Комплексная система управления качеством

Комплексная система управления качеством продукции


КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ (КСУКП) — совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при ее разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.
КСУКП предполагает организацию управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции — исследования и проектирования, изготовления, обращения и реализации, эксплуатации или потребления. Цель функционирования КСУКП достигается внедрением в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта, совершенствованием и развитием форм и методов управления производством, созданием и освоением новых высокоэффективных видов продукции, превосходящих лучшие мировые образцы или соответствующих им.
КСУКП базируется на стандартах предприятия (СТП), разрабатываемых в соответствии с государственными, отраслевыми, республиканскими стандартами и другой нормативно-технической документацией. Различают основной, общие и специальные СТП. Основной стандарт определяет построение комплексной системы в целом и отдельных ее элементов.
Общие стандарты регламентируют порядок разработки, оформления, утверждения и внедрения СТП, а также внедрения. государственных и отраслевых стандартов, работу различных комиссий и т. д. Специальные стандарты устанавливают требования к номенклатуре и значениям показателей качества полуфабрикатов, деталей и сборочных единиц, методы их определения и оценки, регламентируют выполнение функций управления качеством продукции и организацию трудовой деятельности.

Помимо специализированного подразделения, на которое возлагается координация работ, связанных с функционированием и развитием КСУКП, в управлении качеством продукции принимают участие практически все структурные подразделения предприятия.
Общее научно-методическое руководство разработкой и внедрением КСУКП осуществляет Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт СССР) н его головная научно-исследовательская организация — Всесоюзный научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС). Научно-методическое и организационное руководство разработкой, внедрением и совершенствованием КСУКП в отраслях промышленности выполняют министерства (ведомства). В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС в двенадцатой пятилетке предстоит завершить в основном внедрение комплексных систем управления качеством продукции (см. также Качество продукции. Управление качеством продукции).
Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987

Система КС УКП (комплексная система управления качеством продукции)

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

В 1975 году па передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП:

· получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП)

· многоступенчатый анализ дефектов

· статистический контроль качества

· созданы группы качества

· стали разрабатываться программы качества

· вводилась аттестация продукции

· получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций и сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП

В 1985 г. отмечалось, что за десятилетие с помощью КСУКП:

· удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию

· повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2 — 3 раза

· значительно сократить потери от брака и рекламаций

· уменьшить в 1,5 — 2 раза сроки разработки и освоения новой продукции

Вместе с тем указывалось, что на многих предприятиях при создании систем управления качеством (СУК) нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого — экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении контрольных пунктов (КП), а следовательно, и в системе управления качеством, внедрение СУК на предприятиях излишне административными методами. Это породило у многих мнение, что СУК себя не оправдали и ими не следует заниматься.

При перестройке экономики и переходе на хозяйственный расчет стало ясно, что качество продукции становится основным условием жизнеспособности предприятий, особенно на внешнем рынке.

Дальнейшее развитие СУК шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных вплоть до государственной на базе разработки программ «качество» и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда систем управления КП. В 1978 году были разработаны и утверждены Госстандартом Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).

Внутри предприятий управление качеством продукции также шло по линии охвата более широкого круга проблем. Решение задач по улучшению качества выпускаемой продукции на многих предприятиях увязывалось с эффективным использованием ресурсов.

Примером такой системы стала днепропетровская КСУКП и ЭИР.

Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСПЭП) и, наконец, система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525).

Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления). Разумеется, Госстандарт в одиночку уже не мог руководить упомянутыми системами в целом, а другие ведомства (Госплан, ГКНТ, Госкомтруд и др.) не видели в этом необходимости .

В приложении представлена сводная таблица отечественных систем качества.

Заключение

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, в которых нашел отражение и отечественный опыт по управлению качеством продукции.

Несмотря на отрицательные последствия экономического кризиса, в России делается ставка на улучшение качества продукции.

Проблема качества — комплексная, ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, эксплуатационников и потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения решения проблемы качества сферах деятельности — стандартизации, сертификации и метрологии — является Госстандарт России.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством.

Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КСУКП являются следующие:

· ориентация на удовлетворение требований потребителя

· возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей

· проверка потребителем производства поставщика

· выбор поставщика комплектующих изделий и материалов

· сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции

· маркетинг

· организация учета и анализа затрат на качество

· прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства

· решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества .

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)

⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 47Следующая ⇒

Эта система была разработана в СССР в конце 70-х гг. ХХ в. на основе обобщения передового опыта в области управления качеством ведущих предприятий и отраслей и документирована в виде системы государственных стандартов. Согласно ГОСТ 15467-79 КСУКП устанавливает, обеспечивает и поддерживает необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, она осуществляется путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Управление качеством продукции необходимо рассматривать как систе­му условий, процессов и факторов, влияющих на качество и обеспечивающих его запланированный уровень при разработке, производстве, эксплуатации или потреблении изделий.

Многообразие научно-технических, организационных, экономических и социальных проблем, сложный характер связей между ними и, соответ­ственно, сложная система управления качеством требуют повседневного решения большого количества вопросов управления:

— конструкторской и технологической подготовкой производства, технологическими процессами, технико-экономическим и оперативно-производственным планированием, материально-техническим обеспечением;

— ремонтным, энергетическим и транспортным обслуживанием, кадрами, себестоимостью и сбытом продукции, финансово-бухгалтерской деятельно­стью;

— совершенствования организации производства, системы контроля, метрологического обеспечения, морального и материального стимулирова­ния.

Организационно-технической базой КСУКП является комплекс стандар­тов предприятия. Входящие в него стандарты регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции, т.е. стандарты предприятия устанавливают – что, кто, где, когда и как должен делать.

Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.

Стандартизация продукции

Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация.

Согласное современному экономическому словарю стандарт – это официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, фирмы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции, товара.

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение наибольшей пользы для потребителя. Все нормативные документы по стандартизации подразделяются:

§ государственные стандарты (ГОСТ);

§ отраслевые стандарты (ОСТ);

§ технические условия (ТУ);

§ стандарты предприятия и объединения (СТП);

§ стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты:

§ основополагающие;

§ на продукцию и услуги;

§ на процессы;

§ на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандарты подразделяются:

§ национальные (принятые национальными органами по стандартизации одной страны);

§ региональные (принятые региональной международной организацией по стандартизации);

§ межгосударственные (принятые государствами принявшими соглашение об общей политики стандартизации, метрологии и сертификации);

§ международные (принятые Международной организацией по стандартизации – ИСО).

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.

5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества.

Руководящие указания”.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям :

§ 9001 – к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;

§ 9002 – к системе организации производства;

§ 9003 – к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

В соответствии с международным стандартом серии ИСО 9000 система управления качеством базируется на следующих принципах:

§ ориентация на потребителя – понимание качества на предприятии совпадает с пониманием качества потребителя;

§ продуктовый подход – система качества разрабатывается применительно к каждому виду продукции;

§ охват всех стадий жизненного цикла товара (ЖЦТ).

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое обеспечение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация готовой продукции.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после использования.

Перечисленные этапы представляются в виде «петли качества» жизненного цикла продукта (рис 14.4).

В практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбиваться на отдельные составляющие. Наиболее важно, при этом, обеспечить целостность процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и прохо­дит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и сбытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 14.5 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить «петлю качества» с циклом (кругом) Деминга (табл.14.1), что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Таблица 14.1.

Планирование Осуществление Контроль Управление воздействием
Маркетинг
Проектирование и разработка
МТС
Разработка технологии
Производство
Контроль и испытание
Упаковка и хранение
Распределение и реализация
Монтаж
Эксплуатация
Техпомощь и обслуживание
Утилизация

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесса производства не может быть изменено в результате контроля. Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара.

Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Сертификация продукции

Сертификация— это совокупность действий и процедур, подтверж­дающих соответствие фактических характеристик продукции требо­ваниям стандартов или технических условий.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, на контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независи­мого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в нор­мативно-технической документации и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация — не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответ­ствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества про­дукции.

В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.

Обязательнойсертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на чело­века или окружающую среду, а также другие показатели и качествен­ные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить. Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом Российской Федерации «О сертификации продук­ции и услуг», вводится законодательными актами Российской Федерации для определен­ной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Добровольнаясистема сертификации предусматривает сертифика­цию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям научно-технической документации, в том числе зарубеж­ной.

Самосертификациядопускается для надежного партнера. Она ши­роко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

Сертификация третьей стороной,т. е. посредническая сертификация предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответ­ствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рам­ках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий меж­дународный авторитет. Сертификационный знак, выданный престиж­ным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим об­разом:

§ выдается документ — сертификат соответствия;

§ продукция маркируется знаком соответствия;

§ продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автомати­ческую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контро­лем главного контролера сертификационного центра и только на из­делие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации».

Контрольные вопросы.

1. Какие виды функций в управлении качеством вы знаете?
2. Как изменялись взаимоотношения общего менеджмента компаний и менеджмента качества по мере развития систем управления качеством?
3.

Что в современных условиях является ядром менеджмента на основе качества (MBQ)?
4. Чем характеризуется новая стратегия в управлении качеством?
5. Что такое петля качества и в чем ее предназначение?
6. Каково содержание цикла Деминга?
7. Что вы понимаете под управлением качеством продукции?
8. Что такое механизм управления качеством продукции? Выполнение каких функций он должен обеспечить?
9. Какие основные подсистемы входят в состав механизма управления качеством?
10. В чем сущность системы тотального управления качеством (ТQМ) и какова специфика ее элементов и их взаимосвязей?
11. Что такое система ДЖИТ?
12. В чем смысл и содержание комплексной системы управления качеством?

Комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП)

Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к УКП путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции. В 1975 г. на передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).
Цель КСУКП: производство продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники.
С 1978 г. Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП.

В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП), многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также — сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП.
Достоинства внедрения КСУКП:
удалось повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза;
система способствовала сокращению потерь от брака;
способствовала снижению в 1,5-2 раза сроков разработки и освоения новой продукции. Недостаток КСУКП: на многих предприятиях при создании систем управления качеством (СУК) нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе. Основные причины этого — экономическая не-заинтересованность предприятий в улучшении КП, а следовательно, и в системе, внедрение СУК на предприятиях излишне административными методами.
Дальнейшее развитие систем управления качеством шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных вплоть до государственной на базе разработки программ «качество» и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда систем управления качеством продукции.

(КС УКП)

В начале 70-х годов специалисты Госстандарта СССР в сотрудничестве с организациями министерств и ведомств изучили и выявили общие принципы и методы в управлении качеством продукции. Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП).

КС УКП — это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты предприятия (СТП)), число которых на отдельных заводах колебалось от 19 до 31. Цель разработки СТП заключалась в том, чтобы поднять всю работу по улучшению качества на новую ступень за счет согласованных действий отдельных исполнителей и целых подразделений и служб предприятий.

КС УКП представляла собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении, то есть на всех стадиях жизненного цикла продукции. Комплекс стандартов системы определял задачи и функции всех служб предприятия, устанавливал порядок их действия и взаимоотношения. В системе регламентировались обязанности исполнителей всех уровней управления качеством — от директора до рабочего; решались вопросы, связанные с экологическими и социальными аспектами проблемы качества: предусматривалось премирование работников за бездефектный труд, обеспечивался постоянный рост их мастерства.

КС УКП сформировалась к середине 70-х годов и была внедрена почти на 35 000 промышленных предприятий нашей страны. К началу 80-х КС УКП была внедрена практически на всех предприятиях. По данным ВНИИСа, работа примерно одной трети официально зарегистрированных.

Однако внедрение КС УКП не привело к ощутимому повышению уровня качества отечественной продукции. В СССР и в странах СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) политика и стратегия в области качества определялась на государственном уровне, что было обусловлено централизацией руководства в условиях государственного планирования развития народного хозяйства. Считалось, что развитие управления качеством продукции происходило вместе с совершенствованием управления народным хозяйством. Причинами неудовлетворительного функционирования КС УКП на предприятиях отрасли являлись:

командно-административное управление народным хозяйством;

ориентация КС УКП на изготовителей, а не потребителей. Отсутствовала информация об их запросах и фактическом качестве выпущенной продукции;

отсутствие экономической заинтересованности руководства предприятия и всех работников, в получении высококачественной продукции, что, в свою очередь, связано с механизмом социалистического производства;

ориентация только на усилия рабочих, в то время как около 75 % брака зависит от руководителей, инженеров, экономистов;

КС УКП создавались под давлением “сверху” в рамках плановой экономики, поэтому формально созданное без учета особенностей предприятия огромное количество документов, в частности СТП, практически не использовалось. Шло соревнование за регистрацию системы в органах Госстандарта;

несоблюдение установленного порядка разработки и внедрения системы (в частности, не проводилось обучение специалистов предприятия по управлению качеством продукции, не выполнялся анализ состояния дел по качеству на предприятии);

организацией и внедрением на предприятиях КС УКП, в основном, занимались малоквалифицированные кадры, не обладающие необходимыми полномочиями, и не привлекался широкий круг специалистов для обсуждения проблем предприятия.

В начале перестройки, в 1985 году, с целью коренного повышения качества продукции много надежд возлагалось на государственную приемку продукции. Госприемку осуществляли представители Госстандарта СССР на ряде предприятий.

Эти представительства осуществляли выборочный контроль принятой ОТК продукции, в результате уровень сдачи продукции с первого предъявления работниками ОТК представителям Госстандарта СССР повысился. Госприемка вначале была введена на 1500 предприятиях, выпускающих разную продукцию, а затем внедрялась повсеместно. Но она не смогла решить задачи повышения уровня качества продукции. Причины неудачи примерно те же, что и для КС УКП: отсутствие экономической заинтересованности, насаждение “сверху”, формальный подход, недостаточно квалифицированные кадры, слабая ориентация на потребителя.

Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 574;

Добавить комментарий

Закрыть меню