Конституционный строй РБ

Основы конституционного строя Республики Беларусь.

Наука » Право » Основы права

2.04.2013Aleksandr Minkov

Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы. Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в разделе 1 Конституции. Конституция определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство.
Унитарным называется государство, которое по административно-территориальному делению едино (в отличие от федеративного и конфедеративного). Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема. Единство означает, что административно-территориальные единицы Республики Беларусь (области, районы и другие) не обладают политической самостоятельностью. Неотчуждаемость означает, что территория Республики Беларусь не может быть предметом купли-продажи и других форм уступки за исключением равноценного обмена.
Демократическим называется государство, основанное на народовластии. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Социальным называется государство, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить им достойный уровень и качество жизни. Социальное государство обязано создавать все условия для беспрепятственной реализации каждым человеком права на защиту своей жизни и здоровья. Обеспечить абсолютную безопасность нельзя, но можно снизить ее до так называемого приемлемого риска, при котором опасность минимальна. Например, мало предпринимать меры по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, необходимо, чтобы им была в полной мере обеспечена свобода развития, ощущение разумной безопасности. Жизнь под постоянной угрозой стать объектом преступников, например террористов, не может считаться полноценной. И это тоже аспекты деятельности институтов социального государства.
Безопасное развитие личности возможно в условиях национального согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, социальной или иной почве. Сохранение мира в обществе, разрешение противоречий только посредством правовых средств зависит от разумности власти и тех, кто находится к ней в оппозиции. Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.
Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Основным требованиям, которым должно отвечать правовое государство, являются верховенство права и разделение властей. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами.
В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.
В современном правовом государстве основой правовой системы является конституция, в которой закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Все подконституционные акты должны соответствовать Конституции.
В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обстоятельств.

ТЕМА 3.

Основы конституционного строя республики Беларусь

3.1. Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь

3.2. Конституционные основы экономической системы общества

3.3. Конституционные основы политической системы общества

3.4. Конституционные характеристики государства

3.5. Суверенитет Республики Беларусь

3.6. Правовой статус политических партий в Республике Беларусь

3.7. Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь

3.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Первый раздел Конституции Республики Беларусь, как и соответствующие разделы во многих зарубежных конституциях, содержит общие, основополагающие, отправные положения и называется «Основы конституционной строя». Термин «конституционный строй» является относительно новым в белорусском конституционном праве. Он пришел на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

В юридической литературе выделяется два аспекта в рассмотрении понятия «конституционный строй»: формальный и содержательный. В формальном аспекте конституционный строй — это любое устройство общества и государства на основе Конституции, вне зависимости от того, является ли данная конституция демократической либо нет. Согласно второму содержательному аспекту под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие черты:

— реальное подчинение государства праву;

— признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;

— разделение властей, система сдержек и противовесов;

— многообразие форм собственности;

— политический плюрализм;

— наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

Конституционный строй — это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как Основным Законом страны и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

К элементам конституционного строя Республики Беларусь относят: власть народа, политическую систему, экономическую систему и социальную основу белорусского общества.

Основы конституционного строя — это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.

К основам конституционного строя можно отнести:

— гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции Республики Беларусь);

— демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;

— социально ориентированная рыночная экономика;

— унитаризм;

— провозглашение Республики Беларусь правовым государством;

— республиканская форма правления;

— государственный суверенитет Республики Беларусь.

К числу основных принципов конституционного строя Республики Беларусь можно отнести принципы демократизма, гуманизма, законности.

3.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Исходной базой экономических отношений является собственность.

Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Часть 1 ст.13 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности выступает Республика Беларусь (республиканская собственность) и административно-территориальные единицы (коммунальная собственность). Субъектами права частной собственности могут выступать физические и негосударственные юридические лица.

Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.

В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения был принят Закон от 5 мая 1998 г. №156-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (ч.6 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» (ч.5 ст.44 Конституции Республики Беларусь).

Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст.41 Конституции Республики Беларусь).

Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (ч.4 ст.41 Конституции Республики Беларусь). Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ч.2 ст.42 Конституции Республики Беларусь).

Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики − свобода экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.

Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (ч.5 ст.13 Конституции Республики Беларусь). Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − «смешанная экономика», т.е. социально ориентированная рыночная экономика.

3.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

В действующей Конституции Республики Беларусь в отличие от Конституции БССР 1978 г. отсутствует глава о политической системе.

Политическая система — это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.

К субъектам политической системы можно отнести:

— государство;

— политические партии;

— иные общественные объединения;

— их союзы и ассоциации;

— трудовые коллективы;

— средства массовой информации.

Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.

Государство — основной элемент политической системы общества. Государство выполняет свою роль в политической системе посредством функций − основных направлений деятельности государства.

В юридической литературе выделяют следующие основные функции, присущие современному государству:

− политическая функция;

− экономическая функция;

− социальная функция;

− идеологическая функция.

Основы конституционного строя РБ

12Следующая ⇒

Понятие конституционного права. Понятие и сущность конституции РБ.

Основы конституционного строя РБ.

Правовой статус личности в РБ. Гражданство РБ. Основные права и свободы человека и гражданина. Обязанности граждан.

Право граждан на обращение.

Политическая система общества.

Избирательная система. Референдум (народное голосование). Избирательный кодекс РБ.

Президент РБ.

Конституционные основы государственных органов.

Местное управление и самоуправление.

1. Понятие конституционного права. Понятие и сущность конституции РБ

Конституционное право – это отрасль права в системе национального права.

Его нормы регулируют:

· отношения по закреплению и охране основ конституционного строя;

· отношения в области конституционно-правового статуса человека и гражданина;

· отношения по организации и функционированию гос власти.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию гос власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (Г.А. Василевич).

Конституция – это основной закон государства, правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и закрепляющих начала конституционного строя, регулирующих основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина (Л.А. Демечев).

Конституция РБ – это основной закон РБ, имеющий наивысшую юр. силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений (ст. 2 закона РБ «О нормативных правовых актах»).

Конституция является основным источником национального права. На его основе формируется вся система национального законодательства.

Изменения и дополнения в конституцию РБ вносятся в особом порядке, предусмотренном ее восьмым разделом.

Основы конституционного строя РБ

Понятие конституционного строя употребляется в нескольких значениях:

ü отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства;

ü способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву;

ü порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Под основами конституционного строя понимают главные устои государства, его основные принципы.

Основы конституционного строя РБ закреплены в разделе 1 Конституции РБ.

Конституция квалифицирует РБ как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Унитарным называется государство, которое по национально-территориальному делению едино.

Демократическим называется государство, основанное на народовластии.

Единственным источником государственной власти и носителям суверенитета в РБ является народ. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Социальным называется государство, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить им достойный уровень и качество жизни.

Социальная политика белорусского государства регулируется многочисленными правовыми актами.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона права. Основными требованиями, которым должно отвечать правовое государство, являются верховенство закона права и принцип разделения властей. Принцип верховенства права устанавливается статьей 7 Конституции РБ. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Принцип разделения властей устанавливается статьей 6 Конституции РБ.

РБ обладает суверенитетом.

Гос суверенитет – это верховенство государства в пределах своей территории и его независимость в международных отношениях.

Верховенство государства в пределах своей территории означает следующее:

– власть государства является высшей по отношению ко всем субъектам на его территории, в том числе к иностранным;

– на территории государства исключается деятельность органов публичной власти другого государства.

РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; при этом она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства.

РБ защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

3. Правовой статус личности в РБ. Гражданство РБ. Основные права и свободы человека и гражданина. Обязанности граждан

Личность – человек, обладающий совокупностью определенных социально значимых свойств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе; это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми личность наделена в качестве субъекта правоотношения.

Основы правового статуса личности составляют конституционные права, свободы, обязанности граждан.

Гражданин – это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы, обязанности.

Основы правового статуса личности в РБ закреплены в разделе 1 Конституции РБ «Основы конституционного строя».

«Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства (ст.2).

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

В разделе 2 «Личность, общество, государство» содержится обязательный перечень прав, свобод и гарантий, а также обязанностей граждан РБ, иных лиц, находящихся на территории РБ, а также обязательств и обязанностей государства.

В соответствии с Конституцией обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства, каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ст.21).

Права, свободы и обязанности, предусмотренные Конституцией, можно условно разделить на права человека и права гражданина.

Первые принадлежат каждому человеку от рождения независимо от его государственной принадлежности.

Обладание вторыми связано с наличием у конкретного человека гражданства РБ.

Гражданство – устойчивая правовая связь физ. лица с государством, выражающаяся в соответствии их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство РБ является неотъемлемым атрибутом суверенитета РБ.

