Конституция в польше

КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО 1815 ГОДА — кон­сти­ту­ци­он­ная хар­тия Цар­ст­ва Поль­ско­го, ос­нов­ной за­кон, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым Цар­ст­во Поль­ское по­лу­ча­ло ав­то­но­мию в со­ста­ве Российской им­пе­рии и пре­вра­ща­лось в кон­сти­туционную мо­нар­хию; пер­вый в ис­то­рии Рос­сии кон­сти­туционный акт.

Под­пи­са­на российским императором Алек­сан­дром I 15(27) но­ября в Вар­ша­ве. Обя­за­тель­ст­во пре­дос­та­вить по­ля­кам ав­то­но­мию и кон­сти­ту­цию (пра­во «иметь народ­ных пред­ста­ви­те­лей и на­цио­наль­ные го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния») бы­ло при­ня­то по на­стоя­нию Алек­сан­д­ра I Австрийской им­пе­ри­ей, Российской им­пе­рией и Прус­си­ей на Вен­ском кон­грес­се 1814-1815 годов при раз­де­ле тер­ри­то­рии бывшего Вар­шав­ско­го кня­же­ст­ва ме­ж­ду тре­мя дер­жа­ва­ми (ус­ло­вие бы­ло вы­пол­не­но толь­ко Российской им­пе­ри­ей). На­стаи­вая на вве­де­нии в польских зем­лях кон­сти­ту­ции, российский мо­нарх, в ча­ст­но­сти, ру­ко­вод­ство­вал­ся тем, что в 1791 году Речь По­спо­ли­та пер­вым из го­су­дарств Ев­ро­пы при­ня­ла свою кон­сти­ту­цию. О сво­ём на­ме­ре­нии ор­га­ни­зо­вать управ­ле­ние польскими зем­ля­ми «на осо­бен­ных пра­ви­лах, свой­ст­вен­ных на­ре­чию, обы­ча­ям жи­те­лей и к ме­ст­но­му их по­ло­же­нию при­ме­нён­ных» Алек­сандр I объ­я­вил в Ма­ни­фе­сте от 9(21) мая 1815 года.

Про­ект Конституции Царства Польского был под­го­тов­лен по собственной ини­циа­ти­ве пред­ста­ви­те­ля­ми польской ари­сто­кра­тии (кн. А.А. Чар­то­рый­ский и др.). Текст Конституции Царства Польского ре­дак­ти­ро­вал лич­но Алек­сандр I. Кон­сти­ту­ция бы­ла из­да­на на польском и французском язы­ках. Со­стоя­ла из 7 раз­де­лов и 165 ста­тей.

Российский им­пе­ра­тор объ­яв­лял­ся польским ца­рём , ус­та­нав­ли­ва­лась общ­ность цар­ст­вую­щей ди­на­стии. Царь Поль­ский (Król Polski) об­ла­дал ис­пол­нительной вла­стью, пра­вом на­зна­че­ния чи­нов­ни­ков и выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, ко­ман­дую­щих и офи­це­ров вновь соз­да­вав­ших­ся национальных польских воо­руженых сил, пра­вом воз­ве­де­ния в дво­рян­ское дос­то­ин­ст­во, на­гра­ж­де­ния ор­де­на­ми, объ­яв­ле­ния вой­ны и ми­ра, за­клю­че­ния до­го­во­ров, пра­вом со­зы­ва Сей­ма Цар­ст­ва Поль­ско­го, на­зна­че­ния со­ста­ва его верх­ней па­ла­ты — Се­на­та (Isba Senatorska), а так­же ис­клю­чи­тель­ным пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы и др. Ниж­няя па­ла­та Сей­ма — Па­ла­та де­пу­та­тов, или по­слов (Isba Posolska), из­би­ра­лась дво­рян­ски­ми со­б­ра­ния­ми — шля­хет­ски­ми сей­ми­ка­ми (77 мест, по од­но­му де­пу­та­ту от ка­ж­до­го по­ве­та) и ор­га­на­ми городского са­мо­управ­ле­ния — городскими гми­на­ми (51 ме­сто) (из­би­рательных прав бы­ла ли­ше­на зна­чительная часть на­се­ле­ния, пре­ж­де все­го кре­сть­ян­ст­во).

