Кодекс социального работника

Профессионально-этический кодекс социального работника

Контрольная работа

Выполнила: Гаджиева М.М., студентка 4 курса заочного отделения факультета Социальная работа

Министерство Труда и Социального Развития

Московский Государственный Социальный Университет

Красноярский филиал

г. Красноярск, 2002 год.

Введение

Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.

Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике Специалист по социальной работе (1991 год). Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

Ценности и основные принципы профессионально-этического кодекса социального работника

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно слабых социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников, принятый в США в 1997 году. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. Принцип определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами профессиональной деятельности. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. При всей очевидности, это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника. Социальный работник должен осуществлять свою профессиональную деятельность. В настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик, можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социологии).

И именно указанный принцип ориентирует социального работника, с одной стороны, делать только то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов.

Деятельность социального работника — это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Это особенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда в условиях становления доцивилизованных рыночных отношений происходит изменение духовно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственной власти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации. Быстрая смена идеологических установок — от патронажа государства в сфере здравоохранения, образования, жилищных и других проблем к идеологии самовыживания — обусловила увеличение числа людей, которые в силу объективных причин оказались неконкурентоспособными в борь�

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ

    Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики
    Профессиональная этика — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
    Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
    Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере.
    Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.
    Социальная работа — один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений. Культура поведения, действий и общения специалистов должна быть основана на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм и правил морали.
    В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса — Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования — уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
    Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
    Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, играющий важную роль в формировании основных принципов профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.
    Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

    1. ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

    Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.
    Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей.
    Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей.
    Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной ЧЕСТНОСТИ:
    а)социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;
    б)социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
    Специалист в области социальной работы должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательскую работу:
    в) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;
    г) социальный работник, вовлеченный в исследовательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;
    д) информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, должна рассматриваться как конфиденциальная;

    2. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ

    Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту:
    а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах;
    б) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам;
    в) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;
    г) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;
    д) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.
    Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи:

    3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ

    Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:
    Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:
    а) социальный работник не должен брать на себя профессиональную ответственность за клиента другого коллеги без соответствующих согласований с этим коллегой;
    б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен обслуживать их с таким же вниманием, как и своих «собственных» клиентов.

    ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИЛИ РУКОВОДЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации:
    а)социальный работник должен работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности ее служб.

    5. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ

    Социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии:
    а)социальный работник должен защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии и должен быть ответственным и активным в дискуссиях по совершенствованию профессии;
    б) социальный работник должен предпринимать действия по соответствующим каналам против неэтичного поведения любых своих коллег;
    в) социальный работник должен предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социальной работы;
    г) социальный работник не должен допускать искажений при рекламе своей компетентности, квалификации, услуг, результатов, которые могут быть достигнуты.
    Социальный работник должен всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными населению микрорайона (социума).
    Социальный работник должен вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии.

    6. ЭТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ

    Сотрудник социальной службы должен содействовать развитию благосостояния общества:
    а)социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения;
    б) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы расширить личностные возможности всех людей, различных семей, с особым вниманием относясь к ущербным группам и лицам;
    в) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различным культурам;
    Социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник — связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

    Специалист по социальной работе отделение социальной помощи малообеспеченным семьям Башкатова Наталья Викторовна.

Российское общество, переживает трудные времена. Хочется привести в этой связи слова А. И. Герцена: » .Но есть еще и третьего рода эпохи, очень редкие и самые скорбные — эпохи, в которые общественные формы, переживши себя, гибнут; исклю­чительная цивилизация достигает не только высшего предела, но даже выходит из круга возможностей, данных историческим бытом, так, что, по-видимому, она принадлежит будущему, а в сущности рано отрешена от прошедшего, которое она презира­ет, и от будущего, развивающегося по иным законам. Вот тут-то и сталкивается лицо с обществом. Прошедшее является как безумный отпор. Насилие, ложь, свирепость, корыстное рабо­лепство, ограниченность, потеря всякого чувства человеческого достоинства становится общим правилом большинства. Все доб­лестное былого уже исчезло, дряхлый мир сам не верит в себя и отчаянно защищается, потому что боится, из самосохранения забывает своих богов, попирает ногами права, на которых дер­жался, отрекается от образования и чести, становится зверем, преследует, казнит, и между тем сила остается в его руках; ему повинуются не из одной трусости, но из того, что с другой сто­роны все шатко, ничего не решено, не готово — и главное, что люди не готовы. С другой стороны, незнакомое будущее восхо­дит на горизонте, покрытом тучами, — будущее, смущающее всякую человеческую логику «.

Только пронизанная гуманизмом и нравственностью деятель­ность, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каж­дого отдельного индивида.

КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА РОССИИ

а) Социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;

б) Социальный работник не имеет права исполь­зовать свои профессиональные отношения в личных целях

1. Поведение и облик социального работника

1.1.Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

1.2. Компетентность и профессиональное совершенствование

Социальный работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести ра­боту только в рамках своей компетентности и в том случае, если он намерен приобрести ее. Сотрудник социальной служ­бы должен нести персональную ответственность за каче­ство работы, которую он индивидуально ведет, назначает или исполняет.

Социальный работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности негуманного или дискрими­национного поведения по отношению к личности или группе людей.

1.3. Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами профессиональной честности:

1.4. Учеба и исследовательская работа

Специалист в области социальной работы должен стре­миться к постоянному повышению профессиональных зна­ний, мастерства, включаться в систему обучения и иссле­довательскую работу:

а) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен четко сознавать, какие последствия может иметь эта работа для человека, личности;

б) социальный работник, вовлеченный в исследо­вательскую работу, должен удостовериться в том, что все участники объединены на основе доброволь­ности и информированности, с полным соблюдени­ем личной свободы и достоинства участвующих;

в) социальный работник, вовлеченный в экспери­мент, должен защищать участников от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстрой­ства, опасности или унижения;

г) социальный работник, приглашенный для оцен­ки тех или иных служб (или процессов), должен обсуждать их только с профессиональной целью и только с теми, кто непосредственно или профессио­нально имеет к ним отношение;

д) информация, полученная об участниках иссле­дования за время его проведения, должна рассмат­риваться как конфиденциальная;

е) социальный работник должен принимать пла­ту только за реально выполненную работу, касаю­щуюся научных или исследовательских изысканий, и только добровольно предлагаемую и на законных основаниях

Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам

2.1. Права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов.

Социальный работник должен приложить максимум усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность со стороны кли­ента. Основными обязанностями социального работника явля­ются его обязанности по отношению к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отно­шения с клиентами в собственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, спо­собствовать или принимать участие в любых формах дис­криминации, основанной на национальности, сексуаль­ных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или фи­зических недостатках, привилегиях, персональных ха­рактеристиках; напротив, его цель — всеми доступны­ми ему средствами бороться с такой дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и от­ношений, которые идут во вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексу­альные отношения с клиентами ни при каких обстоя­тельствах;

д) социальный работник должен осведомлять клиен­тов о риске, правах, возможностях, обязанностях, свя­занных для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела;

ж) социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официаль­но назначено выступать в защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом исключи­тельно в интересах клиента;и) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают граж­данские или юридические права клиента, даже если это дела­ется по просьбе клиента;

к) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать униже­ния достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.

2.2. Конфиденциальность и сохранение тайны.

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональ­ной социальной помощи:

а) социальный работник может поделиться конфиденци­альной информацией, узнанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по профессиональ­ным обстоятельствам;

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кодекс чести социального работника

I.Общие положения

Профессиональная этика — одна из функциональных основ профессиональной деятельности. Профессиональная этика социального работника представляет собой науку о профессиональной морали. Это — совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, идей о должном, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

«Социальный работник» в настоящем кодексе — это любой человек, занятый в сфере социального обслуживания, независимо от занимаемой должности.

Социальная работа призвана влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением — своими клиентами и их близкими в процессе работы, а также с помощью пропаганды профессиональных ценностей и личных примеров специалистов.

II.Этическая ответственностьсоциальных работников в отношении коллег

v Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, к коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

v Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Он должен согласовывать свои действия с действиями коллег, обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

v Социальные работники должны относиться к коллегам с уважением, избегать неоправданной негативной критики коллег в разговорах с клиентами и другими профессионалами. Неоправданная негативная критика может включать оскорбительные комментарии коллег или в адрес индивидуальных качеств, таких как, национальность, возраст, семейное положение, политические убеждения, умственная или физическая отсталость.

v Социальные работники должны уважать конфиденциальную информацию, полученную от коллег в ходе профессиональных отношений и взаимодействий.

v Социальные работники не должны привлекать клиентов к спорам со своими коллегами или вовлекать клиентов в некорректные обсуждения конфликтов между социальными работниками.

v Социальные работники должны хорошо знать области компетенции и опыта своих коллег. этика ответственность социальный работник

v Социальные работники — руководители должны отстаивать интересы своих подразделений как внутри, так и за их пределами, чтобы обеспечить ресурсы для удовлетворения потребностей клиентов.

v Социальные работники должны бережно относиться к ресурсам подразделения, разумно экономить средства.

v Социальные работники должны регулярно знакомиться с профессиональной литературой и постоянно совершенствовать свои знания в области практической деятельности и этики социальной работы.

III.Этическая ответственностьсоциальных работников как профессионалов

v Социальные работники должны принимать ответственность и браться за работу только на базе полученных ими знаний или с намерением приобрести необходимую компетенцию.

v Социальные работники не должны вести, потворствовать, содействовать любой форме дискриминации.

v Социальные работники не должны принимать участие в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством и обманом.

v Социальные работники, чьи личные проблемы мешают их профессиональным решениям и деятельности, должны прекратить работу или предпринять другие шаги, чтобы не ставить под угрозу интересы людей, за которых они несут ответственность.

v Социальные работники должны проводить четкие различия между заявлениями и поступками, сделанными или от имени частного лица, или от имени представителей своей профессии.

IY.Этические отношениямежду социальными работниками и клиентами

v Высшая цель, которую ставит перед собой социальный работник, — способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной клиентом, планирует конкретные действия по ее достижению и берет на себя личную ответственность за это.

v Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых «не навреди!».

v Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого им решения. Клиент озабочен достижением своего блага, социальный работник — не только этим, но и возможными последствиями для общества.

v Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными — как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств.

v Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем.

v Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему.

v Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить.

v Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы.

v Бескорыстие. Оно является в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он.

v Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личного потенциала.

v Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику — следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок.

v Отсутствие предрассудков в отношении клиента. Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.

v Информационный контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предостережению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми людьми и ослабленными клиентами.

Заключение

Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Социальное одобрение его деятельности, признание клиентами и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство социального работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню