Компьютерные технологии обучения

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хра­нения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоя­щему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью пере­дачи знаний:

• средством информационной поддержки учебных процессов как дополни­тельный источник информации;

• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебно­го материала;

• универсальным тренажером для приобретения навыков практического при­менения знаний;

• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предме­ту изучения;

• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этане во многих профессиональных учебных заведениях раз­рабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различ­ным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методиче­ских материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального обуче­ния открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её понимание.

Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки.

В первую очередь, это аппаратура для работы с компакт-дисками ? СD-RОМ (от англ. Сотрасt Disk Read/Write ? устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющее сосредоточить большие объёмы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволя­ют расширить области применения компьюте­ров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессио­нального образования открывает гипертек­стовая технология. Гипертекст (от англ. Hypertext ? «сверхтекст»), или гипертекстовая сис­тема, ? это совокупность разнообразной ин­формации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов к так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п. Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей:

— развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;

— реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

— интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Задачи курса «Современные компьютерные технологии для детей»

Основными задачами курса являются:

  • познакомить учащихся с понятиями информация, система, модель, алгоритм и их ролью в формировании современной картины мира;
  • раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
  • познакомить с принципами структурирования, формализации информации и выработать умение строить информационные модели для описания объектов и систем;
  • развивать алгоритмический и логический стили мышления;
  • сформировать умение организовать поиск информации, необходимый для решения поставленной задачи;
  • сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
  • сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;
  • выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и навыками взаимодействия с компьютером;
  • познакомить учащихся с основными направлениями развития современных компьютерных технологий: мультимедийные технологии, глобальные информационные структуры (базы данных и базы знаний), объектно-ориентированное программирование.

Все представленные практические материалы по изучаемым дисциплинам курса «Современные компьютерные технологии для детей» разработаны преподавателями Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «ИНТЕЛЛЕКТ»

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда их использование становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения . Новые технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь, заметно увеличилась степень их влияния на подрастающее поколение. Виртуальный мир занимает неотъемлемую часть в их окружающей действительности. Будет ли применение современной техники толчком к развитию ребенка или нет, зависит от взрослых, особенно от учителя.

Существенно объяснять школьникам, что в современном мире за короткое время нужно преобразовывать и оперировать большой поток информации. Учитель на современном этапе обязан умело применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии на ряду с традиционными, что помогает в решении данной задачи. Освоение знаний и умений, допускающих высокую и эффективную работу с мультимедийной информацией, является наиценнейшим для педагога любой специализации (в том числе и для учителя начального звена). Ведь применение компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным и строго дифференцированным (Головнева Е.В., Головнева Н.А., Кандаурова А.И.

и др.) .

Молниеносное продвижение компьютерных технологий устанавливает потребность в поиске новейших подходов к построению учебно-воспитательного процесса. Например, массовую популяризацию получило использование презентаций. Это информационное средство интересно тем, что может соединять в себе различные элементы: тестирование, аудиозаписи, видеофрагменты, анимации и другое. Удобно это так же возможностью останавливаться на определенном слайде и втягивать школяров в дискуссию. Огромным плюсом презентации является использование ее на различных этапах урока (изучение нового материала, обобщение и так далее) и разных видах занятий. Важно отметить, что это компьютерное средство в начальной школе должно быть красочно оформлено, а тезисы чётко сформулированы. Поэтому создание презентаций требует от учителя творческого подхода.

Применение в учебно-воспитательном процессе электронных энциклопедий, являющихся аналогами справочно-информационных книжных изданий, помогает детям быстро находить нужную информацию, облегчает порой утомляющий младшего школьника поиск нужного слова по книгам. К тому же электронные справочники могут содержать в себе аудиозаписи или видеофрагменты, помогающие детям создать полную наглядную картинку о новом для них знании.

Широкое распространение в начальной школе получила система виртуального эксперимента. Детям нравится такая игровая и познавательная форма, предоставляющая возможность провести эксперимент, который был бы невозможным по соображениям безопасности, финансов. К тому же виртуально проведенные эксперименты дают возможность ученикам, по сравнению с традиционным методом, гораздо обширнее изучить выполняющийся процесс. Такая лаборатория подзадоривает школьников экспериментировать и получать удовольствие от собственных изобретений.

Компьютерные игры позволяют повысить мотивированность ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации . Новейшей технологией является внедрение компьютерных игр, позволяющих поправлять физическое здоровье детей, что тоже немало важно. Устанавливается специальная игра на компьютер, задействованы определенные органы тела и запрограммированы нужные телодвижения, направленные на лечение того или иного нарушения. Но, следует учесть, что при неверной подборке компьютерных игр вероятно и такое неприятное психологическое проявление, как вытеснение интересов. Это выражается в уклонении от общения с друзьями, учебных занятий, в «уходе» в виртуальный мир. Так что работа с детьми начальных классов требует целесообразное использование логических игр.

Новейшей и интересной технологией для младших школьников являются виртуальные и интерактивные экскурсии. В отличие от традиционной экскурсии этот вид отличается доступностью, многократной воспроизводимостью приглянувшихся моментов, не зависимостью от погодных условий. Так, виртуальная экскурсия, несомненно, не заменяет личного присутствия, но предоставляет возможность получить полное представление о каком-либо объекте. Во время путешествия ученик может сам выбрать маршрут, поглядеть по сторонам, увеличить или уменьшить нужный объект, рассмотреть интересующие детали интерьера, посмотреть панораму из далека, погулять по отдельным помещениям.

Однако, следует учесть, что учебно-воспитательный эффект от применения современных компьютерных технологий будет на прямую зависеть от того, сможет ли учитель донести до детей, что именно и для какой цели им требуется наблюдать, и сможет ли привлечь и поддержать внимание младших школьников на протяжении всего процесса обучения. Ведь дети могут быстро адаптироваться к визуальной подаче информации. Здесь существует риск избыточности, который приведет к торможению развития из-за постоянно поступающей готовой информации. Следует уделить особое внимание к трудности выбора приемлемой зрелищности в педагогической деятельности, что должным образом помогало бы образовательному процессу, а не препятствовать ему.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс начального звена предоставляет возможность в доступной форме применять познавательные и игровые потребности учащихся для процессов познания и развития персональных качеств. Учитель же начальной школы должен иметь представление о фундаментальных навыках компьютерной грамотности, владеть знаниями об известных и распространенных операционных офисных приложениях на сегодня.

Добавить комментарий

Закрыть меню