Концепция зеркального я

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) — американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). По своему образованию Ч.Кули — экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, — интеракционизма.
Главная концепция Кули называется теорией «зеркального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они — зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя — процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас.

Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.
Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. «Человеческая жизнь» — это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории «зеркального Я». Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.
«Зеркальное Я» (looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным «Я», которые возникают в создании других людей, Кули называет «представлениями представлений».
Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как «зеркальное Я».

Интеракционизм Ч.Х. Кули

Объектом изучения интеракционизма является межличностное взаимодействие. Основоположником данного направления принято считать Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Он является одним из основателей американской социологии. Ч. Кули провел большую часть жизни в Анн-Арборе (шт. Мичиган). Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельнос­тью в Мичиганском университете, где он работал с 1882 г. до самой смерти. Основные работы Кули: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная орга­низация» (1909), «Социальный процесс» (1918).

Все компоненты общества, по Ч. Кули, тесно связаны между собой. Задача социолога – выяснить, каковы принципы этого взаимодействия. Основными компонентами общества, считает социолог, являются индивиды, группы и организации. Личность Ч. Кули трактовал как совокупность психических реакций человека на мнение окружающих людей.

Самосознание, по мнению американского мыслителя, включает три основных компонента:

­– представление о том, каким я кажусь другому лицу;

– представление об оценке, которую другой индивид дает моей «кажемости»;

– появляющаяся у человека в результате этих двух представлений чувство «Я» как проявление либо гордости, либо унижения.

Явление, описанное в третьем компоненте, Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Это понятие показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки. Понятие «зеркального Я» Ч. Кули распространил на всю сферу общественных отношений.

Сущность человека, по Ч. Кули, определяется его функционированием в социальном окружении, которое формирует его как личность. Человек постоянно смотрится в других людей как в зеркало. В результате человек бессознательно начинает ориентироваться на эти зеркальные отражения и выстраивать свое собственное «Я» согласно этим отражениям.

Ч. Кули утверждал, что формирование собственного «Я» проходит три стадии:

1) конструирование, воображение своей собственной внешности. Человек планирует свой образ, представляет себе, как выглядит со стороны;

2) интерпретация реакции других. Человек анализирует то, как другие реагируют на него, т.е. он размышляет, совпадает ли его субъективное восприятие с восприятием других;

3) конструирование собственного образа. Человек соединяет собственную изначальную мотивацию с реакциями других и тем самым формирует собственный образ. Этот образ, в итоге, обусловливает социальное поведение индивида.

Общество складывается из таких взаимных психологических реакций людей друг на друга, поэтому определяющее значение в жизни общества имеют межиндивидуальные отношения, которые складываются в первичных группах.

Ч. Кули внес весомый вклад в изучение социальных групп. Он ввел в оборот понятие «первичная группа». Первичными Ч. Кули называл груп­пы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы. Первичные группы дают инди­виду первый опыт социального единства и мало подвержены изменениям. Они выражают всеобщую природу человека и являются источниками жизни как для индивидов, так и для социальных институтов. Эти группы распространены во всех обществах, являясь повсеместными и универсальными.

Наиболее распространен­ные первичные группы, которые подробно анализирует Ч. Кули, – это семья, детская игровая группа, соседи и общинная группа старших. Кроме них, он пишет о клубах, братствах, школах, объединениях рабочих одной профессии и др. Социолог отмечал, что первичные группы независимы от макросоциальных структур и существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным.

Ученый противопоставляет первичные группы вторичным, характерным для крупных индустриальных городов, в которых происходит распад тесных социальных и межличностных связей, составляющих главную особен­ность первичных групп. К вторичным группам Ч. Кули относит институты, формирующие социальную структуру общества. Среди них он называл правительство, церковь, образование, промышленные системы, собственность. Ч. Кули считал их институтами, так как они являются продуктом реализации по­стоянных потребностей человеческой природы. В них царят безличные, формализованные отношения, а индивид оказывается не более чем носите­лем определенных функций. Вторичные группы по своим размерам могут значительно превышать первичные. Они создаются людьми сознательно для достижения строго опреде­ленных целей, эмоциональные отношения и взаимодействия между их членами уходят на задний план. В этом смысле вторичные груп­пы противостоят первичным.

Идеи Ч. Кули сыграли значимую роль в появлении одной из первых парадигм социологии – символическо­го интеракционизма, дали толчок развитию социальной психологии, способствовали возникновению Чикагской социологической школы. Идея первичных групп Ч. Кули была положена в основу знаменитого Хоторнского эксперимента.

Таким образом, психологическое на­правление в социологии второй половины XIX – начала XX вв. было шагом вперед в понимании социальной реальности. Социология впервые обратилась к ана­лизу конкретных проблем личности, социальной группы, общества.

Психологическое направление способствовало преодолению биологического редукционизма в понимании общественной жизни. В рамках психологического подхода получила дальнейшее развитие идея эволюции. Теперь эволюция общества описывалась не как объективная, неосознаваемая, а как сознательная, направленная, предполагающее активное личностное начало.

Вопросы и задания по теме

1. Представители какого направления рассматри­вали процесс развития общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала?

а) позитивизма;

б) социал-дарвинизма;

в) психологического эволюционизма;

г) расово-антропологической школы;

д) органицизма;

е) этнометодологии.

2. Какие две составные части эволюционного процесса выделял Л. Уорд?

а) генезис и телезис;

б) капитализм и коммунизм;

в) военное и промышленное общества;

г) община и общество.

3. Что, по мнению Ф. Гиддингса, является основой сознательной эволюции?

а) интерес;

б) потребности людей;

в) сознание рода;

г) противоречие между умственным и физическим трудом.

4. Какие основные социальные процессы выделял Г. Тард?

а) диффузию, конвергенцию и диссипацию;

б) подражание, оппозицию и адаптацию;

в) конкуренцию, конфликт и ассимиляцию;

г) глобализацию, индустриализацию и секуляризацию.

5. Результатом какого социального процесса, по мнению Г. Тарда, являются рост государств, экономическое развитие, язык, религия и другие феномены соци­ального мира?

а) конфликта;

б) интроспекции;

в) конкуренции;

г) подражания.

6. Какие методы, по мнению Г. Тарда, являются основными в социологии?

а) наблюдение и эксперимент;

б) интервьюирование и фокус-группа;

в) археологический и статистический;

г) опрос и наблюдение.

7. Почему Г. Тард считал грядущую эпоху «веком публики»?

8. Кто сформулировал закон «духовного единства толпы», согласно которому в толпе человек превращается в безвольный автомат с подавленным рациональным началом?

а) Г. Спенсер;

б) Г. Лебон;

в) Х. Чемберлен;

г) Л. Уорд;

д) Э. Дюркгейм;

е) К. Маркс.

9. Почему Г. Лебон провозгласил новый век веком толпы?

10. Какой ученый в своей работе «Человеческая природа и социальный порядок» (1902) писал: «Самопредставление… имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого челове­ка, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, напри­мер гордость или унижение»?

а) Г.

Тард;

б) Г. Лебон;

в) Ч. Кули;

г) Э. Дюркгейм;

д) Ж.-А. де Гобино;

е) Г. Спенсер.

11. В чем суть понятия «зеркальное Я», введенного Ч. Кули?

а) оно показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки;

б) оно утверждает, что человек в своем поведении всегда подражает другим людям;

в) оно демонстрирует взаимосвязь природной и социальной эволюции;

г) оно показывает, как происходит переход от военного типа общества к промышленному.

12. Как Ч. Кули назвал социальные группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством, являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы?

а) классы;

б) нации;

в) первичные группы;

г) вторичные группы;

д) социальные институты;

е) социальные организации.

Ч. X. Кули: Теория «Зеркального Я»

Чарльз Хортон Кули (1864— 1929) — американский экономист, переориентировавшийся позднее на соци­ологию и социальную психологию. Он считается од­ним из основателей социологии, приобрел известность благодаря работам в области социализации и первич­ных групп. Ему принадлежит создание одной из пер­вых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоя­тельному направлению в мировой социологии, — ин-теракционизму.

Главная концепция Кули называется теорией «зер­кального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в ча­стности к идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззре­ниям Дж.Дьюи.

Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мила. Согласно У.Джемсу, чело­век имеет столько «социальных Я», сколько существу­ет лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим при­знаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мне­ний о себе.

«Зеркальное Я» (looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зер­кале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет начало именно в такой рефлексии. Наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т. е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное наше действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собствен­ные действия.

Если образ, который мы видим в зеркале или толь­ко воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-кон-цепция получает подкрепление, а действия повторяют­ся. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пере­сматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведе­нии и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, при­обретая постепенно целостность самого себя. Усваи­ваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений».

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нрав­ственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе вза­имодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули рассматривает чувство соб­ственной самоопределенности как «зеркальное Я».

Концепция самого себя — по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конст­руирует персонификацию на основе реакций, припи­сываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вско­ре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствитель­ны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют, на любой сигнал, который мог бы послужить им ори­ентиром.

Человеческое общество, согласно Ч.Кули, основа­но на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведе­ния человека лежит в его взаимоотношениях с други­ми людьми. Ни один человек, живущий в психологи­ческом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.

Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», кото­рое состоит из трех элементов:

1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К при­меру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.

2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится.

3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других людей. Поскольку моя одежда нравит­ся другим, я собираюсь и впредь одеваться так же.

Не существует иных путей, какими бы мы соста­вили мнение о себе — самосознание, самооценку и самочувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности.

Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частности в семье. Имен­но в семье младенец превращается из дикаря в соци­альное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жиз­ни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Процесс социализации начинается с того, что ре­бенок научается понимать самого себя как объект по­средством принятия ролей других людей. Ребенок вос­принимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом.

Замечая, как другие люди отно­сятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», вве­денный в социологию Ч.Кули, характеризует общнос­ти, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» контакты и кооперация. Они первичны в нес­кольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании соци­альной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соеди­нение людей в некую целостность.

Для описания такой целостности используют мес­тоимение «мы», которое характеризует некоторую сим­патию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объе­диняющей людей.

Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особеннос­тями. Индивиды взаимодействуют в них как уникаль­ные и целостные существа.

Уникальность означает, что вопрос, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен друго­му. В соответствии с этим первым критерием первич­ных отношений, отношения между продавцом и поку­пателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и на­оборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Одна­ко ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны.

Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабо­чими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их це­ликом, а не частично или временно. Таков второй кри­терий первичных отношений.

В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Первичные отношения более глубокие и интенсив­ные, чем вторичные, они полнее по способам проявле­ний: в интеракции «лицом к лицу» участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем дело­вые или производственные. Первые называются не­формальными, а вторые — формальными. В формаль­ных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях.

Там, где люди вместе живут или работают, на ос­нове первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские ком­пании, игровые группы, соседские сообщества (ком-мьюнити). Они возникают исторически раньше вторич­ных, существовали всегда и существуют сейчас.

Основы социологической теории Ч.Кули изложе­ны им в трилогии «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный процесс» (1918).

Вам предстоит еще раз побывать в роли судьи, оценивающего методы воспитания своих родителей, а если брать шире, то процесс социализации в целом. Автор теста Дэвид Льюис обобщил опыт тысяч се­мей прежде, чем составил социологический измеритель.

Ритуал перехода

Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуа­лом перехода. Он является элементом процесса соци­ализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого риту­ала служит инициация.

Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливо­сти, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны.

Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскры­вают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укре­пить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную по­вязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символи­зирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Те­перь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества.

Вопросы к тексту:

1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он симво­лизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?

2. Переход из одного возраста в другой часто регистрирует­ся при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рожде­нии, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?

Достигаемые статусы и роли.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.

Изменения статуса индивида влечет за собой ряд последствий ( смену друзей, стиля жизни, места обучения, отдыха и др., которые не передаются как жизненный опыт родителей).

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило трудны для обучения и часто конфликтны. ( Они могут привести как к расцвету личности, так и к ее полному уничтожению).

Неадекватная ролевая подготовка- источник ролевого напряжения. Традиционные общества имеют непрерывную возрастную цепочку непрерывной социализации. Жизнь взрослых, их профессиональная деятельность происходит на глазах у детей и позволяет им хорошо усвоить будущие роли.

Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, мало пригодным для последующих возрастных периодов. ( Примеры: миниатюра Райкина : “ здесь вам не школа, а институт, здесь вам не институт, а производство”.

Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли и слабой подготовкой к ее исполнению.

Источником ролевого напряжения является также несоответствие идеального образа будущей соц. роли и ее реального содержания (идеалистичность молодости).

Ролевые конфликты: бывают между ролями и внутри одной роли.

Часто две или более роли ( либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. (Обязанности жены и работницы; обязанности друга и начальника; обязанности должностного лица и родственника и др.).

Пример конфликта внутри одной роли- ( чиновник и взяточник; человек, живущий по двойным стандартам: нравственный политик и безнравственный человек).

Американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличие своего “Я” от других личностей.

По теории Кули, каждый человек, строит свое “Я”, основываясь на воспринятых реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Человеческое “Я”, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное “Я” Чарльза Кули.

Кули определил три стадии в построении зеркального “Я”:

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;


2) наше восприятие мнения по поводу того, как мы смотрим;

3) наши чувства по поводу этого мнения.

( Пример: всякий раз, когда вы подходите к группе людей, общающихся между собой , члены этой группы с вежливыми извинениями расходятся — как они относятся к вам? Или наоборот, как только вы появляетесь группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно обращаются с вами.)

Как отражение в зеркале дает образ физического “Я”, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального “Я”.

По мере взросления ребенка изменяется и его социальное зеркало. В детстве человек ориентирован на мнения близких людей, подрастая, ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей (т.е. с возрастом мы все больше ориентируемся на мнение компетентных специалистов.

Развиваясь личность оказывается не только более строгой в отборе лиц, оценивающих его, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. ( Если человек больше ориентируется на восхищенные мнения и избегает критики, то есть опасность сформировать искаженное зеркальное “Я”).

Недостаток теории Кули: теория не учитывает активности личности. Согласно этой теории личность развивается только благодаря мнению других, ограничиваясь избирательной ролью.

Добавить комментарий

Закрыть меню