Конституционное право зарубежных стран

ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

— совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Методы:

  • управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);
  • обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);
  • дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);
  • запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
  • Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

    Конституционное право —

    есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

    2. Конституционно-правовые нормы и институты

    Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

    Конституционно-правовые нормы

    — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

    Признаки:

    • регулируют особую сферу общественных отношений;
    • носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);
    • специфические источники, их содержащие (конституции и др.);
    • учредительный характер предписаний;
    • регулируют поведение широкого круга субъектов;
    • своеобразие их вида;
    • особенности их структуры.

    Классификация:

    1. по степени определенности предписаний :

    2. по назначению в механизме правового регулирования :

    3. по юридической силе :

    4. по территориальным пределам :

    5. по времени действия :

    Конституционно-правовые институты

    — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

    Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

    Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

    В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

    Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

    Система учебного курса

    конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

    В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

    3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

    1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

    Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

    2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

    1. Конституции (основной источник);

    2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

    3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

    4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

    5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

    6. Решения органов местного самоуправления;

    7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

    8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

    9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

    Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

    Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

    Вопросы для самопроверки

    1. Определите предмет, метод конституционного права зарубежных стран.

    2. Каково содержание коституционно-правового регулирования?

    3. Источники конституционного права зарубежных стран.

    В.Т. Батычко
    Конституционное право зарубежных стран
    Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

    АННОТАЦИЯ

    Конспект лекций написан в соответствии с программой курса конституционного права зарубежных стран, на базе действующего законодательства с учетом всех изменений и дополнений, на 1 июня 2011 года.

    Конспект лекций содержит основные положения конституционного права зарубежных стран. В нем раскрывается определение понятия конституции, ее основные черты, конституционные правоотношения, рассматриваются субъекты конституционных правоотношений, основные признаки и черты конституции.

    Дается характеристика конституций различных зарубежных государств.

    Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения конституционного права зарубежных стран слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

    Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
    Батычко В.Т. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

    Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»
    1.1. Понятие и предмет Конституционного права зарубежных стран
    1.2. Система конституционного права зарубежных стран
    1.3. Источники конституционного права зарубежных стран
    1.4. Конституционно-правовые отношения и их виды
    Лекция 2: «Основные теории конституции»
    2.1. Понятие и сущность конституции
    2.2. Основные черты и особенности конституций
    2.3. Классификация конституций и их внутренняя структура
    2.4. Порядок принятия и изменения конституций
    Лекция 3: «Основные правового положения личности в зарубежных странах»
    3.1. Понятие гражданства и способы его приобретения
    3.2. Политическая правосубъектность
    3.3. Способы определения правового положения личности
    3.4. Классификация прав и свобод
    3.5. Обязанности граждан
    3.6. Виды гарантий прав и свобод
    Лекция 4: «Формы государства в зарубежных странах»
    4.1. Понятие формы государств
    4.2. Формы правления
    4.3. Формы государственного устройства
    Лекция 5: «Политические режимы в зарубежных странах»
    5.1. Понятие и сущность политического режима
    5.2. Демократические политические режимы
    5.3. Западные теории демократии
    5.4. Недемократические политические режимы
    Лекция 6: «Избирательное право в зарубежных странах»
    6.1. Избирательное право
    6.2. Организация и порядок проведения выборов
    6.3. Избирательные системы
    6.4. Референдум
    Лекция 7: «Конституционные основы судебной власти»
    7.1. Судебная власть в системе разделения властей
    7.2. Суды и правосудие в структуре конституций
    7.3. Конституционный статус судей
    7.4. Конституционные принципы правосудия
    7.5. Конституционное правосудие
    Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
    8.1. Правовой статус главы государства
    7.2. Компетенция главы государства

    Субъекты конституционного права зарубежных стран: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву зарубежных стран

    Дипломные и курсовые по Конституционному праву зарубежных стран

    СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

    Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

    Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.

    К физическим лицам (индивидам) относятся:

    1) граждане (подданные);

    2) иностранцы (иностранные граждане);

    3) лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;

    4) лица без гражданства (апатриды).

    Типичный пример — граждане, осуществляющие избирательное право или право на референдум либо обращающиеся в суд для защиты своих прав и законных интересов.

    Иностранные граждане или лица без гражданства вступают в конституционные отношения при обращении в суд за судебной защитой, в компетентный орган государственной власти — с заявлением о предоставлении гражданства или статуса беженца.

    В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т.е. лица со специальной правоспособностью.

    Реальный объем прав и обязанностей физических лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории.

    К государственным образованиям относятся:

    1) государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности);

    2) составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример — участие данных государственных образований в конституционных отношениях при проведении крупных административно-политических и правовых реформ, направленных на федерализацию или централизацию государственности.

    Органы государства:

    1) центральные (общенациональные) органы государственной власти (парламент, глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.);

    2) региональные органы, органы государственной власти субъектов федерации;

    3) государственные органы местного управления.

    Помните, что «Субъекты конституционного права зарубежных стран» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

    ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

    Весь список примерных тем по Конституционному праву зарубежных стран

    Формы дискриминации

    Под дискриминацией традиционно понимается ущемление прав или обязанностей человека по какому-то определенному признаку. Несмотря на то, что система ценностей и убеждений современного человека характеризуется открытостью, различные формы дискриминации остаются одной из самых актуальных проблем для

    мирового сообщества. В ряде случаев дискриминация может существовать де факто (неофициально), а в ряде случаев может быть закреплена законодательно.

    Выделяют следующие формы дискриминации

    • расовая. Является одной из самых распространенных форм дискриминации, когда превосходство одного человека над другим определяется его национальной принадлежностью. Теории расовой дискриминации не раз применялись на практике в качестве государственной политики.

      На сегодняшний день расовая дискриминация во многих странах может выражаться в преступлениях, совершаемых против национальных меньшинств;

    • половая. Чаще всего такая дискриминация связана с недопущением к определенным видам работ женщин в силу их физиологических особенностей;
    • возрастная. Также в большей степени связана с рынком труда, когда для ряда специальностей отбираются специалисты, исходя, прежде всего, из возрастного критерия;
    • религиозная дискриминация. Такая форма дискриминации предполагает ущемление прав представителей той или иной религии на территории той или иной страны.

    Все эти формы дискриминации, к сожалению, получили широкое распространение. Международными организациями предпринимается ряд мер по предотвращению распространения всех форм дискриминации. Рассматривается вопрос о «положительной дискриминации», когда ущемляемым ранее предоставляются дополнительные права. Тем не менее, одним из самых эффективных инструментов регулирования всех форм дискриминации считаются нормативные документы. Такой инструмент активно использует в своей работе и Совет Европы, считая все формы дискриминации нарушением прав любого человека и тем, что противоречит общей европейской системе ценностей. Меры, предпринятые Советом Европы, включают создание специализированной комиссии ECRI, занимающейся вопросами расовой дискриминации. Кроме того, в ходе заседаний Парламентской Ассамблеи Совета Европы рассматриваются вопросы решения проблем религиозной дискриминации и вопросы дискриминации секс-меньшинств.

    Система конституционного права –это его внутренне строение, характеризующееся единством и взаимодействием элементов.

    К элементам системы относятся конституционно-правовые принципы, нормы и институты.

    Общие принципы конституционного права – это закрепленные в конституционно-правовых нормах основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регули­рование общественных отношений

    Принципы конституционного права регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституци­онно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в право­применительной деятельности органов власти.

    К принципам конституционного права в демократических странах относятся: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представи­тельство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Герма­нии 1949 г.), равноправие (ст.

    3 Конституции Италии), неотчуж­даемые права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п., независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.) и т.п.

    В социалисти­ческих странах конституционно провозглашаются такие принципы как: руководящая роль марксис­тско-ленинской партии, социалистический интернационализм, от каждого — по способностям, каждому — по труду и т.п. (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невоз­можно ни юридическими, ни политическими средствами. Напри­мер, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного пред­ставительства и вообще несовместим ни с каким принципом де­мократии.

    Конституционно-правовые нормы – это установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения.

    По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются:

    1. Своим содержанием, той сферой общественных отно­шений, на регулирование которых они направлены.

    2. Источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе — в Конституции.

    3. Своеобразием вида норм. Вконституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.).


    4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы пра­вовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

    5. Особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

    6. Специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

    7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция, которая обычно носит политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д..

    Классификация конституционно-правовых норм:

    1. В зависимости от функциональной роли они подразделя­ются на регулятивные и охранительные.

    2. По способу воздей­ствия на субъекты права — на управомочивающие, обязываю­щие и запрещающие.

    3. По ха­рактеру регулируемых общественных отношений на матери­альные и процессуальные.

    4. По методу правового регулирова­ния нормы подразделяют на императивные, диспозитивные.

    5. В зависимости от вре­мени действия постоянные и вре­менные.

    6. По территории их действия нормы могут быть действующими в границах всего государства, его субъектов(если оно федеративное) и в пределах конкретного му­ниципального образования.

    Нормы конституционного права объединяются в отрасле­вые институты.

    Институт конституционного права — это совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулиру­ющих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции, зако­нах, подзаконных актах.

    Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комп­лексные институтывключают в себя подинституты. Напри­мер, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным ин­ститутом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, систе­ма народного представительства и др.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню