Крито микенское искусство

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Крито-микенская культура. Общая х-ка

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры).

Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.

Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.


Эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове.

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Критский период. Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

1) Кносский дворец. Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом» (это слово происходит от термина лабрис—«двойная секира»,—излюбленного изображения в критском искусстве), стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Это был сложный комплекс зданий, насчитывавший около 300 помещений самого различного назначения. Центром был главный двор, он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, вязанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора, большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.

Ремесла: На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царя и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных Сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.

2) Фрески. Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира. Мастерство критских художников в полном блеске раскрылось в многочисленных фресках, украшавших стены Кносского дворца. Здесь главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Критскую богиню олицетворяла гора или дерево — как универсальный, вселенский символ. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства.

Художественный диапазон фресковых изображений чрезвычайно разнообразен: дикая кошка на охоте, укротитель быка, акробаты, прыгающие на спине быка, торжественная процессия, несущая священные сосуды, кружащиеся в танце люди, наконец, неподражаемые по изяществу изображения морских существ. Шедевром критской живописи стали изображения придворных дам .В этих фресках неизвестный мастер проявил себя не только прекрасным знатоком цветовой гаммы, но и глубоким психологизмом: сколько достоинства, гордой уверенности в своей значимости и обаянии. .

Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские — в белый

В миносских памятниках угадывается еще одна форма магического культа — поклонение быку. Из всех домашних животных, с которыми человек сталкивался в повседневности, редко какое больше поражало воображение человека, чем бык. Он свиреп и неукротим, его горбатая могучая спина высится как холм, увенчанный рогами.

Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность — т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц. Несмотря на то, что бык огромен, у него нет никаких шансов. Он летит в пространстве, почти не касаясь земли. Но борцы ловчее, проворнее его, они успеют одолеть его, прежде чем он нанесет им смертельные раны. На фреске, изображающей «Таврокатапсию» — ритуальный бой с быком — с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике — чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Таким образом, благодаря божественным ритуалам, жизнь людей и богов, проходя через один и тот же цикл, всегда возвращалась на круги своя.

Отличительной чертой критского искусства является «двойная перспектива». На фреске бык изображен в некоей средней зоне: бык не касается земли ногами, а задний план как будто падает на него сверху. На фреске нет линии горизонта — как будто стерлась граница между землей и небом. Тот же художественный прием использован на фреске «Собиратель шафрана».

Особым очарованием дышит образ «Парижанки» — изящной девушки, изображенной в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Фреска представляла ритуальный пир, участники которого сидели друг против друга с чашами в руках. От изображения сохранился лишь небольшой фрагмент головы девушки и ритуального узла на одежде на ее спине. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются с асимметрией, «стихийностью» кисти. Почерк художника беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает «Парижанке» элегантность, а тонкая, почти акварельная живопись наделяет ее воздушностью и грацией.

3) Вазопись. (Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга). Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес».

Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Стенки сосудов стиля Камарес, датируемого 19 — 17 вв. до н.э., стали украшаться растительным орнаментом, выполненным белой, красной и оранжевой краской по черному фону. В 16 — 15 вв. до н.э. утвердился так называемый кносский стиль вазописи, предполагающий мастерское изображение морских существ (особенно осьминогов), расписанных коричневым лаком по светлому фону и отличавшихся неподражаемой живописью и высоким реализмом.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

5 – Скульптура и живопись.

Единство скульптуры и живописи в микенском искусстве.

Скульптуру и живопись микенского мира искусств вообще трудно рассматривать отдельно от его художественно-ремесленных производств. Искусство и художественное ремесло составляли в нем еще одно целое. Впрочем, отсюда можно исключить некоторые произведения скульптуры и живописи, не относящиеся к предметам повседневного употребления. Что касается микенского ваяния, то памятники его — это прежде всего маски покойников в древнейших гробницах, выбитые из листового золота. Как бы ни были они сделаны, механическим ли способом или от руки, они плотно облегали лица умерших и представляют собой первые опыты ваяния с натуры (рис. 166). Из числа находок в микенском кремле заслуживают внимания: голова безбородого человека в натуральную величину, из пористого камня, с отлично сохранившейся окраской, отчасти напоминающей собой татуировку; изваяния двух львов в натуральную величину, теперь безголовых, на главных воротах в Микенах. В сравнении с вялыми общими формами вышеупомянутых гробничных рельефов они представляют собой шаг вперед в отношении тщательного изображения мышц и оживления поверхностей, насколько это было доступно более зрелому микенскому искусству. Многочисленные безобразные маленькие идолы из обожженной глины, камня, слоновой кости и бронзы, найденные в области распространения микенского искусства, по большей части имеют характер уже знакомых нам произведений доисторической эпохи. В большинстве случаев на них можно смотреть как на предметы арийского происхождения и местной работы. Однако и теперь не всегда возможно выцедить из этих находок произведения из других местностей или исполненные под чужестранным влиянием. Маленький свинцовый идол из Трои, изображающий нагую женщину со свастикой на животе, большинство исследователей признает, как и все изображения Иштар (Астарты, или Афродиты), за вещь вавилонского происхождения, а Соломон Рейнак указывает на этот идол даже как на доказательство того, что все этого рода фигурки арийско-европейского происхождения. Если этот троянский свинцовый идол стоит на довольно низкой ступени лестницы развития искусства, то на конце ее следует поставить женскую бронзовую фигурку, 19 сантиметров высотой, находящуюся в Берлинском музее; фигурка эта, как и многие ей подобные, была найдена, вероятно, на Крите. Ее ниспадающее платье, волосы, заплетенные в косу и спустившиеся на спину, полный бюст с округлыми формами и широкий размах свободной позы производят впечатление поразительно зрелого произведения.

Рис.

166 – Микенская золотая погребальная маска.

Рис. 166 – Микенская золотая погребальная маска.

Стенные дворцовые фрески.

С микенской живописью знакомят нас прежде всего фрагменты стенных фресок. Но и в картинах с фигурами она ограничивается черными контурами и употреблением трех красок: желтой, красной и синей. Ввиду древности той ступени развития искусства, к которой относятся эти картины, само собой понятно, что все фигуры в них изображены профильно и без соблюдений перспективы. Вышеупомянутое изображение ловли быка происходит из дворца в Тиринфе: дикое животное с короткой головой и торчащими вперед рогами повернулось влево и быстро бежит. Мужчина, на котором, по-микенски, нет ничего, кроме передника и ремней на ногах, правой рукой схватил быка сзади за рога, и животное мчится с ним изо всей силы; фон картины — синий, бык — желтый с красными пятнами. В одной из боковых пристроек микенского кремля найден замечательный фрагмент картины, на котором изображены люди с ослиными головами, идущие один за другим и несущие длинную жердь. Картина эта относится к той зародышной поре греческой мифологии, которую Мильхгёфер назвал полидемонизмом. Микенские полулюди-полуослы могут считаться предками греческих сатиров. Как и сатиры, они имеют юмористический характер. Другой фрагмент, изображающий двух женщин, в резной зубчатой раме, производит впечатление настоящей станковой картины, хотя и написан на сырой извести. К такого же рода картинам надо причислить живопись на каменной плите, которую нашел Цунта в одной куполообразной усыпальнице среди так называемых народных могил в Микенах. На среднем поле картины изображены пять воинов в шлемах и со щитами, идущие вправо и мечущие копья. И здесь мы находим обведенные черными контурами фигуры на белом фоне, иллюминированные только желтой, красной и синей красками. Забегая вперед, надо также упомянуть о рисунке на «вазе с воинами», найденной в Микенах; на нем кроме шести отступающих воинов и стоящей позади них плачущей женщины изображены еще пять героев, которые наступают с поднятыми вверх копьями, — фигуры, совершенно сходные с воинами, нарисованными на вышеупомянутой стеле, не только по одежде и вооружению, но и по формам.

Как и во всех произведениях микенского искусства, фигуры эти стройные, с тонкими ногами, длинными шеями и носами. Поэтому и камень, и ваза, о которых мы говорим, подтверждают местное происхождение микенского стиля. Наиболее зрелые из сохранившихся произведений микенского искусства принадлежат, однако, к резьбе на камне, работе по золоту и художественному гончарному делу.

Рис. 168 – Обломки микенской вазы

Рис. 168 – Обломки микенской вазы

Резьба по камню.

Резьба на камне оставила образцы гравированных печатей и предметов украшений. Так как их находили впервые на греческих островах, то и назвали островными. По этим памятникам древности, начиная с критских, можно проследить переход от эгейского искусства к микенскому, от образных письмен к буквам, от простых орнаментов и изображений животных и людей к охотничьим и военным сценам, от старого верования в демонов к греческому героическому мифу. Что касается форм, то в изображениях, резанных на печатях и каменьях, служивших украшениями, мы находим, в период зрелости микенского искусства, хорошо понятные, только чересчур длинные фигуры с тонкой, «осиной» талией, живые и выразительные движения, какие обычно встречаются во всех видах этого искусства; в костюме изображенных мужчин видим передники, похожие на купальные штаны, в костюме женщин — постоянно повторяющиеся широкие, ниспадающие одеяния; нередко заметна склонность к симметричности, которая здесь, как и повсюду, непосредственно приводила к геральдическому стилю. К наиболее ценным памятникам этого рода принадлежат два овальных камня для золотых перстней, найденные в древнейшей микенской гробнице. На одном изображена охота на оленей, на другом — битва. На каменной печати из Крита представлен демон с ослиной головой, несущий на перекинутом через плечо шесте добычу охоты,- pendant к людским фигурам с ослиной головой, которые мы видели на микенских фресках. Изображение на золотом кольце, представляющее группу женщин с цветами в руках под деревом, еще до конца не объяснено.

Рис. 169 – Глиняная ваза из Талиса

Рис. 169 – Глиняная ваза из Талиса

Микенское искусство.

Античное искусство.

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной.

Античность осталась и вечной школой художников.

Удивительно, что в этой небольшой по размерам земле (южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазиатского побережья) с населением Афинского полиса 200 – 300 тыс. человек расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Греческая культура возникла не сразу. У неё была длительная предыстория. Раскопки на материковой Греции и на острове Крит приоткрыли ранний этап античности. Его центром в конце 3-го и середине 2-го тысячелетия до н. э. был Крит, а несколько позже город Микены на полуострове Пелопоннес. Культуру этого периода называют крито-микенской или эгейской.

Тема.5. Эгейское (крито-микенское) искусство.

(3 тыс. – 12 в. до н.э.).

1. Искусство Крита.

2. Микенское искусство.

В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 гг. до н.э. – одновременно с искусством Египта и Двуречья.

Центром эгейской культуры был остров Крит. Она охватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя.

Искусство Крита.

До сих пор точно не известны общественный строй, религия и мифология жителей Крита. Не обнаружены остатки храмовых сооружений, позволяющих сделать вывод о пантеоне богов и, так же, о сложившихся социальных отношениях в обществе. Очевидно, что на Крите не было строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни.

Относительно общественного строя, многие ученые считают, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. За это говорит тот факт, что сохранившиеся памятники архитектуры, произведения искусства могли быть созданы при централизованном, оформившемся государстве, т. к. уровень их исполнения высок и требовал больших затрат и организации. Так же критяне знали письменность, до сих пор не расшифрованную учёными. Но есть предположение, что там было ещё родовое, доклассовое общество типа военной демократии с племенным вождём во главе. Это могло бы объяснить отсутствие храмовых комплексов: религиозные представления ещё не оформились в систему культа и просто вплетались в повседневную жизнь.


Достоверно то, что критяне почитали женское начало в виде богини – матери и одухотворяли и обожествляли природу. И особенностью их мировоззрения было то, что человек не был ничтожен и слаб перед силами природы, а был достойным служителем в её храме.

АрхитектураКрита очень динамична, с живописными и световыми эффектами, причудливо асимметрична.

Композиционным и смысловым центром города был дворец правителя. Ок. 2000 г. до н.э. появились «Старые дворцы» — резиденции царей Крита (разрушены ок. 1700 г. до н. э., вероятно, землетрясением). Остатки «Старых дворцов» найдены в Кноссе, Фесте, Маллии, Гурнии. На развалинах «Старых дворцов» в 17 – 16 вв. до н. э. были построены «Новые дворцы», которые в основном сохранили те же принципы планировки. Раскопки позволили определить их основные архитектурные принципы: расположение многочисленных помещений в 2-3 этажа вокруг мощёного центрального прямоугольного в плане двора, ориентированного с севера на юг.

Наиболее значительным архитектурным памятником является Кносский дворец. Это огромный архитектурный комплекс построенных в разное время (в течение нескольких столетий) дворцовых помещений, группирующихся вокруг большого внутреннего двора (длина ок. 52 м, ширина 28 м ) (Рис. 150). Дворец в Кноссе превосходит остальные размерами и богатством оформления. Композиция дворца строго продумана, все помещения имеют прямоугольный план и ориентированы по сторонам света. Расположены помещения очень причудливо, на разных уровнях. Соединяются между собой лестницами, пандусами, коридорами, некоторые уходят под землю (общая площадь около 24 тыс. м2). Разновеликость и многочисленность помещений, сложные и неожиданные переходы от одного к другому, контраст обширных открытых пространств (дворы) и многоярусных вертикальных объёмов, световые колодцы и дворики, разновеликие колонны, лестницы, игра света и тени – всё создаёт эффект живописного перетекания пространства, его движения, тот эмоционально богатый художественный образ, который нашёл выражение в древнегреческом мифе о Лабиринте.

В западной части находились тронный зал, вероятно, святилище, 22 большие кладовые. В восточной половине были комнаты царицы, парадный зал. Дворец имел водостоки, комнату омовений – ванную. Стены оформляются росписями по штукатурке.

Одной из своеобразных особенностей эгейской архитектуры были расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью. Наряду с такими существовали и прямые или суживающиеся кверху колонны.

Рис. 151. – Лестничный зал и световой колодец в Кносском дворце. 17 — 16 вв. до н.э.

Дома богатых горожан по архитектуре и декору были близки дворцам, но не имели центрального двора.

В критских поселениях почти не было крепостных стен и военных укреплений.

Изобразительное искусство Крита отличается праздничной декоративностью и живописностью. Основные черты критского искусства эпохи расцвета: его более светский характер в сравнении с художественными культурами Египта и Месопотамии, внимательное отношение к живой природе (особенно к миру моря) и к человеку. Композиции критских росписей построены на передаче движения, как проявления самой жизни. Сюжеты для росписей взяты из повседневной жизни и весьма демократичны. На них изображаются различные бытовые сценки. Персонажи заняты трудом, празднествами, охотой, сбором цветов. Отсутствует военная тематика. Очень много пейзажей. Природа одухотворена.

Объём и пространство в критской живописи переданы условно. Действие развёртывается, обычно, в одной плоскости, что подчёркнуто обводкой пятен цвета по контуру. Нет линии горизонта. Изображения часто совмещают вид спереди и сверху. Фрески и рельефы поражают смелостью и непринужденностью рисунка, любовью к извилистым формам, яркими, многоцветными красками, контрастностью цветов. Художники, очевидно, учитывали освещение дворцов рассеянным или слабым светом.

Фигуры на фресках и рельефах выполнены, в основном, по канонам (плечи, грудь, глаз – в фас, лицо и ноги – в профиль), но движения более свободны, подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость рук и ног. В них чувствуется некоторая манерность, условность – фигуры декоративны и плоскостны, лица лишены индивидуальности. Мужскую фигуру отличают широкие плечи и тонкая, «осиная» талия. Женскую – подчёркнутые формы бёдер и бюста (обычно обнажённого).

В последствии все более усиливается схематизация.

Рис. 152. –Царь-жрец. Фреска из Кносского дворца. 15 в. до н. э.

Рис. 153. – Фреска с грифонами, лежащими среди лилий. Кносский дворец. 15 в. до н.э.

Рис. 154. – Акробаты с быком. Фреска Кносского дворца.

Среди критских фресок только эти динамичные акробатические сцены обладают такой же жизненной правдивостью, как и фрески, изображающие природу, хотя и здесь видны черты условности («летящий галопом» бык).

В сюжетах фресок часто встречается изображение быка. Очевидно, бык играл особо значительную роль в укладе жизни критян, в их религиозном мировоззрении.

Интересны изображения женщин, которые встречаются довольно часто. Образам женщин в искусстве Крита отведена заметная роль, что, вероятно, объясняется почитанием богини – матери и сохранявшимися традициями матриархата. Исследователи прозвали их «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами». У них осиные талии, платья с пышными кринолинами голубого или гранатового цвета, открытые корсажи, затейливые причёски, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики.

Рис. 155. «Дамы в голубом» Фреска Кносского дворца.

Очень лёгкое и непринуждённое композиционное расположение дам.

Рис. 155а. «Парижанка» Фреска Кносского дворца.

Искусство керамикидостигло своего расцвета примерно в 17 в. до н.э. Критяне достигли больших высот мастерства. Они изготовляли сосуды различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками – «яичная скорлупа», до больших яйцевидных сосудов – пифосов (до двух метров в высоту). В них хранили воду, вино, зерно. Часто у ваз не было широких поддонов, для устойчивости их полностью или частично закапывали в землю. К этому времени относятся вазы стиля «камарес» (по названию пещеры Камарес, где они были найдены, близ Феста) с изящными округлыми формами, покрытые чёрным лаком, по которому белой и красной красками нанесены крупные растительные узоры. Видно стремление дать узор живой, подвижный, лёгкий. Спирали смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут рядом в разных направлениях. Орнаменты расположены то в горизонтальном направлении на сосуде, то перерезают сосуд вертикально сверху донизу. Иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя остальное поле гладким. Художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией. Применяются краски: жёлтая, пурпурная, белая, наложенные на чёрно – коричневый фон.

Рис. 156. Ваза в стиле камарес.

Рис. 156а. Кувшин в стиле камарес из Феста.

Рис. 156б. Вазы в стиле камарес.

Позднее появились вазы с изображением растений, выполненных тёмной краской по светлому фону.

Рис. 157. Ваза с тюльпаном из Филакопи.

В 16 в. до н.э. в вазописи преобладают морские мотивы – рыбы, раковины, морские звёзды. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии (Рис. 158).У этой вазы несколько расплывчатая, ассиметричная, словно текучая форма, всецело подчинённая росписи, изображающей большого осьминога, его эластичные щупальца, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно.

Подобный мотив в росписи ваз был весьма распространён.

Рис. 158а.Ваза с осьминогом из Палекастро.

Конец 16 в. до н.э.

Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в настенной живописи, началось усиление схематизации.

В период расцвета критского искусства была широко распространена мелкая пластика, отличающаяся декоративностью и изысканностью. Это статуэтки предположительно богинь или заклинательниц змей и фаянсовые таблички с разноцветными фигурками летучих рыб, раковин, животных.

Рис. 159. Коза с козленком.

Рис. 160. Богиня со змеями. Фаянсовая статуэтка из Кносского дворца. Начало 16 в. до н.э.

Рис. 160а. Голова быка из дворца в Кноссе. 17 в. до н.э.

Постепенно в искусстве Крита нарастает схематизация и геометризация форм. Искусство близится к рискованной грани, за которой свободное изящество готово перейти в манерность, а это всегда признак увядания стиля.

К концу 15 в. до н.э. Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины, вероятно, они подверглись опустошительному завоеванию материковых племён – ахейцев. Также, возможно, сюда присоединилось и стихийное бедствие – землетрясение, извержение вулкана.

Микенское искусство.

Критской культуры не стало, но ещё около трёх столетий близкая ей микенская культура существовала на материке. Расцвет её относится к 1500-1200 гг. до н.э. Это время разложения родового строя, выделения аристократии, наличия патриархального рабства и сложения ряда мелких государств во главе с военным вождем, верховным жрецом и судьёй. Микены были очень богаты. Это богатство позволило позднее владыкам Микен предпринять грандиозную перестройку крепостных стен.

Ведущее место в микенском искусстве занимает архитектура. Архитектурные памятники обнаружены в Микенах, Тиринфе, Афинах, Трое (побережье малой Азии). Дворцы расположены на возвышенных местах и, в отличие от дворцов Крита, были хорошо укреплены, окружались стенами из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали «циклопической», — по их мнению, только мифологические великаны – циклопы могли поднимать такие камни. Стены укреплялись башнями.

Композиция дворцов Тиринфа и Микен имела некоторые общие черты с критскими дворцами: асимметричность плана, световые колодцы и т.д. Были и местные особенности: в плане дворца центральное место занимал мегарон – большой прямоугольный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие, и сенями, имевшими наружный портик с двумя колоннами. Внутренний двор отсутствовал.

Портик– крытый проход, образованный колоннадой и расположенной параллельно им стеной.

Центральное место мегарона в архитектурном ансамбле, план мегарона и портик – черты эгейской архитектуры, перешедшие в архитектуру Древней Греции.

Рис. 161. План дворца в Тиринфе.

Микенские дворцы-крепости были предшественниками акрополей Древней Греции.

Рис. 162. Аксонометрия дворца — крепости Тиринфа. 13в. до н.э.

Рис. 162а. Акрополь в Микенах. Фото.

Рис. 162б. акрополь в Микенах. План. 17-13 вв. до н.э.

Единственный пример микенской монументальной скульптуры – «Львиные ворота», ведущие в акрополь Микен.

Акрополь(верхний город от греч.) – укреплённая часть города, расположенная, как правило, на возвышении, над нижним городом.

Рис. 163. » Львиные ворота» в Микенах, 14 в. до н.э.

Часть стен у ворот выложена также из больших, но правильных по форме квадратов, уложенных ровными рядами. Справа от входа была большая защитная башня. Ворота сложены из двух колоссальных плит, вертикально поставленных и перекрытых третьей. Для облегчения нагрузки на горизонтальную плиту, над нею было оставлено пустое пространство; ряды кладок сходятся над перекрывающей плитой выше, образуя свободный треугольник. В нём располагается большая треугольная плита со скульптурным рельефом в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь по сторонам стоящей на нем колонны, расширяющейся кверху.

Геральдический характер рельефа соответствует условному характеру искусства Микен.

Микенская настенная живопись. Сюжеты росписей те же, что и на Крите, но есть и местные сюжеты. Росписи более условны, схематичны, и имеют отвлечённо– декоративный характер. Основными сюжетами являются характерные для микенского искусства сцены войн и охоты. В росписях почти отсутствует природа. Нейтральный, одноцветный фон, на котором разворачивается сюжет, остаётся непроницаемым. Персонажи показаны неловкими, застывшими.

Декоративность микенской живописи ближе к декоративности орнамента: в ней преобладает не пятно, а линия.

С течением времени плоскостной характер и условная схематизация живописи всё более нарастали.

Рис. 164. Выезд охотниц. Фреска из Тиринфа. 14 в. до н.э.

Одежда девушек не критская, похожая на греческий хитон, условно трактованы деревья, композиция обрезана на половине фигуры коня.

Рис. 164а. Женские изображения. Первое – тиринфянка. Фрагмент фрески из дворца в Тиринфе. Второе – микенянка. Фрагмент фрески из Микен. Женские образы более тяжеловесы чем на Крите. Рисунок более скован, менее прихотлив. Ок.13 в. до н.э.

Фреска, изображающая сборы на войну, по технике сходна с критскими, но стиль и тематика совсем иные.

Рис. 165. Фреска из Тиринфа.

В прикладном искусстве, как и в архитектуре, видно сочетание высокоразвитой критской культуры с более примитивной местной культурой. Гомер называл Микены злато обильными. Так называемая «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды – грубой местной работы, но массивные, из чистого золота.

Рис. 166. Золотая погребальная «маска Агамемнона». Вторая половина 16 в. до н.э.

Примерно в 11 в. до н.э., микенская культура была сметена вторгшимися с севера греческими племенами – дорийцами, стоявшими на значительно более низком уровне развития.

Понадобились века, чтобы разнородные этнические группы ассимилировались и образовали новый народ, и чтобы их искусство тоже пришло к синтезу.

Крито – микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства.

1. В чём суть концепции прерывания?

Как работает система прерывания по вектору?

3. В чём отличие команд ret и iret?

4. Какие способы получения/изменения вектора прерывания Вы знаете?

5. Как вызвать программное прерывание?

6. Какие существуют способы передачи параметров в подпрограмму обработки прерываний и возврата параметров из неё?

7. Какие действия производит процессор при получении запроса на прерывание?

8. В чём отличие команд call и int?

Архитектура Крито-Микенского периода. ХXX-XII вв. до н.э.

Период и место Крито-Микенской культуры.

Троянский период (IV-III вв. до н.э.):

— основной тип жилых сооружений мегарон,

— малые размеры городов-крепостей, стоящих на одном месте длительное время,

— основной строительный материал камень (стены крепостей, дворцов, фундаменты), кирпич-сырец с деревянным каркасом и связями или древянная каркасная конструкция с глинобитным заполнением.

Критская (Миносийская) культура (XVIII-XIV вв. до н.э.):

— своеобразие планировки внутреннего пространства дворца;

— высокая степень благоустройства;

— были выработаны новые сейсмостойкие конструкции:

— расширяются вверх колонны на пьедестале с широкой капителью и большой квадратной абакой,

Типы капителей в догреческой архитектуре Эгейского мира:

1,2,4 — прототип ионической капители (Малая Азия); 3 — капитель лампы-колонны из Кносса; 5 — капитель колонны портика «Гробницы Атрея».

— накатные перекрытия из круглых балок,

— деревянный каркас со связями и заполнением, выполненными из сырца и каменных блоков;

— сложился тип двухколонного портика «в антах»;

— помещения штукатурились и украшались фресками и резными рельефами и изображением сбора урожая, игр – это первая известная после палеолита реалистичная живопись.

— возникли основы ландшафтной архитектуры.

Микенский период (XIV-II вв до н.э.):

— появился новый тип оборонительных сооружений акропль- на возвышенности города крепость.

— сложился новый тип монументальных гробниц.

— появляются двухнефные храмы, праобразом которых является мегарон.

— появляется новые типы конструкций – ложные своды и купола.

— циклопическая – крупная кладка.

— львиные ворота – камни в распор.

Архитектура о. Крит. эпоха бронзы, города нерегулярной планировки в центре дворец, Кносский дворец – в виде лабиринта. Особенности:

— все расположено вокруг большого прямоугольного внутреннего двора,

— здания в 2-3 этажа террасами спускается по склону и много залов, тупиковых коридоров.

— многочисленные складские помещения на 1 этажа, на 2 и 3 культовые и парадные помещения,

— жилые помещения выделены в восточный блок к которому ведет портик лестница, на окраинах мастерские, жилища слуг и рабов, птичники.

1. Западный двор Кносского дворца.

2. Коридор с фреской «Процессия»

3. Южный дом.

4. Южные границы дворца, «Рога посвящения».

5. Центральный двор

6. Фреска Принц с лилиями.

7. Южные Пропилеи.

8. Лестница на Piano Nobile (главный этаж К.Д)

9. Piano Nobile

10. Западные кладовые.

11. Тронный зал.

12. Трехчастное Святилище.

13. Большая лестница (Парадная лестница)

14. Зал Двойных Секир или Мегарон царя.

15. Мегарон царицы со знаменитой фреской «Дельфины».

16. Мастерская Ремесленника и Школа.

17. Склад Гигантских Пифосов.(глин ваз)

18. Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия).

19. Коридор Северного Входа.

20. Гипостильный Зал

21. Северный Бассейн Омовений.

22. Театр

Именно Кносский дворец чаще всего ассоциируют с Лабиринтом, в котором обитал Минотавр. Почему? Скорее всего, главным образом, из-за размеров строения и его сложности. Дворец состоял из множества помещений, связанных друг с другом сложными переходами, часто напоминающими лабиринт. Косвенно, на наличие лабиринта в самом большом Минойском дворце на Крите указывали монеты с изображением лабиринта, которые печатал древний город Кносс. А мифы всячески подогревали желание поскорей найти тот самый Лабиринт Минотавра.

Строительство дворцов свободной (лабиринт) планировки, росписи дворцов, особенность критской (сейсмоустойчивой) колонны.

Пологие площадки, терраса, застройки ассиметричные, террасные дома, глинобитные стены выдержат землетрясение, утолщение колонны к верху, стены штукатурили, украшали фресками, резной рельеф, ковровая роспись – фигуры людей, растительность.

В Кносском дворце фрески на бытовую тему.

Понятие мегарона — вытянутое по продольной оси прямоугольное или овальное помещение с лоджией входа, без окон, с отверстием в потолке, образованными балками, опирающимися на стены или столбы, если помещение было большим. В центре круглый очаг или жаровня. Тип мегарона лег в основу планировки греческих храмов.

Крепостная архитектура Микен и Тиринфа.

Основные сходные черты всех периодов:

— В планировке учитываются природные и ландшафтные особенности местности.

— Применяются одинаковые строительные материалы – кирпич-сыпец, камень, дерево для перекрытий и каркаса.

— Складывается единая ордерная система. Колонны украшаются спиралями, зигзагами, узорами из металлических колец и т.п.

Соколов Г. И.

Искусство Древней Греции

Крито-микенское (эгейское) искусство

Истоки античной культуры бассейна Эгейского моря уходят в далекое прошлое, в эпоху неолита и ранней бронзы, когда в III тысячелетии до н. э. процветал сильный город Троя, создавались своеобразные памятники искусства на кикладских островах Паросе, Наксосе, Сиросе, а на Балканском полуострове в фессалийских селениях и в пелопоннесских местечках Сескло, Димини, Лерне воздвигались найденные теперь в руинах древнейшие сооружения, изготавливались керамические сосуды, терракотовые статуэтки. Особенно же ярким очагом, где закладывались основы позднейшей европейской цивилизации, была минойская культура острова Крита, искусство которого достигло расцвета в первой половине II тысячелетия до н. э.

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века, а о богатейшей культуре, существовавшей на Крите, лишь догадывались, зная греческие мифы о Тезее и Минотавре и высказывания философов, в частности Платона, писавшего о критском царе:

«Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было не много корабельного леса»4.

Упоминания о Крите проскальзывали в поэмах Гомера, где остров назывался стоградным, населенным многими народами. О Крите писали историки Геродот и Фукидид, считавшие Миноса первым создателем флота, повелителем кикладских островов и могучим властителем моря. Гесиод называл Миноса «из всех смертных царей наиболее царственным».

Эти сведения были известны давно, но реальный смысл мифов и свидетельств древних авторов стал очевидным, когда археологи раскопали на Крите огромный дворец и нашли неповторимые по красоте и своеобразию памятники минойского искусства и культуры, относящиеся к длительному периоду от середины III тысячелетия до н. э. до XI века до н. э.

В конце 70-х годов XIX века критский купец Калокеринос нашел на своем участке земли несколько больших глиняных сосудов и руины древних построек, но раскопки тогда начать не удалось. Только в марте 1900 года английская археологическая экспедиция под руководством Артура Эванса приступила к работам на Крите, и находки ее поразили всех: древние сказания принимали облик реальных исторических событий.

Эванс предложил различать в истории минойской культуры несколько этапов. Древний — продолжавшийся с 2600 до 2000 года до н. э.— был назван раннеминойским, по имени легендарного Миноса. Расцвет культуры относится к первой половине II тысячелетия до н. э., от 2000 до 1425 года, — к периодам среднеминойскому и началу позднеминойского. Время с 1425 до 1150 год было завершением позднеминойского периода. На эти столетия приходилось разрушение как природными силами, так и ахейскими племенами города Кносса, упадок могущества Крита, гибель его культуры и выдвижение ахейских центров Балканского полуострова.

Правили Критом цари, выполнявшие нередко роль жрецов, так как религиозным церемониям отводилось значительное место. Существовали армия, сильный флот. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами. Природа не обидела этот средиземноморский остров. Сочные травы на пастбищах для скота, пышная растительность в плодородных долинах, обилие винограда, оливковых рощ, посевы льна, шафрана — всем этим славился Крит еще в древности.

Раскопки, начавшиеся в 1900 году, производились на месте кносского дворца, названного Эвансом дворцом Миноса. Площадь его достигала шестнадцати тысяч квадратных метров. Вокруг парадного двора располагались помещения разных размеров и форм в два, а возможно, и в три этажа. Так как уловить какую-либо систему в их планировке было почти невозможно, дворец был воспринят как сложный лабиринт, построенный легендарным Дедалом.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, которые использовал зодчий. Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию (илл. 1).

Обратила внимание археологов манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы по лестницам, неожиданные повороты, характерные для «лабиринта Дедала», дополнялись особенной таинственностью неожиданных световых эффектов, игрой света и тени в то ярко освещенных, то полутемных помещениях.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор (илл. 4). Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным. Близость моря, вечное движение волн, порывы шквала, легкий ласковый бриз, надувающий паруса кораблей, — стихия, окружавшая критских художников, способствовала возникновению в их искусстве динамических композиций.

Фрески кносского дворца позволяют увидеть сцены торжественных церемоний, религиозные процессии, связанные с культовыми праздниками, игры со священным на Крите животным — быком. Художник показал на одной из фресок огромного быка, который мчится, почти не касаясь земли копытами, тяжело нагнув могучую голову и выставив вперед рога. Один из критян, схватившись за рога, собирается прыгнуть на спину животного, чтобы затем мягко спуститься на землю сзади быка. Процессия чинно шествующих юношей с ритонами представлена на той стене южных пропилей дворца, где постоянно проходили люди. Изображенные персонажи как бы повторяли движение реальных критян.

Стены дворца покрывались не только фресками, но и невысокими раскрашенными рельефами. На одном из них показан юноша в высокой диадеме, увенчанной перьями. Узоры на диадеме воспроизводят стилизованную форму лилии. Ожерелье на шее повторяет те же очертания. Несколько раз звучит здесь мотив этого изысканного цветка. В подобных узорах теплится жизнь. Они уже будто утратили качества живого цветка, но еще не стали орнаментами. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией. В трактовке фигуры юноши есть условность египетского толка: ноги и лицо показаны в профиль, но плечи повернуты анфас и глаз смотрит прямо на нас. Однако непосредственность мироощущения делает образ глубоко отличным от памятников Египта. Человек в искусстве Крита кажется значительно более свободным от преклонения перед непонятным и далеким божеством, нежели в египетском искусстве. Изображенные на критских фресках люди воспринимаются как неотъемлемая часть природы, они сливаются с тем пейзажем, в котором показывает их художник.

Монументальные произведения круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Зато обнаруженное археологами множество предметов мелкой пластики убеждает в том, что критским мастерам были известны различные материалы: фаянс, глина, слоновая кость, бронза. Особенный интерес представляют найденные в кносском дворце невысокие фаянсовые статуэтки женщин со змеями в руках, поражающие изяществом и мастерством исполнения. Они имели, несомненно, культовое значение, может быть, изображали жриц со змеями — божествами, заботящимися о благосостоянии дома (илл. 2). Известны и статуэтки прыгунов через быка, исполненные в металле и слоновой кости.

Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду порой со стенками не толще яичной скорлупы, но очень прочными после обжига в печах. Формы ваз большей частью шаровидные, сочные; краски яркие. Изысканны сосуды так называемого стиля «камарес», на темной поверхности которых, будто кружевом одевающие их, выступают нанесенные светлыми красками орнаментальные узоры. Часто используется мотив круга или спирали. Вечное непрерывное движение и здесь, подобно фресковым орнаментам, находит свое выражение. Позднее цветовая гамма росписных ваз Крита меняется. В XVI веке изображения морских животных или цветов наносятся краской на светлый фон. Критский вазописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму и на шаровидном сосуде предпочитал показать осьминога, в то время как на вытянутой кверху вазе он располагал стройные стебли растений (илл. 3). Это качество критских росписей, гармонически сочетающихся с формой, будет впоследствии достойно оценено греками. К концу XVI и началу XV века до н. э. относится группа особенно роскошных по своим рисункам ваз так называемого «дворцового стиля». Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художник украшал цветами, орнаментами, изображениями животных, не пытаясь показать сюжетные композиции, несущие смысловую нагрузку.

В XV веке, возможно, воспользовавшись сильным, нанесшим урон Криту извержением вулкана на Санторине, балканские ахейцы захватили остров и подчинили его, испытав на себе в дальнейшем сильное воздействие минойской культуры. С падением Кносса ведущая роль в этом районе Европы перешла к ахейцам, победившим критян, но по своему культурному уровню значительно им уступавшим.

Микены, Тиринф, Афины. Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во второй половине II тысячелетия до н. э. Им еще могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но троянская война XII века до н. э. решила спор между ними в пользу ахейских племен.

Археологические раскопки последних десятилетий дали много памятников, раскрывающих особенности культуры и искусства ахейцев Балканского полуострова.

В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине, как критские, а на холмах, с которых хорошо видна окружавшая их местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Высокие крепостные стены защищали их от нападения, так как опасность неожиданных пиратских набегов беспокоила жителей. Будто великаны поднимали огромные камни, складывая эти стены и башни, получившие название «циклопических». Темно-серый цвет огромных каменных глыб, из которых составлены укрепления «крепкостенного» Тиринфа, придает особую суровость его облику. В широких крепостных стенах располагалась сложная система галерей, ходов. Здесь были цистерны для воды, продовольственные склады, запасы оружия. В густых зарослях кустарника на склоне акрополя скрывался потайной ход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Царские покои, от которых в Тиринфе довольно хорошо сохранились лишь фундаменты, можно считать типичным парадным сооружением того времени. В кносском сооружении Миноса обращало внимание отсутствие четкой системы в расположении комнат и залов. В царском дворце Тиринфа доминирует центральное помещение — мегарон — с четырьмя внутренними колоннами, поддерживавшими крышу и обрамлявшими очаг. Подобные же мегароны были открыты археологами в Микенах и Пилосе.

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую (илл. 5). Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам гробницах XVII—XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из тонкого листового золота, накладывавшихся на лицо покойника, золотых, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота. Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронений, о типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.

Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль (илл. 6). Возникновение подобных памятников свидетельствует о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в изображении батальных сюжетов и сцен охоты на вазах и фресках.

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм. В знаменитом «кубке Нестора» из четвертой шахтовой гробницы конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах, показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию, схематичность форм.

Даже узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но прежде всего инкрустированными на них сценами. Удлиненный клинок умело используется для изображения то опасной борьбы человека со львом, то распластанных в беге фигурок животных. Новым, по сравнению с критским искусством, воспринимается и сюжет — охота (илл. 7). На одном из кинжалов, на узенькой полоске оказалось возможным поместить пейзаж, в сложной технике инкрустации показать реку с плывущими рыбами, кусты, растущие по берегам, и дикую кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет использованных материалов — золота разных тонов, серебра, меди, черни. О мастерстве ремесленников, изготовлявших оружие и украшения из золота, серебра, слоновой кости и других материалов, повествовал Гомер в «Илиаде», подробно описывая щит Ахилла5.

Позднее шахтовых могил в конце XV—XIV веков до н. э. воздвигались гробницы купольные, представляющие собой выложенные из камня, круглые в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.

Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Атрея, имеет высоту 14 метров.

В Микенах, Тиринфе и других городах Балканского полуострова стены дворцов украшались фресками, была распространена вазопись и торевтика. Однако монументальные скульптурные произведения и рельефы создавались редко. Отчасти вследствие этого в гомеровскую эпоху скульптура будет развита слабее, чем вазопись.

Рис. 8. Кратер с воинами из Микен. XII в. до н.э.

В исполнении фресок Тиринфа можно заметить по сравнению с живописью Крита новые черты. Две женщины, изображенные древним художником, движутся в колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев. В этой фреске детали греческие — колесница, одежды женщин. Контуры фигур, повозки лошадей резки, формы застывшие, — они статичнее, чем в росписях Крита. Отдельные элементы узора, украшающего фреску, не связаны друг с другом. Нет подвижности форм, характерной для орнаментов Крита. Линия, полно и безупречно выражавшая в искусстве Крита настроение и чувства мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет (илл. 9).

В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев, седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Рисунок на сосуде, служивший декоративным узором в керамике Крита, стал теперь выразителем сложной и глубокой идеи. Манера росписи кажется небрежной, фигурки могут показаться порой забавными, хотя художник был далек от мысли представить что-либо смешным в своей композиции (илл. 8).

Двенадцатый век до н. э. — время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове заметны передвижения народов. С севера наступают доряне. Во всех археологических слоях XII века от Македонии до Крита ученые обнаруживают следы разрушений и пожаров. В XII веке прекращает существование хеттское государство в Малой Азии, в египетских документах отмечаются столкновения различных племен. На берегах Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные изменения. В этот период эгейская культура гибнет.

  • 4. Платон. Законы. IV, 706—708. Пер. А. Е. Егунова. Пг., 1923, С. 117.
  • 5. Гомер. Илиада. XVIII, 478—608. Пер. В. Вересаева. М.—Л., 1949, с. 407—411.

Источник: Соколов Глеб Иванович. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с., ил.— (Очерки истории и теории изобраз. искусств).

Добавить комментарий

Закрыть меню