Критерии прогресса

Прогресс и регресс в развитии общества

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состоя­ния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения об­щества. Вначале рассмотрим суть прогрес­сивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, ус­пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ­шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про­изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч­шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение), на­против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе­ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив­ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд­шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров­ня духовности и нравственности людей и т.д.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.

Первойстадиейбыл «золотой век», когда люди жили легко и беспечно.

Второй – «серебряный век» – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы

Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).

Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.

Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.

Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.

Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы.

Современная история, также как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.

Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час­тности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослаб­ление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противо­стояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем­лян, утверждение политической демократии, развитие общече­ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль­туры, всего человечного в человеке, наконец.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи­тают и растущую тенденцию к освобождению человека — осво­бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек­тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины­ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам аме­риканской организации в поддержку демократии в мировом сооб­ществе «Фридом хаус» (англ. Freedom House – Дом Свободы, ос­нованный в 1941 г.), ежегодно публикующей «карту свободы» мира, из 191 страны планеты в 1997 г.

– полностью свободными были 79;

– частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59;

– несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория «худшие из худших») – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и дру­гие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободны­ми признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отноше­ниях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чу­жие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе вза­имных уступок), должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные при­знаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.

Регресс чаще носит локальный характер, т. е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных пери­одов. К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его «то­варищи по социалистическому несчастью» регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зача­стую сложно переплетаются.

Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво­дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно­сти – это очевидные «метки» регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение прогрессу и регрессу.

2. Как рассматривали путь человечества в древности?

3. Что изменилось по этому поводу в эпоху Возрождения?

4. Можно ли при неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическом током? Свой ответ обоснуйте.

6. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса:

А) развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения;

Б) развитие производств ведет к изменению социального статуса рабочего;

В) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире;

Г) человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.

Понятие общественного прогресса и его критерии. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Ряд мыслителей оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г.

Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека

Понятие общественно- экономическая формация (ОЭФ). Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

Общество — система, саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. ОЭФ — социальная система, состоящая

из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.

В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют ее материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Критика теории формаций: 1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и

решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц.-экономич. фактор как основной 3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным. Цивилизация(Ц)- большие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются.

Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычая. Для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив. только исходя из себя самой. Цивилизационный подход: 1 Ц творится людьми 2.Исследование влияния форм культуры. 3. Анализ по горизонтали(Ц который существует сегодня) 4 Культурологич. анализ (некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его. Формацион подход: 1История-закономерный процссс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истории.З. Анализ по вертикали – из древности до наших дней .4 .Соц-экономнч анализ общ-ва.5 Внимание акцентрируется на внутренних источниках развития. 6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.

43. Концепции «технологического детерминизма». Индустриальное и постиндустриальное общество. Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.

Технологический детерминизм (60-70 гг XX в) — отражает мысль, согласно которой развитие общества обуславливается развитием технологий, т.е. развитие техники. 3 этапа развития: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Характеристики индустриального обш-ва:

1)Высок ур-нь развития техники — источник развития общ-ва

2)Массовость производства

3)Потребление энергии возросло, вместо естествен источников-искусственно созданные

4)Новые ср-ва коммуникаций

5)Разрыв с традицией

Ключевые ценности индустриального общ-ва:

1)Ценность достижения и успеха

2)Индивидуализм

3)Ценность активности и труда

4)Вера в прогресс

Изменения в индустриальном общ-ве:

1) важную роль в общее приобретает информация и информационные технологии – ключевое изменение

2)резко возраст роль экономики и услуг;

3)пр-во стало наукоемным (использ больш кол-во открытий, проработок). Постиндустриальное обш-во рассматривает вложение в человека как важн часть своего развития, в его здоровье, образование.

Характеристики постиндустриального общ-ва:

1 )основа жизни — информ технологии;

2)человек носитель знаний;

3)основной принципы индустриального общ-ва сохранились в постиндустриальном; 4)количествен рост, но глубины роста нет

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Прогресс и регресс (лат. progressus — движение вперёд и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом.

О прогрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.

Прогресс и регресс — диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, — отмечал Энгельс, — является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» .

Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие — лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия прогресса и регресса — интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь в применении к определённому историческому процессу или явлению, это всегда прогресс по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете которых они оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» .

Объективный критерий общественного прогресса надо искать в материальной основе общества. Производственные отношения выражают прерывность, дискретность исторического процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производительные силы развиваются более или менее непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона общественного развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производительных сил «… высшим критерием общественного прогресса…» . Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости людей — вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.

Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельческого и феодального обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отдельные элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого. В досоциалистических формациях первоначально из-за низкого уровня развития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает прогресс общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным . Прогрес техники и развитие общественного разделения труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистических стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов общественной жизни. Так, К. Маркс отмечал, что «… капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» .

Диспропорция между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения» (американский социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологические концепции относительно «конца истории» и пессимистические антиутопии вроде «Славного нового мира» О. Хаксли или «1984» Дж. Оруэлла.

Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе — генеральная линия общественного прогресса в современную эпоху. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация постепенно преодолеет унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества. Таким образом, произойдёт становление нового, коммунистического типа прогресса, свободного от антагонистических противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистического общества (которое само отчасти объясняется ограниченностью имеющегося исторического опыта) создают возможность появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям. Социалистическое общество, устраняя социальный антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности, познание законов развития общества — процесс по существу бесконечный; между тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру социальной свободы.

Литература

Ф. Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 20, с. 621.

К.

Маркс. Введение.. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 12, с. 732.

В. И. Ленин. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905–1907 годов. ПСС, изд. 5, т. 16, с. 220.

Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 21, с. 177.

К. Маркс. Теории прибавочной стоимости . К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 26, ч. 1, с. 280.

Разделы: Философия, Диалектический материализм, Исторический материализм

Синергетика как наука о самоорганизации систем. Взаимосвязь диалектики и синергетики.

Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

Понятие развития. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

XIII. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Все в мире находится в движении. Движение – это изменение вообще. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменений, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Изменения могут быть количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные всегда связаны с резкой перестройкой внутренней структуры объектов и превращения их в новые объекты, обладающие свойствами, резко отличающимися от свойств прежнего предмета. Последовательность необратимых качественных изменений называется развитием. Развитие может идти с повышением уровня организации объектов, и тогда оно называется прогрессивным развитием или просто прогрессом. Качественные изменения, приводящие к понижению уровня организации, называются регрессом.

Помимо возникновения нового качества развитие характеризуется необратимостью – целым рядом таких преобразований, которые делают невозможным возврат к исходному состоянию. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющим собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям. Развитие также характеризуется направленностью.

Таким образом, основные признаки развития — качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Ни один из этих признаков по отдельности не достаточен для определения развития. Эти признаки необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений от хаотических изменений, механических движений, круговоротов, функционирования.

Развитие может быть однолинейным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, восходящим и попятным, общим и локальным, ускоренным и замедленным и т.п. Все эти типы, виды и формы могут переплетаться друг с другом в конкретных ситуациях. Главными линиями, или направлениями, развития являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно в том или ином отношении уступает прежнему, то налицо регрессивная тенденция развития. Для определения типа направленности необходимы критерии.


Для неорганической природы достаточным критерием прогресса (или восходящей линии развития) можно считать степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия.

По отношению к системам органической природы приходится обращаться к более сложному критерию прогресса. Его отдельными моментами являются следующие: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого и оптимальная связь этих параметров; увеличение конкурентоспособности; степень эффективности и работоспособности структур и функций живых организмов; степень экономичности всех форм организации живого, увеличение автономизации, или относительной независимости от среды. Эти критерии с разных сторон характеризуют совершенство всего живого и только взятые в комплексе могут дать правильное представление о высоте организации живых систем.

В отношении общества также применяется комплексный критерий прогресса. Фактически каждая его подсистема-духовная жизнь, экономика, социальная и политико-правовая сферы – требуют своего специфического критерия, и только в совокупности они способны охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Социальный прогресс связан с развитием личности и гармонизации интересов общества и интересов индивида. Подлинный гуманизм исходит из общественного человека и человеческого общества. Не может быть прогрессивной система, подавляющая личность, не позволяющая раскрыться ее духовным способностям.

Лаконично это выразил поэт: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек». Гармоничное развитие индивидов, их способностей, духовного мира ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Основными критериями общественного прогресса являются: уровень развития нравственности, культуры, образования, степень свободы человека, уровень демократизации общественной жизни, степень развития производительных сил, темпы роста производства, производительности труда, уровень благосостояния людей. Прогресс применительно к обществу – это такое повышение степени его системной организации, которое позволяет всем сферам общественной жизни развиваться более высокими темпами и в полной мере способствует развитию человека.

Важным является поиск универсального критерия. В наиболее общем виде критерием прогресса является развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. В реальной действительности в качестве критерия в разные исторические эпохи и в разных системах назывались: развитие научного знания, движение к состоянию свободы, уровень развития производительных сил, способ производства материальных благ. В русской философии проблема прогресса увязывалась с духовностью, с религией и моралью. В наше время все больше ученых склоняются к мысли о том, что основным критерием общественного прогресса является состояние духовности, нравственности.

Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужна система отчета, относительно которой рассматривается ряд изменений. В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным – в другом. Прогресс неразрывно связан с регрессом. Восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. В материальном мире нет ничего вечного. Кроме того, общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.

Понятие общественного прогресса ввели в домарксистской социологии французские материалисты. Что понимается под общественным прогрессом?

Прогресс — это движение вперед, изменение от низшего к высшему. Применительно к обществу прогресс есть поступательное движение общества, его восходящее развитие. Движение, противоположное прогрессу, называется регрессом.

Возникает вопрос, возможно ли вообще говорить об общественном прогрессе человеческого общества в целом, наблюдается ли постоянное восхождение человечества по качественным ступеням «вверх», и если «да», то каковы критерии этого прогрессивного восхождения.

В качестве критериев общественного прогресса назывались как материальные факторы (степень развития производительных сил, уровень материального благосостояния народа и др.), так и факторы духовного порядка (дух свободы, возможности духовного развития личности и пр.), или смешанного порядка — снятие форм отчуждения, мера свободного времени (Маркс) и др.

Между тем, история человеческого общества сложна и противоречива, поэтому уместен и более общий вопрос: существует ли вообще генеральная линия общественного развития, общая направленность человеческой истории?

В социальной философии, в философии истории сложились два проти­воположных направления понимания закономерностей социального бытия: Г) концепции циклических исторических круговоротов; 2) концепции единого мирового исторического процесса.

1. В рамках буржуазной философии и социологии XX в. получили распространение концепции циклического развития общества. Идеи локальных исторических циклов разрабатывали итальянский философ Дж. Вико, русский философ Н. Данилевский, отечественные мыслители Я Сорокин и Я. Гумилев, немецкий философ истории и культуры О. Шпенглер, английский историк и философ А, Тойнби и др.

Наибольшей популярностью и последовательностью обладала концепция Освальда Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1914). Во-первых, он выделил 8 основных уникальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру. Во-вторых, он считал, что каждая уникальная культура подчиняется жесткому биологическому ритму, с фазами ее развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». В пределах общего «цикла» эволюции каждая культура проходит два этапа: 1) этап восхождения культуры; 2) этап ее угасания. Цивилизация, с точки зрения Шпенглера, это этап «окостенения» органической жизни культуры и ее распад, что сопровождается мировыми войнами.

Аналогичных взглядов на историю человечества придерживался Арнольд Тойнби, разработавший теорию циклических кругооборотов. По Тойнби, всемирная история слагается из совокупности относительно замкнутых локальных цивилизаций, он их насчитывал от 21 до 13 (кроме второстепенных). Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Цивилизации отличаются ведущими в них религиями (буддизм, христианство, ислам и др.), и общий прогресс человечества заключается в духовном совершенствовании и сближении на основе слияния мировых религий в единую.

2. Концепции единой мировой истории развивали французский философ Вольтер, немецкий философ Гегель, марксисты и др.

Разрабатывая идею общественного прогресса, представители французского Просвещения XVIII в. утверждали: «Золотой век человечества не позади, а впереди». Вольтер говорил: «Разум всегда восторжествует», а Кондорсе провозгласил: «Способность человеческого рода к совершенству безгранична».

Классическая концепция единого исторического процесса была дана
Гегелем, который усматривал смысл мировой истории в постепенном
восхождении к свободе («прогресс духа в сознании свободы»). История
человеческого общества имеет три этапа: древние восточные народы полагали,
что свободен только один человек; греки и римляне выделили группу
свободных людей; и только германские народы поняли, что свободны все
люди. Цель истории является целью духа «свобода гражданина

в гражданском обществе».

Карл Маркс представил развитие человеческого общества как естественно-исторический процесс в виде закономерной последовательности смены общественно-экономических формаций. При этом общественно-экономическая формация (ОЭФ) понимается как определенная историческая ступень в развитии общества.

Марксистская теория выделила в истории человечества пять основных ступеней поступательного развития ОЭФ:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая.

Каждая из ОЭФ есть шаг по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, некая объективная общественная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит объективное развитие способов общественного производства

Марксистская концепция человека начала складываться во второй половине XIX в. в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка (см. в кн.: Ф. Энгельса «Диалектика природы», статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

К основным понятиям марксистской концепции человека относятся: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек — это родовое название мыслящего существа (Homo sapiens -человек разумный). Это понятие указывает на отличия человека от животного: наличие сознания, обладание членораздельной речью (языком), изготовление орудий труда, ответственность за свои поступки и др.

Человек имеет биосоциальную природу, т.к., с одной стороны, он вышел из животного мира, с другой стороны — сформировался в обществе; он имеет биологическую, телесную организацию и социальную (общественную) сущность.

К.Маркс в работе «Тезисы о Фейербахе» говорил: «…Сущность человека не есть абстракт,… она есть совокупность всех общественных отношений».

С точки зрения марксизма, в человеке господствующими являются социальные черты, а не биологические, ведущим является сознание, а не бес­сознательное.

Индивид — это человек как единичный представитель человеческого рода. В это понятие особенности реальной жизнедеятельности человека не входят.

Личность — это конкретный человек с присущими ему социальными и индивидуальными чертами.

Характер личности главным образом определяется социальным окружением: каково общество — такова и личность.

Индивидуальность — это те специфические черты, которые присущи данному человеку, которые отличают его от других людей.

В советской философии получил распространение деятедьностный подход к пониманию человеческой личности (психолог/1 Н. Леонтьев и др.).

Сущность этого подхода заключается в том, что личность формируется и проявляется в различных сферах, деятельности: материально-производ­ственной, общественно-политической, духовной и др. Социальная деятель­ность является всеобщим, универсальным признаком личности. Богатство личности выступает как богатство ее действительных отношений. В условиях тоталитарной системы марксистская теория человека сталкивалась с противо­речиями реального социализма.

Общественный идеал марксизма — коммунистическое общество, в кото­ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества: снятие всех форм отчуждения человека, раскре­пощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие способностей человека на благо всего общества (К.Маркс).

Перестройка советского общества привела к отказу от марксистской концепции человека как государственной доктрины

Родоначальник фрейдистской концепции личности австрийский психиатр конца XIX — первый половины XX в. Зигмунд Фрейд. В отличие от марксизма в концепции Фрейда ведущую роль в человеке играют не рациональные мотивы, а влечения, переживания, эмоции.

Свою концепцию человека Фрейд создавал в рамках так называемого психоанализа, или иначе — науки о бессознательных психических процессах. В его творчестве выделяют два этапа.

Первый этап связан с такими работами конца XIX в., как «Исследование об истерии» и «Толкование сновидений», в которых Фрейд обобщил свои психотерапевтические исследования по методике «свободных ассоциаций» (вместо гипноза) и скрытой символики сновидений. На этой основе он представил структуру человеческой личности, состоящей из трех уровней.

Бессознательный — нижний уровень, предсознательный — средний уровень, сознательный — верхний уровень. По мнению Фрейда, бессозна­тельное человека наполнено сексуальной энергией — «либидо» (лат.

влечение). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, которые налагает общество.

Сознание находится в состоянии постоянного конфликта, антагонизма с бессознательным, подавляя его сексуальные влечения.

Либидо является мощным мотивом деятельности человека. Так или иначе либидо прорывается сквозь цензуру сознания различными обходными путями, принимая символическую форму в виде обмолвок, описок, шуток, каламбуров и т.п., также — симптомов истерии, амнезии, катарсиса и пр. В конечном счете вся история человеческой культуры, которая включает обычаи, мифы, памятники литературы, искусства, науки, — все это есть прорыв и пере­воплощение сексуальных сил.

Анализируя произведения литературы и искусства (Леонардо да Винчи, Шекспира, Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в них проявление «эдипова комплекса», согласно которому в детстве у человека существуют сексуальные влечения к своим родителям; последние сдерживаются системой воспитания и загоняются в область бессознательного.

Второй этап творчества Фрейда связан с его работами 20-х годов XX в.: «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. После первой мировой войны он присоединяет к половому инстинкту еще инстинкт самосохранения и инстинкт разрушения в качестве основных побудительных сил поведения человека. На этом этапе Фрейд создает усовершенствованную концепцию структуры личности, которая включает в себя три компонента: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я).

Эго зажато с двух сторон и постоянно пребывает в состоянии конфликта, от которого спасается с помощью вытеснения, сублимации, рационализации.

Вытеснение — непроизвольное устранение из сознания в область бессознательного запретных чувств, мырлей, стремлений к действию.

Сублимация — один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Таким образом, согласно Фрейду, психический фактор оказывается определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни.

Идеи о роли бессознательного в жизни человека развивал швейцарский психиатр и культуролог Карл Юнг, основоположник аналитической психологии. Он утверждал, что «личное бессознательное» опирается на «коллективное бессознательное», воплощенное в образах-схемах предельной степени общности — архетипах (личность и тень, мужское и женское, герои мифов и литературные герои — Дон Кихот, Дон Жуан и др.). Архетипы, являясь суммарным опытом многих поколений, организуют все психические процессы индивида

В экзистенциализме, получившем широкое распространение на Западе в капиталистических странах, проблема человека является главной. Для представителей экзистенциализма основным вопросом философии служит вопрос о жизни и смерти человека, о самоубийстве и т.п.

Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX в. Кьеркегор («бытие дает страх и отчаяние») и немецкий философ XIX в. Ф.Ницше («освободить жизнь от подавляющего гнета разума»).

Экзистенциализм возник в начале XX в. в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер ), а во время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). В рамках экзистенциализма различают религиозное и атеистическое крыло. Среда распространения экзистенциализма творческая интеллигенция: поэты, писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.

Экзистенциализм, или философия существования, — одно из ирра-ционалистических направлений в философии. Понятие «экзистенция» (от лат. exsistentia ~ существование) в этой философии играет особую роль. Исходным для экзистенциалистов является не существование мира вещей, а существо­вание человека. Существование человека предшествует его сущности, которую человек «лепит» сам.

Экзистенция человека — это нечто вроде его души. Экзистенция неуло­вима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.

Экзистенциалистская концепция человека имеет субъективно-идеалистический характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают «неподлинное» существование человека, когда он находится в зависимости от внешних условий природы и общества, и «подлинное» существование человека, когда он освобождается от внешних условий и ему открывается его экзистенция. Это так называемые «пограничные ситуации»: перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой вины и рас­каяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.

Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе (см. кн.: М.Хайдеггер «Время и Бытие»; Ж.-П.Сартр «Бытие и Ничто»).

• Понятия «здесь-бытие», «бытие-в-мире», «бытие-к-смерти» и др., введенные немецким экзистенциалистом Мартином Хайдеггером для характеристики бытия человека, позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии

Критерии и закономерности общественного прогресса

Большинство философов и историков считают прогресс ведущей тенденцией, главным направлением развития общества.

Содержание общественного прогресса. Общественный прогресс — это процесс совершенствования сущностных сил человека, развитие способностей, удовлетворение материальных и духовных потребностей, обогащение интересов и стремлений.

Цель общественного прогресса — всестороннее развитие сущностных сил каждого человека.

В этих формулировках отражена гуманистическая направленность прогресса; т.е.

человек является главной целью и смыслом истории.

Развитие техники, рост производства, научные открытия сами по себе не могут служить показателем прогресса, они прогрессивны лишь в том случае, если улучшают жизнь человека, способствуют его развитию.

Критерии прогресса. По каким же признакам, критериям можно определить уровень развития общества; какое общество более прогрессивно, какое-менее? И можно ли найти единый критерий прогресса? На последний вопрос существует два противоположных ответа.

Одни обществоведы считают, что нельзя (или трудно) говорить об общем, едином критерии прогресса. В каждой сфере общественной жизни действуют специфические закономерности, которые и определяют особенный критерий: экономический, технический, научный, социальный, политический, нравственный, эстетический и другие. Трудно по одному и тому же критерию, считают они, определять уровень развития, например, техники и нравственности.

Другие считают, что поскольку существует единый исторический процесс, должен быть и комплексный критерий его оценки. Высказываются самые разные точки зрения по проблеме главного критерия прогресса:

ü — уровень развития производительных сил, прежде всего техники и технологии – (технократические концепции);

ü — тип производственных отношений (марксизм);

ü — уровень производительности общественного труда (ВНП на душу населения в год — используется в международной экономической статистике);

ü — уровень потребления (уровень жизни, качество жизни);

ü — способ распределения готового продукта (насколько реализованы при этом принципы справедливости и равноправия);

ü — степень свободы личности;

ü — количество и структура использования свободного времени;

ü — степень сознательности и использования общественных законов;

ü — счастье человека как универсальный нравственный критерий прогресса (степень реализации сущностных сил человека).

Первые в этом списке — технические и экономические критерии имеют преимущество в том, что они выражаются в достаточно точных, конкретных количественных показателях, а это необходимый элемент в любой процедуре сравнения. Минус их в том, что они лишь косвенно затрагивают главную фигуру прогресса — человека. Такие комплексные, гуманистические критерии, как свобода и счастье, отражают суть, смысл человеческого бытия, но с трудом поддаются идентификации. Любой из названных критериев можно взять в качестве главного звена в цепи и затем вытащить всю цепь (попытайтесь сделать это как логическое упражнение).

Закономерности прогресса. Из идеи единства мировой истории вытекает положение об общих закономерностях прогресса. Назовем некоторые из них:

1. Общественный прогресс всегда противоречив, осуществляется посредством борьбы старого и нового (консервативных и революционных сил) и поэтому имеет непрямолинейный характер. История никогда не шла гладко, равномерно; внутри ведущей прогрессивной тенденции всегда есть элементы регресса, застоя.

Добавить комментарий

Закрыть меню