Конфликты между подростками

Накопительские увлечения. Это коллекционирование во всех его видах. В основе увлечения лежит склонность к накоплению материальных благ.

Лидерские увлечения. Внешне этот тип увлечения может быть сходным со вторым, но целью подростка будет не овладеть навыками, а заполучить власть над какой-либо группой сверстников. Такие возможности дают различные кружки, спортивные секции, общественная деятельность в школе, неформальные объединения молодежи, а так же молодежные отделения при политических партиях.

Эгоцентрические увлечения. В этом типе подростку опять неважно, каким будет его род занятий, самое главное это оказаться в центре внимания большого количества людей, сосредоточить на себе всеобщее внимание. Самый постой способ добиться этого – экстравагантно одеваться. Сложнее участвовать в школьном театре, музыкальной группе, модных реалити-шоу на ТВ и т.д.

Азартные увлечения. Это могут быть картёжные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, игральные автоматы, увлечение лотереями и т.п.

Информативно – коммуникативные увлечения. Они проявляют в постоянном стремлении к новой информации разного плана, но не требующей критической интеллектуальной переработки. Как пример это многочасовое смотрение телевизора, болтовня не о чем с приятелями, чтение «бульварных» романов и т.д. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подробном информативно-коммуникативном хобби.

Гендерное поведение

Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала подросткового возраста и является выражением обычной любозна-тельности. В переходном возрасте этот интерес становится напряженным и личным. Это обусловлено как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток воспринимает пубертатные события. Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.

Суицидальное поведение

С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» — самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

Наркотизм.

Употребление алкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишь те, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом возрасте

2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов

Конфликт имеет много определений:

— под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

— конфликт — столкновение , серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).

И новая стратегия конфликтного поведения : интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.

В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется «выигрыш-выигрыш» методом.

В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать:

«специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям».

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональ-ными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач: адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались; определяет источник разногласия и позволяет устранить его; выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее; сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства; помогает убрать внутреннюю напряженность; помогает найти подходящие средства влияния на другого; позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.

От разных подходов разные способы решения конфликтов:

· субъекты конфликта — индивиды, группы индивидов;

· индивидуальный конфликт — целевой, статусный;

· групповой конфликт — многоярусный, т.к. много взаимоотношений;

· источник конфликта — ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности.

· зона конфликта — область реализации конфликта;

· повод конфликта — чаще провокации

Раздоры — расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами — противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей. Коньюктура конфликта — (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации. Соперничество — игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика — фальсификация, критика, опровержение. Конкуренция — соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов. Борьба — «на алтарь» победы выносится все, никаких компромиссов.

При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис. Стрессовая ситуация — переживание растерянности- незнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, — то столкновение с другим действием — безусловно стрессогенно. Фрустрация — атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности. Так рассматривают эти явления Д. Крейч и Н. Ливсон: » …Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений запретов, налагаемых обществом… По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним». Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту. Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Кризис — означает фиксиро-ванное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.

Виды конфликтов.

1. Открытые — четко понимаем, что что-то не так.

2. Скрытый — еще не знаем, что конфликт

3. Мотивационный — конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)

4. Коммуникационный — барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина — жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

5. Целевой конфликт — за цель

Статусный — за приоритет, кто главный, конфликт выбора.

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

— Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола.

— Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?». Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом.

— Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет.

Вопрос о психологических детерминантах возникновения межличностных конфликтов, который позволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления им следует четко определить содержание понятий «конфликтность» и «конфликтное поведение». Представители ситуационного подхода к конфликтам дают свою интерпретацию природы возникновения конфликтов и определения конфликтности. У. Клар конфликтной личностью называет человека, который является участником конфликтных взаимодействий, то есть имеет повышенную склонность к восприятию ситуаций как конфликтных или определяет ее как склонную к конфликтному реагированию на те или другие обстоятельства. По К. Хорни, конфликтность может быть характеристикой «невротической личности», т.е. человек невротически реагирует на жизненные ситуации, которые у здорового человека не вызывают конфликта вообще.

