.

Функциональным органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент имущества города Москвы. Положение о нем было утверждено постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 559-ПП*(544).

Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо передается в аренду или доверительное управление.

Добавить комментарий

Закрыть меню