Князь Владимир в былинах

Исторический портрет

В крещении князь был назван Василием. Владимир 1 Святославович в былинах известен под именем Святой, Красное Солнышко. Его матерью по преданию была ключница Малуша родом из г. Любеч. В соответствии с языческими традициями сын рабы мог быть наследником отца-князя. Точный год, в который был рожден Владимир 1 Святославович, неизвестен. Его отец появился на свет, согласно летописям, в 942 г. Старший сын Владимира – Вышеслав – родился примерно в 977 г. На основании этого исследователи древнего периода выводят год появления на свет Красного Солнышка – 960.

В соответствии с «Повестью» Нестора, Владимир являлся третьим по старшинству сыном Святослава после Ярополка и Олега. Однако есть еще одна гипотеза. Согласно некоторым сведениям, он был вторым сыном, поскольку перед уходом отца в Византию получил в 970 году княжеский стол в важном Новгороде. А Олег, в свою очередь, оставался в Древлянской земле, центром которой был Овруч. В качестве наставника для Владимира был выбран Добрыня.

В скандинавских сагах есть интересная история о том, как Олаф I Трюггвасон (будущий норвежский король) провел все детство и юность в новгородской земле. Его мать вынуждена была бежать от убийц своего мужа к конунгу Владимиру (Вальдемару). У него в то время служил Сигурд – ее брат. Однако ее с ребенком захватили разбойники Эстонии. Сигурд как раз отвечал за сбор налогов в этой стране. Случайно он встретил Олафа и выкупил его. Мальчика привезли в Новгород. Здесь он рос под покровительством Владимира. Позднее Олаф был принят в дружину, где стал очень популярен среди воинов.

Владимир 1 Святославович: краткая биография

После гибели отца в 972 году князем в Киеве стал брат Ярополк. Между ним и оставшимися братьями в 977 г. началась междоусобная война. Олег в битве с Ярополком во время отступления был раздавлен падавшими лошадьми во рву. Владимиру удалось бежать в варяжские земли. Так всей Русью стал править Ярополк. Между тем Владимир 1 Святославович вместе с Добрыней собрал в Скандинавии войско. В 980 г. он возвращается в Новгород и выгоняет посадника Ярополка. Затем он захватывает Полоцк, перешедший на сторону Киева. При этом княжна Рогнеда была насильно взята им в жены.

Ярополк тем временем спрятался в Киеве. Владимир 1 Святославович вместе с достаточно большим варяжским войском направился к стенам города. Как свидетельствует летопись, воевода Ярополка был подкуплен. Он убедил князя бежать в небольшой город Родень. Здесь Владимир заманил брата на переговоры, на которых два варяга «под пазухи подняли его мечами». Беременную супругу Ярополка он взял в наложницы. Спустя время варяги потребовали плату за службу. Владимир сначала пообещал им дань, но затем отказался. Он отправил часть войска в Константинополь, посоветовав императору Византии развести его по разным местам. Часть скандинавов Владимир оставил при себе.

Военные походы

Чем прославился Владимир 1 Святославович? Внутренняя и внешняя политика князя была направлена преимущественно на покорение соседей и присоединение их территорий к Древней Руси. Большая часть его походов была вполне удачной и позволила существенно расширить границы государства. Так, в 981 году (по иным сведениям в 979 г.) он воевал с Мешко I – польским правителем. В результате сражений Владимир захватил Перемышль и Червен. В 981-982 гг. князем были присоединены территории вятичей. В 983 г. Владимир установил свое владычество над Судовией, покорив племя ятвягов. Это открыло Руси путь к Балтике.

В 984 г. князь полностью покорил радимичей. В 985 г. Владимир воевал вместе с кочевыми торками против болгар. В результате был заключен выгодный для Руси мир. В 988 г. был захвачен г. Корсунь. Как свидетельствуют источники, город пал после продолжительной осады, когда дружинники перекопали трубы с водой, поступавшей из колодцев. В 991 г. в результате похода в прикарпатские земли они были включены в состав Руси. В 1000 г. 6 тысяч дружинников приняли участие в наступлении византийцев на Армению. За время правления Владимир смог заключить множество выгодных договоров с Польшей, Византией, Венгрией, Чехией.

Дети и семья

Владимир 1 Святославович в былинах известен как «великий распутник». Об этом также свидетельствуют записи Тимара Мерзебургского (немецкого хрониста). Кроме того, князь состоял в нескольких языческих браках.

Среди его жен были Рогнеда, «чехиня» (этот союз, по некоторым свидетельствам, нужен был Владимиру для борьбы с Ярополком), «болгарыня» (неизвестно, из каких болгар была жена – дунайских или волжских). По одному из источников, Глеб и Борис были сыновьями от последней. Кроме этого, в наложницах у Владимира была беременная вдова Ярополка, которая была похищена во время одного из походов. Спустя время она родила Святополка – сына «от двух отцов». При этом Владимир считал его своим наследником. Сам же Святополк признавал отцом Ярополка. Владимира же он считал узурпатором.

После принятия христианства князь, предположительно, состоял еще в двух христианских браках. Первый был с Анной, византийской царевной. Она скончалась в 1011 году. После ее смерти была еще одна жена, неизвестная «мачеха Ярослава». Всего у Владимира было 13 сыновей и не менее 10 дочерей.

Образ Князя Владимира в былинах.

Основную часть русских былин, прежде всего киевского цикла, ученые связывают с Киевской Русью и правлением князя Владимира.

Время князя Владимира – время больших событий.

Былинный образ Владимира прошел сложную историю.

Сначала образ князя Владимира противопоставлялся современным князьям как укор им в неумении вести борьбу против иноземных захватчиков, а затем на него стали наслаиваться черты последующих князей.

Обострение социальных противоречий привело к тому, что в образе Владимира все более стали развиваться отрицательные черты: сначала он стал изображаться иронически, а затем и еще более критически.

В.Г. Белинский отметил, что Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределенен, он более имя, чем человек.

41. Образ Ильи Муромца в былине ‘Илья и Святогор’.

Этот сюжет можно считать эпиграфом ко всему циклу былин.

Инвариант:

Святогор и велик, и высок, его земля не держит, и он ездит по горам (всё, что находится в горизонтальной плоскости – хорошо, всё, что в вертикальной – плохо).

Выводы:

Сумочка с тягой земною – ключевое слово – земля = государство.

Святогор и Русь – несовместимые понятия.

Святогор – символ природы (гора, камень). Ср. с людоедом в европейском фольклоре.

Святогор не враг государства, он его противоположность.

Илья Муромец олицетворяет само государство. Он герой новой эпохи, герой духовный – «ай во мне сила небольшая есть, у меня храбрость есть».

42. Образ Ильи в былине «Первая поездка Ильи Муромца».

Илья Муромец и Соловей разбойник.

43. Образ Ильи в былине «Илья Муромец и Калин-царь».

Два мотива: — патриотическая борьба богатыря

— нарастание его конфликта с князем.

В образе царя олицетворение монголо-татарской силы.

Владимир разгневался на Илью и посадил его в погреба глубокие. Княгиня Опракса сберегла его от смерти, заботилась о нем. В это время к городу подступает Калин-царь и требует сдать ему город. Князь просит отсрочки, но Калин не дает ее. Князь грустит, что некому стоять за веру, за отечество, но оказывается, что Илья жив. Он соглашается помочь Киеву, другие богатыри, обиженные князем, не согласны на это. Илья попадает во вражеский плен. Царь предлагает ему служить ему, тот отказался. Когда он выходит из царской палатки, ордынцы теснят его, он хватает татарина за ноги и бьет им других. К нему на помощь приходят другие богатыри. Калина приводят к князю, царь соглашается платить дань.

44. Образ Добрыни Никитича. «Добрыня и Змей»

Былины о Добрыне считают более старыми, нежели об Илье. Вежество. Дипломат. Мир культуры, синтез воспитания и образования. Содержание. Наказ матери – непослушание. Богатырь купается в пучай-реке. Появляется змей – враг Русской земли. Добрыня бьется с ним и побеждает его. «Шапка земли греческой» олицетворяет культурную сторону – побеждает вежеством. Змей обещает не причинять зла людям. Однако позже он нарушает обещание, и Добрыня, встретив его, убивает. Совершив этот подвиг, он освободил полоны российские». Змей олицетворяет старое, древнее, ненужное невежество.

45. Алеша Попович. «Алеша и Тугарин».

Имеются прототипы героев: Александр (Алеша) Попович и Тугор-хан. Алеша побеждает Тугарина при помощи «небесной силы», или потому, что дождь замочил бумажные крылья Тугарина и он пал на землю, или хитростью, сказав ему, что позади его войско, а тот обернулся и дал себя убить.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

Контрольная работа по дисциплине «История России с Древнейших времен до конца XVII века»

на тему «Исторический портрет Владимира Первого»

Выполнил: студент 1 курса (группа 1А)

Кольчинаев А.Ю.

Проверил: канд.ист.наук, доцент кафедры

истории России Степанов М.Г.

Абакан 2016

Введение

1.Биография Владимира Первого

2.Вклад в историю Владимира Первого

Заключение

Биографический список

Приложение

Введение

Актуальность данной темы в том, что с именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян — во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение.

Цель: изучить исторический портрет Владимира Первого.

Биография

владимир князь великий христианство

Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы великой княгини Ольги — Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 году. Несмотря на то, что в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича — «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы, погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов, радимичи были в 984 году, а следующий 985 год ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 году

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. Соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 года или начале 988 года. В крещении он принял имя Василия.

После подавления мятежа Фоки императоры — соправители не собирались торопиться со свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого, в Корсунь прибыла, в сопровождении священников, Анна, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 году ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава», определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, выступив на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не стал удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 1014 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя — Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

Вклад в историю

Вклад в историю: Владимир 1-й Святославич — киевский князь примерно с 980г. , сын князя Святослава Игоревича,

с 969г. — князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти в 988г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. (откуда — Святой). Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъёма Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточённая борьба за власть.

Заключение

Итак, мы видим какой огромный вклад в историю, такой как крещение Руси, борьба с печенегами и укрепление киевской Руси, хотя начало его правления было омрачено братоубийством.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню