Конференции второй мировой войны

3. Конференции руководителей трех великих держав.

Большое значение в годы Второй мировой войны сыграло сотрудничество СССР, США и Великобритании. На протяжении всех лет войны И.В.Сталин, Ф.Д.Рузвельт и У.С.Черчилль вели постоянную личную переписку по всем вопросам политического, во-енного и экономического сотрудничества, несколько раз встречались для личных перего-воров по наиболее важным вопросам трёх великих держав, внёсших наибольший вклад в общую победу.

За годы войны было проведено несколько совещаний руководителей великих держав на высшем уровне. В августе 1942 г. и октябре 1944 г. Черчилль посетил Москву и лично вёл переговоры со Сталиным о координации боевых действий и помощи СССР вооружениями, боеприпасами и продовольствием. В октябре 1943 г. состоялось рабочее совещание трёх держав на уровне министров иностранных дел. Но наибольшее значение имели три конференции руководителей великих держав, сопровождавшиеся представи-тельными делегациями из высших военных и государственных деятелей своих стран: Те-геранская конференция в ноябре-декабре 1943 г., Крымская (Ялтинская) конференция в феврале 1945 г., Берлинская (Потсдамская) конференция в июле-августе 1945 г.

Московское совещание в октябре 1943 г. На совещании наркома иностранных дел СССР В.М.Молотова, государственного секретаря США К.Хэлла и министра ино-странных дел Великобритании А.Идена 19-30 октября 1943 г. в Москве была принята «Декларация четырёх держав» (Кроме трёх союзных держав, документ был подписан и представителем Китая) по вопросу о «всеобщей безопасности». В Декларации провоз-глашалась решимость великих держав вести войну до полной и безоговорочной капиту-ляции врага и заявлялось об их совместных действиях по поддержанию мира после окон-чания мировой войны.

Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986), гос. и парт. деятель. В Окт. рев-цию чл. Петрогр. ВРК. С 1919 пред. Нижегородского губисполкома, секр. Донецкого губкома РКП(б). В 1920 секр. ЦК КП(б) Украины. В 1921-30 секр. ЦК ВКП(б). В 1930-41 пред. СНК СССР. В 1941-57 1-й зам. пред. СНК (с 1946 – СМ) СССР, одноврем. в 1941-45 зам. пред. ГКО. В 1939-49 и 1953-56 нарком, мин. ин. дел СССР. С 1957 посол в МНР. В 1960-62 пост. предст. СССР при Междунар. агенстве по атомной энергии. Чл. ЦК партии в 1921-57 (канд. с 1920); чл. Оргбюро ЦК в 1921-30, чл. Политбюро, През. ЦК КПСС в 1926-57 (канд. с 1921). Июньский (1957) Пле-нум ЦК КПСС вывел Молотова из През. ЦК и ЦК КПСС.

Хэлл Корделл (1871-1955), гос. деятель США. Чл. Демократич. партии. В 1907-21 и 1923-31 – чл. палаты представителей конгресса США. В 1931 избран в сенат США. В 1933-44 – гос. секратерь. В период пребывания Хэлла на этом посту в нояб. 1933 установлены дипл. отношения с СССР. В июне 1942 подписал Сов.-амер. соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии (со-глашение о ленд-лизе). Принимал участие в Моск. конф. министров иностр. дел СССР, США и Англии в окт. 1943, на к-рой разрабатывались решения о войне до полной победы и сотрудничестве в послевоен. период. Вёл активную подготовку к созданию ООН. В 1944 ушел с поста гос. секретаря в связи с болезнью.

Иден Антони, лорд Эйвон (1897-1977), англ. гос. деятель, консерватор. Чл. парла-мента в 1923-57. В 1934-35 – лорд-хранитель печати, в 1935 – мин. по делам Лиги Наций, в 1935-38 – мин. ин. дел. В 1939-40 – мин. по делам доминионов. В 1940-45 – мин. иностр. дел в пр-ве Черчилля. В 1951-55 – мин. иностр. дел и зам. премьер-мин. С 1955 по янв. 1957 – премьер-мин. Был в числе гл. организаторов суэцкой авантюры, после полного провала к-рой ушёл в отставку и отошёл от политич. леятельности.

Стороны договорились создать международную организацию по поддержанию международного мира и безопасности. Были приняты декларации о восстановлении не-зависимости Австрии и Италии, о наказании военных преступников в тех странах, где они совершали свои злодеяния. Для подготовки рекомендаций трём правительствам было решено образовать Европейскую консультативную комиссию, а также Консультатив-ный совет по вопросам Италии.

Тегеранская конференция проходила 28 ноября — 1 декабря 1943 г. В ходе её, по настоянию СССР, союзники обещали высадиться во Франции не позднее 1 мая 1944 г. (высадка состоялась 6 июня), СССР обязался поддержать высадку одновремённой насту-пательной операцией, чтобы не дать противнику перебросить свои войска с Востока на Запад. Было решено поддержать югославских партизан и принять меры по вовлечению Турции в войну на своей стороне. СССР обещал после окончательного разгрома Герма-нии вступить в войну с Японией.

Остро, но безрезультатно, обсуждался вопрос о будущем Германии: в 1942 г. СССР заявил, что не собирается разрушить германское государство, союзники же пред-ложили расчленить его на ряд мелких независимых государств. Стороны предварительно договорились, что восточная граница Польши пройдет по «линии Керзона», а западная – по Одеру. Обсуждался вопрос о восстановлении дипломатических отношений СССР с Польшей, разорванных в связи с «Катынским делом», однако Сталин подчеркнул, что от-деляет Польшу от эмигрантского правительства в Лондоне. Стороны заявили, что не со-бираются нарушать суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана.

Крымская (Ялтинская) конференция состоялась 4-11 февраля 1945 г. В ходе её было решено после разгрома гитлеровской армии учредить четыре зоны оккупации Гер-мании при общем управлении Союзным контрольным советом из главнокомандующих оккупационными войсками. Была также достигнута договорённость о создании Органи-зации Объединённых Наций с целью не допустить новой войны. Советскому Союзу по-сле победы над Японией были обещаны Курильские острова и южная часть Сахалина. Остро обсуждался вопрос о правительстве и границах Польши, но полного согласия по этому вопросу не было достигнуто.

Берлинская (Потсдамская) конференция проходила вскоре после окончания военных действий против фашистской Германии – с 17 по 25 июля и с 28 июля по 2 авгу-ста 1945 г. Перерыв был объявлен в связи с парламентскими выборами в Англии, на ко-торых потерпела поражение Консервативная партия. Руководителями делегаций анги-гитлеровской коалиции, принимавших участие в её работе были: от Советского Союза – председатель Совета Народных Комиссаров И.В.Сталин, от США – новый президент Гарри Трумена (Ф.Рузвельт умер в апреле 1945 г.), от Великобритании – сначала пре-мьер-министр Черчилль, а затем – лидер победившей на парламентских выборах в июле 1945 г. лейбористской партии Клемент Эттли.

Трумэн Гарри (1884-1972), 33-й президент США (1945-53), от Демокр. партии; ви-це-през. в янв.-апр. 1945. Отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и На-гасаки. Один из инициаторов политики «холодной войны» (инициатор т.н. «Доктрины Трумэна»; создания НАТО и др.). Пр-во Трумэна развязало войну в Корее (1950). Внутри страны преследовало компартию и др. демокр. орг-ции.

Эттли Клемент Ричард (1883-1967), премьер-мин. Великобританиив 1945-51, ли-дер Лейбористской партии в 1935-55. В 1940-45 в коалиционном. пр-ве. С 1946 пр-во Э. было в числе инициаторов «холодной войны».

Центральное место в работе конференции занял германский вопрос.

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех держав подтвердила согласованные ранее решения о денацификации (очищении от фашизма), демилитариза-ции (разоружении), демонополизации (уничтожении господства монополий, развитие конкуренции и свободного рынка) и демократизации (утверждении принципов демокра-тии, развитие демократического строя) Германии (так называемые «четыре Д»).

Денацификация – мероприятия, направленные после победы над фашист. Германией на искоренение нацизма в стране, на уничтожение национал-социалистской партии, её филиалов и подконтрольных орг-ций, на предотвращение всякой нацистской, милитари-стской деят-сти или пропаганды и на подготовку условий к реконструкции герм. полит. жизни на демократич. основе.

