Коммуникативная связь

Внешние коммуникации

Внешние коммуникации возникают при контакте организации с внешней средой. К ним относят: общение с потребителями, с государственными структурами, с общественностью. По иерархической организации виды коммуникаций можно подразделить на горизонтальные, вертикальные и диагональные.
К горизонтальным относят обмен информацией между работниками. Данные коммуникации важны для координирования действий людей, занимающихся одним производственным процессом. В этом случае рабочие чаще всего имеют общего менеджера, директора. Горизонтальные коммуникации помогают в оптимальном распределении ресурсов, в сбыте товаров и т.п. Они также позволяют установить равноправные связи между всеми подразделениями одного уровня.
Вертикальные коммуникации – обмен информацией между руководством и подчиненными. К ним можно отнести: рекомендации, приказы, распоряжения. Данные документы помогают руководителю эффективно доносить информацию до работников. В свою очередь, подчиненные отчитываются в том, что распоряжение принято к сведению или порученное задание выполнено. К вертикальным коммуникациям также относят общение между подразделениями, которые находятся на разных уровнях иерархии.
Диагональные коммуникации совмещают в себе признаки двух предыдущих видов. Происходит общение между начальниками и подчиненными разных отделов.

Внутренние коммуникации

Внутренние виды коммуникации подразделяются на межличностные и организационные.
Первые происходят между двумя или более людьми. Организационные отношения подразумевают под собой общение между группами. Но к данному виду коммуникаций также относят обмен информацией одного человека с группой людей.
Можно выделить следующие виды коммуникаций: неформальные и формальные.
Неформальные обычно не имеют отношения к иерархии организации, они образуются в рамках одной группы. Подобные коммуникации возникают в любой компании. Руководство может с большой для себя выгодой использовать подобное общение.

При неформальных коммуникациях передача информации происходит очень быстро, чаще всего в форме сплетен. Поэтому руководитель может любую выгодную для него новость пустить именно в виде слухов. Так информация дойдет до подчиненных быстро, но иногда с изменениями и дополнениями в виде выдумок сотрудников.
Формальные коммуникации связывают между собой различные элементы в структуре организации. Они устанавливаются официальными правилами, нормативами, распоряжениями, инструкциями. Данные документы регламентируют взаимодействие подразделений и работников.
Виды коммуникаций в менеджменте можно также рассматривать с точки зрения средств передачи информации. Люди общаются вербально (письменная и устная речь) и невербально (жесты, мимика, изображения и прочее).
Виды организационных коммуникаций можно разделять в зависимости от потребностей участников:

  • коммуникация с целью получения какой-либо информации;
  • для передачи информации кому-либо;
  • коммуникация, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности собеседников;
  • направленная на согласование каких-либо действий между людьми или группой.

Общение играет важную роль в функционировании организации. Мудрый руководитель при правильном использовании всех видов коммуникаций может максимально повысить производительность труда.

Коммуникационный процесс в управлении рассматривается как обмен информацией между индивидами с целью выявления проблем и поиска путей их решения.

Информационный обмен сегодня является основополагающим для любой организации. В процессе управления участвуют все индивиды непосредственно или опосредованно. Поэтому управление можно представить как коммуникативный процесс, протекающий в формах межличностного, внутригруппового и массового информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие вплетено во все виды и уровни управленческой деятельности. Тем самым коммуникация является механизмом интеграции, связующим и упорядочивающим процессом многообразия деятельностей в единое целое .

А одним из важнейших инструментов управления является находящаяся в распоряжении менеджера информация. Особое значение имеет информационная роль руководителя, в рамках которой он действует в качестве центра обработки информации . Руководитель принимает информацию, поступающую из внешних источников, от сослуживцев, экспертов, передает ее подчиненным и во внешние организации и, наконец, сам выступает источником информации.

Американский теоретик менеджмента Питер Дракер, анализируя переход от индустриального хозяйства к посткапиталистическому обществу, особо подчеркивает изменение роли руководителя: сегодня это не просто «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива», а «человек, отвечающий за применение и эффективность знания» .

Процесс управленческой деятельности предполагает две системы коммуникативных отношений. В рамках первой – информация как совокупность сведений, данных используется субъектом управления для активного воздействия на управляемую систему с целью ее оптимизации. В данной модели управления используются такие методы коммуникации как приказы, директивы, распоряжения. Коммуникация в данном случае есть субъект-объектная связь, где объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять и соответственно ей поступать. Коммуникация является однонаправленным, линейно-циркулярным процессом. Полезность и эффективность информации оценивается по степени ее влияния на поведение объекта. Коммуникация строится не только по факту передачи информации, но и по личностным ее оценкам. То есть, каждый индивид имеет свой уровень интеллектуального развития, свои интересы, потребности, ценностную систему и знания. Работники также могут самостоятельно собирать, обрабатывать, систематизировать информацию, обмениваться знаниями, предложениями, вырабатывать инновационные идеи. С этих позиций управление – это диалектическое взаимодействие между субъектами, состоящее из прямых и обратных связей, а коммуникация – процесс обмена информацией между равноправными субъектами управления, где обе стороны играют активную роль .

Менеджеру следует помнить, что человек является главным субъектом социальной деятельности. А знания и информация выступают как цель, средство, ресурс и результат этой деятельности. Развитие интеллектуального потенциала работника, его знания, умения, образование способствуют развитию интеллектуального инновационного потенциала организации и всего общества .

Таким образом, задача и роль современного руководителя заключается в создании условий для получения работниками новых знаний, образования, реализации их способностей, привлечения их в управленческий процесс, использования их интеллектуального потенциала в фактор развития организации. В этом случае возможна положительная обратная связь, взаимопонимание и сотрудничество.

Типы и виды коммуникаций

Коммуникация как связь, общение, сообщение, передача информации: значения, направления, формы и сферы функционирования

(Конкретики в первом вопросе нет, поэтому читаем все последующие вопросы и сами продумываем ответы на вопросы преподавателя. В первом вопросе то, что смог найти, и что он давал)

Коммуникацияпредставляет собой обмен значениями (информацией) путем передачи сообщений через различные средства (слова, знаки, поведение, материаль­ные артефакты).

Коммуникация – это обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией между людьми. Коммуникации относятся к связующим организационным процессам. Осуществление коммуникаций необходимо для принятия любого важного управленческого решения.

Виды коммуникаций:

1) Внешние — между организацией и её внешней средой (реклама, PR, ежегодные отчеты о финансовом состоянии, телефонные переговоры и т.д.)

2) Внутренние:

А). Вертикальные коммуникации – когда информация перемещается по уровням иерархии:

— По нисходящей – с высших уровней на низшие. Так передается информация о текущих задачах, изменениях приоритетов, рекомендуемых процедурах и т.д.

— По восходящей – с низших уровней на высшие, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается внизу, руководство узнает о текущих проблемах, назревающих конфликтах.

Б) Горизонтальные коммуникации – между подразделениями и отделами, такой обмен информацией необходим для координации задач и действий.

В) Важное значение для организации имеют коммуникации типа руководитель – подчиненный, а также руководитель – его рабочая группа (совещательные или штабные коммуникации) – т.е. диагональные коммуникации.

Г) есть еще неформальные коммуникации – это что-то вроде слухов


Базовая модель коммуникации известна в виде классической форму­лы Г. Лассвелла (1948 г.): Данная формула представляет собой модель коммуникации, в которой можно выделить участников и элементы коммуникативного акта:

· отправитель — коммуникатор (может быть как человек, так и организация);

· сообщение (что является содержанием сообщения и в какой форме; состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным);

· канал (по какому каналу передается и принимается сообщение: путь физиче­ской передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение);

· получатель — коммуникант (может быть как отдельный человек, так и организа­ция);

· последствия.

Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.

Сферы коммуникации. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации.

Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.

Типы и виды коммуникаций

Типы коммуникации выделяются по составу коммуникантов: (межличностная, групповая и массовая коммуникация).

1) Межличностная коммуникация — процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.

Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая).

· Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация.

· Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самоосознание, способность адекватной оценки коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования.

· Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:

— Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.

— Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.

— Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен.

— Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения.

2) Групповая коммуникация. Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

Нижним пределом группы обычно называют диаду (общение двух человек) или триаду (общение трех человек); верхний зависит от характера ее деятельности. Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Коммуникативная структура малой группы. В малой группе разная информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.

1. В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию.

Виды централизованных коммуникативных сетей:

· Фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга.

· Радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо.

· Иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы.

2. В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети.

Виды децентрализованных коммуникативных структур:

· Цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому.

· Круговая — здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.

· Полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: планируемая, или формальная, передача информации (в виде бланков) и не планируемая, или неформальлая, передача информации (слухи разговоры).

В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Есть еще диагональные (руководитель и подчиненный другого рук-ля)

3) Массовая коммуникация (МК)- процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Можно выделить два концептуальных подхода к возникновению массовой коммуникации. Согласно одному (Ю.П. Буданцев) — возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества. Согласно второму подходу (Г. Тард, У.Эко) массовая коммуникация появляется в то время, когда имеется: общество индустриального типа; каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение неопределенным кругом адресатов; группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Массовая коммуникация характеризуется:

— наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;

— социальной значимостью информации;

— массовостью аудитории;

— многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.

Участниками процесса общения становятся не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия

Массовой коммуникации, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудиальный, аудио-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п.

Функции МК. В отечественной теории коммуникации выделяются четыре функции МК: информационная; регулирующая; культурологическая; социализации личности.

В зависимости от реакции аудитории на сообщения массовой коммуникации в теории МК выделилось два основных направления:

— Человеко-ориентированный подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую из СМИ информацию.

— Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации

Виды коммуникаций:

· по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные);

· по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные;

· по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные;

· в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные (смотри вопрос 3 и 4).

Целевая аудитория — часть аудитории, объединенная общими демографическими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг.

Чтобы обеспечить действенную коммуникацию, фирмы нани­мают рекламные агентства для создания эффективных объявлений, специалистов по стимулированию сбыта для разработки поощри­тельных программ и специалистов по организации общественного мнения для формирования образа организации. Фирмы учат свой торговый персонал быть приветливым и осведомленным. Для большинства фирм вопрос не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно тратить в этой сфере.

Современная фирма управляет сложной системой маркетинго­вых коммуникаций (см. рис. 73). Сама она поддерживает коммуни­кации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают комму­никации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов друг с другом и другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает ком­муникационную обратную связь со всеми остальными.

Выявление целевой аудитории

Коммуникатор сферы маркетинга должен приступить к работе, имея совершенно четкое представление о своей целевой аудитории. Ее могут составлять потенциальные покупатели товаров фирмы, нынешние пользователи ее товаров, лица, принимающие решения или влияющие на их принятие. Аудитория может состоять из отдельных лиц, групп лиц, конкретных контактных аудиторий или широкой публики. Целевая аудитория окажет определяющее влия­ние на решения о том, чтосказать, каксказать, когдасказать, где сказать и от чьего именисказать

Учет потока обратной связи

После распространения обращения коммуникатор должен про­вести исследование по выявлению эффекта, произведенного на целевую аудиторию. Это предполагает опросы членов целевой аудитории, чтобы выяснить, узнают ли они обращение, принимают ли его, сколько раз они его видели, какие моменты из него запомнили, какие чувства возникли у них по поводу этого обраще­ния, каким было их отношение к фирме и товару в прошлом и каким оно стало сейчас. Коммуникатору хотелось бы собрать поведенческую статистику, характеризующую ответную реакцию, например сколько людей приобрели товар, скольким он понравил­ся, сколько беседовали о нем с другими людьми.

Введение В работе рассматриваются действующие связи и отношения между людьми, представляющими элементы системы и внесистемные элементы социальной (коммуникационной) среды. Отсутствие связи исключает элемент из системы. Коммуникационная система состоит из обусловленной внешней и внутренней среды. Что касается содержания связей и отношений, то, как и человеческая деятельность, оно может быть безгранично широким. Связи и отношения имеют вполне явную классификацию, заметно дифференцируясь по определённым критериям. Так в зависимости от социального наполнения связи делятся на разные виды: внешние и внутренние, горизонтальные и вертикальные, вербальные и невербальные. Цель исследования этой темы заключается в изучение широты внутренних, горизонтальных, вертикальных, вербальных и невербальных связях в организации, передачи информации. Раздел менеджмента, который рассматривает принципы и методы гармонизации отношений и связей внутри системы субъекта управления, с одной стороны, установление и оптимизацию внешних связей организации в соответствии с её прагматическими целями – с другой, является предметом коммуникационного менеджмента. В ходе исследования данного вопроса решаются следующие задачи: определить понятие, сущность коммуникации; описать механизм коммуникации; определить связи в организации, отношения; определить стадии коммуникативности.

1. Структура внутренних коммуникаций 1.1 Цели коммуникаций. Препятствия Внутренние коммуникации в организации (или внутриорганизационные, Internal Communications) являются результатом осуществления функции внутренней самоорганизации, управления. В практическом плане это: обмен идеями, достижение соглашений, распорядительно-подотчётные отношения, обмен информацией по поводу реализации целей и задач организации, взаимоотношения с персоналом и между членами коллектива. Процесс внутренних коммуникаций должен завершаться достижением согласия контрагентов и реализуется в форме межличностных и организационных отношений. Межличностные коммуникации – это связи между отдельными личностями (сотрудниками организации). Они не ограничены уставным регламентом,

Добавить комментарий

Закрыть меню