Конституция германской империи 1871

III. КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1871 г.

Объединение Германии было закреплено конституцией, принятой специальным Учредительным рейхстагом 16 апреля 1871 г. Конституция Германской империи 1871 г., состоявшая из 78 статей, воспроизвела многие идеи конституции Северо-германского союза 1867 г., дополнив их некоторыми положениями “оборонительных договоров”, заключенных с южно-германскими государствами (Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт) накануне франко-прусской войны.
По форме государственного устройства Германская империя являлась федерацией, построенной на территориальной основе. Члены федерации (общее число которых составляло 27) подразделялись на три группы. В первую группу входили 22 монархии, среди которых было 4 королевства (Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 11 великих герцогств и 7 княжеств. Вторую группу составляли т. н. “вольные города” с республиканским устройством (Бремен, Гамбург, Любек). В третью группу (“имперские земли”) входили Эльзас и Лотарингия, аннексированные у Франции в период франко-прусской войны; управление ими осуществлялось непосредственно имперским правительством.
Союзные органы были наделены сильными полномочиями, тогда как автономия отдельных членов федерации, именовавшихся землями, была весьма ограниченной. Германской империи в лице ее союзных органов принадлежало исключительное право на законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер и весов, чеканке монеты, финансовой и экономической деятельности, путях сообщения, почте и телеграфе, на законодательство об основах уголовного и гражданского права, основах судопроизводства и др. Предоставляя субъектам федерации определенные права в решении местных дел, конституция закрепляла приоритетное положение имперского законодательства перед законодательством отдельных земель.
Главенствующую роль в составе объединенной Германии заняла Пруссия — этот факт оказывался вполне объяснимым ее особыми заслугами в деле объединения страны, а также масштабами ее экономического и военного потенциала. На долю Пруссии приходилась половина территории объединенной империи с 60 % ее населения. Столицей империи стал Берлин — традиционный политический центр Пруссии. Представители Пруссии овладели основными государственными постами в объединенной Германии. Принципы организации вооруженных сил Пруссии были экстраполированы в общеимперском масштабе. Прусское право явилось основой при разработке системы общегерманского права.
По форме правления Германия становилась конституционной монархией. Главой государства, которому присваивался титул императора (кайзера), мог быть только король Пруссии. Полномочиям императора как носителя верховной власти была посвящена глава IV конституции. Кайзер являлся верховным главнокомандующим, назначал и смещал всех имперских должностных лиц (включая главу правительства —рейхсканцлера), осуществлял представительство во внешних сношениях (объявление войны и заключение мира от имени империи, подписание международных договоров, прием и аккредитация послов и т. д.). Император обладал правом законодательной инициативы; он обнародовал законы и наблюдал за их исполнением, издавая для этой цели соответствующие указы и распоряжения. Он также созывал, открывал и закрывал заседания обеих палат парламента, мог распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Император мог отсрочить введение в действие гражданских законов, принятых рейхстагом (суспензивное вето), и отклонить полностью законы, касающиеся военных дел (абсолютное вето). В случае угрозы государственной безопасности и общественному спокойствию император мог ввести чрезвычайное положение в империи или в отдельной ее части (ст. 68). Ряд своих полномочий (объявление войны, заключение мира и международных договоров) император мог осуществлять лишь с согласия верхней палаты парламента.
Парламент Германской империи состоял из двух палат: Союзного совета (бундесрата) и Имперского собрания (рейхстага). Союзный совет (бундесрат) являлся верхней палатой. Он составлялся не из избираемых народом депутатов, а из представителей государств — членов федерации в лице министров или их уполномоченных, назначаемых местными монархами и правительствами. Делегации всех земель в Союзном совете располагали в общей сложности 58 голосами. Из них представители одной только Пруссии имели 17 голосов (впоследствии 22 голоса); все члены делегации назначались лично императором в силу его прерогатив короля Пруссии. Бавария в бундесрате имела 6 голосов, Саксония и Вюртемберг — по 4 голоса; остальные земли были представлены делегациями, располагавшими от 1 до 3 голосов. Конституция устанавливала, что для отклонения любого законопроекта в Союзном совете было достаточно 14 голосов, поданных против этого законопроекта (ст. 78). Таким образом, делегация Пруссии могла единолично решать судьбу любого неугодного ей законопроекта (в том числе и конституционного), не допуская его принятия, даже если все остальные члены федерации выступали в его поддержку.
Союзный совет имел законодательную власть (наряду с рейхстагом) и значительную долю исполнительной власти, которую он осуществлял через специальные комиссии (их число доходило до 10), создаваемые по отдельным отраслям управления (комиссии торговли и обмена, армии и флота, таможен и налогов, железных дорог и т. п.). Союзный совет обладал и судебными функциями (в частности, правом толкования конституции, высказывания суждений о недостатках вновь принятых законов — ст. 7). Являясь арбитром в конфликтах между членами федерации и союзными властями, бундесрат мог выносить решения о так называемой экзекуции, т. е. принуждении отдельных членов федерации к соблюдению ими конституционных обязанностей (ст. 19). Непосредственное выполнение решений об экзекуции осуществлялось императором (в случае необходимости — с применением вооруженной силы).
Нижняя палата парламента — Имперское собрание (рейхстаг)— избиралась сроком на 3 года (с 1888 г.— на 5 лет) на основе равных и прямых выборов при тайном голосовании. Избирательными правами согласно ст.

20 конституции обладало мужское население империи старше 25 лет (исключая нижних чинов армии и флота, состоявших на действительной военной службе, лиц, ограниченных в гражданских и политических правах по приговору суда, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности). Способ голосования на выборах был открытым — здесь была реализована идея О. Бисмарка, который полагал, что тайное голосование “противоречит лучшим свойствам германской нации”. Один депутат рейхстага избирался от одного из 397 избирательных округов, в каждом из которых первоначально проживало по 100 тыс. избирателей (впоследствии равенство округов нарушилось, но правительство отказывалось их пересматривать, опасаясь увеличения количества депутатов от городов, где преобладало трудовое население). Численное преобладание в рейхстаге имели представители Пруссии (235 мест из 397). Сессии рейхстага созывались 1—2 раза в год и длились в течение 1—4 месяцев. Депутаты не были связаны наказами избирателей; первоначально они не получали за свою деятельность никакого жалования или вознаграждения. Это последнее правило, введенное в свое время также по настоянию О. Бисмарка, было изменено лишь в 1906 г.: начиная с этого времени депутаты стали получать жалование в размере 3 тыс. марок в год; за неявку на заседания производились вычеты по 20 марок в день. Заседания рейхстага носили, как правило, открытый характер, а все материалы парламентских дебатов подлежали обязательному опубликованию в прессе. Голосование в рейхстаге также было открытым. Депутаты рейхстага были наделены депутатской неприкосновенностью и свободой выступлений в палате. Они обладали также правом парламентского запроса в адрес рейхсканцлера и любого из государственных секретарей (под таким запросом должны были стоять подписи не менее 30 депутатов).
Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета, ратификации международных договоров и др. Однако законодательные полномочия “народного представительства”, каковым формально являлся рейхстаг, были резко ограничены в пользу верхней палаты — Союзного совета. Законопроект, не принятый рейхстагом, мог быть легко проведен через Союзный совет (лишь в слегка измененной редакции), причем юридическая сила акта Союзного совета была не меньшей, чем акта рейхстага. Союзный совет имел право заседать самостоятельно (при этом все его заседания были закрытыми), тогда как сессии рейхстага могли быть созваны лишь в период работы Союзного совета. Решение вопроса о роспуске рейхстага могло быть принято простым постановлением Союзного совета. Все сказанное свидетельствует о том, что конституция установила явное преобладание верхней палаты парламента над нижней. Консервативный состав Союзного совета, формируемого недемократическим способом, являлся надежной гарантией того, чтобы в любое время выступить в качестве надежного тормоза на пути деятельности “народного представительства”.
Законодательство по вопросам, отнесенным к компетенции членов федерации, осуществляли местные однопалатные или двухпалатные парламенты — ландтаги. В частности, ландтаги занимались вопросами собственного государственного устройства, призыва в армию, взаимоотношений государства с церковью, судебной организации, организации городского и общинного самоуправления. Характерно, что в ряде немецких государств законодательство было более реакционным, чем в общеимперском масштабе. Административно-управленческие системы подавляющего большинства германских государств, сложившиеся по государственно-правовым установлениям первой половины XIX века, также были более архаичными, чем общеимперская система, сформированная на более современных конституционных основах, — это относилось в первую очередь к принципам организации и функционирования местных парламентов, к регламентации форм народного волеизъявления и т. п. Так, в большинстве земель верхние палаты ландтагов продолжали формироваться местными монархами на принципах сословного представительства; в Пруссии продолжала действовать реакционная куриальная избирательная система, учрежденная конституцией 1850 г., тогда как в масштабах всей империи избирательное право было провозглашено бессословным и равным.
Как уже было отмечено ранее, главой исполнительной власти по конституции 1871 г. являлся император (кайзер). Важное место в системе органов управления Германии занимал имперский канцлер (рейхсканцлер); им стал министр-президент Пруссии (напомним, что эту должность с 1862 г. занимал О. Бисмарк; после объединения Германии он занимал должность имперского канцлера на протяжении почти двух десятилетий — до 1890 г.). Канцлер был единственным общеимперским министром; кабинета министров в обычном для парламентаризма понимании в Германской империи не существовало. Руководители союзных ведомств и учреждений, именовавшиеся статс-секретарями, назначались канцлером и находились в его полном подчинении; сам он, в свою очередь, назначался императором, был ответственным только перед ним и только им мог быть смещен. Совмещение должности канцлера с депутатством в рейхстаге воспрещалось. Канцлер скреплял своей подписью основное количество документов, исходящих от императора (принцип контра-сигнатуры); контрасигнатура канцлера не применялась, однако, в отношении актов, касающихся объявления войны и заключения мира, а также тех документов, которые относились к функции императора как главнокомандующего. Положение канцлера значительно укреплялось еще и благодаря тому, что он по должности являлся председателем Союзного совета и главой многих его комиссий (в частности, комиссий по армии, флоту, торговле и обмену, таможням и налогам, железным дорогам и др.), а потому мог практически единолично (особенно в случае возникновения разногласий между членами комиссий) решать многие важнейшие вопросы имперского законодательства и управления.
Правительства отдельных земель, входивших в состав федерации, занимались в основном проведением в жизнь общеимперских законов, которые, как было отмечено ранее, обладали юридическим приоритетом над законами земель.
Таким образом, германская федерация обладала следующими специфическими особенностями по сравнению с другими федерациями, известными до того времени в мировой практике конституционного строительства:
1. Широкие полномочия федеральных (общеимперских) органов за счет явного ущемления прав членов федерации.
2. Неравенство прав членов федерации, проявляющееся, в частности, в неравном представительстве в верхней палате парламента. Следствием этого являлось юридически закрепленное преобладание одного из членов федерации (Пруссии) над всеми остальными.
3. Особый способ формирования верхней палаты парламента — из представителей правительств, а не парламентов или граждан отдельных членов федерации.
4.

Отсутствие общеимперской администрации (кроме канцлера и ограниченного числа статс-секретарей).
Поскольку в конституции Германской империи не было проведено четкого разграничения законодательной и исполнительной власти, фактически сложился режим с явным преобладанием исполнительной власти над законодательной. Никакого влияния на исполнительную власть рейхстаг оказать не мог; принцип “ответственного министерства”, свойственный английской модели конституционной монархии, германской государственной системе остался неизвестным. Конституция не предусмотрела никаких механизмов ответственности, которая была бы возложена на органы исполнительной власти. Не существовало и системы сдержек и противовесов, которая могла бы (как в конституции США 1787 г.) обеспечивать поддержание демократического режима.
Характерной особенностью конституции объединенной Германии было отсутствие в ней особой главы, регламентирующей права и свободы немецкого народа (лишь в ст. 3 конституции были названы некоторые из этих прав — свободный доступ к общественным должностям, право приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и т. п.); в основном права и свободы граждан регулировались земельными конституциями. Зато в общеимперской конституции имелась развернутая глава, специально посвященная организации вооруженных сил (глава XI). Здесь закреплялись такие основополагающие принципы военной организации, как всеобщая воинская обязанность для каждого немца с 20 до 28 лет, право императора назначать, смещать и передвигать по службе весь командный состав армии и флота, а также использовать армию для подавления внутренних беспорядков в условиях объявления отдельных местностей страны на военном положении.
В конечном счете специфика государственно-правовых установлений Германской империи находила свое объяснение в особенностях самого процесса учреждения этого государства, произошедшего “сверху”, под приоритетным воздействием прусских властно-распорядительных структур.

Условия принятия Конституции 1871 года

Буржуазная революция в Германии в середине XIX в. носила незавершенный характер. Тем не менее, отмена многих институтов феодального права содействовала экономическому подъему страны, особенно в области промышленности. Однако процесс развития капитализма в деревне затянулся на многие десятилетия. Прусский путь развития капитализма в деревне означает мучительное и медленное перерастание крепостнических форм в капиталистические. Правительство установило исключительно высокие для крестьян выкупные платежи.

Прусские юнкера оказывали сильное влияние на политику государства и законодательство. Представительства юнкерства занимали важные посты в армии, органах власти и управления, поэтому они возглавили движение по объединению Германии.

В этих условиях объединение страны стало осуществляться прусской государственной машиной, т.е. сверху, с использованием армии. Либеральная буржуазия Пруссии своим идеалом считала единую парламентскую монархию. Для достижения этой цели она создала полуоппозиционные организации — Национальный союз и Прогрессивную партию.

Представители либеральной буржуазии пошли даже на конституционный конфликт. В 1861-1862 гг. либеральное большинство ландтага голосовало против военной реформы (удлинения срокавоенной службы до трех лет) и дополнительных военных расходов. Оно потребовало учреждения в Пруссии кабинета министров, ответственного перед ландтагом. «Прогрессисты» предполагали ввести тайное голосование на выборах, созвать общегерманский парламент и создать сильную централизованную власть.

В ответ на требования оппозиции король распустил парламент и назначил прусского помещика Отто фон Бисмарка министром-президентом. Когда ландтаг вторично отклонил проект военной реформы, Бисмарк стал проводить ее, минуя парламент. В 1862 г. он заявил в ландтаге: «Великие вопросы эпохи разрешаются не речами и не голосованием большинства, но железом и кровью. Германия смотрит не на прусский либерализм, а на вооружение Пруссии».

Бисмарк сразу предложил ландтагу Пруссии утвердить огромный военный бюджет. После того как депутаты отказались увеличить военные расходы, правительство само утвердило бюджет и в короткий срок создало довольно мощную армию. В определении задач внешней и внутренней политики правительство в первую очередь считалось с требованием генштаба прусской армии. Путем захватнических войн оно решило добиться объединения Германии.

В 1864 г. прусская армия совместно с австрийцами разбила войска Дании, а спустя два года Пруссия нанесла сокрушительное поражение своей союзнице. Австрия окончательно утратила шансы стать во главе объединения Германии.

В апреле 1867 г. господство Пруссии было юридически оформлено в Конституции только что созданного Северогерманского союза, в который вошли 22 государства. Бавария, Вюртемберг, Саксония, Баден, Нассау подписали договоры с Пруссией. Во главе Союза стал прусский король, но правил фактически Бисмарк, назначенный канцлером. «Посадим Германию в седло, а поехать она сумеет сама», — говорил Бисмарк.

Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. В этом же году была принята Конституция Германской империи, в состав которой вошли 22 монархии (4 королевства, 11 великих герцогств, 7 княжеств) и 3 вольных города.

Конституция определила состав, полномочия общеимперских органов власти и управления, установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности и т.д.

Конституционный статус императора по Конституции 1871 года

Конституция Германской империи 1871 года наделила императора огромными полномочиями. Король Пруссии одновременно являлся императором Германии (кайзером) — высшим носителем верховной власти.

Кайзер наделялся высшими атрибутами власти, кроме того, часть его полномочий осуществлялась через канцлера. Император назначал канцлера, высших чиновников и офицеров, был главнокомандующим вооруженными силами. Ему принадлежали огромные права в области внешних сношений, с согласия бундесрата он мог объявить войну.

В имперскую Конституцию вошли статьи прусской Конституции о военных правах короля. Император мог объявить каждую часть союзной территории на военном положении.

Еще в период войны с Австрией и Францией Генеральный штаб прусской армии получил широкие полномочия действовать от имени верховного главнокомандующего, т.е. короля. На это право генштаб ссылался и мог досрочно распустить обе палаты парламента, ему принадлежало право разработки законов, их публикация и контроль за исполнением. Основной закон закреплял принцип контрасигнатуры — указы императора нуждались в подписи канцлера.

Против строптивых государств кайзер мог использовать даже вооруженную силу. Эта экзекуция определялась Союзным советом и приводилась в исполнение главой государства. Если в бундесрате мнения делились поровну — голос императора являлся решающим (ст.ст. 5, 7 Конституции 1871 г.).

Конституционный статус канцлера по Конституции 1871 года

Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, олицетворявшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, и, более того, бессменно с 1862 по 1890 гг. — Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX в.

Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата.

Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, если он выступал «за сохранение существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов, а также, если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета.

Конституция 1871 г. не знала принципа «ответственное правительство», ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против «мнимого конституционализма» Германской империи и за парламентскую монархию Вестминстерской модели.

Практически самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Конституционный статус бундесрата

Союзный совет (бундесрат) занимал второе место по объему политических полномочий после кайзера. Этот орган имел законодательные и административные полномочия. Бундесрат был органом представительствагосударств (в лице министров или уполномоченных), вошедших в состав империи.

Число голосов в Союзном совете зависело от величины государства. Бавария имела 6 голосов, Саксония и Вюртемберг — по 4, Пруссия — 17 (из 58). Председателем бундесрата являлся имперский канцлер. Этот важный пост занял прусский министр-президент. Делегация Пруссии в Союзном совете могла провести любое решение.

Бундесрат рассматривал законопроекты, вносимые в нижнюю палату. Конституция закрепила его приоритет в законодательном процессе. Ему принадлежали также судебные функции: право толкования Конституции, высказывания суждений о недостатках принятых законов. Члены этой палаты имели право «как только пожелают, выступить в рейхстаге».

Кроме того, бундесрат являлся имперским судом по особо важным преступлениям и разбирал конфликты между членами союза.

Конституционный статус рейхстага

Нижняя палата (рейхстаг) избиралась путем всеобщих выборов, тайным голосованием из числа подданных мужского пола, достигших 25-летнего возраста, исключая военных. Один депутат избирался от 100 тыс. избирателей. Срок легислатуры был вначале три года, а с 1888 г. — пять лет. Депутат не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, до 1906 г. не получал жалования.

В рейхстаге провозглашалась свобода выступлений и парламентская неприкосновенность.

Для принятия решения требовалось абсолютное большинство голосов. Однако право издания законов было ограничено. Рейхстаг имел право предлагать законы и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру. Это было редкое в истории положение парламента, которому было поручено заниматься сбором и передачей ходатайств. Для принятия имперских законов требовалось согласие бундесрата и рейхстага. Компетенция последнего определялась «деловым распорядком».

В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешали самому правительству определять смету военных расходов на много лет вперед. Фактически же рейхстаг не играл существенной роли в государственном механизме империи, так как не имел права контроля над исполнительной властью.

Глава правительства — канцлер — не был ответственен перед ним. Канцлер был единственным, кто имел звание имперского министра, все остальные имперские чиновники имелись государственными секретарями. За свои действия он отвечал только перед кайзером.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский Государственный Экономический Университет

Заочный институт

Юридический факультет

Контрольная работа

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

Тема: Конституция Германии 1871 года

Выполнил

Студент 111 Юу группы

Григорьева М.Н.

Проверил

Профессор

Кирсанова Л.И.

ВВЕДЕНИЕ

Воссоединение Германии в единую Германскую империю состоялось, несмотря на то, что многие попытки объединения, такие как Рейнский союз (1806-1813 годов), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 год, были не очень удачными. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк.

В 1861 году прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии — войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).

В августе 1866 года, в результате война между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, под именем Северо-Германского союза, возникло по сути дела новое государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства, расположенных к северу от реки Майн. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась на основе всеобщего избирательного права.

Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие.

В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию на объявление войны и выставил ее агрессором. В ходе той войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию.

>Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному. >Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней — бундесрата, и это не единожды делалось. >Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству» подлежат следующие предметы: >В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло. >ЗАКЛЮЧЕНИЕ >1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидковой О.А. — М.: Издательство НОРМА, 2000

Добавить комментарий

Закрыть меню