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадек-ватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

— потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;

— физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;

— появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва — родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;

— родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;

— главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через » ты должен «. В то же время подросток видит, что у взрослого кроме «должен» есть особые «хочу», «могу» и «можно». Вначале это — взаимодействие с матерью, потом — в семье; потом — в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.

Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям — «сами привели, сами пусть и формулируют». 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: «проблема с учебой», «ругаемся с матерью», «не хочу помогать по дому», «мои друзья не устраивают родителей».

2.2. Виды конфликтов подростков

Определение психологических факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития межличност-ного конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.

Задание 4. Опишите причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

— межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

— конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

— межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, активно проявляемая инициатива — это выражение потребности обрести власть над собственной жизнью. Появляется конфликт, который основан на недавнем кризисе развития 7 лет (компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления. Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.

Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей.

Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.

Конструктивное разрешение конфликтов между подростками

⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 41Следующая ⇒

И родителями

Конфликты подростков с родителями обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости. Поэтому они в известном смысле закономерны и не должны вызывать у родителей особого беспокойства. Однако нужно дать понять клиенту, что острый межличностный конфликт в отличие от нормально наступающего подросткового кризиса, — это аномальное явле­ние, способствующее обострению отношений с окружающими и препят­ствующее психологическому развитию подростка.

Для того чтобы разрешать противоречия с обоюдным выигрышем необходимо научиться находить альтернативы. Данный способ предло­жен в книге «Руководство практического психолога…» .

Нахождение альтернативы позволяет разрешить конфликт таким образом, чтобы каждый участник почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

Родителям необходимо показать, что поиск альтернатив отличается от «дачи» советов и указаний типа «Сделай это», «Я думаю, что ты дол­жен…». Такие советы бесполезны по следующим причинам:

— совет делает ребенка более зависимым от родителя; он не способ­ствует тому, чтобы ребенок научился решать проблемы и приобрел неза­висимость;

— часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать; он, напротив, стремится обсуждать проблему;

— возникает вопрос в том случае, если родительский совет не рабо­тает, — кто виноват: ребенок или родитель?

Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в вы­боре наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

1. Определение противоречия или проблемы.

2. Выработка альтернативных решений.

3. Обдумывание и оценка альтернативных решений.

4. Выбор альтернативы и реализация решения.

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оце­нить прогресс.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее. Этап 1. Определение противоречия или проблемы.

На данном этапе родителю необходимо действовать следующим образом.

1. Выбрать удачный момент для разговора как для самого родителя, так и для ребенка. Ребенок обижается, если его обрывают или отвергают.

2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее». Нужно придерживаться следующих правил и целей:

а) скажите все, как есть; если вы сильны в этом пункте, имеет смысл
самому обратиться к ребенку;

б) избегайте обвинений, которые вынуждают ребенка лишь за­
щищаться;

в) дать понять ребенку, что нужно объединиться в поиске решения.
В некоторых случаях этот этап оказывается простым, например, при

выборе одежды. Проблема ясна: «Какое платье купить?». Менее ясной становится проблема: «Нужно ли Маше новое платье?». Здесь возможно противоречие: «Нуждается ли она в новом платье больше, чем в новых ботинках?» или «Нуждается ли она больше в новом платье или в допол­нительных учебных занятиях, которые стоят денег?».

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений.

Родитель может предложить: «Что именно мы должны проанализи­ровать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?». Ключевые моменты этапа заключаются в следующем:

— позволить ребенку первому предложить свои решения;

— дать ребенку достаточно времени для обдумывания его решений;

— избегать оценок, осуждения или принижения идей ребенка;

— поддерживать ребенка;

— заниматься «мозговым штурмом» до тех пор, пока не убедитесь, что «выжать» новые идеи не удастся. Как правило, максимальное коли­чество идей люди генерируют за первые 5-10 минут.

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений.

Здесь уместна фраза «отсеивания» со стороны родителя: «Можно ли сказать, что какое-либо решение лучше других?». В результате обсуждения остаются только решения, приемлемые для родителя и ребенка. Родитель должен при этом честно выразить свои чувства по поводу решения: «Я не чувствую, что это отвечает моим потребностям», «Меня не очень осчаст­ливит этот вариант», «Это не кажется мне справедливым».

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения.

На данном этапе родителю следует учитывать правила:

1. Задайте вопросы: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?».

2. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям.

3. Записать решение на бумаге, особенно, если оно состоит из пунктов.

4. Все участники должны понимать, что вносят свой вклад в принятие решения («Похоже, мы достигли согласия…»).

Все участники должны понимать, что от них требуется и каким об­разом достичь согласия.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения.

Это важная стадия, так как не все решения наилучшим образом от­вечают интересам каждого — родителя или ребенка. Кроме того, ребенок может согласиться на решение, которое для него трудно осуществимо. Следовательно, им обоим нужно оглянуться и посмотреть, как идут дела, насколько решение удовлетворяет каждого. Иногда на этой стадии появ­ляется новая информация, требующая пересмотра первоначального ре­шения. Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли коррекция.

Важную роль в процессе поиска альтернатив играют установки. И ребенок и родитель должны:

— хотеть услышать партнера;

— хотеть разрешить конфликт;

— понимать и принимать чувства партнера;

— верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение;

— смотреть на другого человека как на самостоятельную личность с его особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

1) зрительный контакт (смотреть на партнера, но не сверлить его

взглядом);

2) язык жестов (естественные раскованные открытые жесты и позы);

3) внимательное слушание партнера, не столько относящееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продол­жать и пояснять свои мысли и чувства.

Почему метод исследования альтернатив работает? Процесс иссле­дования альтернатив оказывается эффективным в разрешении детско-родительских противоречий по следующим причинам:

1. У ребенка появляется мотив найти и реализовать решение.

2. Появляется шанс найти наилучшее решение.

3. Развиваются мыслительные способности ребенка.

А ЛГ Л. Л.

4. К наилучшему результату приводит демократическая философия

родителей.

5. Возникает гармония и любовь между членами семьи.

6. Ослабевает склонность родителей к принуждению.

7. Устраняется потребность в демонстрации силы как со стороны родителя, так и со стороны ребенка.

8. Исследование альтернатив касается реальных проблем вовлечен­ных в них людей.

Родитель должен иметь в виду, что на первых порах соглашения мо­гут нарушаться по следующим причинам:

1. Соглашение оказалось трудновыполнимым.

2. Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегуляции при реа­лизации задуманного.

3. Существующая зависимость одного участника от другого.

4. Забывчивость.

5. Попытка проверить истинную заинтересованность другого.

6. Один из участников только делает вид, что согласен с предложе­нием, так как стремится заняться чем-то другим.

Главное — создание у ребенка ощущения собственной компетентно­сти и полезности. Для этого необходимо проанализировать вопрос «Кому принадлежит проблема?»:

— Чья это проблема?

— Кому с кем трудно?

— Кто не может добиться своей цели?

Date: 2016-05-25; view: 181; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.

Любому современному человеку, важно обладать знаниями об общих закономерностях развития конфликтного процесса и навыками эффективного управления им.

Конфликты возникают как следствие столкновения различных интересов, желаний и потребностей людей. В них отражаются противоречивость, богатство и разнообразие явлений жизни, а также отношений между людьми.

Трудности при разрешении межличностных конфликтов часто лежат в области недостатка знаний об особенностях конфликтного поведения человека, неумения анализировать ситуацию, выраженного эгоцентризма, неразвитости эмпатии, слабости самоконтроля.

Для определения конфликта необходимо взглянуть на него как на проблему, которую обязательно нужно решить, сначала определив ее причину, а затем выбрав соответствующую стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации. Поскольку конфликты многочисленны, разнообразны и подходы к их разрешению. Но если научиться понимать себя и другого, видеть в другом человеке равноправного партнера, чувствовать его состояние, видеть цели, конфликт может быть разрешен, он может стать источником самосовершенствования и развития.

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.

В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.

Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. В совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации.

Какова же природа конфликта? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта, так и независимо от их воли и желания — вследствие объективных обстоятельств или случайности.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.

Таким образом, конфликт может быть конструктивным, полезным для членов коллектива и организации в целом, и деструктивным, снижающим работоспособность, производительность труда, личную удовлетворенность. Он ликвидирует сотрудничество между членами коллектива. Чтобы последствия конфликта не привели к дезорганизации деятельности, нужно знать не только природу, но виды конфликтов.

Выделяют четыре вида конфликтов:

  • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
  • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
  • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
  • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

  • дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами);
  • напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
  • инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
  • недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
  • кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле).

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К.Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полному разрешению конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с разрешения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Приложение №2.

Для урегулирования конфликтов выделяют различные стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

  • Соперничество (конкуренция, противоборство) – открытая борьба с целью добиться своих интересов в ущерб другой стороне. Это противоречит гуманистической парадигме современного образования.
  • Сотрудничество (кооперация) – удовлетворение обеих сторон действиями и интересами. Это максимально удачная стратегия.
  • Компромисс – урегулирование конфликта посредством взаимных уступок, то есть частичного удовлетворения одних интересов за счет отказа от некоторых других. Это весьма «мирная» стратегия.
  • Избегание (уход) – желание выйти из ситуации, не настаивая на своем, но и не способствуя удовлетворению потребностей другой стороны.
  • Приспособление – отказ от своих интересов, сглаживание противоречий в пользу другой стороны и сохранение соотношений. Эта стратегия вполне применима в массовой школе, когда один из конфликтантов осознает свою неправоту.

Подростки и конфликт.

Школа – это модель общества. Именно здесь ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми. Конфликты в школе возникают на различных уровнях: ученик – ученик; ученик – учитель; учитель – родитель. От того, как они разрешаются, зависит очень многое: чувство уверенности ребенка и педагога в правильности выбранной позиции, доверие к друг другу, желание ребенка хорошо учиться и многое другое. Традиционно конфликт в образовании рассматривается как деструктивное для осуществления педагогических воздействий явление. Считается, что конфликт непременно надо предупреждать, а если уж он возник, стараться управлять им. В некоторых современных педагогических системах конфликт рассматривается как «атрибут обучения (становление культурных форм деятельности, мышления, общения), как необходимая процессуальная форма удержания противоречия в русле его продуктивного разрешения».

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

В современном мире формирование личности подростков осуществляется в особых условиях. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая обстановка, сложившаяся в последнее время в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Среди них особую тревогу вызывают не только отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

В педагогической литературе чаще обсуждаются предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов, реже – управление ими. Такие авторы, как Д.И.Фельдштейн и Л.И.Воробьева, подчеркивают, что педагоги рассматривают конфликты как нежелательное явление, почти как стихийное бедствие, как нечто неуправляемое и выходящее из-под контроля. На протяжении ряда лет педагогам важнее было внешнее благополучие, по которому складывалось мнение о качестве и уровне воспитательной работы, «ведь если много этими конфликтами заниматься, да еще широко оповещать о них, как бы у других не сложилось мнение, что в школе много беспорядков, как бы о школе плохо не думали».

На основании изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.

Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах.

Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избегание конфликтов, целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.

В подготовке к разрешению конфликтов наиболее приемлем подход, когда подростки овладевают знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления. Это путь более трудоемкий, но более эффективный, так как дать “рецепты” на всевозможные типы конфликтов невозможно.

В разумном и педагогически целесообразном разрешении конфликта заложены большие возможности. Реализация этих возможностей будет зависеть от раздумий над фактами, анализа сложившейся обстановки, выявления мотивов, которыми руководствуются школьники. “Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия”.

Добавить комментарий

Закрыть меню