Крестовый поход в Иерусалим

Лимарев В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Захват Иерусалима Саладином. Третий крестовый поход.

    1176 -1193 г. н.э.

    В Египте образовалось сильное государство, которое подчинило Сирию, значительную часть Месопотамии. В главе государства в 1176 году, приняв титул султана, стал Салах эд-Дин (защитник веры), который считал изгнание христиан с Востока своим религиозным долгом.

    Саладин эд-дин с юности посвятил свою жизнь изучению наук в Дамаске, но, ставруководителем государства, вошел в роль воинственного борца за торжество ислама. При его правление началось активное наступление на позиции христиан в Палестине и Сирии.

    В Иерусалиме в это время правил (с 1173 г) несовершенно летний король Балдуин 4, регентом которого являлся граф Раймунд. Балдуин 4 неожиданно умер в 1184 году, едва достигнув совершеннолетия и, между крестоносцами и Саладином было заключено перемирие. После этого развернулась борьба за власть среди рыцарей.

    В результате борьбы, правителем Иерусалима стал Ги Лузиньян.

    Во время перемирия, рыцарь Рено Шатильсонский, овладел крепостью Кераком в Иордании, напал на караван, который отправлялся из Дамаска в Аравию и разграбил его. Саладин потребовал освобождение караванщиков и возврат товаров, но крестоносцы отказались. Саладин поклялся, что убьет Рено, и объявил священную войну неверным. В 1187 году вторгся в Иерусалимское королевство, разбил крестоносцев у Тивериадского озера, осадил Иерусалим. 19 сентября 1187 года.

    Крестоносны (2 тыс. всадникови 18 тыс. пеших воинов) не оказали серьезного сопротивления и сдались на милость победителю, открыв ворота 2 октября. Одной из причин быстрого захвата Иерусалима явилась очень жаркая погода.

    Рыцаря РеноСаладин, как обещал, убил собственно рукой, так же были казнено часть тамплиеров и других рыцарей, но большинство рыцарей были в последствии выкуплены из плена за небольшую сумму: 10 золотых со знатных мужчины, 5 золотых со знатных женщины и 30 тысяч за всех бедняков.

    Кресты были немедленно сброшены с церквей, колокола разбиты, храмы освещены по мусульманскому обычаю: опрысканы розовой водой и окурены благовониями.Почти всехристианские города оказались во власти Саладина. Христианам удалось отстоять только Тир, Триполи и Антиохию.

    В 1187 году папа Луций 3, после поучения известия озахвате воскамиСаладина Иерусалима,слег и умер.

    Приемником умершего папы Луций 3 стал Григорий 8, который объявил о новом крестовом походе против неверных и умер, побыв на папском престоле 3 месяца. Избранный папой Климент 3 энергично стал призывать участиюкрестовом походе. Были разосланы христианским государям: ФилиппуАвгусту (Франция), Генриху 2 Английскому (Англия), Фридриху Барбаросса (Германия) предложенияотправится в вооруженное паломничество.

    Приготовление к походу велось под руководством крупных феодалов,к участию допускались только рыцари. В походе не участвовали ни монахи, ни простолюдины, так как посчитали, что они только обуза в походе.

    Король французский и английской передкрестовым походом находились в состоянии войны друг с другом. Под руководством духовенстваони на встречепротянули друг другу руку примирения: обнялись и целовали крест в 1188 г. Они приказали проповедовать в своих государствах крестовый поход и решили каждого, кто останется дома, обложить податью, равной одной десятины его дохода (Саландиновой десятиной).

    Основной ударной силой было немецкое войско, которое состояло из 100 тысяч рыцарейразделенных Фридрихом Барбароссой на батальоны по 500 человек, которое выступило в пеший поход вдоль Дунаяв апреле 1189 года. Согласно договору венгерский король Беласнабжал войско провиантом.

    В 1189 году власть в Англии перешла после смерти Генриха 2 к его сыну Ричарду 1. Англичане и французы в поход не выступили так, как вспыхнувшая между ними новая вражда привела к возобновлению военных действий.

    Когда немецкая армия вошла во владения Византии, то была встречена недоброжелательно. Почти год было противостояние между немцами и грекам: это было скорей состояние войны, чем мира. Правитель Византии Исаак Ангел, находился в союзе с Саландином, который был заключен против общего врага сельджукского султана Кылыч-Арслана и верный союзническим обязательствам препятствовал проникновению немцев в Малую Азию.

    Немецкая армия, прибыв Андриаполь, начала переговоры с греками о переплавке войск в Малую Азию. Договоренность была достигнута только зимой 1190-1191 годов, после того как изменилась политическая обстановка и Исаак Ангел смог пойти на разрыв отношений с Саладином.

    Греки согласились переправить немецкую армию в Малую Азию через пролив на своих судах.

    Вступив в Азию,немцы захватили в упорной борьбе Никоний, затем одолев Тавские годы прибыли в Киликию. Семидесятилетний Император Фридрих решил искупаться в реке Салеф, получил во время купания солнечный удар и утонул. В войске начались разброды, часть войск вернулось на родину, остальные отправились в Антиохию, где похоронили Фридриха в местной церкви святого Петра. Вспыхнула в войске эпидемия, но поход продолжался. Части немецких рыцарей под руководство сына императора Фридриха – Фридриха Швабскогосухопутным путем добрались до Палестины, где шли непрерывные войны.

    Англичане и французы смогли выступить в поход только в 1190 году, решив добраться в Палестину и Сирию морским путем. Армии крестоносцев, частично морским, частично сухопутным путем прибыли в Сицилию.

    Сицилийцы враждебно встретили прибывшие войска. После одной из ссор англичан с местным населением Ричард Львиное Сердце приказал своим войскам взять Мессину (Сицилия) и отдал её на разграбление крестоносцев. Эти враждебные действия против католического «королевства обеих Сицилий» привели к ссорам с другими христианскими правителями.

    Весной 1191 года французские войска отправились в Сирию, за ними последовали англичане. Англичан занесло ветром на Кипр.

    Ричард 1 захватил остров, принадлежавший грекам, разграбил его, установил рыцарское правление, затем отправился в Палестину.

    В Палестине рыцари всех католических стран, соединив усилия, направили на взятие Акры, удобного порта в Палестине. Единого командования среди рыцарей не было, и как свидетельствуют очевидцы: «Никто ни слушать не хотел о том, чтобыподчиниться власти одного начальника- каждый делал, что захочется». Войско то страдало от тяжелой нужды, то поддавалась соблазну изобилия. Рыцарство постоянно колебалось, переходя от подвигов безумного смелого мужества и высшего одушевления к полнейшему упадку духа, от монашеского аскетизма к самой дикой распущенности.

    После долгих боев Акру удалось взять летом 1191 года. Во время штурма города погиб Фридрих Швабский.Но немцы продолжали участвовать в сражении под руководством австрийского герцога Леопольда. Во время взятия Акры Ричарду 1 досталась слава храбрейшего их христиан. Он постоянно участвовал в битвах. Ричард был не только храбр, но и груб и жесток. Мусульманские матери пугали своих детей: «Молчи, а то позову короля Ричарда».

    Во время сражения в 1189 году немецкого флота с мусульманами у берегов Палестины (у Сен-Жан Акры) несколько немецких рыцарей собрали своих больных на одном корабле, пришедшем в негодность, и стали ухаживать за ними, так образовался известный в Россиитевтонский орден.

    После взятия Акры Ричард, ворвавшийся в крепость, увидел древко австрийского знамени, установленного немцами. Он велел схватить знамя и бросить в грязь. В захваченной Акре все жители стали заложниками. Ричард 1 потребовал от Саладина огромные деньги за выкуп 2 тысячи человек, но деньги не были собраны вовремя, тогда заложников вывели на стену города и всехказнили.

    После взятия Акры французский король, рассорившийся с Ричардом,принял решение вернуться на родину и отплыл.

    Ричард взял власть над войсками всвои руки истал готовиться к походу на Иерусалим.

    Но, узнав, что его брат в Англии вступил в соглашение с французским королем, чтобы отнять него корону, заключив срочно мир с Саладином, по которому за католиками оставалась узкая полоска моря от Тира до Яффы, отбыл на корабле в Европувесной 1192 года. Саладин умер в 1193 году.

  • О судьбе Ричарда Львиное Сердце после третьего крестового похода.
  • Захват города крестоносцами.
  • главная

  • После отступления Кербоги от Антиохии путь к Иерусалиму был свободен для крестоносцев. Но раздоры между их вождями явились новою задержкой. Раймонд Тулузский не соглашался на то, чтоб Антиохия была отдана Боэмунду Тарентскому, говорил, что это было бы противно клятве, данной в Константинополе византийскому императору Алексею. Другие князья возражали Раймонду, что Алексей, не пришедши на помощь им, сам первый нарушил взаимные обязательства, и потому договор, заключенный с ним, потерял силу. Ссора между князьями распространилась и по их войскам. Северные французы и норманны смеялись над суеверием провансальцев, а провансальцы сердились на них за гордость.

    В этих ссорах крестоносцы пропустили время года, удобное для военных действий, а недостаток съестных припасов, при стесненности множества людей на небольшом пространстве, произвел эпидемические болезни, от которых люди умирали тысячами. Особенно опечалены были все смертью папского легата Адемара, человека рассудительного, пользовавшегося всеобщей любовью за свою благотворительность. Многие отправились на родину, в том числе Гуго Вермандуа; он взял на себя переговоры с императором, чтобы под благовидным предлогом покинуть поход. Голод достиг такой степени, что многие пожирали трупы убитых врагов. Некоторые князья, пользуясь остановкой в Антиохии, делали завоевания в северной Сирии, что было довольно легко при раздорах между мусульманами. Раймонд взял город Альбару близ Апамеи и учредил там епископство. Крестоносцы общими силами взяли после очень упорной обороны крепость Маарру, истребили множество жителей в этом городе, других увели в рабство; многие успели бежать в пещеры; крестоносцы раскладывали костры у входов и жгли или душили дымом спрятавшихся. Победители разрушили стены города и сожгли его. Добыча была невелика, потому что жители зарыли в землю все денные вещи. Не нашедши их, норманны и провансальцы перессорились хуже прежнего.

    Наконец масса крестоносцев вознегодовала на промедление, религиозный энтузиазм проявился с новой силой, воины грозно потребовали выступления в поход; они говорили: если князья из-за спора между собой о владениях забывают Иерусалим, то мы выберем какого-нибудь храброго рыцаря и пойдем под его предводительством освободить гроб Господень. Угроза произвела свое действие. Вскоре после Рождества был отдан приказ выступать в поход. Пошел с другими князьями и Раймонд, потерявший надежду приобрести во владение себе Антиохию: пока спорили с ним из-за этого города другие вожди, Боэмунд неожиданным нападением выгнал воинов его из антиохийских укреплений и завладел ими сам.

    Крестоносцы пошли к Иерусалиму морским берегом, чтоб удобно было получать съестные припасы с кораблей. Эмиры шейзарский (кесарийский), хомсский и другие, опасаясь, что их города подвергнутся участи Маарры, если они не поспешат просить мира, присылали подарки крестоносцам, снабжали их в изобилии продовольствием, так что они шли, почти не встречая сопротивления. Когда они пришли в Гибеллум, прислал к ним просьбу о мире эмир Триполи. Но Раймонд, желавший овладеть этой областью, отверг его предложение и сделал нападение на соседний приморский город Аркас. Боэмунд не хотел, чтобы по соседству с его антиохийским княжеством возникло другое латинское государство, и всячески мешал Раймонду, между прочим, отклонил от него Танкреда, бывшего его сторонником. Осада Аркаса шла безуспешно, а войско настойчиво требовало продолжения похода, потому Готфрид Бульонский и Роберт Нормандский убедили Раймонда отказаться от мысли о завоевания Триполи и приняли предложение эмира. Раймонд плакал с досады, но принужден был покориться желанию воинов, требовавших безостановочного похода на Иерусалим. Греческие послы убеждали крестоносцев подождать три месяца, обещая, что к тому времени придет на помощь им император. Раймонд предлагал подождать императора; Боэмунд спорил против этого. Масса воинов хотела как можно скорее достичь Иерусалима; противиться общему требование было нельзя, и в средине мая крестоносцы двинулись к Иерусалиму. Они шли между морем и Ливаном через древние финикийские города Берит (Бейрут). Сидон, Тир в Акку (Птолемаиду).

    Египетское правительство вело переговоры с крестоносцами о союзе против сельджуков. Но крестоносцы простояли более года под Антиохией и в Антиохии. Положение их там было очень тяжело.

    Египетский визирь Аль-Афдаль решился вести воину с сельджуками, не дожидаясь «франков». Он велел заковать в цепи послов крестоносцев и послал войско взять Иерусалим. Египтяне овладели этим городом, Афдаль поставил в нем сильный гарнизон, начальником которого назначил Ифтиакара. Слыша, что крестоносцы приближаются, что приморские города сдаются им и снабжают их съестными припасами, Афдаль освободил их послов и возобновил переговоры; он обещал давать свободный доступ в Иерусалим паломникам под условием, чтобы при них не было вооруженных людей. Крестоносцы с негодованием отвергли это предложение и продолжали поход.

    Чем ближе подходили крестоносцы к Иерусалиму, тем сильнее овладевало ими нетерпение увидеть его. Танкред с отрядом конницы опередил остальное войско, пришел в Вифлеем; христиане, жившие там, встретили его с восторгом, он двинулся дальше, дошел до вершины горы Элеонской. Остальное войско, шедшее из Кесарии через Лидду, Рамлу, Эммаус, взошло около дня Троицы на эту гору, с которой виден Иерусалим ; многие падали на колена, плакали от радости, пели молитвы, прославляя Бога. Но взятие города, сильно укрепленного, изобильно снабженного продовольствием, защищаемого многочисленным храбрым гарнизоном, было дело трудное для крестоносцев, малочисленных, изнуренных. Громадная масса воинов, стоявшая за три года перед тем у Никеи, уменьшилась в страшной пропорции смертностью одних, отъездом других, так что число воинов, пришедших осаждать Иерусалим, не превышало 20.000 человек. А гарнизон города был в три раза многочисленнее. Крестоносцы под Иерусалимом нуждались в пище, потому что окрестности, уже и сами по себе бесплодные, были опустошены мусульманами; под знойным солнцем лета ручьи высохли; от голода, жажды и зноя погибло у осаждающих больше людей, чем от неприятельских стрел.

    Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

    Не имея ни машин для разрушения стен, ни лестниц, чтобы взойти на них, крестоносцы сделали приступ и были отбиты. Голод усиливался, опасность положения увеличивалась с каждым днем. Но 13 июня были привезены с пришедших в Иоппийскую гавань генуэзских кораблей хлеб, вино, рабочие инструменты, приехали мастера. Танкред неожиданно открыл в отдаленной пещере спрятанные там большие бревна, из которых были построены машины египтянами за год перед тем при осаде Иерусалима. Один из местных жителей сказал крестоносцам, что в четырех милях от их стана по направлению к Сихему есть лес, провел их туда. На отнятых у сарацин верблюдах проводниками были привезены бревна из этого леса. Крестоносцы построили машины и башни; тогда осада пошла успешнее; религиозный энтузиазм усиливал отвагу крестоносцев; они были уверены в помощи Божией. Все войско их пошло босыми ногами вдоль стен на Элеонскую гору; мусульмане смотрели на эту процессию со смехом, пускали стрелы со стен.

    Но этот день покаяния и молитвы укрепил мужество крестоносцев, и в середине июля они пошли на приступ со всех сторон. На востоке Готфрид Бульонский перекинул с осадной башни на стену опускной мост, перешел по нему, а на севере Танкред и Роберт, начальствовавшие норманнами, пробили стену и ворвались в Иерусалим. Раймонд со своими провансальцами между тем засыпал ров, находившийся с другой стороны города, и скоро тоже ворвался в него. Приступ длился два дня и наконец крестоносцы одолели; с криком «Так хочет Бог!» «Бог за нас!» они пошли по улицам .

    Захват Иерусалима крестоносцами в 1099. Художник Э. Синьоль, 1847

    Судьба жителей захваченного Иерусалима была ужасна; крестоносцы полагали, что исполняют священную обязанность, убивая их. По лестнице мечети, построенной халифом Омаром на горе храма, текла кровь 10.000 сарацин, знатных и простолюдинов. Потоки крови под лестницей были так глубоки, что достигали до колен рыцарей, до узды лошадей. Евреи бежали в свою синагогу и были сожжены в ней. Не было пощады ни полу, ни возрасту, улицы Иерусалима были завалены телами, кусками тел, залиты кровью, в воздухе носился стон умирающих. Победители грабили, убивая спрятавшихся в домах. Добыча, взятая в храме, была громадна; под наблюдением Танкреда целых два дня выносили оттуда золотые и серебряные сосуды, канделябры, другие драгоценности. Утолив ярость и алчность, крестоносцы прониклись благочестием; люди, свирепствовавшие подобно диким зверям, пошли босыми ногами с пением хвалебных песен Богу в церковь Святого Гроба принести благодарение Господу за победу.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню