Конфликт в социологии определение

1. Основные концепции конфликта в социологии.

Структура конфликта. Основные структурные элементы любого конфликта: объект конфликтной ситуации, т.е. то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания, явления внешнего мира. Объект, как правило, связан с теми или иными трудностями и противоречиями;

2) социальные субъекты. К ним относятся народы, нации, государства, классы, социальные группы, общественные объединения, имеющие противоположные или существенно различающиеся интересы и цели;

3) цель, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами, убеждениями, материальными и духовными взглядами;

4) конкретный повод, причина столкновения. Конфликты между людьми чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и элементы личной неприязни.

Соотношение понятий «конфликт», «противоречие», «конкуренция», «социальная напряженность», «кризис». В силу того что конфликты пронизывают все сферы и стороны общественной жизни, они тесно связаны и характеризуют самые различные социальные явления и процессы, начиная от микро- и кончая макроуровнем. Необходимо проанализировать соотношение понятия «конфликт» с близкими с ним по содержанию понятиями1.

Конфликт в первую очередь тесно связан с противоречием, которое является одной из его сторон. Второй стороной конфликта служит консенсус, сотрудничество. В реальной жизни можно часто наблюдать такое явление, когда те или иные субъекты, вступая в конфликт, в борьбу с целью отстаивания своих позиций, в то же время заинтересованы друг в друге. Люди, живущие вместе, могут преследовать разные цели и поступать по-разному, но очевидно и то, что они не могут жить вместе, если расходятся друг с другом во всех без исключения вопросах. Диалектика здесь такова: конфликт по мере урегулирования исчезает, а противоречие остаётся. Социальный конфликт выступает как предельный случай развития общественных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных субъектов, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов и целей.

Конкуренция — это прежде всего соперничество. В марксизме ей было противопоставлено соревнование. Буржуазное общество, по Марксу, «есть ассоциация, основанная на конкуренции… Конкуренция есть соревнование ради прибыли»2. Он считал конкуренцию исторически преходящим явлением, которое с неизбежностью будет заменено соревнованием.

В современной отечественной и западной литературе нет однозначного разделения понятий «конфликт» и «конкуренция». На наш взгляд, от конкуренции конфликт отличается более чёткой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы. Основу конфликтов составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликт в литературе нередко отождествляется с кризисом. Кризис в переводе с греческого означает — решение, поворотный пункт, исход. В современной трактовке под социальным кризисом понимается резкое обострение противоречий, глубокая дестабилизация социальной системы или ее структурных элементов, ставящие под угрозу ее существование.

Исходя из такого понимания, социальный кризис можно считать одной из разновидностей конфликта3.

В современной России кризис носит системный характер. Он действует разрушительно на социальную сферу, на ее важнейшие компоненты — структуру, институты и органы управления. Кризис катализирует процесс социальной диссоциации российского общества (диссоциация — это процесс разъединения сложной системы на несколько простых частей под воздействием каких-либо внешних факторов).В условиях системного кризиса в социальной структуре общества происходит распад традиционных связей. Диссоциация есть результат ослабления или даже утраты социальных индикаторов, в первую очередь экономических, организационно-политических и духовно-идеологических. Процесс углубляющегося обособления людей, частей социальной структуры сопровождается нарастанием конфликтных отношений.

Понятие «социальная напряженность» рассматривается как состояние общественного сознания, предшествующее конфликтам, либо как реальные конфликты, либо в качестве категории, включающей содержание двух первых. «Поэтому, – как пишет Ю. Растов, – выводы разных исследователей, скажем, о росте социальной напряженности несравнимы, поскольку делаются в одном случае на основе анализа намерений конфликтовать, во втором – фиксации инцидентов массовых конфликтов, в третьем учитывают и намерения и поступки людей в форме протестного поведения».

В заключение можно привести наиболее часто встречающееся определение социального конфликта4.

Социальный конфликт – это одна из разновидностей конфликта, проявляющаяся в столкновении противоположных интересов и ценностей, на которых основывается социальная жизнь и движения, которое проявляется в противоборстве взаимодействующих сторон, ведущем к социальной напряженности или конфликтам. Более кратко: социальный конфликт – это тип социального отношения, в котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости своих устремлений.

2. Роль конфликта в развитии общества

Социальные конфликты являются сложным феноменом общественной жизни. Конфликты могут охватывать все или только отдельные сферы, стороны общественной жизни. Они могут быть глобальными, всеобщими или частичными, политическими, экономическими, в сфере труда, социальными, духовно-нравственными, экологическими и др.

Социальные конфликты могут делиться по степени остроты и глубины – на антагонистические (непримиримые) и неантагонистические (примиримые); по субъектам конфликта – межличностные, межгрупповые, межпартийные и т.п.; по форме своего проявления – открытые (явные) и скрытые (латентные); по своей роли – позитивные (ведущие к прогрессивным изменениям) и негативные (отрицательные, т.е. препятствующие прогрессивным изменениям); по динамике развития – остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, угасающие, разрастающиеся, хронические; по форме действия сторон – с применением насилия и без применения насилия. Выделяют также горизонтальные и вертикальные конфликты. Первые – это конфликты между субъектами, группами, классами. Вторые – между субъектами политической власти, представляющими ее разные уровни, например, конфликты между центральными и местными государственными органами, между отдельными гражданами и различными государственными структурами5.

Конфликты могут подразделяться на личностные, организационные (между организациями) и групповые (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.). Их разделяют на «реалистические» и «нереалистические». Есть конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия, когда разрешение конфликта возможно только в случае победы одной из сторон. Есть конфликты типа «игр», где обе стороны действуют по одним и тем же правилам. Поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений.

В теории конфликтов этот вывод имеет принципиальное значение. Он снимает с них ореол безысходности и обреченности.

Существуют и другие подходы к типологизации конфликта. За каждой классификацией, как правило, скрываются авторы соответствующих концепций социального конфликта и рассматривать классификацию удобнее в связи с ними6.

3. Функции конфликта

Ранее уже было отмечено, что конфликты, являясь крайне противоречивым и неотъемлемым элементом общественных процессов, играют определенную роль по отношению к тому или иному социальному факту, явлению.

Следовательно, социальная природа конфликта не может быть раскрыта полностью без выяснения его функций в обществе.

Функции социального конфликта можно условно разделить на позитивные и негативные. Кпозитивным функциям относят следующие:

стимулирует социальные изменения. Эта функция выражается в том, что конфликты препятствуют окостенению социальных систем, способствуют появлению новых движений, инициатив, институтов и структур;

способствует интеграции, объединению и сплочению социальных групп, общностей и общества в целом в решении тех или иных задач. При этом Г. Зиммель показал, что, чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность группы;

— выступает в роли «отводного канала» для накопившихся страстей, эмоций;

— является важным социальным индикатором состояния общества, его социальных групп и индивидов;

— выполняет познавательную функцию. В ходе конфликта противоборствующие стороны лучше узнают друг друга.

Негативные функции конфликта выражаются в 1) угрозе дезинтеграции общества и социальных групп; 2) обострении социальной напряженности в обществе, нарушении сложившихся в нем устоев; 3) больших материальных и моральных потерях, когда борьба ведется с помощью насилия и др.

Проблема любого общества состоит в том, чтобы не допустить негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт не возникает вдруг. Его причины вызревают иногда довольно долго. Конфликт в своем развитии проходит несколько стадий:

  1. скрытая;

  2. напряженности;

  3. антагонизма, т.е. сам конфликт;

  4. поиска компромисса;

  5. разрешения.

Существуют и другие подходы к выделению стадий конфликта.

Для наличия конфликта требуются три основных условия: 1) объективно складывающаяся конфликтная ситуация; 2) субъекты конфликтов; 3) наличие повода для конфликта7.

Наибольшее внимание в социологии уделяется предупреждению и регулированию конфликта. Для этого требуется глубокое знание объекта конфликта, состава его участников, исторических корней причин непосредственного повода и уровня напряженности на всех стадиях его развития. Разрешение социального конфликта – дело довольно сложное. Основные этапы регулирования конфликта отображены на схеме 1.

Схема 1. Этапы регулирования конфликта

Для его регулирования возможны разные пути и могут использоваться разные методы. Так, Е. Нордлинжер обосновал 5 основных принципов, которые следует соблюдать для успешного урегулирования политического конфликта:

  1. стабильная коалиция;

  2. пропорциональность;

  3. взаимность права «вето»;

  4. компромисс;

  5. концессия, т.е. представление права урегулирования конфликта третьей стороне.

Он утверждает также, что нельзя опираться только на волю большинства, т.к. большинство не всегда способствует урегулированию конфликта, а может лишь обострить его. И еще: главная роль в урегулировании конфликта, по его мнению, принадлежит не членам групп, а их лидерам8.

  • 1. Социальный конфликт в социологической теории
  • 2. Виды конфликтов
  • 3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Социальные конфликты

    1. Социальный конфликт в социологической теории

    Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам.

    Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.

    Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

    Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «под социальным конфликтом я понимаю реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой стороной».

    Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам.

    В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая непосредственно это социальное явление – конфликтология.

    Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

    В конфликтологии большое внимание уделяется понятию сила участников социального конфликта.

    Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:

    1) физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;

    2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих соперника, и т. д.;

    3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

    4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, психологический ресурс и т. д.

    Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участниками конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт.

    Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

    Социальный конфликт, как правило, проходит через основные этапы.

    В конфликтологии принято выделять следующие стадии протекания конфликта:

    1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

    2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

    3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

    4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

    5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон.

    Также необходимо помнить, что на любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

    2. Виды конфликтов

    В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

    С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

    1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

    2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

    3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

    4) межгрупповой.

    Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.

    Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

    Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:

    1) между ветвями власти;

    2) внутри парламента;

    3) между политическими партиями и движениями;

    4) между различными звеньями управленческого аппарата.

    Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

    Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

    Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:

    1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

    2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

    3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

    Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

    1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

    2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);

    3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

    4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);

    5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);

    6) фальшивые (создающие только видимость).

    В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.

    В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

    1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

    2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

    3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

    Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

    Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.

    Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.

    Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

    В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

    Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

    Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

    М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.

    Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.

    При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.

    По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих.

    Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.

    Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.

    Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.

    При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.

    Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.

    Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.

    Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.

    При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.

    Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.

    Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.

    Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства.

    Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.

    Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.

    В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню