Конституция 1787 года

Конституция США 1787года………………………………..стр. 3

2. Законодательство Наполеона……………………………….стр. 20

3. Фашистская Германия……………………………………….стр. 25

Список используемых источников………………………………..стр.32

1. Конституция США 1787 года

В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы, превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра существовавшего союза была выработана Конституция нового государства.

На обсуждение Конвента было предложено несколько проектов будущей Конституции. Основные различия касались степени централизации государственной власти, прав и свобод граждан, способов формирования представительного органа — Конгресса. Но объединяло все проекты проблема защиты от внешних сил, внутреннего спокойствия штатов. Центральная проблема — формирование двухпалатного Конгресса на основе представительства. По вопросам представительства и разгорелись наиболее жаркие споры.

После Семилетней войны к усилившемуся экономическому гнету прибавился прямой политический диктат метрополии. Провинции не только впервые испытали на себе тяжесть “налогообложения без представительства”, отрицавшего основополагающую заповедь Английской Буржуазной революции XVIII века, но и узнали много других проявлений произвола: отмену судов присяжных, неприкосновенность жилища и собственности,, сокращение прерогатив и роспуск ассамблей, создание и расквартирование постоянной армии в мирное время, возвышение военной власти над гражданской, регламентацию производства и торговли. Также одна из задач Конституции заключалась в том, чтобы установить прочный барьер против революционного движения.

Законодательная власть

Усиление центральной власти в духе политической концепции федералистов, как именовали сторонников новой Конституции, служила и организация законодательных органов. Законодательные функции были закреплены за конгрессом, состоявшим из двух палат: верхней- сената и нижней- палаты представителей. Конгресс США получал право регулировать торговлю и налогообложение, вводить таможенные пошлины и выпускать деньги. Только конгресс имел право объявить войну и начать военную мобилизацию. Особые прерогативы получал сенат.

Статья I

Раздел 1.

Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Раздел 2.

1) Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата.

2) Hе может быть представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

3) Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых всех прочих лиц.

Настоящее исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч жителей не может быть избрано более одного Представителя , но каждый штат должен иметь по крайней мере одного Представителя4) При открытии вакансий в представительстве от какого-либо штата исполнительная власть последнего назначает выборы для заполнения этих вакансий.

5) Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц; ей одной принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.

Раздел 3.

1) В состав Сената Соединенных Штатов входят по два Сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов; каждый Сенатор имеет один голос.

2) Hемедленно в след за тем, как Сенаторы соберутся после первых выборов, они разделяются на три по возможности равные группы. Места Сенаторов первой группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы — по истечении четвертого года и третьей группы — по истечении шестого года, так чтобы одна треть избиралась вновь каждые два года; если вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве между сессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть последнего может произвести временные назначения впредь до следующей сессии Законодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии.

3) Hе может быть Сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

4) Вице-президент Соединенных Штатов является Председателем Сената, но может голосовать лишь в том случае, если голоса разделяются поровну.

5) Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя pro tempore в случаях отсутствия Вице-президента или исполнения последним обязанностей Президента Соединенных Штатов.

6) Сенатору принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Заседая с этой целью, Сенаторы приносят присягу. Если подсудимым является Президент Соединенных Штатов, председательствует Главный судья. Hи одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих Сенаторов.

7) Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную или оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в дальнейшем тем не менее производится расследование, ему предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии с законом.

Раздел 4.

1) Время, место и порядок избрания Сенаторов и Представителей устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов Сенаторов.

2) Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в первый понедельник декабря, если законом не будет установлен другой день.

Раздел 5.

1) Каждая Палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания ее членов, и большинство каждой из Палат составляет кворум, необходимый для ведения дел; но Палата и в меньшем составе может переносить заседания с одного дня на другой и имеет право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой Палатой меры воздействия с целью обеспечить посещение ими заседаний.

2) Каждая Палата может устанавливать регламент своих заседаний, наказывать своих членов за нарушение порядка и двумя третями голосов исключать их из своего состава.

3) Каждая Палата ведет журнал своих заседаний и периодически публикует его, за исключением тех разделов, которые по ее заключению носят секретный характер; сведения о голосах «за» и «против», поданных членами каждой Палаты по тому или иному вопросу, по желанию одной пятой присутствующих вносятся в журнал.

4) Во время сессии Конгресса ни одна из Палат не может без согласия другой Палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не в том месте, в котором должны заседать обе Палаты.

Раздел 6.

1) Сенаторы и Представители получают за свою службу вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое Казначейством Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка, они не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей Палаты, а также следования в Палату и возвращения из нее; за речи и высказывания в Палатах они не могут привлекаться к ответственности в каком-нибудь другом месте.

2) Ни один Сенатор или Представитель не может быть назначен в течение времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на службе Соединенных Штатов, если эта служба была создана или связанное с ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом той или иной Палаты, пока состоит в должности.

Раздел 7.

1) Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей; но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям.

Необходимо отметить, что разработка проекта конституции проходила втайне от народа. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект Конституции, и после ее ратификации тремя четвертями штатов 4 марта 1789 г. она вступила в законную силу. Содержание Конституции ясно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией.

Говоря о структуре документа, скажем, что в краткой вводной части Конституции ее разработка и принятие обоснованы следующими причинами:

1) образованием более совершенного союза;

2) утверждением правосудия;

3) охраной внутреннего спокойствия;

4) организацией совместной обороны.

Только в конце преамбулы говорится о содействии благосостоянию живущих и о предоставлении им и их потомкам благ и свобод. Революционные лозунги Декларации о правах и свободах американских граждан в Конституции даже не упоминаются. Составители стремились закрепить права и власть в США за богатым меньшинством, вопреки демократическому большинству.

Высшая общефедеральная законодательная власть вручалась конгрессу, состоящему из двух палат:

1) нижняя палата именовалась палатой представителей;

2) верхняя – сенатом.

Двухпалатная структура парламента отражает федеративное устройство государства. Палата представителей избиралась сроком на два года прямым голосованием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста. Члены сената избирались законодательными собраниями штатов по два сенатора от каждого.

Поправка 17-я к Конституции, принятая в 1913 г., установила, что сенаторы избираются непосредственно населением штата путем прямых выборов. Возрастной ценз для сенаторов 30 лет. Срок их полномочий 6 лет. Через два года Уз сенаторов должна переизбираться. Председателем сената являлся вице-президент. Компетенция конгресса по сравнению с полномочиями, определенными статьями конфедерации, значительно расширилась. Он получил право: издавать законы по регулированию внешней и внутренней торговли, чеканке монет, работе почтовых ведомств, набору и содержанию армии, милиции, объявлять войну, заключать внешние займы, устанавливать единицы мер и весов, вводить правила о натурализации будущих американских граждан, издавать акты по управлению и организации судоходства. Ему принадлежат полномочия на издание актов по организации подавления мятежей и т. д. Передача многих прав из ведения штатов к федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти. 16-я поправка, принятая в 1913 г., предоставила конгрессу право устанавливать подоходный налог.

Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и сохраняют там свои должности пожизненно, «пока их поведение является безупречным». Конституция запрещает уменьшать их жалованье. Верховный суд позднее присвоил себе право высказывать свое мнение о том, соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции США.

Согласно конституции – президент – глава государства и федеральной администрации. Он не может быть отрешен от должности резолюцией недоверия, принятой конгрессом. Фактически это главное доверенное лицо правящих классов США. Президент является главнокомандующим армией и флотом, может назначать и смещать любого члена своего кабинета. Как глава государства президент осуществляет функции представительства: принимает и назначает послов.

Важными являются те статьи, в которых говорится о полномочиях президента как главы правительства:

1) определять обязанности всех министров, должностных лиц США;

2) требовать от руководителей каждого департамента, министерства письменное мнение по любому вопросу.

Конституция США 1787 года. Билль о правах 1789 года

События, последовавшие после окончания войны, продемонстрировали слабость существующего государства.

В мае 1787 г. в Филадельфии, по инициативе ряда политических деятелей, собрался специальный Конституционный конвент с целью выработки новой конституции. В его состав вошли 55 делегатов от 12 штатов.

Заседания продолжались почти 4 месяца (с 25 мая по 17 сентября 1787 г). Итогом работы стало принятие 17 сентября 1787 г. Конституции США.

Если говорить в целом о Конституции США, то она провозгласила республиканскую форму правления и превратила конфедерацию в федерацию. При этом она фактически не затрагивала внутреннее административное устройство штатов, за исключением основных моментов.

Вся организация государственной власти опиралась на принцип разделения властей, наиболее полно разработанный Д.Локком и Ш.Монтескье, но в отличие от них «отцы-основатели», кроме исполнительной и законодательной ветвей власти, выделили еще и судебную (рис. П17).

Созданная «отцами-основателями» система показала свою живучесть и свое качество. Она получила название системы «сдержек и противовесов», т.е. она стала гарантией невозможности узурпации государственной власти. Каждая ветвь, строящаяся по своему порядку, имеет разные сроки полномочий и возможность влиять друг на друга.

Говоря о конституции, следует еще раз указать на то, что согласно ей США – федеративное государство. Принцип федерализма распространяется как на политическое, так и правовое устройство.

В политической сфере имеет место разграничение полномочий между общефедеральными властями и властями отдельных штатов.

В правовой сфере штаты имеют право на собственное конституционное устройство (свою конституцию, законодательное собрание, исполнительную власть в лице губернатора, судебную систему). Штаты имеют возможность издания собственных законов, которые не могут ограничивать общие права граждан. В целом же предусматривается верховенство федерального права по отношению к праву штатов.

Быстро обнаружилось, что Конституция США имеет серьезнейший недостаток, в ней отсутствовали нормы, посвященные правам человека. Уже при ее ратификации многие штаты оговаривали в качестве условия внесение соответствующих дополнений.

25 сентября 1789 г. после согласования и ряда корректировок были приняты первые 10 поправок к основному тексту конституции. Так появился «Билль о правах».

В нем закреплены основные демократические права и свободы политического характера: свобода слова, печати, собраний, петиций, вероисповедания. Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность: личности, жилища, бумаг и имуществ, свобода от постоев. Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям: гражданам предоставлялось неотъемлемое право на разбирательство в суде присяжных при гарантировании презумпции невиновности; никто без суда не мог быть лишен жизни, свободы или собственности; обвиняемому обеспечивалось право habeas corpus при запрете на чрезмерные залоги и т.д. Особо важное значение имела IХ поправка, которая провозглашала возможность государственного признания и других гражданских прав, прямо не перечисленных, но как бы вытекающих из общей доктрины естественных и неотъемлемых прав граждан.

Эти поправки сделали Конституцию США очень прогрессивным документом. Она оказалась оптимальной для последующего развития государства, хотя и в тот период сохранялись отдельные недостатки.

3.2.3. Развитие государственно-политической системы США
в конце XVIII − начале XX века

Активное развитие американской государственности продолжилось и в дальнейшем. Наиболее явным было территориальное увеличение государства. Присоединение земель происходило с помощью военных действий, захвата индейских территорий, а также покупки. Одновременно росло и количество штатов. Их создание происходило на основе ордонанса 1787 г.

Кроме территориальных изменений, происходили серьезные процессы в государственной машине, в судебной сфере. Так, первоначально в США вся федеральная администрация была, по существу, представлена лишь президентом и несколькими государственными секретарями. Реальное правительство не существовало. Совместные заседания являлись редкостью. Госсекретари были скорее не госчиновниками, а людьми, лично преданными президенту. Они возглавляли департаменты, первые из которых появились в 1789 г.: финансов, военных и иностранных дел.

В первой половине XIX в. произошла унификация структуры органов власти и управления в штатах. Повсеместно появились законодательные собрания и губернаторы.

В этот период сложилась и классическая судебная система, из двух параллельно функционирующих структур: федерации и отдельных штатов. Разграничение их полномочий происходит следующим образом: первые функционируют в пределах общефедерального законодательства, а вторые − в основном на основе законодательства своего штата.

В конце XVIII-XIX вв. были заложены основы атторнейской службы. Появились атторнеи округов, районов, городов. Они выступают в качестве консультантов органов власти по правовым вопросам, а также осуществляют функции уголовного преследования и обвинения. Во главе службы стоит генерал-атторней. Он является юридическим советником правительства и представляет его интересы в суде. С 1870 г. он возглавляет и Министерство юстиции.

В рассматриваемый период в США начался и другой важнейший процесс – процесс создания партий, как выразителей интересов определенных групп населения. Их предвестниками стали различные клубы, которые старались организовать сторонники федерализма и центральной власти во главе с Гамильтоном, а также их противники республиканцы во главе с Джефферсоном.

Первой подлинной партией стала созданная в 1828 г. демократическая партия США. Ее основой являлась сформировавшаяся в 1824 г. вокруг кандидата в президенты Э.Джексона группировка, выступавшая против усиления роли федеральной администрации. С 50-х гг. XIX в. главенствующую роль в ней стали играть представители южных штатов. Их противники в 1854 г. создали республиканскую партию, выступавшую за отмену рабства, проведение общефедеральных программ, введение специального экономического законодательства. Несмотря на то, что состав партии был достаточно неоднороден, она тяготела к северянам.

Именно республиканцы в 50-х гг. XIX в. побеждают на парламентских выборах, а затем их лидер А.Линкольн становится президентом. В ходе своей предвыборной кампании он выдвинул идею о необходимости реорганизации союза в сторону усиления центральной политики. Это и вызвало раскол, хотя он намечался давно.

В декабре 1860 г. из федерации вышла Южная Каролина, заявившая о попытках неконституционного вмешательства в ее внутренние дела. За ней последовали еще 11 штатов, создавших Конфедерацию южных штатов. В марте 1861 г. они приняли свою конституцию.

В апреле 1861 г. начались военные действия. Первоначально успех сопутствовал южанам, но постепенно он перешел к северянам. Немаловажную роль в этом сыграли два документа, принятые правительством А.Линкольна. В мае 1862 г. появился «Гомстед-акт». Он предоставил право каждому желающему заняться сельским хозяйством, занять участок пустующей земли на западе в пределах 160 акров (62,4 га). В сентябре 1862 г. появился второй важнейший документ – «Прокламация о ликвидации рабства». С 1 января 1863 г. негры на территории южных штатов объявлялись свободными. В феврале же 1865 г. Конгресс США принял ХIII поправку к конституции, отменившую рабство по всей стране. Эти действия укрепили армию северян. К весне 1865 г. войска южан были разгромлены, а конфедерация южных штатов ликвидирована.

Это не решило всех проблем. Реального единства не было по-прежнему. Поэтому возник вопрос о «реконструкции юга». Первоначально имела место мягкая «президентская реконструкция» нового президента Э.Джонсона. При нем произошла амнистия южан, вновь активизировались сепаратисты. В некоторых штатах в 1865-1866 гг. появились «черные кодексы», фактически восстанавливавшие рабство.

В итоге Конгресс США ввел свою реконструкцию. 13 марта 1866 г. он принял ХIV поправку к конституции, по которой, за исключением не плативших налогов индейцев, все граждане США, не зависимо от цвета кожи, должны были получить равные гражданские и политические права. Одновременно допускалась возможность лишения политических прав некоторых категорий населения в том или другом штате.

Законодательные собрания южных штатов отвергли эту поправку. В ответ в феврале 1867 г. конгресс исключил из своего состава их представителей, а после доклада специальной комиссии, признавшей, что в 10 мятежных штатах нет законного правительства и должной безопасности жизни граждан, принял решение о вводе в южные штаты войск северян. Весь юг был разделен на 5 военных округов. Затем прошли выборы в новые конституционные конвенты, которые должны были подготовить новые конституции. После одобрения конституций большинством избирателей и утверждения новыми законодательными собраниями ХIV поправки штаты могли быть допущены в союз.

В 1870 г. в силу вступила XV поправка к конституции, согласно которой избирательные права получали все лица мужского пола вне зависимости от цвета кожи. При этом центр объявил о том, что после одобрения этой поправки тем или иным штатом из него будут выведены войска. В итоге с 1872 г. военная администрация начала сворачиваться, а к 1877 г. из всех южных штатов были выведены общефедеральные войска.

В целом гражданская война и реконструкция укрепили государственный строй, установленный Конституцией 1787 г. Произошло сплочение федерации, что в свою очередь способствовало превращению США в начале XX в. в мощную индустриально-аграрную державу.

Рекомендуемые страницы:

Первая конституция США получила название «Статей конфедерации». Принятие Конституции США в 1787 г. было обусловлено эк., полит., соц. и идеолог. обстоятельствами. Буржуазия и плантаторы хотели установить сильную власть. Конституция закрепила республиканский строй. Во главе испол. вл. был президент, избираемый на 4 года и наделенный широкими полномочиями. Президент командовал армией, флотом, заключал международные договоры и назначал чиновников. Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Высшим законодательным органом — Конгресс США. Он состоял из двух палат — нижней (палаты представителей), избирающейся населением штатов, и верхней (сената), членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. В сенат выбирали по 2 представителя от каждого штата. Большие полномочия получил Верховный суд, члены которого назначались президентом. В его задачу входило наблюдение за тем, чтобы законы соответствовали Конституции. Конституция была дополнена «Биллем о правах», предоставляющим гражданам свободу слова, собраний и выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Но многие бедняки, все негры и индейцы, а также женщины избирательного права не получили. Конституция 1787 г. сформировала сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию.

Американская конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. Основополагающим принцип «разделения властей». Законодательную власть Конституция 1787 г. вверяла Конгрессу. Главный законод.орган страны — Конгресс США — получил право отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето. Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд. Вводилось всеобщее избирательное право, противоречащее интересам рабовладельческого Юга. Конституция могла вступить в силу не иначе как после ее ратификации (утверждения) штатами (по меньшей мере девятью из тринадцати). Воздерживаясь от каких-либо регламентации права собственности, Конституция США устанавливает принципиально важное положение: частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения (пятая поправка). Конституция 1787 г. прямо запрещает штатам издавать законы, уничтожающие обязательную силу договоров.

8. Эволюция государственно-политической организации и расширение территории США в XIX – начале ХХ века.

Сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система закрепилась в XX в. как главенствующий принцип политической жизни США. На протяжении XX в. подавляющее большинство американских избирателей поддерживали эти две крупнейшие партии. Исключительно кандидаты Республиканской или Демократической партий были президентами США, тем самым контролировали правительственную систему; основная часть депутатов Конгресса и местных властей также неизменно принадлежала к этим партиям. Республиканская партия-укрепления частной свободы и экономического индивидуализма Демократическая партия стала сторонницей государственного регулирования экономики и социальной жизни. Значительные расхождения между партиями выявились в 1980–1990-е гг. по вопросам социальной политики, налогообложения богатых и помощи бедным. Были и др. партии:(1) идеологические, (2) партии одной проблемы (например, Женская партия борьбы за права или за запрет продажи спиртного), (3) местные партиями, (4) Прогрессивная партия (1912),Американская независимая партия (1968), Существует и большое число мелких партий, действующих в отдельных штатах. На президентских выборах конца XX в значимым стало влияние и независимых кандидатов.

Активными и непосредственными участниками политической жизни США на протяжении XX в. стали коммерческие и торговые, общественные и ветеранские организации: Американская Торговая палата. Национальная ассоциация промышленников. Американский легион (союз ветеранов войны). Генеральная федерация женских клубов.

Рост капитализма «вширь» и «вглубь», потребность плантационного рабства в новых землях являлись важнейшими факторами, определявшими внешнюю политику США. Конец XVIII — первая половина XIX в. были временем стремительной территориальной экспансии США. Буржуазия и фермеры стремились захватить западные земли и Канаду, взоры плантаторов были обращены на юг и юго-запад. Покупка Луизианы увеличила территорию США почти вдвое, Следующей стала Флорида, Мексика. К середине XIX в. США достигли Тихого океана на всем протяжении от Канады до Мексики. С 1776 г. площадь США увеличилась в 8 раз.

Колонизация захваченных территорий сопровождалась оттеснением и массовым истреблением коренного населения страны — индейцев.

В 1850 г. США заключили соглашение с Англией о контроле над будущим каналом через территорию Центральной Америки. Одновременно США пытались купить или захватить Кубу, принадлежавшую Испании. В 40—50-х годах началось проникновение США в страны Дальнего Востока. США навязали неравноправный договор Китаю, а в 1854 г. эскадра коммодора Перри, угрожая войной, «открыла двери» в Японию, вынудив ее заключить договор «о мире и дружбе».

Список используемых источников………………………………..стр.32

  1. Конституция США 1787 года

В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы, превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра существовавшего союза была выработана Конституция нового государства.

На обсуждение Конвента было предложено несколько проектов будущей Конституции. Основные различия касались степени централизации государственной власти, прав и свобод граждан, способов формирования представительного органа — Конгресса. Но объединяло все проекты проблема защиты от внешних сил, внутреннего спокойствия штатов. Центральная проблема — формирование двухпалатного Конгресса на основе представительства. По вопросам представительства и разгорелись наиболее жаркие споры.

После Семилетней войны к усилившемуся экономическому гнету прибавился прямой политический диктат метрополии. Провинции не только впервые испытали на себе тяжесть “налогообложения без представительства”, отрицавшего основополагающую заповедь Английской Буржуазной революции XVIII века, но и узнали много других проявлений произвола: отмену судов присяжных, неприкосновенность жилища и собственности,, сокращение прерогатив и роспуск ассамблей, создание и расквартирование постоянной армии в мирное время, возвышение военной власти над гражданской, регламентацию производства и торговли. Также одна из задач Конституции заключалась в том, чтобы установить прочный барьер против революционного движения.

Разделение властей, система сдержек и противовесов.

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других.

Избирательное право

Участники Конвента обсуждали вопрос об избирательных правах населения. В разное время и по разным поводам делегаты высказывались по вопросу о том, что в политическом процессе проблема демократии была центральной при обсуждении Конституции. Многие делегаты были настроены в пользу того, чтобы урезать избирательные права народа, отменив демократические завоевания периода революции и сократив число избирателей. “Народ должен как можно меньше касаться дел правительства. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе.

Законодательная власть

Усиление центральной власти в духе политической концепции федералистов, как именовали сторонников новой Конституции, служила и организация законодательных органов. Законодательные функции были закреплены за конгрессом, состоявшим из двух палат: верхней- сената и нижней- палаты представителей. Конгресс США получал право регулировать торговлю и налогообложение, вводить таможенные пошлины и выпускать деньги. Только конгресс имел право объявить войну и начать военную мобилизацию. Особые прерогативы получал сенат.

Статья I

Раздел 1.

Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей.

Раздел 2.

1) Палата представителей состоит из членов, избираемых раз в два года народом каждого из штатов; при этом избиратели каждого из штатов должны отвечать тем же требованиям, которые установлены для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата.

2) Hе может быть представителем тот, кто не достиг двадцатипятилетнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

3) Представители и прямые налоги распределяются между отдельными штатами, могущими вступить в настоящий Союз, пропорционально численности их населения, для определения которой к числу всех свободных людей, включая лиц, обязанных кому-либо службой в течение нескольких лет, и исключая не платящих налогов индейцев, прибавляется три пятых всех прочих лиц. Настоящее исчисление населения производится в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, который будет установлен специальным законом. От каждых тридцати тысяч жителей не может быть избрано более одного Представителя , но каждый штат должен иметь по крайней мере одного Представителя4) При открытии вакансий в представительстве от какого-либо штата исполнительная власть последнего назначает выборы для заполнения этих вакансий.

5) Палата представителей избирает своего спикера и других должностных лиц; ей одной принадлежит право возбуждать преследование в порядке импичмента.

Раздел 3.

1) В состав Сената Соединенных Штатов входят по два Сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет Законодательными собраниями соответствующих штатов; каждый Сенатор имеет один голос.

2) Hемедленно в след за тем, как Сенаторы соберутся после первых выборов, они разделяются на три по возможности равные группы. Места Сенаторов первой группы становятся вакантными по истечении второго года, второй группы — по истечении четвертого года и третьей группы — по истечении шестого года, так чтобы одна треть избиралась вновь каждые два года; если вследствие отставки или по другой причине вакансии откроются в перерыве между сессиями Законодательного собрания штата, исполнительная власть последнего может произвести временные назначения впредь до следующей сессии Законодательного собрания, которое и заполняет эти вакансии.

3) Hе может быть Сенатором тот, кто не достиг тридцатилетнего возраста, не состоит в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.

4) Вице-президент Соединенных Штатов является Председателем Сената, но может голосовать лишь в том случае, если голоса разделяются поровну.

5) Сенат избирает других своих должностных лиц, а также Председателя pro tempore в случаях отсутствия Вице-президента или исполнения последним обязанностей Президента Соединенных Штатов.

6) Сенатору принадлежит исключительное право осуществления суда в порядке импичмента. Заседая с этой целью, Сенаторы приносят присягу. Если подсудимым является Президент Соединенных Штатов, председательствует Главный судья. Hи одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих Сенаторов.

7) Приговор в случаях импичмента ограничивается отстранением от должности и лишением права занимать и исполнять какую-либо почетную, ответственную или оплачиваемую должность на службе Соединенных Штатов. Однако в дальнейшем тем не менее производится расследование, ему предъявляется обвинение, он предается суду и несет согласно приговору наказание в соответствии с законом.

Раздел 4.

1) Время, место и порядок избрания Сенаторов и Представителей устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием; но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов Сенаторов.

2) Конгресс собирается не реже одного раза в год, а его сессии начинаются в первый понедельник декабря, если законом не будет установлен другой день.

Раздел 5.

1) Каждая Палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания ее членов, и большинство каждой из Палат составляет кворум, необходимый для ведения дел; но Палата и в меньшем составе может переносить заседания с одного дня на другой и имеет право применять к отсутствующим членам предусмотренные каждой Палатой меры воздействия с целью обеспечить посещение ими заседаний.

2) Каждая Палата может устанавливать регламент своих заседаний, наказывать своих членов за нарушение порядка и двумя третями голосов исключать их из своего состава.

3) Каждая Палата ведет журнал своих заседаний и периодически публикует его, за исключением тех разделов, которые по ее заключению носят секретный характер; сведения о голосах «за» и «против», поданных членами каждой Палаты по тому или иному вопросу, по желанию одной пятой присутствующих вносятся в журнал.

4) Во время сессии Конгресса ни одна из Палат не может без согласия другой Палаты отсрочить свои заседания более чем на три дня или назначить их не в том месте, в котором должны заседать обе Палаты.

Раздел 6.

1) Сенаторы и Представители получают за свою службу вознаграждение, устанавливаемое законом и выплачиваемое Казначейством Соединенных Штатов. Во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка, они не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей Палаты, а также следования в Палату и возвращения из нее; за речи и высказывания в Палатах они не могут привлекаться к ответственности в каком-нибудь другом месте.

2) Ни один Сенатор или Представитель не может быть назначен в течение времени, на которое он избран, на какую-либо гражданскую должность на службе Соединенных Штатов, если эта служба была создана или связанное с ней жалованье было увеличено в названный период, и ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом той или иной Палаты, пока состоит в должности.

Раздел 7.

1) Все билли по сборам поступлений дохода исходят от Палаты представителей; но Сенат может предлагать поправки к ним и участвовать в их обсуждении, как и по другим биллям.

2) Каждый билль, принятый Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов; если он одобряет билль, то подписывает его, в противном же случае возвращает билль со своими возражениями в ту Палату, которой последний был предложен, а Палата вносит возражения Президента полностью в свой журнал и рассматривает свой билль. Если при таком новом рассмотрении билль будет утвержден двумя третями голосов Палаты, он вместе с возражениями Президента пересылается в другую Палату, которая также пересматривает билль, и последний в случае принятия его двумя третями голосов этой Палаты становится законом. Во всех указанных случаях обе Палаты применяют поименный порядок голосования, и имена лиц, голосовавших за или против билля, вносятся в журнал соответствующей Палаты.

Если билль не будет возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая воскресных дней) после того, как он ему представлен, билль становится законом, так же как если бы он был подписан Президентом; билль не становится законом только в том случае, если он не мог быть возвращен в Конгресс ввиду того, что последний отсрочил свои заседания.

3) Всякое постановление, резолюция или решение, для которых необходимо совместное участие Сената и Палаты представителей (за исключением решений об отсрочке заседаний), представляются Президенту Соединенных Штатов и только после его одобрения вступают в силу; в случае же неодобрения они должны быть снова утверждены двумя третями голосов Сената и Палаты представителей, в соответствии с теми правилами и условиями, которые установлены в отношении билля.

Раздел 8.

Конгресс имеет право :

3.Конституция США 1787 года и ее содержание:
Рассмотрение истории создания американской Конституции неотделимо от тех острых дискуссий, которые вели ее основатели и между собой, и с критиками ее проекта. В ходе указанных дискуссий определялись решения по таким острым вопросам, как пределы власти главы американского федерального государства — президента, необходимость двухпалатного (за счет создания сената) законодательного органа — конгресса, закрепление в американской конституции прав и свобод американцев и пр.

Знакомство с политическими взглядами видных американских деятелей: Александра Гамильтона (1757 — 1804), Джеймса Медисона (1751-1836), Джона Джея (1745—1829), изложенными в серии газетных статей, вошедших в сборник под названием «Федералист», существенно обогатит представления студента об основополагающих принципах и содержании Конституции 1787 г.

Студенту предстоит также на основе анализа статей Конституции 1787 г. обосновать особенности формы правления США — президентской республики, основные принципы американской Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль.

Следует обратить внимание и на то, что ряд важных политико-правовых положений, содержащихся в Декларации независимости 1776 г., в конституциях штатов и в Статьях конфедерации 1781г., о праве народа на устранение неугодной системы государственной власти, о естественных правах человека, об общественном договоре не нашли отражения в Конституции 1787 г., что и дало основание ее критикам отрицать демократический революционный характер этого обладающего высшей юридической силой правового документа.

Сказанное не перечеркивает важного значения Конституции США в развитии мировой конституционно-правовой мысли. Необходимо учитывать тот факт, что с защитой прав человека основатели Конституции связывали не столько билли о правах, которые уже имели место в конституциях штатов, сколько механизмы защиты самой демократической конституции, реализации принципа «разделения властей», а также системы «сдержек и противовесов».

Сама Конституция 1787 г. — весьма краткий документ, состоящий из преамбулы (в которой перечислены цели образования федерации как «совершенного союза», призванного «установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благосостоянию и закрепить блага свободы» за американцами) и семи статей, которые закрепляют структуру государственного аппарата, трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Авторы Конституции США 1787 г. отказались от принципа «парламентаризма», от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа.

Основываясь на принципе суверенитета самого народа, Конституция США органично связывала этот принцип с действием особого механизма «сдержек и противовесов», преследуя при этом главную цель — не допустить произвола любой из ветвей государственной власти. В этой связи студенту, в частности, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви власти имеют по Конституции США 1787 г. различные источники формирования и различные сроки осуществления своих полномочий. Такой порядок, по мысли «отцов-основателей» Конституции, должен был обеспечить как устойчивость, так и непрерывность функционирования государственной власти, а, следовательно, и самой Конституции. Устойчивости, политической стабильности страны должен был служить и механизм «сдержек и противовесов», способный снимать напряжение между сталкивающимися при осуществлении своих полномочий органами трех ветвей власти.

Действие этого механизма студенту надлежит изучить на основе анализа разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2 о конституционном институте импичмента, разд. 7 ст. 1 об отлагательном президентском вето, а также принципа судебного конституционного контроля, закрепленного решением Верховного суда США 1803 г. (Суда Маршалла) по делу «Марбури против Мэдисона».

Рассматривая другой основополагающий конституционный принцип — принцип федерализма, получивший название «дуалистического» (двойственного), студент должен внимательно проанализировать содержание разд. 8 ст. 1 Конституции, в котором устанавливается предметная компетенция федеративного союза, и содержание поправки X 1791 г. к Конституции.

Важнейшее значение для понимания федерации вообще и американской в частности как «прочного союза» имеет ст. 6 Конституции 1787 г., закрепившая принцип верховенства федерального права страны по отношению к праву штатов.

Каталог:download
download -> Современный взгляд на значение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента в лечении артериальной гипертензии у пожилых
download -> Жизнь Александра Флеминга Андре Моруа
download -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
download -> Н. И. Доста, А. А. Вальвачев Доброкачественная гиперплазия предстательной железы: новый взгляд на этиопатогенез и лечение. Белмапо, Минск Эпидемиология
download -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
download -> Актуальность. Определение понятия «синдром эмоционального выгорания»
download -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55

Поделитесь с Вашими друзьями:

Добавить комментарий

Закрыть меню