Конституционный контроль РФ

Конституционный контроль в России


Вернуться назад на Конституционный контроль
В России функция конституционного контроля осуществляется специальным судебным органом конституционного контроля — Конституционным Судом РФ в рамках конституционного судопроизводства (ст.125 Конституции РФ, ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), т.е. реализуется европейская модель конституционного контроля. Таким образом, правовая охрана российской Конституции обеспечивается конституционной юстицией или конституционным правосудием.
В то же время задачи конституционной юстиции в РФ состоят не только в охране Конституции РФ, но и в охране конституций (уставов) субъектов РФ. Федеративный характер российского государства предполагает особую и непосредственную связь конституций (уставов) субъектов РФ с российской Конституцией, а также учредительный характер этих важнейших нормативных актов субъектов РФ. Отсюда вытекает необходимость особой правовой охраны конституций (уставов) субъектов РФ, обеспечения соответствия им иных нормативных правовых актов (НПА) субъектов РФ и муниципальных нормативно-правовых актов. Эту функцию в ряде субъектов РФ выполняют конституционные (уставные) суды, создание которых в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» отнесено к ведению и усмотрению самих субъектов РФ (п.2, 4 ст.4, ч.2 ст.17). Деятельность органов конституционной юстиции субъектов РФ направлена на обеспечение внутренней согласованности системы НПА в субъектах РФ, их соответствия конституции (уставу) субъекта РФ, и тем самым Конституции РФ и федеральному законодательству.
Как показывает анализ ст. 125 Конституции РФ, конституционное судопроизводство реализуется Конституционным Судом РФ в следующих основных формах:
— абстрактный нормоконтроль,
— конкретный нормоконтроль,
— разрешение споров о компетенции.
Абстрактный нормоконтроль состоит в проверке указанных в Конституции нормативных правовых актов и их отдельных положений на предмет соответствия Конституции РФ вне связи с конкретным делом.
К числу таких актов ч. 2 ст. 125 Конституции РФ относит:
— нормативные акты федерального уровня — федеральные законы (как обычные, так и федеральные конституционные), нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
— нормативные акты уровня субъекта Российской Федерации — конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам ведения органов государственной власти Российской Федерации, а также в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— внутригосударственные договоры — договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.
Поводом для разрешения дела о соответствии Конституции РФ в рамках абстрактного нормоконтроля является запрос одного из следующих субъектов: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Конкретный нормоконтроль предполагает проверку конституционности акта в связи с конкретным делом. В ч. 4 ст. 125 Конституции РФ предусмотрены полномочия Конституционного Суда РФ проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод (индивидуальные или коллективные конституционные жалобы граждан) или по запросам судов.
Разрешение споров о компетенции способствует более четкому уяснению конституционных полномочий органов государственной власти.
Согласно ч. 3 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает три вида споров о компетенции в зависимости от того, какие органы выступают сторонами в споре:
— между федеральными органами государственной власти;
— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Поводом к разрешению спора о компетенции является обращение соответствующего государственного органа или Президента РФ после проведения необходимых согласительных процедур в Конституционный Суд РФ с ходатайством.
Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые по результатам реализации функции конституционного контроля, характеризуются окончательностью и обязательностью. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционное право
Конституционные обязанности человека и гражданина в России
Конституционные права и свободы
Конституционные принципы основных прав и свобод человека
Конституция


Назад | | Вверх

Конституционный контроль: понятие, признаки.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7Следующая ⇒

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Конституционный контроль – один из видов деятельности государства, который заключается в проверке определенного состояния того или иного объекта, желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному в Конституции. Существуют две основные модели судебного конституционного контроля: 1. Северо-американская модель (США, Канада, Аргентина, Боливия, Доминиканская республика, Индия, Иран, Пакистан, Япония).Характерные черты: Конституционный контроль осуществляется не специально созданным органом, а судами общей юрисдикции; Конституционный контроль – дополнительная функция для судов общей юрисдикции только в связи с конкретным делом; Рассмотрение дел происходит по обычной процедуре судопроизводства; Акт, признанный не соответствующим Конституции формально продолжает действовать. Суд не лишает его юридической силы. Признанный неконституционным акт лишается судебной защиты.

Существуют две разновидности: децентрализованная – Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции; централизованная – конституционный контроль осуществляется только высшими судебными инстанциями (Мальта, Австралия). 2. Европейская модель. (Восточная Европа, Коста-Рика, Турция, Южная Корея). Характерные черты: Конституционный суд занимает автономное положение в судебной системе; Конституционный контроль – это основная функция; Рассмотрение дело происходит по специальной процедуре конституционного судопроизводства; Судьями становятся не профессиональные судьи, а признанные ученые в области права; Это органы со специальной компетенцией; Решение Конституционного Суда лишает акт юридической силы. Помимо двух основных моделей существуют смешанные модели: Южно-американская (Аргентина, Бразилия, Мексика) – нет Конституционных судов, но у судов общей юрисдикции имеется специфическое полномочие – процедура «ампаро» (граждане могут обращаться в суд общей юрисдикции с целью отмены акта); Греция – существует специальный орган – Верховный специальный суд, но так же вопросы конституционности могут рассматривать и иные судебные органы (ГосСовет, Счетная палата).

Конституционный суд РФ: полномочия и основы организации.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации:

— независимость,

— коллегиальность,

— гласность,

— состязательность

— равноправие сторон.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

26. Решения Конституционного суда РФ: виды, содержание и юридическое значение:

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Принципы конституционного судопроизводства.

Независимость.

Коллегиальность.

Гласность.

Устность разбирательства.

Русский язык конституционного судопроизводства.

Непрерывность судебного заседания (кроме времени на отдых, подготовки участников процесса к слушанию, времени устранения препятствий для конституционного судопроизводства).

Состязательность и равноправие сторон.

Министерство юстиции: функции, компетенция, состав.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций (включая отделения международных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации);

адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.

Основные задачи и функции Минюста России:

разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека — заместителя Министра юстиции РФ;

организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;

осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каждая из этих задач наполняется конкретным содержанием. Пожалуй, самой емкой является первая из них — реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности:

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.

ОГЛАВЛЕНИE

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…………….…… 3

Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1 История формирования конституционного контроля в России.. 5

§ 2 Формы осуществления конституционного контроля……………… 13

§ 3 Объекты и субъекты конституционного контроля…………….. 21

Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

§ 1 Конституционный Суд – высший орган конституционного

контроля в Российской Федерации…………………………………. 26

§ 2 Виды органов конституционного контроля субъектов РФ…… 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………. 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Анализ мировой государственно-правовой практики показывает, что конституционный контроль — один из основных, наиболее эффективных способов охраны конституции. Он находится в центре всей системы контроля за законностью в целом. Это обусловлено тем особым местом, которое занимает конституция в жизни общества. Она является его главным, правовым, политическим документом. Деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан, а также нормативные акты должны четко соответствовать конституции. Это — один из основополагающих атрибутов демократического, правового государства. Добиться такого положения можно лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля, обеспечивающей точное, последовательное проведение в жизнь конституции, усиливающей роль основного закона страны и выступающей в качестве главнейшего гаранта защиты прав и свобод граждан. Таким образом, постоянное и всестороннее изучение, глубокий анализ этого важнейшего института имеет огромное значение в любом государстве, и в особенности в России, вступившей в новый этап общественного развития, признаками которого в политической сфере являются принцип разделения властей и создание демократического, правового государства.1

Институт конституционного контроля — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность. Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства. Благодаря ему, острые политические проблемы могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе права, конституции и закона.

Тема данной работы актуальна, так как соблюдение положений Конституции и эффективный контроль за этим процессом — важная гарантия реализации правовых начал в государстве и обществе.

Объектом исследования данной курсовой работы является система надзора за соблюдением законодательства.

Предметом исследования данной работы является конституционный контроль Российской Федерации.

При изучении данной темы в данной работе использовались следующие методы: анализ, исторический метод, сравнительный метод.

Цель данной курсовой работы: определить формы осуществления конституционного контроля в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение и раскрыть сущность понятия «конституционный контроль».

2. Рассмотреть процесс становления конституционного контроля в Российской Федерации.

3. Раскрыть формы осуществления конституционного контроля.

4. Рассмотреть объекты и субъекты конституционного контроля.

5. Рассмотреть основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Раскрыть виды органов конституционного контроля субъектов РФ.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды следующих авторов: Авакьяна С.А., Баглай М.Н., Маклакова В.В., Каткова Д.Б., Корчиго Е.В., Козловой Е.И., Кутафина О.Е. и др. Подробно рассматривает конституционный контроль в России Шульженко Ю. Л. Подробно раскрывает формы конституционного контроля Арутюнян Г.Г., Маклаков В.В.

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1 История формирования конституционного контроля в России

Формирование правового государства предполагает неукоснительное соблюдение положений Конституции России, выступающей в качестве правовой основы всей государственности и общественной деятельности в стране. На ее базе строится механизм законности, обеспечение которого не может происходить стихийно. Для этого требуется целенаправленное воздействие на деятельность всех субъектов правоотношений. Проблема укрепления законности носит комплексный характер, связанный со многими явлениями и процессами социальной жизни. Должен быть осуществлен ряд мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и граждан. В данном процессе особое место уделяется конституционному контролю, главная задача которого – оградить граждан от неправомерных действий различных государственных органов и должностных лиц, защитить конституционный строй России.2

Конституционный контроль – это специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства.3

Сущность конституционного контроля состоит в оценке соответствия различных нормативных правовых актов государства его основному закону – конституции; принимая решение о признании акта противоречащим конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращении его действия.

Наряду с понятием «конституционный контроль» есть понятие «конституционный надзор». Он состоит в том, что компетентный орган, находя акт не соответствующим конституции, предлагает органу, принявшему его, либо вышестоящему органу отменить этот акт.

Таким образом, различие между конституционным контролем и конституционным надзором состоит прежде всего в силе соответствующих решений: орган конституционного надзора сам не может этого сделать и только предлагает иным органам отменить акт, оцениваемый им как неконституционный.

Путь к введению конституционного контроля был нелегким в нашем государстве.

С появление конституции как главного документа, определяющего основы общественного строя и государственной организации, возник и вопрос о соответствии ей всех иных правовых актов в государстве. Отсюда неизбежной стала оценка этих актов на предмет соответствия конституции.

Однако сразу же стали ключевыми такие вопросы: кто должен осуществлять конституционный контроль; каковы его пределы и средства.4

Конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный суд, но и иные государственные органы. Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими её иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе не конституционных актов, толкования конституции. В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

Конституционный Суд Российской Федерации – это вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного суда и определении его полномочий усиливались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки.

Конституционный суд был утверждён на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона РСФСР), которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о конституционном суде РСФСР, утверждённым Съездом народных депутатов РСФСР. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в первой редакции, включив в него главу 3 раздела III «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики».

Позднее в компетенцию Конституционного Суда привносились пункты изменений и дополнений действовавшей в тот период Конституции существенные новеллы, хотя Закон о Конституционном суде не менялся.

Расширение круга полномочий этого органа обуславливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федерального договора, потребовавшего дополнения Основного Закона.

Конституция и прежний Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не установили порядка выдвижения кандидатов судьи. На практике выдвижение кандидатов осуществлялось различными фракциями Верховного Совета Российской Федерации. Выдвинутые кандидатуры обсуждались комитетами парламента, затем – Верховным Советом. Обсуждение кандидатов в судьи, набравших наибольшее число голосов в процессе предварительного рассмотрения, было продолжено на пятом Съезде народных депутатов Российской Федерации. В частности, на заседаниях трёх комитетов Верховного Совета были предварительно рассмотрены тридцать восемь кандидатур, но двадцати из которых комитеты вынесли положительное заключение. Кроме того, комитетами Верховного Совета по законодательству, по вопросам законности, порядка и борьбы с преступностью и правам человека были рекомендованы ещё три кандидатуры, не набравшие установленного числа голосов.

30 октября 1991 года одиннадцать судей Конституционного Суда были приведены к присяге и торжественно поклялись истинно добросовестно исполнять обязанности судей Конституционного Суда, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более. Эту дату можно считать днём рождения Конституционного Суда Российской Федерации. На своём первом организационном заседании Конституционный Суд избрал Председателем Суда Зорькина В.Д.. Заместителем Председателя был избран Витрук Н.В., секретарём суда – Рудкин Ю.Д.

Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года и по сентябрь 1993 года рассмотрел более тридцати дел. Однако события сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического процесса в стране. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации» прекратил «осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации». В ответ Верховный Совет констатировал прекращение полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и переход полномочий Президента Российской Федерации к вице-президенту Российской Федерации А.В. Руцкому.

3-4 октября противостояние с исполнительной и законодательной властей достигло апогея. Уличные столкновения и обстрел из орудий Дома Советов Российской Федерации привели к многочисленным человеческим жертвам. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, вице-президент А.В. Руцкой и другие защитники Дома Советов были арестованы. Первый парламент России, законодательно обеспечивший начало преобразований в стране, прекратил своё существование. Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года №1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» утверждалось, что суд оказался в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими постепенными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд бездействовал. Также говорилось, что Конституционный Суд из органа конституционного правосудия превратился в орудие политической борьбы, представляющее «исключительную опасность для государства».

В связи с этим Президент Российской Федерации констатировал «невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе». В Указе было прямо подписано не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. Будущему Федеральному Собранию, в свою очередь, было предложено рассмотреть в качестве первоочередного вопроса об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации. Это означало приостановление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Указом Президента исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации было предложено лишь обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации, об организационно-правовых нормах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации, подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.5

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Проектом реформы органов власти СССР в 1988-1990 гг. предполагалось создание Комитетов конституционного надзора, избираемых на 10 лет, во всех государственных образованиях, включая союзные и автономные республики. Комитеты конституционного надзора стали создаваться в некоторых республиках в составе России после выборов в Советы в марте 1990 года. Во многих республиках Верховные Советы сразу же поставили вопрос об учреждении Конституционных судов, первые из которых появились уже в 1991 году. После принятия в декабре 1993 года новой Конституции, закрепившей полное равенство статуса республик и остальных субъектов Федерации практически по всем вопросам (кроме установления государственного языка), идея создания органов конституционного контроля начала обсуждаться и в других субъектах РФ. Первопроходцем в разработке идеи Уставных судов, как всегда, выступила Свердловская область, известная не только своими юристами, но и тем, что она первой из областей России попыталась добиться осенью 1993 года статуса республики и первой избрала двухпалатный орган законодательной власти. К весне 1995 года существование Конституционных судов было предусмотрено Конституциями 9 республик и Уставом Свердловской области. В Государственно-правовом управлении Президента РФ критиковали поспешность, которую проявляют регионы в создании конституционных (уставных) судов, считая, что их созданию регионах должно предшествовать установление федеральной судебной системы, в том числе и системы конституционных судов, федеральным конституционным законом. Судьи КС РФ, писавшие статьи на тему конституционного правосудия в регионах, подчеркивали, что конституционный суд по своей природе не может иметь над собой вышестоящего органа, т.к. должен подчиняться исключительно соответствующему Основному закону. Поэтому конституционные (уставные) суды регионов не должны составлять с федеральным КС единую систему. В мае 1995 в КС состоялся семинар по вопросам деятельности органов конституционного контроля субъектов РФ, в ходе которого председатели КС некоторых республик (Коми, Дагестан) выступили за создание единой системы конституционных судов и федеральное финансирование региональных КС, как дополнительную гарантию их независимости от органов власти регионов. Эта позиция не получила поддержки судей КС РФ и некоторых коллег из регионов. Участники семинара обратились к разработчикам закона о судебной системе с предложением исключить из проекта положение о возможности пересмотра федеральными судами решений органов конституционного контроля регионов. Материалы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ публиковались в ВКС NN 4-1995 и 4-1996, а в КПВО N 3-4-1996 опубликована статья М.А.Митюкова, дающая сравнительный анализ организации и компетенции региональных КС и УС. Митюков выделяет 3 вида органов конституционного контроля в зависимости от их компетенции: сложившиеся под влиянием доктрины Комитетов конституционного надзора (Северная Осетия, Чувашия, Иркутская область); сложившиеся под влиянием прежнего Закона РСФСР о КС (Башкирия, Татарстан, Тыва); сложившиеся под влиянием Конституции РФ 1993 года (остальные). Процесс принятия уставов краев, областей и автономий продолжается. Как минимум 6 уставов предусматривают создание судебных органов конституционного контроля, а два — надзорных органов. При этом создание уставных судов откладывается переходным положениями уставов до принятия соответствующего федерального законодательства или, как минимум, до подписания договора о разграничении полномочий с Центром. В уставах многих регионов записано, что защита уставов осуществляется судами общей юрисдикции (а, например, в Москве — всеми ветвями власти) и что споры между органами власти передаются в Конституционный Суд РФ. Принятый в декабре 1996 Федеральный конституционный закон о судебной системе записал, что конституционные (уставные) суды входят в судебную систему РФ, но не относятся к системе федеральных судов, а являются судами субъектов Федерации. Порядок их формирования и деятельности устанавливается законами субъектов Федерации. Конституционным (уставным) судам регионов посвящена статья 27 закона. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может (но не обязан) создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов и нормативных актов субъекта Федерации, а также актов местного самоуправления Конституции (Уставу) субъекта и для толкования Конституции (Устава). КС (УС) финансируется из регионального бюджета, избирается и действует в соответствии с законом субъекта Федерации. Решение КС (УС) субъекта Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Закон устанавливает, что ни один суд в РФ не может быть упразднен без передачи вопросов его юрисдикции в компетенцию другого суда. К весне 1997 года Конституционные Суды действуют в 7 республиках, еще в 6 республиках создание судебных органов конституционного контроля предусмотрено Конституциями. В двух республиках действует, а в одной — предусмотрен Комиет конституционного надзора. В одной республике конституционный контроль возложен на Верховный Суд. Что касается краев и областей, пока действует только Уставная палата Иркутской области, решения которой имеют консультативное значение. Республика Адыгея Конституция Республики Адыгея принята Законодательным Собранием (Хасэ) — парламентом Республики Адыгея 10 марта 1995 Конституционный закон «О Конституционной палате Републики Адыгея» принят 17 июня 1996. Число судей — 9 (избираются Государственным Советом — парламентом, по 3 от законодательной, исполнительной и судебной властей, назначаются на 12 лет) Республика Алтай Создание КС предусмотрено проектом Конституции, который готовится к принятию в 1997 Число судей — 5 (назначаются на 8 лет) Республика Башкортостан Конституция Республики Башкортостан принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 Закон о КС принят 27 октября 1992 Конституционный Суд образован 27 марта 1996 Число судей — 7 (назначаются на 10 лет Государственным Собранием — парламентом по представлению Президента) Председатель — МУКСИНОВ Ирек Шарифович Адрес: 450101, Уфа, ул.Тукаева, 46, Дом Республики Телефоны: (347-2)50-65-26, 50-63-63 Республика Бурятия Конституция Республики Бурятия принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 Закон о КС принят 25 октября 1994 Конституционный Суд образован 24 января 1995 Число судей — 5 (назначаются на неограниченный срок Народным Хуралом — парламентом по представлению президента) Председатель — ХЫШИКТУЕВ Олег Валентинович Адрес (временный): г.Улан-Удэ, ул.Сухэ-Батора, 9, Народный Хурал Телефоны: (301-22)2-47-42, 2-70-43 Республика Дагестан Конституция Республики Дагестан принята Конституционным Собранием 26 июля 1994 Закон о КС принят 18 декабря 1991 Конституционный Суд образован 28 декабря 1991 Число судей — 5 (назначаются на 10 лет Народным Собранием — парламентом по представлению Госсовета) Председатель — ГАДЖИМАГОМЕДОВ Салман Таймасханович Адрес: 367000, Махачкала, пл.Ленина, 1 Телефоны: (872-0)67-20-69, 67-20-93 Республика Ингушетия Конституция Республики Ингушетия принята всенародным голосованием 27 февраля 1994 Конституция возлагает конституционый контроль на Верховный Суд республики Кабардино-Балкарская Республика Конституция (Основной закон) Кабардино-Балкарской Республики принята Верховным Советом КБАССР 26 мая 1976 (с изменениями, включая внесенные 4 августа 1994) Закон о КС принят 12 мая 1992 Конституционный Суд образован 18 мая 1993 Число судей — 7 (избираются Советом Республики Парламента по представлению Президента на неограниченный срок) Председатель — МАИРОВ Юрий Халидович Адрес: Нальчик, пр.Ленина, 27 Телефоны: (866-22)2-74-56, 2-23-79 Республика Калмыкия Степное уложение (Основной закон) Республики Калмыкия принято Конституционным Собранием Республики Калмыкия — Хальмг Тангч 5 апреля 1994 Орган конституционного контроля не предусмотрен Карачаево-Черкесская Республика Конституция Карачаево-Черкесской Республики принята Народным Собранием (парламентом) 5 марта 1996 Создание КС не предусмотрено Республика Карелия Конституция (Основной закон) Республики Карелия принята Верховным Советом Карельской АССР 30 мая 1978 (с изменениями, включая внесенные 20 января 1994) Закон о КС принят 17 марта 1994 Конституционный Суд образован 11 ноября 1994 Число судей — 5 (назначаются на неограниченный срок Законодательным Собранием — парламентом по представлению Председателя Правительства) Председатель — ПЕРЕПЛЕСНИН Олег Борисович Адрес (временно): 185610, Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, Верховный Суд Телефон: (814-00)7-64-12 Республика Коми Конституция Республики Коми принята Верховным Советом Республики Коми 17 февраля 1994 Закон о КС принят 31 октября 1994 Конституционный Суд образован 7 декабря 1994 Число судей — 5 (избираются на неограниченный срок Государственным Собранием — парламентом по представлению Главы республики) Председатель — ГАВРЮСОВ Юрий Викторович Адрес: 167010, Сыктывкар, ул.Ленина, 36 Телефоны: (821-2)4-62-59, 4-73-28 Республика Марий Эл Конституция Республики Марий Эл принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 Предусмотрено создание Конституционного Суда Число судей — 5 Республика Мордовия Конституция Республики Мордовия принята Конституционным Собранием Республики Мордовия 21 сентября 1995 Орган конституционного контроля не предусмотрен. Толкование Конституции возложено на Государственное Собрание — парламент Республики Ранее существовавший Конституционный Суд упразднен поправками к Конституции 6 февраля 1994 Республика Саха (Якутия) Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) принята Верховным Советом 4 апреля 1992 (с изменениями, включая внесенные 20 апреля 1994) Закон о КС принят 7 февраля 1992 Конституционный Суд образован 20 апреля 1994 Число судей — 7 (назначаются на неограниченный срок Палатой Республики Законодательного Собрания) Председатель — МИРОНОВ Дмитрий Николаевич Адрес: Якутск, ул.Кирова, 11 Телефоны: (411-22)43-55-70, 43-55-80 Республика Северная Осетия — Алания Конституция Республики Северная Осетия (Алания) принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 Закон о Конституционном надзоре принят 17 апреля 1990 Комитет конституционного надзора образован 26 декабря 1990 Число членов — 5 (избираются парламентом по представлению президента на 10 лет) Адрес: 362038, Владикавказ, пл.Свободы, 1, Дом Советов Телефоны: (867-22)3-58-32, 3-36-73 Республика Татарстан Конституция Республики Татарстан принята Верховным Советом Республики Татарстан 6 ноября 1992 (с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1994) Закон о Конституционном надзоре принят 13 декабря 1990; Закон о Конституционном Суде — 22 декабря 1992 Комитет конституционного надзора образован 15 декабря 1990 Число членов ККН — 6. В КС предусмотрено избрать 8 судей (избираются на неограниченный срок Государственным Советом — парламентом, 4 — по представлению Президента, 4 — по представленю председателя парламента) Адрес: 420060, Казань, пл.Свободы, 1 Телефоны: (843-2)32-75-55, 39-84-28 Республика Тыва Конституция (Основной Закон) Республики Тыва принята Верховным Советом Республики Тыва 21 октября 1993 Закон о КС принят 24 декабря 1992 (поправки — 15 февраля 1994) Конституционный Суд не сформирован Число судей — 5 (Парламент избирает и освобождает судей — Президент, Председатель парламента и судейское сообщество представляют по 3 кандидатуры; парламент избирает и освобождает председателя КС по предложению членов КС и с согласия Президента; судьи назначаются на 10 лет и складывают полномочия перед вновь избранным парламентом) Удмуртская Республика Конституция Удмуртской Республики принята Верховным Советом Удмуртской Республики 7 декабря 1994 Функции контроля за соблюдением Конституции возлагаются на Государственный Совет — парламент. Прежней редакцией Конституции предусматривалось создание КС Республика Хакасия Конституция Республики Хакасия принята Верховным Советом Республики Хакасия 25 мая 1995 Создание КС предусмотрено Конституцией Судьи назначаются Верховным Советом по представлению Председателя Правительства Чеченская Республика Конституция Чеченской Республики принята парламентом Чеченской Республики 12 марта 1992 Конституционный Суд сформирован в феврале 1993, деятельность КС приостановлена в июне 1993, возобновлена в марте 1997. Число судей — 7 (назначаются парламентом). Председатель — Ихван ГЕРИХАНОВ. Чувашская Республика Конституция (Основной закон) Чувашской Республики принята Верховным Советом Чувашской АССР в 1978 (с изменениями, включая внесенные 24 ноября 1993) Конституцией предусмотрено создание Комитета конституционного надзора Число членов — 7 (избираются парламентом на 10 лет по представлению президента) Алтайский край Устав (Основной закон) принят 20 апреля 1995, повторно принят 26 мая 1995, изменения внесены 2 октября 1995 и 25 марта 1996 Конституционный контроль и решение споров о компетенции возложены на краевой суд, но могут быть переданы Уставной судебной палате, образуемой в соответствии с Федеральным конституционным законом о судебной системе Красноярский край Устав принят 29 февраля 1996 Уставной суд может быть создан, если это предусмотрено федеральным законодательством Ставропольский край Устав (Основной закон) принят 29 сентября 1994 Согласительная палата образуется на паритетных началах Государственной Думой Ставропольского края и губернатором для разрешения споров по вопросам противоречий в законодательстве. Не входит в судебную систему Воронежская область Устав (Основной Закон) принят 6 июля 1995, повторно принят 20 июля 1995 Предусмотрено создание Уставного суда Иркутская область Устав принят 19 января 1995 Закон об Уставной палате принят 15 марта 1996 Уставная палата — самостоятельный экспертно-консультативный орган, заключения которого имеют рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органом, в который они направлены Уставная палата избрана в июле 1996 Число советников — 6 (назначаются на 5 лет законодательным органом по представлению губернатора) Председатель — СУРКОВ Дмитрий Леонидович Адрес: 664027, Иркутск, ул.Ленина, 1а, Законодательное Собрание Телефон: (395-2)24-02-82 Московская область Устав принят 5 ноября 1996, повторно принят 4 декабря 1996 Уставной суд избирается областной Думой по представлению губернатора Новосибирская область Устав принят 6 марта 1996 Предусмотрено создание Уставной судебной палаты Свердловская область Устав принят 28 октября 1994 Уставом предусмотрено создание Уставного суда. Судьи назначаются Законодательным Собранием по представлению губернатора в порядке, предусмотренном федеральным законом или по соглашению с органами государственной власти РФ Томская область Уставом предусмотрено создание судебного органа конституционного контроля Тюменская область Устав принят 15 июня 1995 Уставом предусмотрено создание Судебной палаты после принятия соответствующих федеральных и областных законов. Судебная палата проверяет соответствие нормативных актов области и автономных округов Уставу области и Договорам области с автономными округами Челябинская область Устав (Основной Закон) принят 13 апреля 1995 Предсумотрено создание Палаты уставного контроля (5 человек, избираются Законодательным Собранием) В находившихся в нашем распоряжении уставах Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Читинской, Ярославской областей, города Москвы, Коми-Пермяцкого, Ненецкого, Усть-Ордынского Бурятского, Ханты-Мансийского, Чукотского, Эвенкийского и Ямало-Ненецкого автономных округов создание органов конституционного контроля не предусмотрено. Уставами Краснодарского края, Астраханской, Владимирской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Рязанской, Тверской, Томской областей, города Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Агинского Бурятского, Корякского и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов авторы не располагают. В некоторых из этих регионов уставы до сих пор не приняты. В принятом, но не подписанном уставе Санкт-Петербурга предусматривается создание Уставного суда.

Понятие и основные задачи конституционного контроля в РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм правосудия, заключающаяся в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость К.к. обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания баланса полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача К.к. заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать две формы К.к.: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный К.к. — это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия.

Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Такая превентивная мера слежения за конституционностью предотвращает возникновение ситуаций, требующих применения жестких мер, связанных, к примеру, с приостановлением действия нормативных актов. Есть страны, где применяются обе формы К.к. (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного К.к. не наделен. Текущий К.к. осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный К.к. — определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный К.к. — определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного К.к.

Сущность К.к. заключается в решении двух задач: 1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность — это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции); 2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия «К.к.» необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. К.к. помимо специализированного судебного органа — Конституционного Суда осуществляют также Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах К.к. и конституционный надзор объединены, т.е. осуществляются одним государственным органом. Право К.к. дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего Конституции.

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Система судов общей юрисдикции | Роль и место мировых судей. в судебной системе РФ | Система военных судов в РФ. | Компетенция военных судов в РФ | Принципы деятельности арбитражных судов | Задачи и полномочия арбитражных судов | Понятие и значение третейского суда | Особенности статуса третейского судьи | Принципы конституционного судопроизводства | Конституционный надзор и контроль в субъектах РФ |

Добавить комментарий

Закрыть меню