Демилитаризация – разоружение; запрещение какому-л. гос-ву возводить укрепления, иметь воен. пром-сть и содержать войска на определенной территории.

Демонополизация – уничтожение монопольного (исключительного) права произв-ва, торговли, промысла и т.д., принадлежащего одному лицу, определённой группе лиц или гос-ву (вообще исключительного права на что-либо).

Демократизация – внедрение демократич. начал, реорганизация какого-либо гос-ва, общества, союза и т.д. на демократич. основах.

Таким образом, три державы подтвердили свое намерение полностью разоружить Германию и ликвидировать всю германскую промышленность, которая может быть ис-пользована для военного производства. Предусматривались демократическое переуст-ройство политической жизни страны, ликвидация германского милитаризма и фашизма, уничтожение национал-социалистской партии, уничтожение германских монополистиче-ских объединений, подготовка и заключение договора с Германией в соответствии с пот-сдамскими принципами.

Было также принято решение о совместном управлении Германии членами анти-гитлеровской коалиции. Для этого был образован Контрольный Совет в составе главно-командующих оккупационными войсками четырёх великих держав.

В Берлин, взятый советскими войсками, были допущены гарнизоны западных го-сударств, для управления им была образована четырёхсторонняя комендатура. Союзные Контрольные комиссии действовали в Австрии, Болгарии, Венгрии.

Были установлены репарации (возмещение) странам, пострадавшим от гитлеров-ской агрессии, за счёт изъятия собственности нацистов и их государства.

СССР получил право вывозить из своей оккупационной зоны не только всё, что пожелает, но и забрать четверть оборудования в западных зонах.

Однако США и Велкобритания высказали удивление и непонимание новыми, как они считали, требованиями Советского Союза: пересмотр заключённой в Монтре Кон-венции о режиме черноморских проливов; возвращение СССР Карского и Ардаганского округов, граничивших с Советской Арменией и отошедших в 1921 г. к Турции; получе-ние военно-морской базы в Дадеагаче (Фракия) на Эгейском море.

После долгих споров были согласованы западные границы Польши. Польско-германская граница должна была пройти по линии рек Одер и Нейсе. Польша получала занятые советской армией бывшие прусские провинции: Силезию, Померанию, порт Данциг (по-польски Гданьск) и половину Восточной Пруссии. Немецкое население из Польши, Чехословакии и Венгрии подлежало выселнию в Германию. В Польше образо-вывалось Временное правительство из членов Польского комитета национального осво-бождения и эмигрантского правительства в Лондоне.

Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались Советскому Союзу. Президент США и премьер-министр Англии заявили, что они поддержат это предложе-ние конференции при окончательном мирном урегулировании.

Соединенные Штаты Америки и Англия сделали попытку изменить демократиче-ские режимы в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, прежде всего в Румынии и Болгарии. Американская делегация внесла предложение о «немедленной реорганизации» румынского и болгарского правительств. Эти домогательства были отвергнуты советской делегацией.

В Европе учреждался Европейский консультативный совет из министров ино-странных дел четырёх держав – Совет министров иностранных дел (СМИД), в Германии – Союзный контрольный совет из 4-х главнокомандующих оккупационными войсками, в Австрии – Союзническая комиссия, в Японии – Союзный совет.

Совет министров иностранных дел (СМИД), междунар. орган, учрежден в 1945 по ре-шению Берлинской конф. 1945 в составе мин. ин. дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для проведения подготовит. работы по мирному урегулированию после окончания 2-й мир. войны. Состоялось 6 сессий СМИД (последняя в 1949).

Вышеназванные органы (Совет министров иностранных дел, Союзный контроль-ный совет, Союзническая комиссия, Союзный совет) должны были принимать только согласованные решения, председательствовали в них по одному месяцу все их члены. Эти коллективные органы действовали до начала 50-х годов, когда разгоревшаяся «хо-лодная война» сделала невозможным их функционирование.

Франция, не приглашённая на конференцию, присоединилась к её решениям.

Учреждаемому Совету министров иностранных дел пяти держав (Великобрита-ния, Китай, СССР, США, Франция) поручалось подготовить проекты мирных договоров для Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии.

* * *

Решения конференций лидеров трёх держав заложили основу послевоенного мира, существующих до сих пор границ государств и будущего Германии.

Администратор | 2018-05-24 00:00:27

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
ДАТА: 28 ноября — 1 декабря 1943 г.
УЧАСТНИКИ: Уинстон Черчилль (Англия), Франклин Рузвельт (США), Иосиф Сталин (СССР)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Проблема второго фронта. У. Черчилль и Ф. Рузвельт дали обещание открыть второй фронт (вторжение через Ла-Манш) в мае 1944 г.
2. Польский вопрос. СССР настаивал на расширении территории Польши за счет западных (германских) земель, на установлении восточной границы страны по линии Керзона, западной границы — вдоль рек Одер и Нейсе.
3. Иранский вопрос.

Решено предоставить помощь Ирану и вывести войска союзников с его территории по окончании войны.
4. Германский вопрос. На этот счет у каждого участника конференции сложилось свое мнение: Сталин выступил за сохранение единства Германии, Черчилль — за образование Дунайской федерации, Рузвельт — за расчленение Германии.
5. Японский вопрос. Были выдвинуты следующие предположения: лишить Японию колониальных владений, предоставить независимость Корее, передать Китаю Маньчжурию и Тайвань.
ЯЛТИНСКАЯ (КРЫМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ.
ДАТА: 4-11 февраля 1945 г.
УЧАСТНИКИ: Уинстон Черчилль (Англия), Иосиф Сталин (СССР), Франклин Рузвельт (США),
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Германский вопрос.
Определены зоны будущей оккупации Германии войсками СССР, США, Великобритании, Франции. Берлин выделается в особый район, также оккупированный войсками четырех вышеуказанных государств.
Контрольный Совет союзников, включающий главнокомандующих оккупационными войсками, должен осуществлять управление Германией.
Германия обязана выплатить репарации на сумму 20 млрд долларов.
Достигнуты договоренности: о разоружении и роспуске вооруженных сил Германии, установлении контроля над военной промышленностью, запрете нацистской партии и наказании военных преступников.
2. Польский вопрос.
Западная граница Польши определялась вдоль рек Одер и Нейсе.
Западная Украина и Западная Белоруссия оставались в составе СССР.
СССР согласился признать Временное правительство национального единства в Польше, которое собиралось провести в стране свободные выборы.
3. Японский вопрос.
СССР взял на себя обязательства вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после разгрома Германии. К СССР были присоединены Южный Сахалин, Курильские острова, также получены права на аренду Порт-Артура и общей с Китаем эксплуатации железных дорог в Маньчжурии.
БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ.
ДАТА: 17 июля — 2 августа 1945 г.
УЧАСТНИКИ: Клемент Эттли (Англия), Иосиф Сталин (СССР), Гарри Трумэн (США).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Германский вопрос.
Общие принципы оккупационной политики: демилитаризация, демократизация, денацификация, декартелизация — согласованы и одобрены.
Создан международный трибунал по наказанию военных преступников.
СССР передали территорию бывшей Восточной Пруссии с городом Кёнигсберг.
2. Польский вопрос.
Границы Польши устанавливались по договоренностям, достигнутым на Ялтинской конференции.
3. Японский вопрос.
СССР подтвердил условия вступления в войну с Японией.
4. Вопрос мирных договоров с союзниками Германии.
Создан Совет министров иностранных дел — постоянный орган для согласования вопросов, представляющих общий интерес, в первую очередь это мирные договоры с Италией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Финляндией.
Авторы: Саттаровы Н. и Б.

история, россия, война, ссср, вов, конференции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Кафедра истории Беларуси

Международные конференции в период Второй мировой войны

Реферат выполнила: студентка

Боровкова Татьяна Вячеславовна,

математический факультет,

группа П-11

проверил: старший преподаватель

Горовая Алеся Алексеевна

Витебск, 2010

ВСТУПЛЕНИЕ 3

1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (19 — 30 ОКТЯБРЯ 1943 Г.) 4

2. ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ — СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (28 НОЯБРЯ — 1 ДЕКАБРЯ 1943 Г.) 15

3. КОНФЕРЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ДУМБАРТОН-ОКСЕ (21 АВГУСТА — 28 СЕНТЯБРЯ 1944 Г.) 23

4. КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ — СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (4 — 11 ФЕВРАЛЯ 1945 Г.) 30

5. БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ — СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (17 ИЮЛЯ — 2 АВГУСТА 1945 Г.) 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

ВСТУПЛЕНИЕ

“Опыт военных лет показал, — говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев 8 мая 1975 г. на торжественном собрании в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, — что различие общественных систем не является препятствием для объединения усилий в борьбе против агрессии, за мир и международную безопасность. В годы войны мы сотрудничали, и сотрудничали неплохо, чтобы быстрее кончить войну”.

Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1976, т. 5, с. 291.

В контексте наступающего 65-летия великой Победы современники начинают все чаще и чаще пересматривать исторические решения, повлиявшие на ход и итоги Великой Отечественной войны. Многие государства сделали неверные выводы из тех трагических событий и продолжают активные боевые действия, некоторые же переписывают исторические факты, меняя на диаметрально противоположные образы героев и злодеев.

Потому столь важна сейчас максимально точная историческая реконструкция всех событий, а особенно политических решений, принимавшихся в этот период и оказавших колоссальное влияние на дальнейший ход истории. В этом ракурсе немаловажное влияние на события Второй мировой войны оказали проходившие в этот период международные конференции стран-союзников в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками: СССР, США и Великобритании. Каждая из проходивших в этот период конференций: Московская, Тегеранская, Конференция в Думбартон-Оксе, Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) стала доказательством возможности сотрудничества между государствами с абсолютно разным политическим, экономическим и социальным строем во имя борьбы с нацизмом. Данные конференции являются одними из важнейших страниц военной и послевоенной истории, потому изучение и анализ событий Великой Отечественной войны невозможны без учёта политических решений, принимавшихся на них.

  1. МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (19 — 30 ОКТЯБРЯ 1943 Г.)

Гитлеровская Германия начала войну против СССР, воспользовавшись не только военными преимуществами, в том числе и фактором внезапности, но и наличием неблагоприятной и сложной для нашей страны международной обстановки. Советскому Союзу противостоял военно-политический блок фашистских государств во главе с гитлеровской Германией. Финляндия, Италия, буржуазно-помещичья Румыния, хортистская Венгрия, созданное Гитлером марионеточное правительство Словакии — все эти сателлиты Германии оказались в состоянии войны с первым в мире социалистическим государством. Союзниками Германии были также правящие круги царской Болгарии и профашистское правительство Петэна во Франции. Япония, Испания, Турция и некоторые другие страны хотя и заявили о своем нейтралитете, но на деле оказывали помощь Германии.

Советской внешней политике предстояло решить сложную задачу: обеспечить наиболее благоприятные условия для осуществления скорейшего разгрома гитлеровской коалиции и всемерно сократить сроки войны. Осуществление этих целей Советское правительство видело в сплочении сил всех народов и государств, выступавших против фашистского блока, в создании широкой антигитлеровской коалиции.

В ходе дальнейшего обмена посланиями была достигнута договоренность о созыве конференции министров иностранных дел трех держав.

Правительства США и Англии, соглашаясь на такую встречу, предлагали, чтобы она носила предварительный, исследовательский характер, а принятие окончательных решений принадлежало бы соответствующим правительствам. Однако глава Советского правительства настаивал на том, чтобы встрече министров иностранных дел был придан не узко исследовательский, а “практически-подготовительный характер для того, чтобы после этого совещания наши правительства могли принять определенные решения…”

В течение сентября — октября 1943 г. главы трех правительств договорились созвать эту конференцию в октябре 1943 г. в Москве. По обычным дипломатическим каналам стороны обменялись также проектами повестки дня и предложениями по ее отдельным пунктам.

Вопрос об открытии второго фронта в Европе в представленных правительствами США и Великобритании проектах повестки дня Московской конференции не значился. Однако они отдавали себе отчет в том, что на предстоящей конференции им не удастся обойти молчанием этот вопрос. Так, Рузвельт в послании И. В. Сталину писал 4 октября: “Хотя я не считаю, что эта конференция должна планировать или рекомендовать военную стратегию, я не имею возражений против самого широкого обмена мнениями по поводу Вашего предложения относительно экспедиции, направленной против Франции, и приветствовал бы его”.

18 октября 1943 г. американская и английская делегации прибыли в Москву, а на следующий день в особняке Народного комиссариата иностранных дел СССР на Спиридоньевской улице (ныне ул. Алексея Толстого) в 4 часа дня начала свою работу Московская конференция министров иностранных дел трех держав. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов, делегацию США — государственный секретарь К. Хэлл, делегацию Великобритании — министр иностранных дел А. Идеи.

Помимо министров иностранных дел в работе Московской конференции принимали участие военные советники и эксперты, что помогло рассмотрению вопросов, требовавших специальной компетенции.

Перед самым началом конференции главы делегаций США и Великобритании встретились в резиденции американского посла в Москве. Во время этой встречи Хэлл и Идеи договорились о том, что они представят советской стороне информацию об англо-американских военных планах, но в то же время дадут понять советским представителям, что на данной конференции они не предполагают вести переговоры по военным вопросам1.

Первое заседание конференции 19 октября началось с обсуждения ряда организационных вопросов (о председателе, которым с общего согласия был избран В. М. Молотов, о правомочности конференции и порядке фиксирования предложений и решений, принятых на ее заседаниях, и т. п.). Затем конференция приступила к согласованию повестки дня. После недолгой дискуссии было решено, что повестка дня включит все вопросы, предложенные для обсуждения делегациями СССР, США и Великобритании.

Первым пунктом в повестку дня было поставлено советское предложение, требовавшее безотлагательного решения,— о рассмотрении мероприятий по сокращению сроков войны против гитлеровской Германии и ее союзников и прежде всего об открытии второго фронта в Европе. Особая заинтересованность советской стороны в этом вопросе была вполне объяснима: на части территории СССР еще шла тяжелейшая война, стоившая колоссальных жертв.

Несмотря на успехи, одержанные Советской Армией в летне-осенней кампании 1943 г., враг, располагавший ресурсами почти всей Европы, был еще силен и полон решимости взять реванш за поражения, нанесенные ему на советско-германском фронте. Поэтому Советскому правительству было вовсе не безразлично, когда и ценой каких усилий будет разбита гитлеровская Германия. Оно рассчитывало получить от английских и американских представителей на конференции твердое обязательство относительно даты открытия второго фронта.

Глава советской делегации в своем выступлении по первому пункту повестки дня предложил определить точные сроки открытия второго фронта в Европе.

И Хэлл, и Иден заявили, что они не возражают против обсуждения данного вопроса.

Получив от Идена отчет о первом заседании конференции, и в частности о предложении Советского правительства относительно сокращения сроков войны, Черчилль немедленно направил ему срочное указание, в котором сообщал: “Наши теперешние планы на 1944 год, по-видимому, имеют весьма серьезные недочеты… В случае, если Германия не потерпит краха, я не думаю, что нам следует переправляться через Ла-Манш, располагая менее чем сорока дивизиями на шестидесятый день, и то только при условии, если на Итальянском фронте будут вестись решительные бои с противником. Все вышесказанное предназначается только для Вас лично: на данном этапе не следует развертывать эту аргументацию. Однако мои замечания могут показать Вам опасности, с какими связано для нас твердое обязательство начать операцию “Оверлорд”2 в мае, ради чего мы можем погубить Итальянский фронт, упустить возможности на Балканах и все же не иметь достаточных сил для того, чтобы удержаться на 30-й или 40-й день3”. Приведенные слова Черчилля свидетельствовали о его намерении отказаться от решений, принятых на англо-американской конференции в Вашингтоне в мае 1943 г. и подтвержденных затем на конференции в Квебеке, состоявшейся в августе того же года, на которых, в частности, была установлена дата открытия второго фронта — 1 мая 1944 г.

Обсуждение советского предложения было продолжено 20 октября. Ввиду особой секретности этого вопроса доклады военных членов делегаций заслушивались и обсуждались на заседаниях, проводившихся в узком составе.

Однако ни американская, ни английская делегации так и не назвали точной даты начала операции по форсированию Ла-Манша. В ответ на вопрос главы советской делегации, можно ли ответить определенно, что “обещания г-на Рузвельта и г-на Черчилля о начале операции весной 1944 года остались в силе”, Иден сказал, что, насколько ему известно, “никаких изменений не было”. Не получив определенных заверений, советский представитель предложил “не развивать этого вопроса”, добавив, однако, что он остался ему неясен.

В конце конференции английская сторона предприняла новую попытку отодвинуть сроки вторжения в Северную Францию. 26 октября Черчилль направил Идену в Москву копию телеграммы, полученной главнокомандующим вооруженными силами союзников на Средиземноморском театре военных действий генералом Эйзенхауэром от командующего англо-американскими сухопутными войсками в Италии генерала Александера, об ухудшении положения союзников в Италии (док. № 52, приложение) и дал указание ознакомить с этой телеграммой И. В. Сталина.

27 октября 1943 г. Идеи исполнил поручение Черчилля. В этот день он был принят И. В. Сталиным. Вручив главе Советского правительства упомянутую выше телеграмму, Идеи сказал, что Черчилль “очень обеспокоен положением в Италии”, и всячески подчеркивал, что “трудности, с которыми приходится сталкиваться англо-американским войскам в Италии”, могут повлиять на вопрос о дате форсирования Ла-Манша.

Отвечая Идену, И. В. Сталин сказал: “Мы не развили бы такого наступления, если бы немцам не угрожало вторжение на Западе. Уже один страх вторжения, один призрак вторжения не позволяет Гитлеру значительно усиливать свои войска на нашем фронте. На Западе немцев удерживает только призрак. На нашу же долю выпало более трудное дело”.

В ответ на заверения Идена в том, что “премьер-министр хочет сделать все, что в его силах, для борьбы против немцев”, И. В. Сталин заметил, что он в этом не сомневается. Однако, продолжал И. В. Сталин, “премьер-министр хочет, чтобы ему доставались более легкие дела, а нам, русским,— более трудные. Это можно было сделать один раз, два раза, но нельзя этого делать все время”. Глава Советского правительства добавил, что мы не буквоеды. “Мы не будем требовать того, чего наши союзники не в состоянии сделать” .

На десятом заседании конференции, состоявшемся 28 октября 1943 г., обсуждение вопроса о сокращении сроков войны было продолжено.

С целью завершения обсуждения вопроса о рассмотрении мероприятий по сокращению сроков войны глава советской делегации предложил проект решения конференции , который в дальнейшем был согласован редакционной комиссией и оформлен в виде особо секретного протокола.

1 ноября 1943 г. этот протокол был подписан главами делегаций. В нем, в частности, было зафиксировано, что Советское правительство принимает к сведению заявления Идена и Хэлла, а также заявления генералов Исмея и Дина “и выражает надежду, что изложенный в этих заявлениях план вторжения англо-американских войск в Северную Францию весной 1944 года будет осуществлен в срок” .

Так закончилось обсуждение на конференции вопроса об открытии второго фронта в Европе. Хотя представители Англии и США так и не дали твердых и точных обязательств по этому пункту повестки дня, они согласились включить в англо-советско-американское коммюнике о конференции заявление о том, что три правительства признают своей “первейшей целью ускорение конца войны”.

Для предотвращения дальнейшего использования фашистской Германией территории и ресурсов Турции во враждебных антигитлеровской коалиции целях, а также исходя из основной задачи — всемерного сокращения сроков войны, Советское правительство внесло на рассмотрение Московской конференции не только вопрос об открытии второго фронта в Европе, но и о привлечении Турции, являвшейся союзником Великобритании и получавшей англо-американское вооружение для борьбы с Германией, к участию в войне на стороне антигитлеровской коалиции.

Главы американской и английской делегаций, ссылаясь на то, что США и Англия из-за подготовки к операциям в Италии и в Северной Франции не в состоянии оказать Турции помощь путем поставки ей необходимого количества самолетов и вооружения в случае нападения на нее Германии, не давали определенного ответа на советское предложение. Однако в итоге дальнейших переговоров между СССР и Англией была достигнута договоренность о подписании Протокола о Турции, которое состоялось 1 ноября 1943 г. В статье 2 этого протокола было зафиксировано, что правительства СССР и Великобритании в ближайшее время предложат Турции вступить в войну до конца 1943 г.

Добавить комментарий

Закрыть меню