Конституция в англии

Введение

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капи­талистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Глава 1. Форма правления и государственный режим в Великобритании

§1.

Форма правления

Великобритания представляет собой конституционную монархию. Монархия — старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполни­тельной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским гла­вой англиканской церкви. На практике в результате длитель­ной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактичес­ки полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весь­ма и весьма немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-ми­нистра, когда в Палате общин отсутствует большинство у ка­кой-либо партии; косвенное воздействие монархии как оли­цетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения мо­нархии для правящих кругов являются большими, чем по­следствия ее недостатков. Монархия — идеологическое ору­дие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно при­менение королевских прерогатив.

§2. Государственный режим

Великобритания относистся к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

— признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

— политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных выс­ших органов государства (парламента, главы государства) путем всеоб­щих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объ­единения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

— разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдер-жек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

— обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппо­зиции;

— свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее после­дователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают пра­вил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Основы правового статуса личности

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридичес­кого разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько закона­ми (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейборист­ская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные га­рантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчет­ливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демон­страций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавли­вает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Лич­ные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые положения законодательства о правах граждан ужесточе­ны — в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ог­раничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномо­ченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.

Правовое регулирование общественных объединений

Как и в США, огромное значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система, но в от­личие от США одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В последние десятилетия эта сис­тема испытывает определенные сдвиги. Поскольку в парламентских вы­борах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образован­ных партий, ни одна из двух основных партий (Консервативная и Лейбо­ристская) не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необхо­димость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо неболь­шой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Правда, пока применение мажоритарной системы относительного большинства исключает это.

Консервативная партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фер­меры. Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя суще­ствует фиксированное членство. Высший орган партии — ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция. Ее основной состав не избирается, а включает членов обеих палат парламента — консерваторов, а также 150 местных представителей. Конференция не играет существенной роли в определении политики партии, она созы­вается прежде всего для утверждения лидера партии, который опреде­ляет ее деятельность и избирается фракцией этой партии в палате общин (но теоретически на конференции может выставить свою кан­дидатуру на пост лидера партии любой ее член). Не играет большой роли и исполком партии — группа партийных функционеров, объеди­няющаяся вокруг лидера партии.

Партия образует более десятка региональных организаций, в которых создается местный совет партии, исполком и имеется оплачиваемый пар­тийный аппарат (его сотрудники назначаются центральными органами партии). В каждом избирательном округе образуется местная организа­ция партии — ассоциация, объединяющая членов партии во главе с мест­ным партийным функционером. При Консервативной партии действует несколько объединений — молодежная организация (Союз молодых кон­серваторов), женская организация, а также особое учреждение — поли­тический центр.

Все эти объединения имеют местные организации, при­мыкающие к местным партийным организациям.

Внутри Консервативной партии имеется несколько политических те­чений, но в целом партия выступает за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию экономи­ки за счет сокращения неэффективных производств, сокращение госу­дарственных субсидий, за денационализацию некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами (например, железных дорог), за па­раллельные с государственными альтернативные частные объекты в целях повышения эффективности первых.

Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн. членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в партии только около 300 тыс. Правда, числен­ность партии постоянно меняется. Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде всего ее лидер, кото­рый на деле определяет политику партии, подбирает партийное руковод­ство. По процедуре лидер избирается на ежегодной конференции партии (помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков участвуют представители профсоюзных организаций и местных отделений партии). Конференция избирает исполком, который играет большую роль, чем у консерваторов, но тоже не очень значительную. Поскольку деятельность партии приспособлена прежде всего к выборам, местные партийные ор­ганизации действуют в избирательных округах, ими руководят избирае­мые комитеты, но на практике основную роль играет местный лидер.

Конституция Великобритании представляет собой своеобразный феномен правовой действительности, не имеющий аналогов в мире. В Соединенном Королевстве не существует конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы общественного и государственного строя. Здесь действует, так называемая неписаная конституция. О конституции Великобритании можно говорить лишь в абстрактном смысле этого понятия, т.е.

как о совокупности различных источников.

Британскую Конституцию составляет практически необозримое число конкретных источников, которые можно разделить на 4 группы: статуты, судебные прецеденты, конституционные соглашения (обычаи) и доктринальные источники.

1. Статуты– акты (законы) парламента и акты делегированного законодательства, регламентирующие отношения, традиционно относящиеся к конституционному праву. Статуты конституционного характера можно классифицировать следующим образом:

а) акты, принятые до ХХ века (исторические правовые акты), относящиеся к действующему праву: Великая Хартия Вольностей (1215 г.); Билль о правах (1689 г.); Акт о союзе с Шотландией (1706 г.) и др.;

б) парламентские законы, принятые в ХХ столетии: законы о Парламенте 1911 и 1949 гг.; законы о пэрах 1958 и 1963 гг.; Акт об управлении Уэльсом 1998 г.; Шотландский Акт 1998 г. и др.;

в) акты делегированного законодательства, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом. Речь идет об актах, принимаемых министрами, местными органами власти и т.д.

2. Судебные прецеденты – совокупность судебных решений по конституционным вопросам обязательные в последующем при решении аналогичных дел. В основе прецедентного права лежат решения Палаты лордов, Апелляционного суда и Высокого суда. Судебные прецеденты, содержащие принципы конституционного права, создавались в ходе обычной судебной практики. Так, решением суда (1765 г.) по конкретному делу был создан действующий и сегодня прецедент: приказы общего характера об обыске незаконны. Вплоть до 2000 г. значительная часть института прав человека регулировалась на основе прецедентного права.

3. Конституционные соглашения (их называют также конвенционными нормами, обычаями) – сложились в практической деятельности высших органов государства и играют значительно большую роль в сравнении с прецедентным правом.

Конституционные соглашения – весьма своеобразный источник британской конституции. Их нарушение не влечет юридической ответственности. Однако несоблюдение конституционных соглашений чревато серьезными политическими последствиями.

В зависимости от объекта регламентации конституционные соглашения можно разделить:

а) на соглашения, регламентирующие отношения монарх — Правительство – Парламент (монарх поручает лидеру партии, победившей на выборах в Палату общин, сформировать Правительство; монарх по рекомендации Премьер-министра назначает министров; монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом; правительство уходит в отставку, в случае утраты доверия большинства Палаты общин; министры несут коллективную и персональную ответственность перед парламентом и т.д.).

б) на конституционные соглашения, регулирующие отношения между парламентским большинством и меньшинством, между палатами парламента (парламентское большинство не должно лишать возможности высказываться парламентскому меньшинству; в споре между палатами приоритет имеет Палата общин; Палата лордов не инициирует финансовые билли и др.).

4. Четвертую группу источников британской Конституции составляют доктринальные источники. Под ними понимаются мнения выдающихся конституционалистов.

К ним обращается Парламент в случае пробелов в конституционном регулировании. Так, в 1920 г., определяя королевскую прерогативу, Палата лордов сослалась на мнение выдающегося английского юриста А. В. Дайси. Довольно часто доктринальные источники используются судами.

Давая общую характеристику конституции Великобритании, отметим следующие ее черты и особенности:

1) Британская конституция является единой для всего Соединенного Королевства.

2) Британская конституция — «гибкая» конституция. Изменения в нее вносятся путем принятия обычных законов. Великобритания не знает иерархии законов по их важности. Все законы здесь обладают одинаковой юридической силой.

3) Британская конституция относится к числу неписаных конституций. Однако наличие в ней статутного (писаного) права дает основания современным британским юристам и политологам говорить о ней как о «неформализованной», «некодифицированной» конституции.

К этому следует добавить тенденцию изменения соотношения писаной и неписаной частей британской конституции в пользу первой.

Проявлением этой тенденции является статутное оформление многих судебных прецедентов и конституционных соглашений. Так, с имплементацией в 2000 г. Европейской конвенции о защите прав человека значительно сократилась сфера регулирования судебными прецедентами института прав человека. В 1911 г. статутное оформление нашло конституционное соглашение о приоритете Палаты общин в споре между палатами Парламента.

4) Британская конституция носит фрагментарный и пробельный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. При этом немало важнейших вопросов остаются вне конституционного регулирования.

5) Существенная особенность британской конституции состоит в том, что по своей юридической силе она ничем не отличается от обычного законодательства. Ее сущность во многом определяется принципом верховенства Парламента. Согласно этому принципу, лежащему в основе британского конституционного строя, парламентские полномочия номинально не ограничены никакими законодательными актами.

Доктрина парламентского верховенства является одним из веских аргументов против раздающихся в современной Англии предложений составить формальную конституцию страны. Дело в том, что такая конституция с ее претензией быть законом законов, с ее специальной процедурой внесения конституционных изменений нарушила бы суверенные права Парламента, противоречила бы принципу его верховенства, ввела бы иерархию законов.

Сформулированная впервые в Великобритании идея конституционализма как ограниченного правления не связывалась с существованием писаной конституции, имеющей высшую юридическую силу и устанавливающей соответствующие ограничения для тех, кто осуществляет государственную власть.

Несмотря на своеобразие, британская конституция содержит эффективные юридические нормы, обеспечивающие верховенство права, торжество британской версии конституционализма.

Здание британского конституционализма возводилось сотни лет. На протяжении этих лет шел процесс формирования конституции Великобритании, которая по замечанию известного английского государствоведа А. Дженнигса «не была принята, а выросла, образовалась».

Конституция Великобритании — это совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

1. Особенности конституции Великобритании

Конституция Великобритании — совокупность нормативных форм (актов), из которых лишь часть признается правовыми. Конституция Великобритании является феноменом, не имеющим аналогов в мире.

Британская конституция существует в так называемом «материальном смысле» и представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, судебных прецедентов, конституционных соглашений, доктринальных источников, которые устанавливают права и свободы человека, и порядок формирования и полномочий органов публичной власти, а также принципы взаимоотношений между государством, обществом и человеком.

Британская конституция в своем роде уникальна. Прежде, уникальность конституции заключается в особенностях его формы, структуры и порядка внесения изменений. Особенности конституционного развития Великобритании (Англии) исторически обусловленные принципом верховенства парламента или суверенитета парламента. По этому принципу парламент не может принимать законы, которые ограничивали бы его на следующем созыве, сессии или даже заседании. Поэтому невозможно принятие основного (по брит. Терминологии — фундаментального) закона, который должен наивысшую юридическую силу и характеризовался сравнительно осложненным порядком принятия и внесения в него изменений.

2. Источники Британской конституции

Конституция состоит из следующих частей:

2.1. Статутное право

В уставный права входят:

  1. так называемые «исторические правовые акты», которые были приняты в XX в., но рассматриваются как действующее право: Великая Хартия Вольностей1215, Билль о правах 1689 года, Акт о престолонаследии 1701 года и т.д.;
  2. парламентские законы: акты о Парламент и 1949, Акт о пэров 1958 года и 1963, Акт о гражданстве 1981 года, Акт о народном представительстве 1989 года, Акт о правах человека 1998 года, Акт о Шотландский парламент 1998 года и т.д.;
  3. акты делегированного законодательства, принятые исполнительной властью путем делегирования парламентом своих прав. В эту группу входят акты, издаваемые министрами Короны, местными органами власти, публичными корпорациями. Важнейшими из таких актов является приказы Тайного совета, принимаемые от имени Монарха. Например, приказом ее Величества № 1749 от 22.06.1999 г. Тайной рады Шотландии было предоставлено право устанавливать запрет на использование средств коммуникации осужденным.

2.2. Прецедентное право

Прецедентное право, как составная часть британской конституции, это совокупность судебных решений по конституционным вопросам, которые в дальнейшем являются обязательными при рассмотрении аналогичных проблем. Вместе прецедентное право формируется только решениями высших судебных инстанций — Палатой лордов и Верховного суда, который состоит из трех самостоятельных судебных учреждений — Апелляционного суда, Высокого суда и Суда Короны. На современном этапе сфера действия прецедентного права весьма ограничена. Как правило, это право регулирует вопросы, касающиеся привилегий короны.

2.3. Доктринальные источники

Доктринальные источника или труды выдающихся ученых в области юриспруденции используются как дополнительный источник британской конституции. К доктринальных источников обращаются тогда, когда конституционно-правовые отношения не урегулированы ни уставным правом, ни прецедентным правом, ни конституционными соглашениями. Так, в 1920 г. Палата лордов определила королевскую прерогативу, ссылаясь на мнение английского конституционалиста XIX в. А.В.Дайси.

2.4. Конституционные соглашения

Конституционные соглашения составляют важную часть неписаной британской конституции. Они регулируют очень широкий круг общественных отношений, связанных с процессом осуществления государственной власти. Это отношения между Монархом, законодательной и исполнительной властью, между членами правительства, между палатами парламента. Примером такой конституционного соглашения может быть парламентское голосования путем «разделения»: сторонникам и противникам законопроекта предлагается выйти в различных помещений, специально предназначенных для подсчета голосов, после чего их считает устройство. Ряд конституционных соглашений возникает на основе норм статутного права. Так, уставы устанавливают, что Монарх:

  • утверждает билли, которые принимает парламент и пользуется правом абсолютного вето;
  • распускает и созывает парламент;
  • назначает и смещает министров, которые несут ответственность перед Монархом.

Однако эти нормы статутного права стали основой для формирования таких конституционных соглашений, согласно которым монарх должен:

  • утверждать билли, то есть не пользоваться правом абсолютного вето;
  • распускать и созывать парламент только по совету Премьер-министра;
  • назначать премьер-министром лицо, которое имеет поддержку большинства членов Палаты общин, а по совету премьер-министра назначать других членов кабинета, которые несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Палатой общин.

3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Отсутствие в стране писаной конституции вызывает образование особенностей конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. На практике права британцев регламентируются как уставным правом ( Великая Хартия Вольностей1215 p., Билль о правах 1689 г., Акт о правах человека 1998 г. др.), так и прецедентным правом и конституционным соглашениям. В британском конституционном праве не существует общепризнанной классификации прав и свобод граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Прежде всего, все права и свободы человека являются индивидуальными правами, которые ограничиваются государством и базируются на основе принципа «каждый может делать то, что не запрещено законом».

3.1. Право на свободу личности

Право на свободу личности заключается в праве лица не подвергаться тюремному заключению, ареста или любом другом физическом ограничению свободы. Еще Habeas Corpus Act 1679 p. Установил такие актуальные положения:

  • право задержанного выяснить причины его задержание и требовать от судьи их проверки в течение 24 часов;
  • право считаться невиновным пока вина не будет доказана судом;
  • запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления;
  • право на обычный, а не чрезвычайный суд или суд с особыми полномочиями.

В британской правовой доктрине право на свободу личности включает тайну переписи и телефонных разговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свободу совести и вероисповедания.

Вместе наряду с гарантиями защиты права на свободу личности законодательство предусматривает определенные ограничения, связанные с борьбой против терроризма. Например, Акт о предотвращении терроризма 1984 устанавливает ограничения права на защиту личности при уголовно-правового преследования. А согласно законодательству о телефонных и телеграфные сообщения полиция в исключительных случаях может контролировать телефонную и телеграфную связь.

3.2. Право на защиту частной собственности

Одним из существенных индивидуальных прав британцев право на защиту частной собственности от произвола государства, физических и юридических лиц. Вместе с тем процесс осуществления права собственности предусматривает, что государство может изъять части собственности в виде налогов только на основе законодательства. Впервые принцип «любой закон и всякий налог исходят от парламента» был провозглашен в Билле о правах 1689 г. Таким образом, ограничение права собственности допускается лишь путем принятия законов и только в связи с необходимостью обеспечения публичных интересов.

3.3. Свобода собраний

Важными индивидуальными правами британцев в сфере политики является свобода собраний и ассоциаций, право участия в деятельности политических партий, профсоюзов и других общественных объединений, права избирать и быть избранным и т.д.. Эти права, как и ряд других, осуществляются гражданами с ограничениями, которые устанавливаются в законодательстве. Например, в Акте об общественном порядке 1994 закрепляется, что проведение собрания должно быть согласовано с собственником земельного участка, на территории которой они проводятся.

3.4. Права и свободы в сфере социальной политики, экономики и культуры

Права и свободы в сфере социальной политики, экономики и культуры, то они получили значительное развитие только после Второй мировой войны. Например, были введены такие социальные институты, как: страхование от безработицы, право на забастовку, на пенсионное обеспечение, на благоприятную для населения среды, право на равную оплату за равный труд и т.д..

3.5. Гражданство

Конституционно-правовое регулирование института британского гражданства также имеет свои особенности. К середине XX в. в основу регламентации вопросов гражданства была положена доктрина общего права о верноподданничество. Во второй половине XX в. были приняты ряд законов о гражданстве. На современном этапе вопросы, связанные с приобретением, изменением, утратой гражданства устанавливаются в Акте о гражданстве 1948 и 1981 г. Согласно законодательству о гражданстве к гражданам Великобритании относят следующих лиц:

  • граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;

Законодательство о гражданстве закрепляет такие способы приобретения гражданства:

  • филиация, которая осуществляется на основе принципа крови и почвы;

Добавить комментарий

Закрыть меню