Классификация источников трудового права

Источники трудового права, их классификация

Источники ТП — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет ТП.

Об источниках ТП необходимо говорить в двух аспектах:

формальное проявление источников ТП — под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет ТП.

2. материальный аспект источников ТП — предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет ТП.

Источники ТП имеют особенности:

1.издаются на различных уровнях прав. регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном.

2.могут быть приняты не только гос. органами, но и по их поручению органами МСУ, субъектами ТП.

3.отражают как общие, так и спец. формы регулирования труда.

4могут применяться не только исходя из приданной им юрид. силы, но и по принципу отражения в них интересов работников.

Классификацию источников трудового права можно проводить

I.по юридической силе: 1.Конституция РФ. 2.Международно-правовые акты о труде. 3.ФКЗ, ФЗ, подзакон. акты нормат. характера фед. уровня. 4.Постановления Конст. Суда РФ и Верховного Суда РФ. 5.Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 6.НПА органов МСУ. 7.Соглашения и коллективные договоры. 8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

II.по форме:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников ТП.

III.по степени обобщенности:

1.кодифицированные — ТК РФ, с его принятием начинается кодификация ТП

2 некодифицированные – все остальные.

IV. По субъектам, к которым применяются источники ТП:

1.общие — призваны регулировать отношения всех работников

2.специальные – рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например, к женщинам, молодежи, инвалидам.

V.По предмету правового регулирования:

регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.

VI.По территории применения:

общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. «Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.

Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.

За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.

Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:

♦ внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;

♦ согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);

♦ признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).

Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.

Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).

Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.

Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

Вопрос 6. Источники трудового права

Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан.

“Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г.

В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”. Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
— внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
— согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
— признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

Все предметы → Трудовое право

Когда используется термин форма, предполагается, что зайдёт речь о содержании. Когда говорим об источниках права, в литературе имеется в виду тот способ, благодаря которому издаётся правовой акт.

Система нормативных актов в сфере трудового права включает в себя правовые акты общефедерального значения, акты субъектов федерации, органов местного самоуправления и акты локального нормотворчества.

Существует 4 вида источников: нормативный акт, нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент.

Разнообразие актов обусловлено своеобразием системы правотворческих органов, а также спецификой регулируемых отношений.

1. В зависимости от правового положения субъекта, все НПА делятся на следующие виды:

  • — нормативные акты государственных органов;
  • — нормативные акты, принятые с участием государственных органов (социально-партнёрские соглашения);
  • — нормативные акты, принятые сторонами социального партнёрства;
  • — нормативные акты, принятые работодателем.

2. В зависимости от сферы действия выделяют:

  • — общефедеральные акты;
  • — акты субъектов федерации;
  • — акты органов местного самоуправления;
  • — региональные и территориальные соглашения;
  • — отраслевые и профессиональные соглашения;
  • — локальные нормативные акты.

3. По юридической силе выделяют:

  • — законы;
  • — подзаконные акты;
  • — акты санкционированного правотворчества.

При рассмотрении вопроса об источниках трудового права нужно определить иерархию нормативных актов о труде:

  • — международные акты (Конституция ч.4 ст.15);
  • — Конституция РФ;
  • — ФКЗ (ТК);
  • — иные ФЗ;
  • — указы Президента;
  • — постановления Правительства;
  • — Конституции (Уставы) и законы субъектов федерации;
  • — акты органов местного самоуправления;
  • — локальные нормативные акты.

Международные акты о труде.

Выделяют многосторонние и двусторонние договоры. Многосторонние договоры: универсальные договоры (может присоединиться любая страна) и региональные (складываются в пределах географической общности). Среди универсальных договоров особое значение имеют акты МОТ (международной организации труда) – это конвенции и рекомендации. Помимо названных источников в МОТ существуют источники «мягкого права» (это модельное право), которые не принуждают государство к исполнению обязательств.

4. По способу принятия локальных нормативных актов:

  • — принятые работодателем самостоятельно;
  • — принятые по согласованию с работниками (коллективный договор);
  • — принятие НПА с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Первичная организация в том смысле, что могут объединяться. Работодатель разрабатывает акт, профсоюзная организация в течение 5 рабочих дней рассматривает полученные проекты и в этот срок отправляет работодателю свой мотивированный ответ. В случае если мнение не содержит согласия с проектом, либо содержат предложение по совершенствованию этого проекта, работодатель может либо согласиться, либо в течение трех дней провести дополнительные консультации с работниками. В случае, если в ходе консультации не пришли к согласию, их разногласия оформляются в протокол разногласий, и работодатель имеет право принять его в своей редакции. Выборный орган в ответ на это может обратиться в трудовую инспекцию или в суд, а также может начать процедуру коллективного трудового спора. В случае, если трудовая инспекция выявит трудовые нарушения, она выносит предписание работодателю об отмене указанного нормативного акта.

Акты судебных органов (не судебный прецедент):

  • — Постановления пленума ВС (возникает спор по поводу прецедент это, или нет);
  • — судебная практика;
  • — акты, принятые в СССР (действуют в тех случаях, где не противоречат нынешнему закону).

← предыдущая лекция

следующая лекция →

Понятие и виды источников трудового права.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте.

Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Виды: НПА, нормативный договор, судебный прецедент, обычай.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

— Конституция РФ;

— федеральные конституционные законы РФ;

— международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;

— федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;

— законы субъектов РФ по вопросам их ведения;

— Указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

— нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.


Общая характеристика Трудового Кодекса РФ.

Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу- важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей территории РФ.

ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, включая 62 главы, а всего 424 статьи.

По сравнению с Кодексом Законов о Труде введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.

Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права.

Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс.

Действие источников трудового права России во времени и в пространстве.

Действие во времени актов, содержащих нормы трудового права, означает установление времени начала и окончания действия указанных актов (т.е. их временных границ).

Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Необходимо отметить особую роль официального опубликования нормативных правовых актов в вопросах вступления таких актов в законную силу. Ведь, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. При этом следует отметить, что почти все акты, содержащие нормы трудового права, так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

При этом под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона следует понимать первую публикацию его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 указанного закона).

Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

— истечением срока действия;

— вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

— отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

В пространстве.

Территория, на которую распространяется действие того или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, определяется, главным образом, в зависимости от уровня принявшего его органа власти, если в самом акте не определена конкретная территория в рамках компетенции соответствующего органа.

Территория РФ включает в себя сушу, воды, недра и воздушное пространство (ст. 1 Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1). Кроме того, Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ), поэтому и здесь регулирование общественных отношений осуществляется нормативными правовыми актами РФ.

По общему правилу законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 13 ТК РФ). В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одной субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и иных нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Закрыть меню