Коэволюция природы и общества

Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.

12345678910Следующая ⇒

Вопрос 29 Природа как объект философского осмысления

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа».

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т. д.

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т. д.

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в ч4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания). В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.

Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме.

Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком — когда термином «К.» обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах «паразит — хозяин», «хищник — жертва». Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие «К.» используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. «Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя». Именно коэволюционный переход системы «человек — биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тин-бергену «научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и… для всей жизни на Земле». Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

Вопрос 31. Диалектика как система принципов…

Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.

Формы диалектики:

1) Античная (наивная) – Гераклит.

2) Классическая немецкая – Гегель.

3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая).

4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание

Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную системуПринцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность.

В философской науке существует много философских принципов, среди которых можно выделить: принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности знания, принцип единства теории и практики и т.д.

Кроме принципов диалектики в ей структуру входят также и философские категории. Они представляют собой особый класс понятий, несопоставимый с теми, которые употребляются в обыденной речи, или же в каждой конкретной науке, скажем, математике, физике, химии, биологии, генетике и т.д. Философские категории отражают предельно общие связи и свойства явлений материальной действительности. Они наполнены глубоким содержательным смыслом, так как в качестве основных структурных компонентов включают в себя знания, отражающие всеобщие формы бытия. В силу данного обстоятельства категории выступают организующим началом сознательной деятельности людей, без них невозможно мышление человека, так как оно осуществляется на их основе. Категории являются структурообразующими элементами законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в иочественные и закона отрицания отрицания.

Центральное место в материалистической диалектике принадлежит закону единства и борьбы противоположностей, так как он раскрывает источник и движущую силу всякого развития.

Содержание данного закона раскрывается посредством таких категорий, как «тождество», «различие», «противоположности», «противоречия».

Тождество выражает отношение предмета к самому себе и другим вещам основные стороны и тенденции которых совпадают. Различие выражает изменчивость вещей. Противоположности — это стороны предмета, которые только взаимоисключают, но и взаимопредполагают себя, т.е. не могут существовать друг без друга. Например, нет северного полюса без южного, производства без потребления, экспорта без импорта и т.д.

Синерге́тика(от греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), или теория сложных систем — междисциплинарное направлениенауки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества

Впервые идею коэволюции предложил советский биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968 г.). Именно «коэволюция», т.е. гармоничное развитие природы и общества, обеспечивающее стабильное развитие человека и окружающей среды, должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, их согласованное, терпимое, мирное, равноправное со-развитие, при котором благо живых существ и экосистем может быть достигнуто одновременно с удовлетворением человеческих потребностей. Концепция коэволюции природы и общества помогает избежать при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой и полного смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. При этом гуманизм человека, согласно идее коэволюции, должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.

Акад. Н.Н. Моисеев, один из авторов концепции коэволюции, понимает под этим понятием со-развитие (совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу, коэволюция предполагает такое их развитие, которое бы не разрушало стабильность окружающей среды и создавало бы необходимые условия для развития общества в рамках определенной системы экологических запретов и императивов.

Деятельность общества должна быть адаптирована, максимально приближена к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человек должен считаться с законами природы, чтобы не совершать ошибок, за которые будут расплачиваться он или его потомки (например, мелиорация Полесья привела к опустошению плодородных земель и превратила их в торфяную пыль).

Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить сущность общества, сформировать новое (иное чем потребительское) мировоззрение, миропредставление, для которого органически присуще будут как экологические императивы (запреты), так и стремление к сохранению жизни человека.

Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать двум императивам ― экологическому и нравственному.

Экологический императив ― это «категорические повеления» морального отношения человека к природе; принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение «правил безопасности на Земле». Эти повеления базируются, в свою очередь, на «обращенности в будущее» и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. Поэтому императив включает в себя совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Выполнение этих требований автор «экологического императива» академик Н.Н. Моисеев считает обязательным не только для тех, чья деятельность носит непосредственно хозяйственный характер, но и для политической власти, от которой зависят способы разрешения многих экологических проблем, и для каждого человека. Главные положения экологического императива:

· Природа, живая и неживая, является ценной сама по себе, признается субъектом, имеющим право на существование и процветание, вне зависимости от ее полезности, бесполезности или вредности для человека.

· Этические нормы и правила распространяются на взаимодействие человека и природы, которое строится на основе их равноценности и равноправия.

· Разумность и культура налагают на человека исключительные обязанности по отношению к природе.

· Природоохранная деятельность определяется в первую очередь необходимостью сохранить природу ради нее самой.

• Нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, поворота к общечеловеческим ценностям и принципам, прежде всего, к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающему отношению к природе. Нравственный императив требует переоценки традиционных потребительских идеалов, перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному отношению с природой.

Концепция устойчивого развития системы «общество – природа»

В 90-е годы ХХ века, после опубликования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее», получило широкое распространение понятие «устойчивое развитие». Доклад не только показал неразрывную взаимосвязь экологических, экономических, социальных и политических проблем, но и обосновал невозможность решения каждой из них в отдельности. Устойчивое развитие было представлено как такая модель человеческого развития, при которой потребности нынешних поколений удовлетворяются без лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей для будущих поколений. В основу концепции устойчивого развития лег знаменитый принцип экологической этики О. Леопольда – принцип хронологической объективности.

В соответствии с принятой «Декларацией Рио» и «Повесткой дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) во многих странах мира, в том числе и Беларуси, были разработаны национальные стратегии устойчивого развития и начали предприниматься конкретные шаги по их реализации. Так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечил бы устойчивость окружающей среды и при котором появилась бы реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Реализация новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает как минимум экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Переход к устойчивому развитию создает возможность выживания и дальнейшего непрерывного развития цивилизации, но в существенно измененной, биосферосовместимой форме, когда человек не разрушает природную среду своего обитания – эту естественную колыбель любой жизни, в том числе и разумной. Биосфера не должна рассматриваться только как поставщик ресурсов. Это фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

В контексте устойчивого развития перед человечеством стоят задачи разрушить старое, потребительски-негуманное отношение к природе, основанное на антропологической парадигме мышления, и утвердить новое экологическое мировоззрение, основанное на том, что все, что делается во имя человека, не должно вредить природе. В его основе лежит идея не только взаимного уважения между людьми, но и забота о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы как «общего дома», в котором сосуществуют и человек, и другие виды живых существ. Именно такое мировоззрение может обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды.

В этой связи важным аспектом жизни и деятельности людей становится построение экологически устойчивых человеческих сообществ, не вступающих в противоречие с природной способностью поддержания жизни. Вместе с тем на данный момент многие экосистемы настолько разбалансированы, что утратили способность противостоять естественным катаклизмам.

В течение более трех миллиардов лет экосистемы планеты выработали утонченные и сложные механизмы, обеспечивающие максимальную устойчивость. Суть экологической грамотности заключается в усвоении этой мудрости природы. Следует не только понимать принципы организации экологических сообществ, но и использовать эти принципы для поддержания устойчивости человеческих сообществ в сфере образования, науки, культуры, экологии, политики и т. д.

Одним из принципов организации экосистем является принцип взаимозависимости, заложенной в природе всех экологических взаимоотношений: поведение и жизнь члена экосистемы зависит от всего сообщества и наоборот. В человеческом сообществе принцип экологической взаимозависимости предполагает понимание взаимоотношений, складывающихся между людьми. Человеческое сообщество должно осознавать все множество этих взаимоотношений со своими членами, заботиться о них.

Другим принципом является принцип цикличности экологических процессов, когда в экосистеме взаимосвязаны пища и отходы; организмы непрерывно используют и перерабатывают одни и те же молекулы минералов, воды и воздуха. В человеческом сообществе этот принцип нарушается, порождая конфликт между экологией и экономикой: производство трансформирует природные ресурсы в товар плюс отходы, после продажи товара потребителям и его потребления появляются новые отходы. Следует максимально приблизить производство и потребление к циклическим процессам в природе, реорганизовав экономику и бизнес.

Еще один важный принцип организации экосистем – принцип гибкости. Гибкость экосистемы зависит от скорости восстановления баланса при отклонении от нормы, вызванном меняющимися внешними условиями, от готовности приспособиться. Все экологические колебания ограничиваются пределами допустимого, и всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать вышедшие за пределы колебания. В человеческом сообществе нарушение принципа гибкости проявляется в конфликтных ситуациях, что ведет к стрессу, в свою очередь вызывающему повышение жесткости и напряженности во всей системе. Временный стресс является неотъемлемым аспектом жизни, продолжительный стресс – деструктивен. Для управления социальной системой (городом, экономикой, вузом) необходимы оптимальные средства и новые стратегии разрешения конфликтов, одним из которых является динамическое уравновешивание сторон.

Для того чтобы сообщество стало устойчивым, необходимо осознание взаимозависимости и необходимости всех его членов. В XXI веке выживание человечества будет зависеть от способности воспринять эти принципы и жить в соответствии с ними.

Вопросы и упражнения

1. В чем проявляется превращение человечества в «геологическую силу» планеты, о котором говорил В.И. Вернадский?

2. К основным характеристикам природы как самоорганизующейся системы относятся ее нелинейность, необратимость, открытость, кооперативность. Раскройте эти понятия.

3. Какие космологические модели Вселенной Вы знаете?

4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «экософия»?

5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Как Вы оцениваете эти слова Базарова?

6. Русский философ Н. Федоров утверждает, что «природа – наш враг временный, а друг вечный». Почему?

7. Определите и сравните понятия «ценность» и «самоценность» природы.

8. Определите ваше понимание основных принципов экологической этики.

9. «… Перестройка биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого… Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»…» (В.И. Вернадский). Выскажите Ваше отношение к этому процессу. В чем разница между биосферой и ноосферой?

Тема 1.5. Проблема человека в философии

Вопросы

14. Человек как предмет философской антропологии. Стратегии познания человека в философии и науке. Основные концепции антропосоциогенеза.

15. Человек как единство биологического, социального и духовного бытия. Многомерность феномена человека: триединство тела, души и духа. Основные философские интерпретации сущности человека. Индивид, индивидуальность, личность.

16. Философское осмысление феноменов жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни человека. Личностный выбор и проблема свободы как высшие ценности бытия человека

Аксиологические параметры бытия человека в мире. Природа ценностей и их иерархия в бытии человека.

Вопрос 14. Человек как предмет философской антропологии.

Стратегии познания человека в философских концепциях антропосоциогенеза

Философская антропология(ФА) – это учение о человеке.Основные проблемы ФАсвязаны с выявлением места и роли субъекта в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

Проблема бытия человека принадлежит к разряду «вечных» философских проблем. Это вопросы о сущности человека, его происхождении, предназначении и месте в мире, о его ценностях, смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни… Проблемы эти вечные, но и вечно новые, поскольку изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз это проблемы иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку данной проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.

Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.

Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована) к естественным процесса, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она жестко мстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку. Тому есть множество подтверждений, и, в частности, неразумное мелиорирование земель в Полесье, что привело к опустошению плодородных земель и превращению их в торфяную пыль.

Коэволюционное развитие природы и общества является необходимым условием устойчивого развития, как самой природы, так и социальной среды.

Принцип коэволюции, т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.

Сегодня единственный путь сохранения человека в составе биосферы – это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который согласовал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы в канале эволюции, повадившем феномен человека.

Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.

Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена в каждую конкретно-историческую эпоху.

Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.

Первый из них, самый древний – архаичный. Коэволюция природы и общества здесь проявляла себя с абсолютной адекватностью, так как человек стремился жить в гармонии с природой, и его деятельность не носила разрушительного характера. Основной чертой этого периода является присваивающая экономика. Люди здесь использовали в основном готовые продукты природы, используя примитивные орудия труда. Основными видами их деятельности были охота, собирательство и рыболовство, что не могло оказать преобразующего, т.е. негативного воздействия на природу. Крупнейшим завоеванием этого этапа, подготовившим переход к следующему, явились два существенных момента, — это овладение огнем и отбор наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.

Третий коэволюционный этап взаимодействия природы и общества – промышленный. Он связан с промышленной революцией XVIII века. Основная здесь ставилась задача подчинение природы господству человека, ее покорение. В этих целях в производстве используются машины, техника и усиливается антропогенное воздействие человека на природу, она становится целью (средством) его преобразовательной деятельности. Вследствие этого намечается противопоставление общества природе и нарушение между ними коэволюционного баланса. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается.

Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Этот период характеризуется небывалым развитием науки и техники, превращением научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.

Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.

Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания, и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.

Такие сомнения, в частности, высказывают В.И. Данилов-Данилъян и Г.М. Лыч. Они не допускают того, чтобы естественный процесс эволюции биосферы целенаправленно регулировался человеком. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Человек уже сейчас управляет многими природными процессами. Поэтому, привнесение регулятивной компоненты в управление природой «вещь» вполне допустимая. Человек своей преобразовательной деятельностью нарушил баланс в соотношении природы и общества, он должен и восстановить между ними коэволюционное равновесие.

3. Экологические проблемы современности и пути их решения

Впервые термин «экология» был введен в оборот немецким биологом Э Геккелем (1834-1919) в 1866 г. под которым понималась наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. В настоящее время этот термин приобрел новое значение и отражает по существу идеи социальной экологии – науки, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

В настоящее время перед современным человечеством стоят две основные опасности — опасность того, что оно уничтожит себя в огне ядерной войны, и опасность экологической катастрофы, которая сегодня стала реальностью. Подтверждением тому является авария на Чернобыльской АЭС, отрицательные последствия которой будут сказываться на будущих поколениях людей.

Уже сейчас рождаются дети с серьезными изъянами и патологическими изменениями, увеличивается количество людей с онкологическими заболеваниями и заболеваниями щитовидной железы. Ухудшение экологической ситуации связано с тем обстоятельством, что человечество ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100 млрд. тонн различных минеральных ресурсов. Преобладающая их часть — от 70 до 90% — превращается в разного рода отходы производства, загрязняющие окружающую среду, что приводит к гибели растительного и животного мира.

Одной из серьезных проблем сегодня является сокращение имеющихся запасов полезных ископаемых, а также увеличение в перспективе численности населения нашей планеты. Согласно специалистам ООН, в XXI веке темпы роста мирового народонаселения несколько замедлятся, но абсолютный прирост будет продолжаться, и население мира составит к 2005 году – 8 млрд. человек, к 2050 году – 10 млрд. человек, а к 2100 году – 14 млрд. чел. Этого количества населения будет достаточно для того, чтобы уничтожить все экосистемы планеты.

Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую. Она приобрела глобальный характер и решение ее возможно только посредством совместных усилий правительств всех цивилизованных стран мира.

Важной мерой на пути решения современных экологических проблем является экологизация производства: развитие безотходных технологий на основе замкнутых циклов; комплексная переработка сырья; использование вторичных ресурсов; полис новых источников энергии; широкое внедрение биотехнологий; обязательная экологическая экспертиза новых производственных проектов; развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства при постоянном отказе от пестицидов и др.

Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является также разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человека важнейшее значение.

Еще одной мерой решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания. Экологическое обучение и воспитание должны быть поставлены на государственный уровень, а применительно к вузовскому образованию стать важнейшим элементом подготовки специалистов любого профиля.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение природы. Что такое естественная и искусственная среда обитания? Какие существуют представления о природе в истории культуры человечества? Какой смысл Вы вкладываете в понятие коэволюции? Назовите основные этапы коэволюционного развития природы и общества? Назовите основные экологические проблемы современности и пути их решения?

Раздел 3. Философская антропология

Дата добавления: 2018-10-14; просмотров: 29 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню