Коррекция девиантного поведения подростков

Введение

Актуальность темы. Современный подросток живёт в очень сложном по своему содержанию мире. Напряжённая обстановка, связанная с экономическими, политическими, социальными и экологическими проблемами в нашем государстве способствует развитию различных отклонений в поведении детей и подростков. Это происходит, потому что молодые люди больше других возрастных групп страдают от нестабильности в обществе. В поведении подростков преобладают агрессия, отчуждённость, духовная опустошённость, жестокость. В период перехода ребёнка из детства во взрослую жизнь этот процесс проявляется наиболее остро. Подростковый возраст является наиболее сложным в онтогенезе человека. В этот период подросток нуждается в повышенном внимании со стороны родителей, учителей, друзей и государства, т. к. в этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, формируются нравственные представления и отношение к миру в целом. Но на сегодняшний день прослеживается серьёзный недостаток позитивного воздействия на детей и подростков. Во многих семьях дети лишены родительского внимания, они предоставлены сами себе, т.к родители полностью погружены в развитие своей карьеры, улучшение материального положения и т.д. Педагоги и психологи глубоко обеспокоены данной проблемой. Для её решения и оказания подросткам психологической помощи производится ряд мероприятий, которые отражены в данной курсовой работе.

Цель работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.

Объект исследования — девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.

Задачи курсовой работы :

  1. Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
  2. Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
  3. Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Методы исследования – Для реализации поставленных задач применялись такие методы, как теоретически и логический анализ, сравнительный анализ, внешнее и включённое наблюдение и беседа.

База исследования – ученики и учащиеся МОУ СОШ № 10.

Глава 1.Основы профилактики и педагогической коррекции девиантного поведения подростков.

1.1.Понятие и виды девиантного поведения. Трудные подростки, девианты.

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.

К «трудным» относят обычно тех детей, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. «Трудные» дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать, агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам.

Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.Словосочетание «трудный ребёнок» стало педагогическим понятием. «Трудный» ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д.Трудно самому ребенку. Это его неудовлетворенная потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей. Традиционно главным критерием причисления ребенка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию «трудных», а на самом деле — непознанных. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста «трудных» среди девочек. Хотя они менее чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости.

Профессор И.П. Подласый выделяет следующие типы трудных детей.(Курс лекций по коррекционной педагогике. М.,2003) :

Дети с органическими повреждениями (так называемые органики) — это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и специальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы.

Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняющимся поведением — это здоровые, не имеющие органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели плохие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К сожалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки негативного поведения являются причиной искалеченных судеб.

    1.2. Причины девиантного поведения.

Проблемам развития ребёнка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящено множество специальных исследований отечественных и зарубежных учёных, собран огромный фактический материал (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко, Г.М. Бреслав, и др.), позволяющий понять механизмы и причины нарушений. Бесспорными являются следующие факты. (Гонеев А.Д. и др. «Основы коррекционной педагогики»)

Причины социально-педагогического характера:

• Неблагоприятные события в семье ребёнка. Нарушения в развитии ребёнка прежде всего связаны с семейными конфликтами, недостатком эмоционального тепла, любви, отзывчивости, отношений привязанности. Дефицит общения, нарушение, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу. (В.Н. Мясищев). Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребёнка достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-тёплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребёнок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

•Издержки учебно-воспитательного процесса. Недостаток внимания со стороны учителей к ребёнку, безразличие к его интересам и потребностям со стороны школы также влияют на развитие ребёнка. Отсюда появляется неуспеваемость, отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы.

• Скудность, монотонность, ограниченность окружающей среды. По данным специалистов, данный фактор может приводить к глубоким задержам психического развития ребёнка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызвать нарушения поведения.

Причины психофизиологического и психобиологического характера:

•Неравномерное развитие костно-мышечной системы. Исследователи показывают, что 12-летние подростки, имея рост 143-158 см, а массу тела 33-48 кг, через три-четыре года вырастают до 159-175 см, к 15 годам имеют массу тела 47-64 кг. Как видно из приведённых данных, для детей одного и того же возраста рост и вес имеют довольно существенные различия. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определённая неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определённый психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.

• Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребёнка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая своё состояние, стыдясь своего самочуствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой смены поведения.

• Половое созревание. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, появляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания, по утверждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.

Все вышеперечисленные причины отклонения подросткового возраста тесно связаны друг с другом. На одних детей эти особенности влияют в меньшей степени, на других в большей. Это зависит от самого подростка, но во многом, конечно же, от родителей, учителей, воспитателей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реагируют на не вполне адекватные его поступки. Всё это в значительной степени определяет поведение ребёнка, его отношение к взрослым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

1.3 Основные методы и способы коррекции девиантного поведения подростков.

Школа в жизни ребёнка занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в её стенах, здесь в ходе учебного процесса он познаёт мир, учится писать и читать, изучает нормы и правила человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Поэтому учителя, педагоги-психологи и социальные педагоги одними из первых выявляют отклонения в поведении ребёнка и используют различные методы по их устранению. Итак, рассмотрим самые распространённые методы борьбы с девиантным поведением подростков.

Коррекция активно-волевых дефектов. Воспитателю исключительных в отношении характера детей следует иметь в виду положение, установленное в самое последнее время европейскими и американскими исследователями, что для воспитания воли важно не развитие воли, например, чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, но выработка мотивов, обусловливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующем:

Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю. Все дети подражательны и внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых в своих требованиях, решительных, строгих к своим словам, обещаниям и т. п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера. Коррекцию слабоволия, развитие и укрепление воли весьма разумно начинать с физического воспитания: с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, кислородные экскурсии и т. п.), вольных игр, организованных подвижных игр. В борьбе с детским слабоволием эти виды физического воспитания оказывают большую услугу и притом двойную, так как они физически оздоровляют и одновременно способствуют исправлению слабости характера. Физическое воспитание вырабатывает в слабовольном ребенке отсутствующие черты характера: социальные эмоции, выносливость, выдержку, смелость, решительность, мужество и т. п. Физическое/воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно.

Коррекция отклоняющегося поведения

1. Причины и следствия аномального поведения

2. Классификация отклоняющегося поведения

3. Формы и уровни отклоняющегося поведения

4. «Кризис-7»: поведение учителя

5. Проблемы адаптации детей к школе

6. Коррекция группового поведения

Причины и следствия аномального поведения

Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти моменты. И не видим, когда он спокоен, серьезен, сосредоточен. Так ребенок учится скрывать свое истинное лицо, приноравливается к нашим требованиям. Он как бы входит в норму наших требований.

Я. Корчак

Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся. Но обилие переводной психолого-педагогической литературы, которую рекомендуют читать студенту, требует, чтобы он знал и понимал значения иностранных терминов.

Девиантное (от англ. deviation — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.

Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности.

Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине: Коррекционная и специальная педагогика

Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

Тотьма

Введение

Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие девиантного поведения

1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков

1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение

1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения

1.4.1 Наркомания

1.4.2 Курение

1.4.3 Пьянство и алкоголизм

1.4.4 Проституция

1.4.5 Суицидальное поведение

1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний

1.4.7 Правонарушения

1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений

Глава II.

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков

2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков

2.2 Коррекционная программа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально-важные качества учителя и их взаимосвязь.

Цель — в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».

2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.

3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Гипотеза исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности «трудных» и «нетрудных» школьников и их учителей позволит выявить психологические причины трудного поведения, неуспеваемости.

А также если с подростками проводить систематическую профилактическую работу по правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет меньше.

Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие девиантного поведения

Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

По другой классификации, все нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное поведение .

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. Такое поведение получило на Западе название — саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте .

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях — специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

Похожие главы из других работ:

Алкоголизм и девиантное поведение

1. Алкоголизм как вид девиантного поведения

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества…

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

1.1 Определение девиантного поведения

Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся Существует много определений этому понятию. И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы…

Влияние характера на девиантное поведение

1.4 Причины девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании…

Волевая сфера подростков с девиантным поведением

1.3. Причины девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения…

Девиантное поведение

3. Мое понимание девиантного поведения

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои…

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

1. Проблема девиантного поведения

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании…

Исследование девиантного поведения у старших подростков

1.2 Типы девиантного поведения

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами…

Наркомания как форма девиантного поведения подростков

2.1 Понятие девиантного поведения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки…

Нарушение пишевого поведения

1. ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation — отклонение) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим…

Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

1.1 Понятие девиантного поведения

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера — это хулиган, для учителя — «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников…

Психогенетика девиантного и ассоциативного поведения

3. Типы девиантного поведения

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое…

Психологическое сопровождение подростков склонных к девиантному поведению

1.1 Понятие девиантного поведения.

Девиантным (отклоняющимся) поведением, как правило, называют поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм и правил …

Работа социального педагога с девиантными подростками

1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения

«Переходный», «трудный», «критический возраст»… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости…

Формы девиантного поведения подростков

1.4 Коррекция девиантного поведения

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом…

Методы коррекции девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения — социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

• Информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений;

• Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.);

• Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);

• Организация «альтернативной деятельности» — организация досуга школьников, вовлечение детей и подростков в спортивные секции; организация работы творческих и трудовые мастерских; внедрение программ «специфической позитивной активности» — видов досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походов, тренингов-испытаний и т.п.);• Укрепление здоровья ;•

Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений подросткового возраста – тревожности, страхов, гиперактивности, агрессии и др.;

• Семейная профилактика девиантного поведения: психолого-педагогическое просвещение родителей; групповая психолого-педагогическая работа с родителями (например, ведение «Тренингов родительской эффективности» — обучение навыкам общения с детьми и подростками и конструктивным способам поведения в проблемных ситуациях); индивидуальное и семейное психологическое консультирование (помощь в разрешении личностных и семейных проблем родителей или лиц, их заменяющих);

• Коррекционно-развивающие программы для школьников «группы риска» школьной дезадаптации (развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций; нейропсихологическая коррекция нарушений психического развития);• Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь.

Вопрос № 17.

Нравственно-правовое образование как концептуальная основа профилактики девиантного поведения.С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий ; осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.

Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

3Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков. Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика — комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).

Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика — комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемусявсложнойжизненнойситуации.

Третичная профилактика — комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет — начала обучения).

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п. На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума.

Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуациейриска.

Вопрос № 18

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 2299 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню