Кто такие неформалы

Неформал

Неформалами («нефорами», «ниферами») называют почти всех людей, чей образ мыслей, поведение, привычки и внешний вид явно отличаются от общепринятого. А поскольку судят в первую очередь «по одёжке», то стать неформалом в глазах посторонних легко из-за нестандартной (или наоборот, стандартной для некоторых субкультур) причёски, одежды, аксессуаров: косой чёлки или длинных волос ( у мужчин), кед с яркими шнурками, фенечек и так далее. На улице неформала легко узнать по особому сленгу и часто асоциальному поведению, которое демонстрирует протест против общественных норм, стандартов и системы вообще.

К сожалению, внешней атрибутикой, употреблением нескольких слов, понятных только определённой группе людей, и самомнением дело часто и ограничивается. И зря — ведь на самом деле неформал — это не бунтарь, живущий только ради бунта, а человек с особыми нестандартными взглядами на жизнь и общество. Начитанный, мыслящий, имеющий нестандартные вкусы, раскрепощённый и свободный от рамок, которые люди создают сами себе. Неформал может и не иметь выделяющегося внешнего вида и бросающейся в глаза атрибутики, примечательной одежды, но иметь внутреннее наполнение, особое мировоззрение и собственные принципы, отличающиеся от общепринятых.

Неформалами называют также людей, выделяющихся не за счёт собственных черт, а относящих себя к какой-то определённой социальной группе, часто молодёжной субкультуре, представителей групп, организаций, движений, объединённых общими интересами и занятиями, не являющимися нормой для социума. Характерные черты данной субкультурой часто прослеживаются во внешней атрибутике: одежде, обуви, причёске, наличии пирсинга, особых предпочтений в цвете и крое одежды, аксессуарах и украшениях.

Само слово «неформал» возникло ещё в 70-х — 80-х годах в СССР как противопоставление человеку, имеющему отношение к «формальной» (одобренной государством) организации молодёжи — комсомолу, трудовым загонам, кружкам спорта, туризма, танцев. Вместо участия в формальных организациях, действующих в соответствии с общественными стереотипами и курсом страны, некоторые представители молодёжи (в первую очередь студенты) создавали собственные организации. В противопоставление официальным их называли «неформальными».

Первые неформалы становились участниками самосозданных групп общественных инициатив, клубов по интересам, но часто это перерастало в полулегальную и нелегальную деятельность — от зачатков первых музыкальных и идеологических субкультур до подростковых банд. Сами представители этих социальных объединениями неформалами себя не называли — термин закрепился в обществе как негативный, и лишь позже, в середине 90-х, такую окраску утратил — тогда протест против общества стал если не нормой, то хотя бы знакомым явлением.

Неформалы 70-х — 80-х годов были из среды хиппи и панков, остальные контркультуры были представлены слабо — к тому же действие цензуры, недоступность музыкальных и прочих культурных достижений Запада (вспомнить хотя бы о статусе рока) и давление правоохранительных органов не давало явлению развиваться. Примыкали к неформальской среде песенные клубы и фэндомы книг в стиле фентези. Их легко было отличить по рваным джинсам и яркой одежде, банданам, фенечкам, кожанным курткам и иногда штанам, длинным волосам, некоторой другой нестандартной символике в виде значков и нашивок. Часто образ дополнял ярко выраженное асоциальное поведение: пристрастие к алкоголю, сигаретам, иногда даже наркотикам.

Сейчас неформалами себя называют представители большинства молодёжных субкультур.

Неформал — это человек, личность, противопоставляющий себя, свои воззрения и деятельность мейнстриму, то есть предпочтениям большинства. Что характерно для неформалов? В первую очередь новизна и нестандартный подход — они склонны отрицать опыт и идеалы прошлых поколений, им чужда наработанная предшественниками культура, в том числе классика, национальные традиции и черты. Призвание неформала — эпатаж; поразить общественность, бросить ей вызов — его идеал жизни. Из-за подобных столкновений по каждому ценностному ориентиру и рождается понятие неформальной среды как контркультуры — правда, большинство в ней всё ещё нацелены на потребление, а не самостоятельное творчество. Авангард и устремлённость в будущее — лучшие её черты.

Сегодня, кроме современных хиппи, панков, рокеров, металлистов и прочих давно возникших субкультур к неформалам причисляют также множество других молодёжных движений: эмо и готов, анимешников и косплееров, ролевиков и реконструкторов, диггеров и автостопщиков, и многих, многих других.

Ната Зинкевич

Неформальное искусство

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

-это искусство лишенное выхода к широкой публике из-за запретов,налагаемой официальной цензурой.

В СССР разделение искусства на «официальное» и «неофициальное» окончательно закрепилось после 32 г, и связано с образованием Союза художников.2-ая пол. 20 в-может работать определение «неформальное искусство»Андеграунд- непризнанное властями искусство(бунтарство,эпатаж, разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепризнанных норм и ценностей). После посещения выставки в Манеже(1декабря 1962г),посвященной 30 летию союза художников, Н.Хрущевым был издан запрет на подобное искусство. Официальные выставки для абстракционистов были закрыты. Белютинская школа(группа)Москва,зарождалась как творческое объединение «Новая реальность». Элия Белютин возглавлял ее. Он еще с 40-х гг задумывался над созданием творческого объединения, которое продолжило бы творческий поиск,свойственный русским художникам начала века( Кандинский, Малевич, Лентулов..), но утраченного в последние годы и искусственно замененного на консервативные принципы соцреализма.Как итог появляется «новая Академия», где студенты рисовали практически всем что было под руками(швабры,гвозди). Белютин в публикациях 90-х значится как «патриарх андеграунда». Хотя, отзывы о нем совершенно разные. Создал теорию контактности- искусство помогает человеку «сохранять равновесие эмоционального подсознания»(контакт с искусством на уровне подсознания) Искусство должно вызывать чувства. Ассоциативное искусство. Работы: «Дафна» 1968, «Автопортрет» 1968, «Крестьянские девушки» 1960.

Концептуализм( сформировался в русле постмодернизма? В 1960-80е) Во главу ставится идея. Объединяет процессы творчества и его исследования. Генерирование идей и концепций. Кошут- один из основоположников и теоретиков концептуализма»Задавать вопросы об искусстве-значит быть художником» Работы: «Один и три стула», «Лопата и три лопаты» Оскар Рабин-российский и французский худ-к. Один из организаторов «Бульдозерной выставки». Использует коллаж, элементы инсталляций (приклеивает к холстам бумагу,газеты) Тема многих работ «невзрачная жизнь» или так называемая коммунальная жизнь. Инсталяция становится инструментов для создания картины. Фотореализм- Кабаков «Жук»Концептуализм-идея смыслового плана. Ростислав Лебедев-Серия «Меня зовут Слава»76-78гг.альбом 13 листов. Эрик Булатов- «Не прислоняться» ( связь с экологическими проблемами) Есть у него некий политический подтекст в работах, но не издевательский.) Плакатное искусство, минимализм, геометрия и слово и образ. Комар и Меламид-Лозунги из серии «Соц-Арт». Занимались оформлением пионерлагеря. Готовили выставку»Соц-арт», где членов своих семей изобразили в виде плакатных героев, а себя в виде Сталина и Ленина(выставка не осуществилась) Участвовали в Бульозерной выставке). Работы: «Вперед к победе коммунизма», «Что делать?», «Автопортрет». Целков О-Москва. Можно выделить из общей массы. Особый стиль. Свет и тень и композиция. Некая параллель с картинами Босха. Жизнь героев сконцентрирована на повседневной жизни. Бытовой жанр. Отталкивающие образы. Зверев Анатолий- Москва. Портретный жанр(андеграунд) «Автопортрет», «Портрет старухи» Костаки (коллекционер) считал его первым русским экспрессионистом. Картины создавал за считанные минуты, игра красок, акварель. Александр Арефьев- Москва.(андеграунд) «Психоз»68, «Крик», портрет «Павла I». Выставлялся в ДК Газа «Газо- невская культура» Евгений Орлов- один из основателей Пушкинской10, организатор выставок газо- невской культуры. Теория «саморазвивающегося квадрата». Познание и отображение мира через квадрат, как через избранную по своей простоте фигуру, цент квадрата- генератор энергии, стимулирующй воображение. Учавствовал в росписях церквей Пскова, 87г-организовал выставку посвящ. 1000 ию Крещения Руси. Много работ посвященных изображению церквей. «Голубое пространство». А.Исаков «Бедуны» навеяно брейгелевскими образами. Владимир Овчинников- бытовой жанр+ элементы религиозной темы(ангелов изображал) «Ангел у телескопа». Объединение «Митьки»во главе с Шагиным.- обращение к примитиву. Живопись «Митьков» 1980-х — «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга», которых «Митьки» всегда признавали своими учителями. Елена Фигурина-примитивизм. Работы : «Птица.Удержание птицы», «дорога». Тимур Новиков- создание тканевых полотен. Работы несли содержание и идею. «Аврора»88,»Аполлон на черном/красном квадрате» (сам о себе говорил, что учился у русских футуристов, американских поп-артистов и французских деятелей. Говрил, что занимался экологией искусства. Открыл новую академию изящных искусств.) Бугаев С.-попытка противопоставит аполлона заднему плану. Декоративно прикладное искусство. Выявление значения классического искусства. «Африка» 91г.Идеи классицистич. Искусства.Относился к группе Новикова. Инна и Дмитрий Топольские. Работают в фото. Академические постановки.

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу. Значение цвета в одежде

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы. Надоело враньё? Задайте вопрос на засыпку

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи. Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Что делать, если ничего не хочется делать?

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др. Как стать лидером в коллективе?

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять.

    Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.

  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира. Отношение человека к окружающему миру

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.Как помириться с другом?
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

Добавить комментарий

Закрыть меню