Конкурентная среда

Анализ конкурентной среды


Вернуться назад на Конкурентный анализ
Любая современная компания, независимо от своих масштабов, действует в конкурентной среде.
В экономике под конкуренцией обычно понимается соперничество между отдельными компаниями в определенной сфере деятельности (конкурентами), заинтересованными в максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Конкурент – это противник, а противника всегда надо знать в лицо. Поэтому при выборе стратегии деятельности и развития любого предприятия необходим анализ конкурентов предприятия.
Целесообразно начать изучать конкурентную среду еще до начала деятельности – на стадии разработки бизнес-идеи и создания предприятия — и заниматься этим непрерывно. Только в этом случае есть шанс занять на рынке свою нишу, удержаться в ней и успешно развиваться. Одной из основных методик анализа конкурентной среды являются т.н. «Принципы пяти сил Портера».
Названная в честь автора, профессора Гарвардского Университета Майкла Портера, разработавшего ее в 1979 г., методика включает следующие направления:
• анализ угрозы появления продуктов заменителей;
• анализ угрозы появления на рынке новых игроков;
• анализ рыночной власти поставщиков;
• анализ рыночной власти потребителей;
• анализ уровня конкурентной борьбы.
Каждое из направлений позволяет определить степень «привлекательности» или рентабельности бизнеса на данном этапе. Например:
• появление товаров заменителей может существенно повлиять на снижение объемов выручки компании;
• многочисленные новые игроки неизбежно уменьшают прибыль компании, оттягивая на себя внимание потребителей;
• поставщики сырья и других материалов, устанавливая высокие цены, могут привести к нерентабельности производства и т.д.
Однако согласно Портеру, эту модель целесообразно применять только для анализа отрасли в целом. Поэтому разработка конкурентной стратегии предприятия требует анализа внешней микросреды – то есть непосредственных конкурентов организации.
Анализ конкурентов организации можно условно разделить на следующие этапы:
1. Выявление конкурентов и изучение их ресурсов;
2. Определение их целей и задач;
3. Изучение стратегий достижения целей и тактических действий;
4. Выявление сильных и слабых сторон;
5. Определение перспектив развития конкурентов в краткосрочном (один год) и долгосрочном периоде;
6. Анализ полученной информации с целью использования в собственных интересах.
Значительное место в анализе конкурентов организации занимает изучение принципов корпоративной культуры и лиц, занимающих ключевые посты. Важным направлением анализа являются отзывы клиентов о действиях конкурентов и экспертная оценка их деятельности. В реальности собрать все данные, необходимых для детального анализа деятельности конкурентов не всегда представляется возможным. Поэтому обычно используется схема уже известного М.Портера, которая содержит четыре основных направления: представление о себе, текущие стратегии, возможности и цели на будущее, а процесс анализа деятельности конкурентов выражается в систематическом накоплении данной информации.

Полученную информацию разделяют на количественную (формальную) и качественную. К количественной информации относится: организационно-правовая форма предприятия, виды деятельности предприятия, численность персонала, активы компании, объемы продаж, доля рынка, рентабельность и другие количественные показатели. Количественная информация – объективна и отражает фактические данные деятельности предприятия.
Основные качественные показатели – это репутация компании, ее известность, квалификация персонала и опыт руководства, ценовая стратегия и гибкость маркетинговой стратегии. Комплексный анализ качественных и количественных показателей дает возможность оценить деятельность конкурентов в целом.
Таким образом, в ходе анализа конкурентной среды предприятия определяются:
1. главные экономические особенности анализируемой отрасли производства.
2. главные движущие силы отрасли и оценка их влияния в будущем.
3. уровень конкуренции в отрасли.
4. компании, имеющие наибольшую и наименьшую конкурентоспособность.
5. возможность дальнейших действий конкурентов и прогноз их направленности.
6. факторы, определяющие успех или провал конкурентной борьбы.
7. степень привлекательности отрасли с точки зрения приемлемого уровня рентабельности.
Знания о деятельности конкурентов позволяют оценить перспективы рыночного успеха, определять приоритеты и быстрее реагировать на действия конкурентов. Анализ конкурентной среды предприятия позволяет обеспечивать сотрудников предприятия информацией, совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала и в, определенной степени, мотивировать их деятельность.
Значимым результатом анализа для предприятия в целом является возможность выработки стратегии нейтрализации сильных сторон конкурентов и повышение конкурентоспособности и эффективности собственного предприятия.
Завершающим этапом является сравнительный анализ конкурентов. Основная его цель – определение наиболее сильных и слабых конкурентов и выбор стратегии в отношении к определенным конкурентам с целью их нейтрализации.
Для проведения сравнительного анализа чаще всего используется методика оценки по нескольким параметрам при помощи балльной системы. На практике это выглядит так: ранжируются определенные показатели по пятибалльной школе, где «5» — отлично, «4» — хорошо и т.д.

Основные факторы, которые обычно выделяют при сравнительном анализе:
• имидж предприятия;
• концепция основной продукции/услуг;
• качество продукции;
• уровень диверсификации видов бизнеса;
• суммарная рыночная доля основных видов бизнеса;
• мощность производственной базы, в т.ч. число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек и т.д.;
• финансовые показатели;
• рыночная цена продукции/услуг с учетом возможных скидок или наценок;
• эффективность сбыта и мероприятий по продвижению товаров/услуг и с точки зрения используемых каналов товародвижения;
• политика компании во внешней предпринимательской среде и т.д.
Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, куда рекомендуется включить проранжированную информацию по собственной компании, с целью определения ее места в конкурентной среде.
Анализ конкурентов – это достаточно сложный процесс, и не всегда возможно проводить его самостоятельно, так он требует не только знаний и времени, но специального персонала, что не всегда возможно для небольших компаний.

Конкурентоспособность
Анализ конкурентов
Маркетинговые исследования конкурентов
Маркетинговый анализ
Сравнительный анализ
Стратегический анализ


Назад | | Вверх

Информация о конкурентной среде. О возможностях т орг. Предприятия

123Следующая ⇒

Коммерческий риск

Риск — это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью.

По степени риска выделяют:

допустимый риск — вероятность потери прибыли;

критический — вероятность потери прибыли и недополучения части дохода;

катастрофический — возможность банкротства.

Для того чтобы уменьшить степень вероятного риска

  1. .Провести поиск партнера с достаточными финансовыми средствами
  2. Обратится к услугам внешних консультантов-экспертов,
  3. самострахования за счет части прибыли.

4. страхо­вания торгового бизнеса.

4. Коммерческая информация

Коммерческая информация — это сведения о сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

Информация может быть:

Первичная — это данные, полученные специально для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. К ней относятся:

-письменная информация;

-телефонные запросы или личные переговоры с поставщиками

-посещение ярмарок-выставок или товарных бирж,

-отчеты о командировках закупщиков и сбытчиков;

Вторичная — это данные, собранные для других целей, и существующие независимо от исследуемой проблемы. К ней относятся:

-статистика розничного и оптового товарооборота;

-отраслевые справочники;

-торговые экономические газеты;

-зарубежный опыт.

Различают внутреннюю информацию (материалы и документы торгового предприятия, фирмы это сведения о товарообороте, об издержках обращения, о товарных запасах и т.д.);

— внешнюю информацию — статистические данные, публикуемые в средствах массовой информации, законы, постановления и т.д.

  1. Информация о потребителях Информация о товаре.

-сведения о потребителях:

— численность обслуживаемого населения,

— его половозрастной и социальный состав,

— образование, уровень доходов, покупательская способность;

— место жительства,

— национальные и религиозные традиции,

— жизненный цикл семьи, включающий семейное положение,

— возраст, наличие и возраст детей; образ жизни; особенности характера; тины покупателей; покупательское поведение; мотивация покупок; приверженность марке; способность откликаться на нововведения и т.д.

Информация о товаре.

-что представляет собой сам товар и каково его качество;

-потребительские свойства товара,

-экологичность (безопасность) товара,

-эргономические и эстетические свойства товара, а также их соответствие требованиям стандарта, сертификатам качества и другим нормативным документам.

— о соотношении качества и цены товара;

— об организации услуг и сервисном обслуживании;

— об упаковке товара, которая не только должна выполнять функции рекламы, но и обеспечивать сохранность товара;

— о престижности товара;

Спрос и предложение

Спрос-потребность, выраженная в денежном эквиваленте.

Цикл спроса:

а). Период зарождения спроса

б). Период, когда спрос опережает предложение.

в). Замедление роста спроса.

г). Период зрелости спроса.

д). Период затухания спроса

Товарное предложение — это количество товара, которое производитель способен предложить к продаже на рынок в определенный период.

Информация

о возможных объемах товарного предложения,

2. степени обновления ассортимента,

3. информацию о новинках,

4. сведения, характеризующие товар,

5. уровень цен па товары,

6. условия поставок

Соотношение спроса и предложения. СПРОС БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ-ДЕФИЦИТ. Спрос меньше предложения-профицит.

Информация о конкурентной среде. О возможностях т орг. Предприятия

Изучение конкурентов-поставщиков товара.

— позицию поставщика на

— характеристику предлагаемых товаров виды и характер услуг, предлагаемых поставщиками-конкурентами;

— практика рекламной деятельности и виды стимулирования продаж;

уровень издержек, прибыли, тенденции их развития;

— финансовое положение предприятий-конкурентов, их платежеспособность;

-коммерческие условия договоров поставки,

-надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств.

Изучение торговых фирм-конкурентов.

какие методы продажи применяют конкуренты,
объемы продаж,

, цены, услуги, сервисное обслуживание, конкурентоспособность, финансовая устойчивость,

платежеспособность, экономические и финансовые показатели, характер рекламной работы, имидж.

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна — скрываемые по коммерческим сооб­ражениям сведения, охранять которую нужно из-за конкуренции угроз экономической безопасности.

Способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия:

-Подготовку документов, содержащих важные сведения, поручить наиболее проверенным работникам;

-Количество экземпляров документа должно быть строго ограничено;

-Число копий секретных документов должно строго учитываться, а копировальные машины снабжаться счетчиком копий и ключом, запускающим машину в действие;

-Использованная копировальная бумага и красящая лента должны уничтожа­ться под контролем ответственных лиц;

-Должен быть выбран надежный способ пересылки секретной информации.

Для охраны информации от прямого хищения или уничтожения применяются меры:

а)физической защиты (замки на дверях, решетки на окнах);

б)административные меры (пропускной режим, режим секретности,
служба безопасности);

в)новые средства защиты (электромеханические, акустические,
радиотехнические).

123Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 122 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Каждая компания, которая выпускает продукцию, пользующуюся большим спросом у потребителей, сталкивается с конкурентами.Каждая компания, которая выпускает продукцию, пользующуюся большим спросом у потребителей, сталкивается с конкурентами. Конкуренция является борьбой в определенной отрасли экономики за внимание клиентов к собственному товару предприятия. Анализ конкурентов организации дает возможность ознакомиться с информацией о конкурентах, и на основе проведенного исследования начать разрабатывать стратегические цели бизнеса.

Анализ конкурентной среды необходимо осуществлять еще до налаживания процесса производства товара и выхода на рынок. Успешно конкурировать с другими предприятиями представляется возможным только при регулярном сборе сведений о своих противниках.

Методы анализа конкурентной среды

В качестве метода анализа конкурентной среды предприятия можно использовать «Принципы пяти сил Портера». В 1979 году Майкл Портер, профессор Гарвардского Университета, описал основные этапы данной методики:1- Исследование потенциальной опасности появления на рынке взаимозаменяемых продуктов;2- Исследование среды на вероятное появление новых конкурентов;3- Исследование силы поставщиков на рынке;4- Исследование силы (власти) потребителей на рынке;5- Исследование уровня конкурентного соперничества.Любое из перечисленных направлений делает возможной оценку доходности рыночной деятельности предприятия. Следующие примеры доказывают эффективность такой методики анализа конкурентной среды фирмы:1. Расширение конкуренции с одновременным появлением множества продуктов-заменителей, может стать причиной уменьшения количества прибыли компании;2. Развитие бизнеса недавно появившихся конкурентов всегда сопровождается мощной рекламной кампанией, целью которой является привлечение новых клиентов и увеличение объемов продаж предприятия;3. Власть поставщиков, которая сопровождается повышением цены на сырье, может привести к увеличению себестоимости товаров и услуг компании, а конечная цена будет недостаточно адекватной для потребителя. Это повлечет за собой снижение объемов продаж и показателя рентабельности. Система анализа конкурентной среды Портера все же более подходит к комплексному исследованию определенной рыночной отрасли. В связи с этим организациям рекомендуется остановиться на анализе внешней микроэкономической сферы (прямой анализ фирм-конкурентов).Конкурентный анализ предприятия заключается в выполнении нескольких этапов, на протяжении которых осуществляется сравнение условий существования соперников:1- Определение числа конкурентов и изучение их ресурсных преимуществ;2- Определение конкурентных стратегий развития бизнеса, их задач и целей;3- Обнаружение слабых и сильных сторон конкурентов;4- Выявление способов дальнейшего развития конкурентов на рынке в течение следующих нескольких лет;5- Тщательный анализ полученных сведений о конкурентах и осмысление того, как можно применить данную информацию для увеличения доходности собственного предприятия.На практике при сборе целого комплекса сведений о фирмах-конкурентах приходится сталкиваться со многими сложностями, и в таком случае предприятие возвращается к уже описанной методике Портера, и происходит внедрение следующей программы действий:1. Представление возможностей на определенном рынке товаров и услуг;2. Выявление политики компаний-конкурентов, ее потенциально возможное изменение;3. Регулярный сбор и систематизация информации о соперниках.Информация, полученная в результате сложного анализа конкуренции компании, подразделяется на две категории:1. Количественные данные (виды деятельности фирмы, организационно-правовая форма предприятия, штат сотрудников, основные средства компании, доход от реализации товара и т.д.);2. Качественные данные (популярность торговой марки, квалификация специалистов, уровень обслуживания клиентов).

Анализ конкурентной среды позволяет оценить перспективные возможности организации промеж фирм-соперников, заняться разработкой ряда мероприятий по улучшению степени подготовки персонала, уделить внимание способам мотивации сотрудников, что даст возможность требовать от своего бизнеса достижения новых высот.

Пример проведения комплексного анализа

Чтобы понять, как же применить на практике все полученные знания о проведении анализа конкурентной среды предприятия, следует рассмотреть несложный пример.

Условно примем под фирмой «А» ту организацию, для которой следует провести конкурентный анализ. Вид деятельности фирмы «А» базируется на выпуске программного обеспечения 1С. Фирму «А» можно назвать одним из главных представителей в регионе по разработке программных продуктов и их внедрению в эксплуатацию на предприятиях. Работа большинства отечественных компаний сосредоточена на использовании в своей деятельности программ, обеспечивающих автоматизацию многих процессов (управленческий и бухгалтерский учеты), поэтому данная ниша пользуется высоким спросом. Анализ конкуренции показывает, что борьба может быть лишь промеж производителей программной продукции для платформы 1С.

На первом этапе анализа собирается вся доступная информация о конкурентах. Затем выбираются основные фирмы-представители, которых можно считать соперниками. Примем, что это фирмы «Б», «В» и «Г».

На втором этапе нужно оценить продукцию конкурентов, сравнить с собственными товарами и услугами, выявить их достоинства и недостатки. На основе полученных данных составляется таблица. При сравнительной оценке компаний следует иметь в виду, что цену на программное обеспечение устанавливает разработчик, поэтому параметрами мониторинга являются уровень обслуживания клиентов и оказание дополнительных услуг по введению в использование готовых программных решений.

Третий этап подразумевает под собой выделение двух групп преимуществ: собственных и конкурентных. Следует рассматривать плюсы бизнеса по отношению к плюсам каждого соперника. На таблице 1 представлена примерная оценка конкурентных преимуществ фирмы «А». Из таблицы 1 видно, что отличительной особенностью фирмы «А» является предоставление услуги по сопряженному обслуживанию аппаратного и программного обеспечения, и это можно взять в качестве основного направления развития предприятия.

Проведение анализа товаров конкурентов предполагает учет всех факторов оценки собственного бизнеса и деятельности конкурентов. Поскольку данный процесс достаточно трудоемкий, лучше поручить это дело специалистам.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ КОНКУРЕНЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТРАСЛЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ.

ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Цель и содержание отраслевого анализа.Целью от­раслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позво­ляет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию по­ведения предприятия на рынке.

При проведении отраслевого анализа основным объектом ис­следования служит хозяйственная отрасль— совокупность предприятий, конкурирующих на одном потребительском рынке с аналогичными товарами или услугами.

Хозяйственная отрасль охватывает сферы производства, распределения и потребления определенных товаров и услуг.

Выделяют следующие стадии анализа отрасли:

• определение экономических характеристик отраслевого окружения;

• оценка степени конкуренции;

• выявление движущих сил конкуренции;

• определение ключевых факторов успеха;

• заключение о степени привлекательности отрасли.

Для оценки общей ситуации в отрасли исполь­зуются следующие показатели:

1. размеры рынка;

2. масштабы конкуренции (локальная, региональная, национальная, глобальная);

3. темпы размеров рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (подъем, быстрый рост, зрелость, насыщение, застой, спад);

4. структура конкуренции:

5. количество конкурентов и их относительные рыночные доли; число потребителей и их финансовые возможности; степень вертикальной интеграции («вперед» — с потребителями продукции, «назад» — с поставщиками сырья);

6. темп технологических изменений и продуктовых инноваций;

7. степень продуктовой дифференциации;

8. величина экономии на масштабе производства, транспортировке и т.п.;

9. наличие и величина эффекта кривой опыта (уменьшение издержек на единицу продукции при каждом удвоении ее выпуска);

10. отраслевая капиталоемкость;

11. среднеотраслевая прибыль.

Структурный анализ конкурентного окружения начинается с определения типа среды, в которой действует организация. Выше были рассмотрены различные типы среды и уяснено, что посредством анализа вполне возможно получить представление о нео­пределенности и сложности среды. Структурный анализ является попыткой представить множественные воздействия окружающей среды на организацию в виде модели, которую достаточно легко понять и согласно которой можно действовать.

Какое воздействие на деловую стратегию оказывают различные типы внешней среды? При ответе на этот вопрос можно прийти к следующим заключениям:

• чем сложнее и динамичнее конкурентная среда, тем сложнее проблема прогнозирования;

• чем сложнее конкурентная среда, тем сложнее представить ее в виде модели;

• сложность и динамизм среды будут оказывать решающее влияние на процесс выбора типа стратегии;

• чем выше сложность и динамизм, тем выше уровень связан­ного со стратегией риска.

Добавить комментарий

Закрыть меню