Критический реализм в литературе

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

творческий метод в литературе и искусстве XIX–XX вв., отражающий действительность с позиции демократических идеалов. Этот метод стремился не только правдиво воспроизводить жизнь во всех ее проявлениях, но и критически ак-центировал на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него.

Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям художественной культуры в середине XIX в. французским литературным критиком Ж. Шанфлери для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Он стал продолжением ренессансного реализма эпохи Возрож-дения и просветительского реализма, критиковавшего современную действительность с точки зрения разума и справедливости. Реализм XIX в.

выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Это не означало простого копирования реальности (к этому стремился натурализм), а требовало выделения наиболее существенных проявлений бытия, их духовного осмыс-ления, изображения жизни в формах самой жизни. При этом они развенчивали иллюзии, мечтательность, приукрашивание тех или иных сторон жизни человека, свойственных сентиментализму и романтизму, показывая человека, жившего в суровом реальном мире, действующего в конкретных обстоятельствах, переживавшего коллизии своей жизни. Главные герои боролись, отстаивая свою нравственную чистоту и, либо погибали, либо побеждали в борьбе со злом.

Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной сре-ды. В большей степени это свойственно литературе. Живопись и музыка реже ставили перед собой большие социальные задачи, ограничиваясь правдивым описанием повседневной жизни. Для этого стал использоваться широкий диапазон средств, позволяющих найти более точный, содержательно богатый тон повествования; в театре возросла роль режиссуры при отказе от декоративности и пышности, большее вни-мание уделялось искренности актерской игры, в музыке стали широко использоваться народные песенные ме-лодии, в опере драматургия музыкального действия и характеристика героев также приблизилась к реальной жизни. Таким образом выражалась основная стилевая установка реализма — выявление нравственной, поли-тической и художественной несостоятельности буржуазного общества, показа его уродующего воздействия на психологию и поведение человека. Это отдавало в художественной культуре приоритет литературе, а в ней — жанрам романа и повести. Крупнейшими пред-ставителями критического реализма на Западе были О. Бальзак, Г. Флобер (в литературе), О. Домье, Г. Курбе, барбизонцы (в живописи). В России — Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (в литературе), П. А. Федотов, В. Г. Перов, передвижники (в живописи).

Оцените определение:

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России — А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм одновременно становится психологическим.

1. Развитие русского реализма

Особенностью исторического аспекта развития России середины XIX века является обстановка после восстания декабристов, а также возникновение тайных обществ и кружков, появление произведений А.И. Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом разночинного движения в России, а также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в том числе и российской. реализм русский творчество социальный

2. Творчество писателей — реалистов

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения.

Грибоедов и Пушкин, а вслед за ними Лермонтов и Гоголь всесторонне отразили в своем творчестве жизнь русского народа.

Писателей нового направления роднит то, что для них нет высоких и низких предметов для жизни. Все, что встречается в действительности, становится предметом их изображения. Пушкин, Лермонтов, Гоголь заселили свои произведения героями » и низших, и средних, и высших сословий». Они правдиво раскрыли их внутренний мир.

Писатели реалистического направления увидели в жизни и показали в своих произведениях то, что «человек, живущий в обществе, зависит от него и в образе мыслей и в образе своего действования».

В отличие от романтиков писатели реалистического направления показывают характер литературного героя не только как индивидуальное явление, но и как результат определенных, исторически сложившихся общественных отношений. Поэтому характер героя реалистического произведения всегда историчен.

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря ним русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику» души открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского. Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса.

Большую роль в реалистическом познании социальной действительности, сыграло революционно-освободительное движение. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными. Революционная борьба пролетариата позволила снять с капиталистического строя печать таинственности, обнажить его противоречия. Поэтому вполне закономерно, что именно в 30-40-е годы XIX века в Западной Европе происходит утверждение реализма в литературе и искусстве. Обличая пороки крепостнического и буржуазного общества, писатель-реалист находит прекрасное в самой объективной реальности. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др.). Как правило, он отражает чаяния и интересы народа, взгляды передовых кругов буржуазной и дворянской интеллигенции. Реалистическое искусство ликвидирует разрыв идеала и действительности, характерную для романтизма. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать?» Чернышевского …), и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.

Критический реализм сделал шаг вперёд по пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс — крепостного крестьянства, обездоленного городского люда.

Русские реалисты середины XIХ века изображали общество в противоречиях и конфликтах, в которых, отражалось реальное движение истории, они раскрывали борьбу идей. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Реализм раскрывает свою подлинную сущность лишь при условии, если искусство рассматривается писателями как отражение действительности. В этом случае естественными критериями реалистичности выступают глубина, истинность, объективность в раскрытии внутренних связей жизни, типические характеры, действующие в типических обстоятельствах, а необходимыми детерминаторами реалистического творчества — историзм, народность мышления художника. Для реализма характерно изображение человека в единстве с окружающей его средой, социальная и историческая конкретность образа, конфликта, сюжета, широкое использование таких жанровых структур, как роман, драма, повесть, рассказ.

Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. У эпических жанров наибольшую популярность приобрёл роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой осуществить аналитическую функцию искусства, обнажить причины возникновения социального зла.

У истоков русского реализма XIХ века стоит Александр Сергеевич Пушкин. В его лирике видна современная ему общественная жизнь с её социальными контрастами, идейными исканиями, борьбой передовых людей против политического и крепостнического произвола. Гуманизм и народность поэта наряду с его историзмом — важнейшие определители его реалистического мышления.

Переход Пушкина от романтизма к реализму проявился в «Борисе Годунове» главным образом в конкретной трактовке конфликта, в признании решающей роли народа в истории. Трагедия проникнута глубоким историзмом.

Дальнейшее развитие реализма в русской литературе связано прежде всего с именем Н.В. Гоголя. Вершина его реалистического творчества — «Мёртвые души». Гоголь с тревогой наблюдал за тем, как исчезает в современном обществе всё подлинно человеческое, как мельчает, опошляется человек. Видя в искусстве активную силу социального развития, Гоголь не представляет себе творчество, не озарённого светом высокого эстетического идеала.

Продолжением пушкинских и гоголевских традиций явилось творчество И.С. Тургенева. Тургенев приобрёл популярность после выхода в свет «Записок охотника». Огромны достижения Тургенева в жанре романа («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»). В этой области его реализм приобрел новые черты.

Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе » Отцы и дети «. Его реализм сложен. В нём налицо историческая конкретность конфликта, отражения реального движения жизни, правдивость деталей, «вечные вопросы» бытия любви, старости, смерти, — объективность изображения и тенденциозность, проникающий в душу лиризм.

Много нового внесли в реалистическое искусство писатели — демократы (И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Их реализм получил название социологического. Общее в нём — отрицание существующего крепостнического строя, показ его исторической обречённости. Отсюда резкость социальной критики, глубина художественного исследования действительности.

Заключение

Основная заслуга критического реализма состояла в объяснении жизни, в раскрытии трагического положения народных масс. Революционный романтизм развивал действенную, преобразующую сторону искусства, введя в литературу героя-бунтаря.

Русскому реализму середины XIX века свойственна широта изображения жизни в общенациональном ракурсе, полнота постижения человеческих характеров и ощущение безграничных возможностей человека.

Размещено на Allbest.ru

Исторические предпосылки развития критического реализма

123456789Следующая ⇒

Критический реализм в зарубежной литературе XIX века

Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет — к 30—40-м годам. В эти годы во Франции выступили Беранже, Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер; в Англии — Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты; в Германии — Гейне и другие революционные поэты.

Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа. Широта проблем, высокий обличительный пафос, стремление запечатлеть наблюдаемые явления общественной жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы — таковы наиболее характерные черты творчества лучших представителей критического реализма.

Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних достижений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака,— вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.

Исторические предпосылки развития критического реализма.

В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом.

В Германии, Франции, Англии в 30-х годах и далее — в 40-х годах проходит, нарастая, волна рабочего движения. В порабощенных странах — Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии — усиливается национально-освободительная борьба.

Эти годы являются периодом подъема в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789—1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук.

Историзм Бальзака, который правдивость мыслил себе, прежде всего, как верность истории, ее логике, также характерная черта реализма, развитие которого совпадает с тем периодом, когда исторические науки сделали огромные успехи.

Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества — после 1830 года — те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами.

Громадное значение получает диалектический метод Гегеля, уже сложившийся в первой четверти XIX века. Наконец, в 40-е годы, в предреволюционной ситуации, которая сложилась в ряде стран (Франция, Германия, Венгрия), возникает научный социализм Маркса и Энгельса, явившийся величайшим переворотом в истории человеческой мысли. Таковы в общих чертах исторические и культурно-философские предпосылки развития критического реализма в зарубежной литературе XIX века.

Основные черты критического реализма.

Критический реализм, так же как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности.

Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник-реалист стремится глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить ее в своем творчестве, в полноценных типических образах; речь идет о сознательном стремлении к глубокому познанию жизни.

«Литература есть выражение общества,— говорил Бальзак,— эта истина, ныне очень тривиальная, является результатом наблюдения ума, глубоко изучившего историю народов и поэзии».

Основное требование Энгельса к художнику-реалисту сводится к требованию типического изображения. Под типизацией следует понимать умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. В типическом художественном образе обобщение органически сочетается с индивидуализацией. Типизируя, писатель-реалист уже высказывает свое суждение о том, что он изображает: он судит, разоблачает или утверждает те или иные явления. Стремясь познать и объяснить мир, человеческое общество, художник-реалист должен быть на уровне достижений передовой мысли данной эпохи.

Энгельс выдвигает еще одно очень важное требование к художнику-реалисту. Он говорит об изображении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Он требует типизации в изображении тех обстоятельств, тех социальных условий, которые порождают данный характер; он требует, чтобы эти обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, чтобы характеры, которые изображает художник, вытекали из этих условий, были оправданы ими.

Реалисты при изображении типических характеров стремятся сохранить масштабы реально-бытовой обстановки, рисуют своих героев во всем многообразии их жизненных связей и конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии. Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры. Завоеванием реалистического метода является показ характеров героев в их становлении и развитии, стремление изобразить их историю, проследить их «величие и падение». С этим связаны и характерные особенности в построении сюжета реалистических произведений. Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в романах Бальзака поражает беспощадно трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных событий, связанных с судьбами тех или иных героев.

Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Сказать о буржуазном обществе правду — это значило разоблачить это общество.

Если художник сходил с позиций критики, он уже переставал быть правдивым художником, т. е. реалистом.

Глубокая правдивость и обличительный пафос в произведениях революционных поэтов 30—40-х годов (Беранже, Дюпон, Потье, Гейне, Веерт, поэты-чартисты) поднимались до подлинно революционного звучания. Поэма Гейне «Германия», лучшие стихи Веерта, рабочих-поэтов 1848 года во Франции — Потье, Пюжоля, Лашамбоди, поэта-чартиста Эрнеста Джонса и многих других были направлены против буржуазного общества, дышали революционным гневом и возмущением, предрекали неизбежную гибель буржуазного порядка, утверждали новую силу — рабочего, творца тех богатств, которыми живет человечество.

Критический реализм в русской литературе конца 19 начала 20 века. Основные этапы и пути его развития

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 28Следующая ⇒

Критический реализм конца 19 начала 20 века претерпевает существенные изменения по сравнению с предыдущим периодом. Представителями критического реализма этого периода принято называть писателей, вступивших в литературу в 90-900 г.г. — Куприн, Вересаев, Бунин, Андреев, Телешов, Гарин-Михайловский и др. Младшие современники Чехова пережили сильные потрясения войн и революций, под влиянием которых еще больше расслоилась душа их героев. В пору своего расцвета писатели-реалисты были верны передовым традициям русской литературы. Писателей общественного темперамента привлекали живые примеры жизни. Идеалом Гарина-Михайловского всегда была смело действующая и думающая личность; на интеллигенцию он возлагал большие надежды. Горин воссоздает волнующую правдой драму молодого человека: «Тьмы», «Гимназисты», «Студенты». Еще один представитель критического реализма в русской литературе -В.В.Вересаев. Он, как и Горин, раскрывает внутренне бытие человека как результат его восприятия общественной атмосферы. Писатели-реалисты начала 20 века создали новый тип прозы, освоили множество свежих стилевых приемов, обратились к символизации деталей и красок. Реализм 10-х годов обладает художественным своеобразием, широким тематическим. В его пределах трудились и те, кто тяготел к модернизму, и те, кто неуклонно следовал классическим традициям. 10-е годы время расцвета таланта Бунина, Толстого, Сергеева-Ценского, Серафимовича и многих других. Одной из острых тем становится тема России, ее будущего. Обостряется интерес к русской провинции в целом (Е. Замятин). Реализм литературы 10-х г.г. проявляется в стремлении ознакомить с массовой Россией, привлечь внимание к социальным слоям, которые не были еще предметом пристального изображения (И.Шмелев «Господин Уклейкин», «Человек из ресторана»). Писатели-реалисты остались верны традиционному постижению связей человека и мира. Литераторов больше волнует то, в чем проявляется общая жизнь человека и его связи с миром.

Новый поворот литературы к натурфилософской тематике «человек и природа» полнее всего реализована в произведениях Пришвина. Представление о причастности человеческой личности к жизни мира приводило писателей к неоднозначным выводам. «Восторженной молитвой красоте мира» можно назвать произведения эт. пер. Куприна, Бунина, А.Толстого. В творчестве Серафимовича в 10-х г.г. отчетливо проявляются черты социалистического реализма «Город в степи. Сложная творческая эволюция характеризует писательский путь Сергеева-Ценского, в его творчестве 10-х г.г. реалистические тенденции часто переплетались с модернистскими. В повести «Печаль полей»- человек часть огромного мира. Повесть «Движения» — стала центральным произведением Сергеева-Ценского этого периода. Стремясь определить качественное своеобразие литературы 10-х г.г., критика ввела термин «неореализм». Одни критики распространили его на творчество всех крупных писателей-реалистов, другие подразумевали под неореализмом творчество писателей, находившихся под сильным влиянием символизма. Процесс взаимообогащения различных направлений и течений — факт развития русской реалистической литературы в начале 20 века. Такая «пограничность» наблюдается в творчестве Б.Зайцева, А.Ремизова, Сергеева-Ценского.

Критический реализм — художественное направление, в основе которого — принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX века в Европе. Реалистическое направление возник во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для реализма характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.

Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции. Его представителями были такие писатели, как Стендаль, О. Бальзак, В. Скотт, Диккенс. Наибольшего развития критический реализм приобрел в литературе XIX в. В русской литературе его выразителями были Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов и др..

1. Особенности

Критический реализм по-новому изображает отношение к человеку и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я». Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только достижениями, но и потерями. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом. Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только влияют на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. Критический реализм сделал шаг вперед на пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс — крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращенным бесчестным аристократам. Он раскрывался только в сфере своего высокого морального сознания. Его повседневную жизнь со всеми своими бедами, болями и заботами оставалась, по сути, за пределами повествования. Только в революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и в отдельных романтиков (Сю, Гюго и др.) эта тема получает разработку. В критическом реализме наметилась тенденция к полному преодолению риторики и дидактизма, было достаточно в произведениях многих просветителей. В творчестве Дидро, Шиллера, Фонвизина наряду с типичными образами, воплощают психологию реальных классов общества, действовали герои, олицетворяющие идеальные черты просветительского сознания. Вид безобразного не всегда уравновешивается в критическом реализме, изображением должного, является обязательным для просветительской литературы XVIII века. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание уродливых явлений действительности. Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившаяся индивидуальность. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Человек ими рисуется как существо социальное, который сформировался под влиянием определенных социально-исторических причин. Характеризуя метод Бальзака, Г.В. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде который давало им современное ему буржуазное общество, он с вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Благодаря этому он стал реалистом в самом прямом смысле слова, и его произведения представляют собой незаменимый источник для изучения психологии французского общества времен реставрации и «Людовика-Филиппа». Однако реалистическое искусство нечто большее, чем воспроизведение человека в социальных связях.

1.1. Манифест реализма

Литературным манифестом реализма стала предисловие Оноре де Бальзака в «Человеческой комедии».

В ней Бальзак пишет, что идея его произведения зародилась из сравнения человечества с животным миром. Создатель использовал один и тот же образец для создания всех живых существ.

Живое существо — это основа, получает отличительные признаки своей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Эта система не вступает в противоречие с представлениями о Божьей могущество. Эта система утвердили писатели-мистики Сведенборг и Сен-Матерн; ученые Лейбниц, Бюффон, Шарль Бонне — последний еще в 1760 году сказал, что животные развиваются так же, как и растения, наконец, эту систему утвердил Жоффруа де Сент-Илер.

Общество вроде Природы. Общество создает из человека, согласно среды, столько же разнообразных видов, сколько существует в животном мире. Бальзак в «Человеческой комедии» хочет представить весь общественный мир.

И между Обществом и Природой есть различия: в общественном состоянии допускается случайность, также у животных не бывает внутренней борьбы. Человек «стремится отражать свои нравы, свое мнение и свою жизнь во всем, что она приспособила для своих нужд».

Произведение о Общество должно захватить три формы бытия: мужчин, женщин (человека) и вещи (материальное воплощение мышления).

Бальзак подчеркивает, что писатели всех времен забывали изображать историю нравов: «Рассказчики применяли свой талант для создания одного или двух типичных лиц, на изображение какой-либо одной стороны жизни». Высшим примером для себя считает Вальтера Скотта : он «поднял роман до степени философии истории … Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание, он включил туда и невероятное и истинное, эти элементы эпоса, и подкрепил поэзию непосредственностью простейших разговоров «.

» Случай — величнийший романист мира; чтобы быть плодовитым, нужно его изучать. Самим историком должно оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем. Составляя описание пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем объединения отдельных черт многочисленных однотипных характеров, возможно, мне удалось бы написать историю, которая была забыта многими историками — историю нравов »

Писателю нужно раздумывать над принципами бытия, выявить, приближается или удаляется Общество от вечного закона, истины, красоты.

Принципы писателя:

  • 1). В отличие от Руссо, Бальзак считает, что общество не портит человека, а делает ее лучшей; однако стремление выгоды развивает плохие наклонности. «Христианство, особенно католичество, как я показал в «Сельский врач», представляя собой целостную систему подавления развратных стремлений человека, является основой социального строя «.
  • 2). Писатель предоставляет точное изображение Общества, поэтому может открывать больше зла, чем добра. Тогда его обвиняют в амеральности. Но нужно обращать внимание на вторую часть произведения, составляет полную противоположность первой и воплощает поучительную часть. В своих произведениях Бальзак всегда изображает человеческое или бог наказания всех преступлений. Поэтому писатель чувствует больше свободы, чем историк, роман «должен быть лучшим миром», хотя изображать события правдиво.

2. Философская основа критического реализма

Эта позиция была сформулирована профессором Хельсинкского университета И. Ниинилуоттой, который добавил к позиции реализма ряд уточняющих деталей. В частности, под влиянием тезиса неопределенности Куайна, он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции заставляет его принять фаллибилизма: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается экстерналистского тезис, сформулирована социологами: реальность частично (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистичный оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение заключается в том, что научные теории близки к открытию истины. Эта слабая реалистическая позиция лучше защищена от стандартных аргументов, выдвинутых против реализма. Если в первой половине XX в. в философии науки основное внимание уделялось обоснованию научного метода, то в последние десятилетия обсуждаются, в основном, вопросы онтологического статуса объектов, вводимых научными теориями. В современной литературе продолжается дискуссия по поводу реализма научных понятий, которая занимает значительное место в англоязычном мире.

3. Развитие критического реализма

Критический реализм конца XIX века вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, отличающих его от классического реализма середины века. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-реалисты действуют в Франции ( Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании ( Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии (братья Манны, Гергарт Гауптман), Скандинавских странах ( Ибсен, Мартин Андерсен-Нексе), США ( Марк Твен, Джек Лондон, Драйзер, О. Генри), а также в других странах. Повышению реализма способствовал органическая связь с традициями национального искусства, революционным романтизмом, созвучным писателям новой эпохи своей направленности в будущее. Резко усиливается публицистический сторону реалистической литературы, появляется открытая тенденциозность в защите своих взглядов. Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия, открытый проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры — все это черты нового реализма.

Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. В эпических жанров наибольшую известность приобрел роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писатель-реалист с наибольшей полнотой осуществить аналитическую функцию искусства, обнажить причины возникновения социального зла.

Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни — трудолюбие, нравственную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и многое другое. У истоков русского реализма XIХ века стоит А.С. Пушкин. Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграла его сближение во время южной ссылки с декабристами. Он находит теперь опору своем творчестве в реальной действительности.

5. Критический реализм в украинской литературе

В начале 60-х годов зарождается литературная критика Галичины. В местной периодике появляются литературно-критические очерки, литературные заметки, обзорные статьи, рецензии на театральные постановки. Так зарождается критический реализм.

Принципы критического реализма:

  • правдивость деталей
  • правдивость типичных характеров
  • достоверность типичных обстоятельствах

Впервые наиболее полно эти характеристики оказались в творчестве Шевченко.

Критический реализм как метод художественного освоения действительности был большим шагом в развитии украинской литературы. Он сформировался и вырос на основе достижений раннего просветительского реализма, имеющегося в творчестве И. П. Котляревского, П.

П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Б. П. Гребенки, и лучших черт прогрессивного романтизма. Общественными и эстетическими источниками критического реализма в украинской литературе было усиление борьбы против эксплуатации, свободолюбивые призывы прогрессивных романтиков, победа материалистической концепции в эстетике.

Зарождение и утверждение критического реализма в украинской литературе происходило параллельно с развитием реализма в русской литературе, с успехами «натуральной школы» и победой гоголевского направления в ней теоретически осмысленными в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

Одной из главных черт критического реализма является воссоздание жизни «в формах самой жизни». Развивая это положение, Чернышевский обосновал три основные задачи литературы, которая должна не только правдиво воспроизводить действительность, но и быть учебником жизни и выносить приговор действительности.

Такое высокое назначение литература может выполнить только на основе дальнейшего углубления принципов ее народности. Подлинная народность литературы, заключается прежде всего в отражении народных дум и стремлений, — непременный признак критического реализма.

В предыдущие годы этот вопрос трактовалось однобоко. Под народностью литературы понимали лишь отражение быта, некоторых внешних сторон жизни народа, идеализацию патриархальных обычаев, употребление простонародной речи, использование фольклорных образов без проникновения в психологию и социальный смысл жизни народа.

Для творчества основоположника критического реализма в украинской литературе Т. Г. Шевченко и его преемников характерно всестороннее изображения действительности, показ жизни народа не только в быту, но и в его социальных проявлениях, классовых противоречиях, осуждение не только отдельных недостатков тогдашнего общества, но и беспощадное разоблачение с позиций народных стремлений и интересов всего эксплуататорского строя, самодержавия, национального угнетения, утверждение гражданских прав трудящихся людей.

Добавить комментарий

Закрыть меню