Гражданам РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории РБ, так и за ее пределами. Никто не может быть лишен гражданства РБ или права иметь это гражданство.

Гражданин РБ не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными требованиями РБ (ст.10).

Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом РБ «О гражданстве» № 136-3 (37) от 01.08.2002 г. в редакции закона № 105-3 от 04.01.2010 г.

Наряду с гражданами РБ на ее территории проживают иностранные граждане и лица без гражданства, их статус регулируется законом РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» № 105-3 от 04.01.2010 г.: иностранные граждане и лица без гражданства на территории РБ пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией, законами и (или) международными договорами.

Существует сложность деления прав и свобод на личные, политические и социально-экономические.

Личные права и свободы по своей природе не отчуждаются и принадлежат каждому человеку от рождения (право на жизнь, право на свободу и неприкосновенность достоинства личности, на свободу совести и т.д.).

Политические права и свободы, как правило, связаны с политическими (права граждан РБ на участие в режиме гос. дел, как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей; право свободно выбирать и право свободно быть избранным в гос. органы, право на свободу объединений и др.).

Социально-экономические права имеют двойственную природу. Некоторые из них конституционно гарантируются всем, другие – только гражданам РБ (права граждан на труд, на отдых, собственность и др.).

Особую группу прав образуют права-гарантии. Их назначение – гарантировать осуществление всех остальных прав и свобод. Каждому гарантируется защита прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Каждый имеет право на юр. помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в т.ч. воспользоваться в любой момент помощью адвоката и др. своих представителей в суде, иных органах, органах местного управления на предприятиях, учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами.

Конституционные обязанности личности:

Ø каждый, кто находится на территории РБ, обязан соблюдать ее конституцию, законы, уважать ее национальные традиции (ст. 52);

Ø каждый обязан уважать достоинства, права, свободы и интересы др. лиц;

Ø каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие;

Ø долг каждого – охрана природной среды;

Ø граждане РБ обязаны принимать участие в финансирование гос. расходов путем уплаты гос. налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56);

Ø обязанностью гражданина РБ является защита РБ (ст.57).

Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан РБ, предусмотренных Конституцией.

Эти меры предполагают:

v принятие нормативно-правовых актов, регламентированная реализация конкретных прав и свобод;

v создание гос. институтов, органов, учреждений, обеспечивающих такую реализацию и установление порядка их деятельности.

Гос. органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение гос. функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления защиты прав и свобод личности.

К числу основ конституционного строя относятся: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, базис которого составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция Республики Беларусь регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие государственность Беларуси. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Республики Беларусь», занимающий ведущее место в системе конституционного права Беларуси.

Основы конституционного строя, закрепленные в разделе I, являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Л это означает, что другие разделы, главы Конституции содержат нормы, развивающие, конкретизирующие исходные принципы (устанавливают компетенцию органов государственной власти, права и обязанности граждан и т.д.). В то же время ни одна действующая норма не может противоречить установленным в разделе I основам конституционного строя (в случае несоответствия такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу).

Не могут также противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Раздел «Основы конституционного строя» Конституции Республики Беларусь определяет характер властных отношений, форму правления, принципы взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества и т.д. Эти и некоторые другие положения признаны особо важными, поэтому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите. Защиту конституционного строя призвано обеспечить государство. Так, в ст. 1 закреплено, что «Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок»; ст. 5 гласит: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя …»; в ст. 7 установлено, что «государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».

Конституция Республики Беларусь не только объявляет положения раздела I основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией (раздел I может быть изменен только путем референдума) (ст. 140 Конституции). Такой порядок изменения служит одной цели; сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Конституционный строй Республики Беларусь строится на следующих принципах:

1) суверенитет государства и народа (проявляется в том, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (ст. 1 Конституции Республики Беларусь); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь);

2) приоритет прав и свобод человека. Их защита — главная обязанность государства (проявляется в том, что государство берет на себя обязательство признавать, соблюдать и обеспечивать права и свободы человека) (ст. 2, 7, 21,23 и др. Конституции Республики Беларусь);

3) народовластие (проявляется в том, что народ выступает первоисточником власти, а его воля, выраженная в юридических формах (законах), является подлинным и единственным базисом государства) (ст. 3 Конституции Республики Беларусь);

4) разделение властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь). Согласно этой статье, «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Сущность принципа разделения властей состоит в следующем:

• каждая из функций государства (законодательная, исполнительная, судебная) должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти;

•ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в компетенцию другой ветви власти, а тем более сливаться с другими ветвями. Они должны взаимодействовать друг с другом и ограничивать друг друга;

• споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру;

5) верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Данный принцип означает, что государство, все его органы и должностные лица, а также граждане связаны правом независимо от политической конъюнктуры и действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Цель общественного развития- формирование правового государства, основным признаком которого является верховенство права;

приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст. 8 Конституции Респуб лики Беларусь). Этот принцип правового государства дает возможность сотрудничать с другими государствами. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить актам мирового сообщества. Таким образом происходит унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне. Провозглашая этот принцип, Республика Беларусь берет на себя обязательство обеспечить соответствие национального законодательства подписанным и ратифицированным международным договорам;

7) единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь (ст. 9 Конституции Республики Беларусь). Этот принцип является одним из важнейших. Он позволяет обеспечивать безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность.

Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

8) равенство государственной и частной форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь);

9) равенство прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь);

10) равенство перед законом социальных, национальных и других общностей (ст. 14 Конституции Республики Беларусь);

11) полноправное участие в международном сообществе.

Основные общепризнанные принципы межгосударственных взаимоотношений нашли свое отражение в ст. 18 Конституции Республики Беларусь. Это:

• равенство государств;

• неприменение силы или угрозы силой;

• нерушимость границ;

• мирное урегулирование споров;

• невмешательство во внутренние дела других государств и т.д.

Конституционный строй Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция является основным законом Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума).

Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.

На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране.

На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Президент Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы;
  • имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Парламент Республики Беларусь

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого.

Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996-2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000-2004 годах, третьего — с 2004 года.

Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;
  • назначает выборы Президента;
  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
  • выражает вотум недоверия правительству;
  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства, начал свою работу 13 января 1997, состоит из 56 депутатов: от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

Правительство Республики Беларусь

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

  • осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
  • подписывает постановления Правительства;
  • в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;
  • информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
  • выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство Республики Беларусь:

  • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
  • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Судебная власть

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь
  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь
  • Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Конституционный Суд Белоруссии осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Местное управление и самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.

К компетенции местных Советов депутатов относится:

  • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
  • определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
  • назначение местных референдумов.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

Особенности государственного строя Белоруссии. -12

Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция является основным законом Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума).

Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.

На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране.

На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

В административном отношении Белоруссия делится на 6 областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую и Могилевскую) и 118 районов. Столица республики — город Минск — по своему статусу приравнена к области.


Наиболее крупные города — Минск, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест.

Белоруссия — президентская республика, в которой президент располагает широкими полномочиями. Перед ним ответственно правительство республики; он является главнокомандующим Вооружёнными силами. Президент определяет стратегию развития страны, основные направления её внутренней и внешней политики.

Высший орган законодательной власти — Национальное собрание, состоящее из палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 депутата).

Высший орган исполнительной власти — Совет Министров во главе с премьер-министром.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Нынешний глава государства — президент А. Лукашенко. Президент Белоруссии избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на второй срок. Палата представителей Национального собрания избирается прямым всеобщим голосованием. Члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов, по 8 от каждой области и города Минска; еще 8 депутатов Совета Республики назначаются президентом. Срок полномочий обеих палат — 4 года.

Органами власти на местах являются Советы депутатов. Советы депутатов избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года. Исполнительные функции осуществляются исполнительными комитетами местных советов депутатов.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.

К компетенции местных Советов депутатов относится:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

назначение местных референдумов.

Конституция

Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991 г. был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»).

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.

В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловливалась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей власти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства — Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Парламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.

В результате внесения в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более свойственное ему название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь по Конституции в редакции 1996 г. называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь. Он состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (статья 90). В Конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом ею регламенте (статья 105). Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует.

Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики (часть четвертая статьи 100).

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она законодательствует по кругу вопросов, перечисленному в статье 97 Конституции.

Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия более качественных, тщательно проработанных законов.

Принятие Конституции в редакции 1996 г. создало правовую основу для динамичного развития общества и государства, эффективной работы каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что Парламент Республики Беларусь сформировался как зрелый законодательный и представительный орган, занявший надлежащее место в конституционном механизме нашего государства.

Добавить комментарий

Закрыть меню