Кирсанова отцы и дети

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями — Аркадием и Базаровым — как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все — манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли.

Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому — это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

Интернет-клуб.

Пётр Николаевич Тургенев (дядя Пётр), родной брат отца писателя Сергея Николаевича Тургенева, был женат на В. Г. Гурьевой (ум. 29 ноября 1877 г.).
Пётр Николаевич имел большую семью – трёх сыновей и пять дочерей.
Один из сыновей П. Н. Тургенева, Иван Петрович (1842-1870) был крестником писателя. У Ивана Петровича и его жены, Люции Эллам (ум. 1871) осталась дочь Евгения, воспитанница Елизаветинского института, которую Тургенев в 1881 году навестил в пансионе. Некоторое время писатель выделял ей определённую сумму. Е. И. Тургенева впоследствии вышла замуж за генерала В. О. Левицкого, который в 1912 году хлопотал о выдаче жене свидетельства о принадлежности к роду писателя.
Старший сын П. Н.

Тургенева – Николай, жил в родовом Поганцеве, некоторое время служил в Черни. Был женат на Е. В. Святогор-Штепиной. У них трое детей. Старший сын, Николай (1860), студент 4-го курса естественного факультета Московского университета, погиб в кукуевской железнодорожной катастрофе (в нескольких верстах от Спасского-Лутовинова) в июле 1882 года.
Спустя несколько дней после катастрофы Тургенев писал Жозефине Полонской: “Мне постоянно мерещатся эти несчастные, задохнувшиеся в тине, и хотя отрытие их теперь, конечно, ничему не поможет – но я весь горю негодованием при мысли, что в течение нескольких дней ничего не было сделано! <…> Николай Петрович Тургенев – мой двоюродный брат, у него имение в 40 верстах от Черни – и я знал его сына – видел его студентом в Москве. Прекрасный был малый, умный и честный, великан – головою выше меня. Очень жаль и его и отца”.
Дочь Николая Петровича, Софья, вышла замуж за известного доктора Н. А. Савельева. Дочь Савельевых, Елизавета замужем за московским адвокатом К. Н. Жудро.
Ещё одна дочь Николая Петровича, Лидия Николаевна – замужем за пермским вице-губернатором А. П. Наумовым.
Старшая дочь Петра Николаевича – Елизавета Петровна (1829-1905), замужем за Эдуардом Крюгером. По одним сведениям – директор банка, по другим – управляющий имениями.

Крюгер Елизавета Петровна Крюгер Эммануил Эдуардович Сергей Петрович Тургенев

Старший сын Елизаветы Петровны – Эммануил Эдуардович (Маня), музыкант, ученик Ауэра, первый альт Мариинского театра, впоследствии – профессор Петербургской консерватории. По семейным воспоминаниям, Эммануил Крюгер сопровождал писателя во время его чествований в России в последние годы.
У Эммануила Крюгера два сына – Владимир (1898-1859), заслуженный артист и Борис (1902-1963) – скрипач, педагог, один из первых учителей Владимира Спивакова.
Эммануил Эдуардович умер в Ленинграде в 1938 году.
Два других сына Елизаветы Петровны – Виктор и Владимир Крюгеры не оставили потомства.
Одна из дочерей Е. П. Крюгер – за Николаем Бомом. Дочь Лидии Бом, Валентина Николаевна, вышла за Ф. Е. Шнейдера. Отец его, Евгений Шнейдер, будучи студентом, в 1870-х годах обменялся с Тургеневым письмами. Подлинник письма Тургенева был сравнительно недавно найден в этом семействе и опубликован. Валентина Николаевна ранее передала в Литературный музей некоторые другие материалы, доставшиеся ей от бабушки.

У Елены Эдуардовны Крюгер (Эгерштром) дочь Мария Николаевна, педагог, словесник, кандидат педагогических наук. Как методист изучала творчество Тургенева. В блокадном Ленинграде в одном из журналов была напечатана её статья о русском писателе-патриоте.
Из всех дочерей Петра Николаевича Тургенева только о Варваре Петровне, по мужу Зальцман, не сохранилось никаких сведений. Следы её затерялись в годы гражданской войны. Младшие дочери П. Н. Тургенева – Мария (1834-1912) и Екатерина (1832-1911) – незамужние, получали небольшую пенсию от писателя.
Софья Петровна имела неплохой голос, мечтала стать певицей, пыталась брать уроки у Полины Виардо. Вышла замуж за известного доктора Эдуарда Ландезина, жила в Твери. Дочь Софьи Петровны, Мария Ландезин стала профессиональной певицей (сценическое имя Мэри Ланская). Сын Фёдор – товарищ Л. Собинова по училищу правоведения.
Младший сын П. Н. Тургенева – Сергей Петрович (1839-1900) имел хороший дом в Москве, на Спасо-Песковской площади Арбата, где бывал Тургенев.
Сергей Петрович в молодости служил в гусарах, был адъютантом командующего войсками Московского округа. У Сергея Петровича и его жены Екатерине Александровне (урожд. Шориной) было семь дочерей и два сына.
Старший – Александр Сергеевич – полковник Гродненского гусарского полка. Рано овдовел, второй раз женился на прислуге, из-за чего возникло отчуждение с родственниками. Служил в Белёве бухгалтером, умер в 1927 году.
Дочери Сергея Петровича:
Зинаида Сергеевна (1868-1907) замужем за офицером Сумского гусарского полка Д. А. Кучиным. Их сын, Н. Д. Кучин был хорошим знатоком семейной старины.
Ольга Сергеевна – в замужестве Козлова, имела детей, но судьба их неизвестна.
Вера Сергеевна Шорина – её потомки живут в Туле.
Варвара Сергеевна – в первом браке Синельникова, во втором – Змеева, перед революцией жила в Крыму.
Евгения Сергеевна Куркузаки жила в Крыму. Некоторые из её внуков живут в Москве.
Любовь вышла замуж за офицера по фамилии Прибиль, покончила жизнь самоубийством на почве семейной ревности.
Надежда замужем за Куроедовым, у них было маленькое имение в Мценском уезде.
Пётр Сергеевич Тургенев (1874-1943) – офицер, после революции служил на хозяйственных должностях, в том числе – в литературном музее. Два его сына – Сергей Петрович, профессор, архитектор и Николай Петрович – инженер, оба покойные.
Супруга Сергея Петровича – Татьяна Александровна, их дочь Екатерина Сергеевна.
Дочь Николая Петровича – Нона Николаевна – умерла.
Дочь Ноны Николаевны – Анна взяла девичью фамилию матери – Тургенева. Фамилию Тургеневых носит и старшая дочь Анны Тургеневой – Елизавета.

Источник информации:
Государственный мемориальный и природный музей –заповедник И.С. Тургенева “Спасское-Лутовиново».
Материалы из архива Н.Чернова

Вместо того, чтобы посечь сына, Он выпорол отцов… А. И. Герцен И. С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы крепостного права.

К началу 60 х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, разрешившаяся отменой крепостного права. Значительную роль в общественном движении этого периода начинают играть революционеры демократы, пришедшие на смену дворянским революционерам. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе. По своим политическим взглядам в период работы над романом Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания. Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов Чернышевского и Добролюбова.
Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений. Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» – это люди со взглядами и принципами поколения либерального дворянства 40 х годов XIX века. «Дети» – это передовые люди, революционеры демократы из лагеря Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В романе показан процесс смены «отцов» «детьми». Но автор подчеркивает, что борьба ведется вовсе не с плохими людьми, а с отжившими общественными явлениями. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства. Говоря словами автора, «если сливки таковы, то каково же молоко?» Наиболее яркими представителями лагеря «отцов» являются братья Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов, старший брат, выведен в романе как представитель «белой кости», благородной крови, как представитель лучшей части русского дворянства. Об этом говорит история его жизни. Он воспитывался в пажеском корпусе, довольно быстро продвигался по службе, делал военную карьеру, но, говоря словами Базарова, «он всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Большую часть своей жизни он прожил за границей.
Своей родины он почти не знал и плохо говорил по русски.

Его портрет свидетельствует о том, что Павел Петрович аристократ. Запонки, воротнички, манжеты – во всем этом чувствовался английский вкус и порода. И в отношении его к крестьянству проявляется барская спесь и пренебрежительность. По языку и манерам он настолько далек от народа, что «русский мужик не считает его за соотечественника» и половину из его речи, пересыпанной иностранными словами, не понимает. В свою очередь, Павел Петрович нюхал одеколон, когда разговаривал с мужиками.
Наиболее полно раскрывается ненужность и несовременность взглядов Павла Петровича в его спорах с Базаровым. Этот герой в первого взгляда не понравился Кирсанову. В его присутствии Кирсанов старший чувствует тайное раздражение, потерю хладнокровия, выдержки, вежливости. Павел Петрович одобряет существующий строй, он в ужасе от того, что Базаров замахивается на самодержавие. Кирсанов не понимает обстановки, сложившейся в России, пытается защитить перед Базаровым общину и другие патриархальные явления русской действительности, не зная, что община теперь даже не приносит оброка. Он придерживается славянофильских взглядов, но ничего русского не читает. Павел Петрович противопоставлен Базарову во всем. Тургенев подчеркивает это тем, что они даже одни и те же слова произносят по разному (принсипы – принцыпы). Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа «… да он и был мертвец», рассказывает читателю, что Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а «на письменном столе у него находится пепельница в форме мужицкого лаптя» как единственнный символ связи с родиной. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут революционеры демократы. Младший брат, Николай Петрович, очерчен в романе несколько иначе. Тургенев явно в большей степени сочувствует этому герою, так как он отражает взгляды и настроения либеральной части дворянства, к которой примыкал и сам писатель. Николай Петрович – человек, склонный к мечтательности и грусти. Это немного удивительно, так как по роду своих занятий, да и по возрасту, он должен был бы быть далек от мечтаний. Николай Петрович любит стихи, играет на виолончели, любуется природой, увлекается изучением трудов немецких философов. Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга, основал ферму на «вольном труде».
Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему. Николай Петрович прислушивается к Базарову, следит за его опытами, рассуждает о его спорах с Павлом Петровичем. Он огорчается словам Базарова о некоторых книгах, которые он считал современными. В его разговорах с Базаровым читатель находит названия некоторых современных философских трудов. К крестьянам Николай Петрович относится хорошо. Он несколько более демократичен, чем Павел Петрович. Это чувствуют все, даже Фенечка. Но именно в отношении с крестьянами раскрывается его важная черта – бесхарактерность и мягкость. Когда надо кого то наказать, он этого сделать не умеет, так как нерешителен и добр. Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), он своими речами «доводит мужиков до истомы». Свое посредничество он превращает в пустую и ненужную говорильню. Поэтому нам становятся понятны слова Базарова о том, что Николай Петрович – человек отставной и его «песенка спета». Хотя симпатии автора находятся на стороне этого героя, и в конце романа «ферма уже приносит значительный доход», мы понимаем, что этот человек живет все же устаревшими представлениями и ценностями. Такими увидел и изобразил дворян либералов Иван Сергеевич Тургенев. И хоть он и писал, что «Николай Петрович – это я», но пальму первенства он явно отдал Евгению Васильевичу Базарову – первому в русской литературе образу революционера разночинца.

1.Детали портрета Николая Кирсанова:

«…барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах»; «сидит, подогнувши под себя ножки»; «мы видим его… уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного»; «Николай Петро­вич прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие и чёрные глаза и мягкие жидкие волосы».

2.Сфера интересов:

Хозяйство, поэзия, музыка, любовь к природе, к семье, к детям.

3.История героя:

У него «хорошее имение в двести душ»; он размежевался с крестьянами и завёл «ферму». Отец его боевой генерал 1812 г., полуграмотный, гру­бый, но не злой русский человек… Он родился на юге России и воспиты­вался до четырнадцатилетнего возраста дома, окружённый дешёвыми гувернёрами… не отличался храбростью… заслужил прозвище трусиш­ки… остался хроменьким… Отец пустил его по штатской. Он повёз его в Петербург, как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. Жили одно время с братом на одной квартире. В 1835 г. вышел из университета кандидатом. Влюбился «в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры». Женился на ней, покинул министерство уделов. Жил в городе, затем в деревне… вскоре родился сын Аркадий. «В 1847 г. жена Кирсанова скончалась». «В 1855 г. он повёз сына в университет». Живёт в Марьино.

4.Я – концепция героя:

«Кажется, я всё делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требо­ваниями…» «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разру­шаете… Да ведь надобно же и строить».

5. Речевая характеристика Николая Кирсанова:

Робкий, «внутренне смущённый», то встревоженный, то печаль­ный, то постоянно умиляющийся, Николай Петрович очень мягок по ха­рактеру. Он добр и заботлив к своим родным и так же относится и к Базарову. Он читает стихи, рассуждает о хозяйстве, но это вызывает улыбку у молодых людей. Он говорит и читает по-французски, по-немецки, знает латынь, играет на виолончели, тонко чувствует, остро переживает всё происходящее.

Он хозяин в доме, поэтому постоянно сглаживает острые углы в разговоре Базарова и Павла Петровича, очень вежлив, умеет поддер­жать учёный разговор. В трудных ситуациях тщательно подбирает слова, иногда говорит с паузами.

Свободным и счастливым он ощущает себя нечасто, только с Фенечкой и Митей.

«Отставному человеку» всего сорок четыре года, но он чувствует себя стариком и очень страдает от этого. «Поэзия», «художество», «природа» — весь этот «романтизм», по мнению Базарова, — это и есть круг его интересов. Семья, любовь, воспоминания. Конечно, прихо­дится заниматься хозяйством, и он пытается как-то справиться с этим. Но ему тяжело. Он не умеет быть резким, грубым, решительным. Речь его всегда «страдает» мягкостью, интеллигентностью, уступчи­востью, деликатностью. Он не может заставить, кого бы то ни было бояться себя. В его голосе и интонациях как бы постоянно скрывается чувство вины, сожаления.

6. Характеристика, данная другими героями:

Базаров: «…славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но добряк». «Эти старенькие романтики!» «Твой отец добрый малый… но он человек отставной, его песенка спета», «старички Кирсановы». Аркадий: «Отец у меня золотой человек». Матвей Ильич Колязин Аркадию: «Чудак был твой папа всегда».

7. Прямая авторская оценка:

«…он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества». «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нём эту способность». «Её
(Фенечки) голос разом напомнил ему: его седые волосы, его старость,
его настоящее».

«У него, у сорокачетырёхлетнего человека, агронома и
хозяина, навёртывались слёзы, беспричинные слёзы; это было во сто
раз хуже виолончели».

8. Судьба героя:

Николай Петрович женился на Фенечке. Он «попал в мировые посредники и трудятся изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи…»

Образ Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Павел Петрович Кирсанов является одним из основных действующих персонажей в романе Ивана Сергеевича Тургенева»Отцы и дети». Важнейшей проблемой, поднятой автором в этом известном произведении, является тема спора между поколениями. Именно Павел Кирсанов олицетворяет описанные Тургеневым устоявшиеся социальные взгляды, которые противопоставляются молодёжным веяниям. По сюжету он предстаёт антиподом главного героя, в частности, конфликт Павла Петровича с Евгением Базаровым являются важной сюжетной линией.

Кирсанов родился на юге России, в семье боевого генерала. Очевидно, что он рано привык к богатству, так как в юности поступил Пажеский корпус – привилегированное военное учебное заведение. Отучившись, он стал капитаном и вошёл в светский круг общества и, казалось бы, Павла Петровича ожидал головокружительный успех и восхитительная карьера. Однако он повстречал таинственную княгиню Р., ради которой молодой человек бросил всё, что имел. Эти отношения закончились трагично, оставив неизгладимый след в душе героя, в итоге Кирсанову пришлось переехать в деревню к брату.

Даже здесь, в глуши, Павел Петрович не теряет некоторой чопорности и аристократических повадок. Он читает зарубежные газеты и предпочитает всё иностранное, «всю жизнь свою устроил на английский вкус». Тем страннее слышать, что Кирсанов является славянофилом. Он искренне считает, что русский народ не может жить без патриархальных устоев, что крестьянам нужна не столь свобода, сколько сильный государь и мощная вера в Бога. В 60-х годах XIX века, когда и происходит события, описанные в романе, такие убеждения Павла Петровича считаются изрядно устаревшими. Особенно жестокую критику жизненных принципов этого персонажа высказывает главный герой произведения Тургенева, Евгений Базаров.

Эти герои и являются ярчайшими представителями «отцов» и «детей», находятся по разные стороны конфликта, имея противоположные мнение буквально по любому поводу. Павел Петрович Кирсанов в этих жарких спорах защищает высокие идеалы: благородность и старинные традиции. Он даже вызывает Базарова на дуэль, защищая репутацию Фенечки и честь своего брата.

Эта история показывает читателю, что Павел Петрович – человек не из трусливых, готовый умереть за свои убеждения. Удивительно, что при всех возникающих разногласиях между Кирсановым и Базаровым немало общих черт: развитое чувство собственного достоинства, образованность, самоуверенность, ум и практичность. Если бы герои родились в одно поколение, то вполне возможно, что тогда бы они смогли найти общий язык.

С другими персонажами романа Кирсанов не вступает в конфликты: он пользуется уважением своего брата, с ледяной вежливостью разговаривает с Фенечкой; его любит и ценит Аркадий. Заметно, что Павел Петрович неплохо уживается со всеми домочадцами.

Аристократичному и изящному Павлу Кирсанову «на вид было лет сорок пять», он обладал средним ростом и короткими седыми волосами. Герой ещё с молодости отличался «замечательною красотой» и развитым вкусом в одежде. Его благородная внешность, под стать манерам поведения, неизменно привлекала к себе внимание женщин. Но после того, как он один раз обжёгся об огонь трагической любви, Павел перестал с ними знаться.

В конце романа читателям становится известно, что Павел Петрович не задерживается в России – он переезжает в Дрезден, где впоследствии и умирает в одиночестве.

Такой финал жизни этого противоречивого персонажа символизирует уход прежнего поколения и перелом старых традиций. Увы, принципы Кирсанова и его жизненные убеждения, которые он пылко отстаивал, так и не принесли ему счастья. В этом проявляется ещё одно печальное сходство между ним и Базаровым.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Образ Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева

По произведению: «Отцы и дети»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Добавить комментарий

Закрыть меню