Раз­ра­бот­ка за­ко­но­про­ек­тов про­из­во­ди­лась Го­су­дар­ст­вен­ным со­ве­том Цар­ст­ва Поль­ско­го при на­ме­ст­ни­ке ца­ря в крае. Сейм имел пра­во при­нять или от­кло­нить за­ко­но­про­ект, но не имел пра­ва са­мо­стоя­тель­но вно­сить в не­го из­ме­не­ния. На­ме­ст­ник дол­жен был на­зна­чать­ся из чис­ла чле­нов им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии или «поль­ских уро­жен­цев». Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ла сво­бо­ду пе­ча­ти, пре­ду­смат­ри­ва­ла ме­ры по обес­пе­че­нию не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, пре­дос­тав­ля­ла по­ля­кам ис­клю­чительное пра­во на за­ня­тие долж­но­стей на государственной и во­енной служ­бе, объ­яв­ля­ла польский язык го­су­дар­ст­вен­ным.

На от­кры­тии пер­во­го Сей­ма, со­зван­но­го в со­от­вет­ст­вии с Конституция Царства Польского (1818 год), император Алек­сандр I объ­я­вил о на­ме­ре­нии рас­про­стра­нить «спа­си­тель­ное дей­ст­вие» «за­кон­но-сво­бод­ных уч­ре­ж­де­ний», вве­дён­ных Конституцией Царства Польского, на ос­таль­ные тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. Это за­яв­ле­ние вы­зва­ло боль­шой об­ще­ст­вен­но-по­ли­тический ре­зо­нанс в Рос­сии и Ев­ро­пе, од­на­ко ре­аль­ных по­след­ст­вий не име­ло.

Конституция Царства Польского дей­ст­во­ва­ла до на­ча­ла Поль­ско­го вос­ста­ния 1830-1831 годов, по­сле по­дав­ле­ния ко­то­ро­го был из­дан Ор­га­ни­че­ский ста­тут Цар­ст­ва Поль­ско­го 1832 года.

Ис­торические источники:

На­цио­наль­ная по­ли­ти­ка в им­пе­ра­тор­ской Рос­сии. Ци­ви­ли­зо­ван­ные ок­раи­ны: . М., 1997.

Конституция Царства Польского 1815г

В последние дни заседаний Венского конгресса 22 мая 1815г.

были подписаны «Основы конституции Царства Польского». Этот документ подчеркивал определяющую роль конституции, как акта, связующего Польшу с Россией.

Почти одновременно был опубликован указ о преобразовании Временного верховного совета во Временное Польское правительство, вице-президентом которого был назначен А. Чарторыйский. Реорганизацией войска должен был заниматься Военный комитет под председательством великого князя Константина. Существование независимого от правительства формально равноправного с ним Военного комитета стало источником разногласий между польскими властями и Константином.

Конституция Царства Польского была подписана 27 ноября 1815г. в Варшаве, где она была опубликована на французском языке. В российской периодической печати она в то время по политическим мотивам не издавалась. В ее основу был положен проект, предложенный А. Чарторыйским, Н. Новосильцевым, Шанявским и Соболевским.

При утверждении конституции Александр I внес в ее текст несколько поправок, в частности, император не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Русский император вступил на польский трон в соответствии с порядком наследования короны, существовавшим в Российской империи. Единой для Империи и Королевства была и внешняя политика. После коронации в Москве Николай I короновался польским королем в Варшаве, чем разрешался вопрос о порядке возведения на польский престол. Император-король являлся конституционным монархом в Польском Королевстве, связывал его изданный им самим конституционный закон. За акты короля отвечали министры. Королевская власть охватывала:

1. исключительную инициативу конституционного законодательства, то есть в том, что относится к дополнению конституции посредством органических законов;

2. право утверждения или отклонения законов, принимаемых сеймом;

3. всю полноту правительственно-административных функций (исполнительную власть).

Заместителем короля являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Опасаясь роста авторитета А. Чарторыйского, Александр I сделал наместником – вице-королем генерала Юзефа Зайончека. Он оказался послушным орудием в руках императора и назначенного им на должность императорского комиссара при Административном совете Королевства русского сенатора Н. Новосильцева. После смерти Зайончека в 1826г. должность наместника оставалась вакантной до 1832г., а функции его Николай I передал Административному совету. Постановления наместника должны были объявляться в Административном совете и контрассигноваться одним из министров. Наместник должен был действовать в рамках установленных королем полномочий.

Большую внеконституционную роль, значительно выходящую за пределы официальных полномочий главнокомандующего польским войском, играл великий князь Константин, осуществлявший по сути дела всеобъемлющий надзор над публичной жизнью Королевства.

На практике власть монарха, представленная наместником, великим князем Константином и Новосильцевым, отодвинула на задний план все другие органы государственной власти. Сейм не допускался к исполнению некоторых его функций, нарушались прокламированные конституцией гражданские права и свободы. Конституция вводила право ограничения личной свободы граждан, если этого потребуют «обстоятельства момента, то есть возможность административных репрессий».

Единственным действительно гарантированным являлся принцип частной собственности.

Конституция гарантировала свободу печати, однако, постановлением наместника от 1819г. была введена предварительная цензура ежедневной и периодической печати, а затем цензура и всех публикаций.

Законодательную власть король должен был осуществлять вместе с сеймом, состоявшим из двух палат: Сената и Посольской избы.

В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа депутатов Посольской избы (не более 64 человек).

Посольская изба состояла из 128 членов, из которых 77 депутатов (представителей от шляхты) избиралась на сеймиках, а 51 депутат – от гмин. Пассивное избирательное право распространялось на лиц, достигших 30 лет и платящих не менее 100 злотых налогов в год. Активным избирательным правом пользовались шляхтичи-землевладельцы в возрасте от 21 года, а из остального населения – священники, учителя, ремесленники-хозяева, земельные собственники, арендаторы и купцы, владевшие товарами на 10 тыс. злотых. Крестьяне, рабочие, подмастерья и военнослужащие не получили избирательных прав. Депутаты избирались на 6 лет с переизбранием каждые 2 года одной трети их состава. Сейм созывался раз в 2 года на 30 дней, либо по мере необходимости. Однако созван он был лишь 4 раза: первый – в 1818г. и затем в 1820г., 1825г. и 1830г.

На время заседаний депутатам гарантировалась неприкосновенность личности.

Конституционные компетенции Сейма сводились к следующим пунктам:

1. законодательство в области судебного, а также административного права;

2. решения по вопросам денежной системы, налоговым и бюджетным. Однако, первый бюджет утвердил сам император и на практике Сейм не допускался к бюджетным делам;

3. решения по вопросам призыва в армию;

4. конституционное законодательство. Сейм имел право обсуждать и принимать или отвергать (но не исправлять) законопроекты, внесенные в него правительством;

5. контроль над правительством, хотя и в ограниченном объеме.

На практике Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета. Законодательная инициатива принадлежала только королю.

Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом. Каждая из палат, впрочем, могла подавать просьбы на имя короля о внесении на следующее заседание Сейма того или иного проекта. Посольской избе дозволялось обращаться к королю с петициями и жалобами на министров, советников, судей наивысшего трибунала. Государственные преступления и преступления чиновников разбирал Сенат, имеющий полномочия сеймового суда.

Центральным органом власти и управления был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет.

В компетенцию Общего собрания Государственного совета входило:

1. обсуждение и составление проектов законов и учреждений, касающихся общего управления краем;

2. постановления о предании суду всех правительственных чиновников, назначенных Царем, по обвинению в преступлениях по должности, за исключением подлежащих Верховному Государственному Суду;

3. разрешение споров о пределах ведомства и власти;

4. ежегодное рассмотрение отчетов, представляемых каждой из главных частей управления;

5. контроль за соблюдением Конституции, борьба со злоупотреблениями.

Общее собрание государственного совета должно было заседать по повелению короля, наместника или по предложению начальника департамента согласно органическим законам. Для того чтобы постановления Общего собрания вошли в силу, они должны были представляться на утверждение короля или наместника.

В состав Административного совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган.

Управление страной осуществлялось пятью правительственными комиссиями, подчиненными Административному совету:

1. комиссия вероисповедания и публичного просвещения;

2. комиссия юстиции;

3. комиссия внутренних дел и полиции («полиция порядка и безопасности»);

4. военная комиссия;

5. комиссия доходов и финансов (с 1824г. – народного хозяйства).

В Петербурге находился государственный секретарь, который исполнял обязанности посредника между монаршим двором и органами власти в Королевстве.

Правительственным комиссиям были подчинены разного рода генеральные дирекции (почты, городского транспорта, лесов и государственных имуществ и т.д.). Консультативные функции и функции самоуправления исполняли советы – медицинский, строительства и др., палаты – торговая и ремесленная – в количестве четырех, а также Общий совет торговли и ремесла при Комиссии внутренних дел и полиции, благотворительные советы.

Существовала Счетная палата, которая должна была зависеть от Сената и исполнять определенные функции политического контроля, но на практике сделалась зависимой только от короля.

В административном отношении Королевство было разделено на 8 воеводств, которые в свою очередь делились на 77 поветов и 51 городскую гмину. Во главе каждого воеводства стояли правительственные воеводские комиссии и выборные воеводские советы – органы местного самоуправления.

В городах органами управления были бургомистры, а в нескольких самых больших городах – президенты и члены совета, назначаемые правительством. Органами комиссий в округах были окружные комиссары. В деревнях войтами остались землевладельцы.

Что касается сеймиков, то они состояли из дворян- собственников от каждого повета, которые должны были избрать из своей среды одного посла, двух членов совета воеводства и составить список кандидатов на административные должности. Сеймики собирались по созыву короля, который устанавливал продолжительность и предметы занятий собрания, а также назначал маршала – председателя сеймика.

В каждом гминном округе созывалось гминное собрание, которое избирало одного депутата на сейм, одного члена совета воеводства и составляло список кандидатов на административные должности. В гминные собрания входили:

1. каждый гражданин – собственник (не дворянин), уплачивающий по своему недвижимому имуществу какой бы то ни было налог;

2. фабриканты; хозяева мастерских; торговцы, владеющие лавкою;

3. все настоятели и викарии;

4. профессора/учителя;

5. особо отличившиеся художники.

При этом интересно подчеркнуть тот факт, что работа по составлению списков участников гминных собраний была довольно долгой и серьезной. Список собственников, имеющих право подавать голос, составлялся советом воеводства. Список фабрикантов, купцов и деятелей искусств, составлялся комиссией внутренних дел. Список настоятелей, викариев, и профессоров составлялся комиссией вероисповеданий и народного просвещения. Как и на сеймиках на гминных собраниях председательствовал маршал, назначаемый королем.

Конституция предусматривала создание многих новых судов, но в целом ее положения не были воплощены в жизнь, старые суды остались нетронутыми. Вместе с тем Государственный совет перестал быть кассационным судом. Гражданские споры решал суд наивысшей инстанции, а уголовные – апелляционный суд. Сенат являлся судом по важнейшим делам политического и правительственного характера. Судебная власть объявлялась «конституционно независимой», судьи не подлежали уголовной ответственности. Они либо назначались королем (в этом случаи они были несменяемы и находились в своей должности пожизненно), либо избирались на основании органического статута. Существовал разряд мировых судей, которые были свои для каждого класса населения; в их компетенцию входило разрешение споров хозяйственного характера, а также проверка и анализ дел перед отправкой в гражданский суд первой инстанции. Под гражданским судом первой инстанции понимался суд, разбирающий дела на сумму не свыше пятисот злотых. Он учреждался в каждой гмине и в каждом городе.

Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот злотых, учреждались несколько судов первой инстанции и суды съездовые в воеводствах. Помимо этого существовали также полицейские и коммерческие суды.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. В его состав входили несколько сенаторов, поочередно заседающих в нем, и часть судей, назначаемых королем пожизненно.

Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Что касается армии, то важно отметить тот факт, что польская армия была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования. Вооруженные силы состояли из действительной армии, пользующейся постоянным содержанием, и временных отрядов милиции. Военная служба длилась 10 лет и являлась невероятным бременем, которое особой тяжестью ложилось на народные массы. Общая численность армии составляла около 30 тыс. человек, однако ее размер регулировался королем в зависимости от потребностей и от бюджета.

Таким образом, конституция 27 ноября 1815г. провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией. Российский император становился польским королем, его компетенции были невероятно велики: «правительство зиждется на особе Царя», так определяет конституция его роль. Король являлся священной и неприкосновенной особой. Все государственные акты выходили от его имени. Ему принадлежала исполнительная и административная власть, законодательную власть король осуществлял вместе с сенатом. Он имел право назначать и смещать министров, членов Государственного совета, председателей воеводских комиссий, судей, архиепископов и епископов разных вероисповеданий, прелатов и каноников. Он имел право помилования, заключения мира и объявления войны, ведения международной политики, распоряжения доходами Королевства и дарования дворянских званий. Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Царства Польского находилась руках короля и назначаемых им чиновников.

Однако, несмотря на то, что конституция была выдержана в умеренном тоне и ставила перед собой задачу упрочить власть российского императора в Королевстве Польском, она сохранила в себе традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей. Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815г. Польское Королевство было единственной страной, располагающим парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

Сохранило привилегии, как родовое дворянство, так и нобилитированное, пополнявшееся за счет лиц, имеющих заслуги перед страной; разбогатевших купцов, мещан; владельцев мануфактур; богатых ремесленников; солдат, дослужившихся до звания капитана; офицеров, награжденных крестом; преподавателей и профессоров Варшавского университета, а также чиновников после 10 лет службы.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Евреи были лишены политических прав. Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно-политические предписания значительно ограничили ее.

Отрицательной чертой конституции была неслучайная неясность некоторых ее положений и слишком общие формулировки. «Александр I шел по стопам Наполеона, который избегал точных формулировок для положений публичного права, стесняющих правителя и правительство»

Николай I
После восстания 1830 — 1831 гг. Николай I отменил польскую конституцию и все конституционные гарантии и заявил, что Царство Польское, как страна, завоеванная русским оружием, отныне будет составлять одну из частей Российской империи и управляться на основании особого Органичского статута, обнародованного в феврале 1832 г. Принимая Органический статут царское прав-во преследовало след цели: 1- административное слияние Царства Польского с империей; 2- установление такого порядка в Польше, который бы исключал повторение подобных восстаний.
Органический статут впервые официально провозглашал принцип русификации края. Основные положения ОргСтатута: 1-распускался Сейм; 2-упразднялась нац армия; 3-управление Царством Польским возлагалось на Административный совет во главе с наместником; 4-Совет состоял из лиц, назначаемых правительством.; 5-при царе состоял статс-секретарь по делам Царства Польского, который докладывал о делах, поступающих от наместника, и сообщал ему волю государя; упразднялась военная комиссия.
Но: сохранялся Государственный совет Царства Польского; городские власти избирались общегородскими собраниями. Собрания дворянства, городских и сельских обществ должны были избирать членов совета воеводств, а те — избирать судей двух первых инстанций, предлагать кандидатов для замещения административных должностей и докладывать о нуждах воеводства. Сохранялась несменяемость судей мировой инстанции, делопроизводство велось на польском языке.
Таким образом, Органический статут, заменявший собой конституцию 1815 г., оказался также достаточно либеральным. Однако не был реализован, так как в Польше продолжалось революционное брожение, готовились новые выступления. В этой связи в 1834 г. здесь вводится военное положение, которое официально уже потом не отменялось. Все это отодвигало реализацию статута 1832 г. на неопределенное время. Меры, предпринятые правительством Н I для превращения Царства Польского в обычную провинцию Росс империи вкл:

  • распространение общеросс сист управления и ликвидацию местных особенностей в адм устройстве;27 мая 1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается Департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским.. В 1839 г. польские воеводства были переименованы в губернии, воеводские комиссии — в губернские правления, а президенты — в губернаторов. Спустя еще два года вместо высшей палаты суда Государственного совета учреждается IX Департамент Правительствующего Сената, как высшая инстанция для гражданских дел, а Х Департамент — для уголовных. Так.Образом, Р сосредоточила в своих руках гражданскую и военную власть в Польше. В 1839 г. создается Варшавский учебный округ, подчиняющийся Министерству народного просвещения; Ведомство путей сообщения Польши (в 1846 г.) переподчиняется центральной власти.
  • В 1841 г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, 3 — в 1848 г. — русские стандарты и вес,
  • в 1850 г. ликвидируются таможенные границы;
  • Еще в 1836 г. польское дворянство получило сословные права, сближающие его с российским.. Таким образом, из автономного образования, каким оно было до 1830 г., Царство Польское превратилось в провинцию Российской империи, которая в дальнейшем должна была управляться на одних для всего государства основаниях.

Александр II
Несмотря на заявлениео том , что он оставил в неприкосновенности порядок управления в Царстве Польском, установленный его отцом, формы управления Польши при нём начинают тем не менее изменяться, смягчаться, гл образом в целях предотвращения нового восстания. Меры, принятые при А II накануне восстания 1863г: 1- В 1857 г. учреждается в Царстве Польском Земледельческое общество, которому царское правительство разрешило заняться вопросами освобождения крестьян. Постепенно оно превратилось в ассоциацию, преследовавшую законодательные и политические цели и фактически ставшую чем-то наподобие представительства страны.
В 1860 г. начались беспорядки в Варшаве, которые затем стали принимать все более грозный характер и распространились на другие города страны и на Литву.
Революционно настроенные поляки требовали от правительства осуществления Органического статута 1832 г. Царское правительство стремилось не допустить нового восстания, поэтому в Петербурге разрабатывался проект будущего управления Царством Польским, в основу которого были положены записка польского государственного деятеля маркиза Велепольского об автономии, конституция 1815 г , Органический статут 1832 г. и другие акты.

В результате, в Польше 2- Начинает действоварь ГосСовет, сост-щий из назначаемых царем сановников под председательством наместника. Совет имел совещательный Предусматривалось упразднение варшавских департаментов сената, дела которых передавались Государственному совету.3-Реализована система местного самоуправления на основе широкого участия в нём местного населения; 4- Польский язык становится официальным; 5- Восстанавливается внутренняя автономия Царства Польского, как это было по Конст 1815г; 6 – поляки назначаются на важные адм. посты;
Однако все эти меры были уже бесполезны, так как в польском обществе все большую популярность приобретает идея всенародного восстания, что позволило бы «вернуть независимость» в границах 1772 г. В 1863 г. с началом нового восстания в стране вводится временное военно-полицейское управление.
После подавления восстания 1863 г. правящие круги империи решили провести коренные преобразования управления в Царстве Польском. Руководить этим было поручено Н.А. Милютину, который сосредоточил в своих руках всю власть, чтобы решающим образом влиять на ход событий в Польше и на направление ее административной реорганизации. Хотя основные концепции определялись в Петербурге, фактическая их разработка и проведение в жизнь осуществлялись царскими чиновниками в Польше, которые имели немалое влияние на действительный характер управления краем.

Добавить комментарий

Закрыть меню